Александр БАЛТИН. ШКОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И САМОСОЗНАНИЕ НАРОДА
Александр БАЛТИН
ШКОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И САМОСОЗНАНИЕ НАРОДА
Русские без художественной литературы? Русские, не любящие и не знающие свою литературу?
Исаак Бабель горько шутил: Революция породила новый тип: еврей-алкоголик.
Так и слом 1991 года породил новый тип – русский, не ценящий собственную литературу.
Что не могло не отразиться на школе, не повлиять на программы…
Теперь – с четвертьвековой высоты – советская программа школьной литературы не представляется не только ужасной, но видится вполне сбалансированной, с разумной дозировкой количества часов на Льва Толстого, и меньшей, скажем, на Александра Островского (великого, конечно, но пониже Льва, разумеется).
Вероятно, стоило подкорректировать курс литературы советского периода, снять некоторые идеологические штампы, не так педалировать статьи Ленина (кстати, блестящего стилиста) о литературе; но в целом именно советское преподавание литературы давало – через ощущение некоторой скуки, что уж таить, – и сознание величия родной литературы, и драгоценное ощущение её необходимости.
А это сознание во многом определяет самосознание народа.
Что определяет его теперь?
Сами знаете – деньги!
Возможность получения их – любым путём – куда интереснее погружения в великолепные слои творений Гоголя и Лермонтова, Достоевского и Булгакова (последнего, вернее главный его роман, читали бы, правда, и без школы)…
Хороша ли такая смена?
Судите сами.
А лучше – хотя бы попробуйте восстановить подобие преподавания советских времён.
Население не увлекается ныне даже "Мастером и Маргаритой". Телевидение, а затем гаджеты делают своё дело. Когда спрашиваю своих пожилых соседей по дому, что они читают, получаю ответы типа: не читаю, глаза болят, только телевизор смотрю.
Всё меньше тех, кто помнит, что в советские времена преподавали. Да и автор, говоря об Александре Островском, явно имеет в виду Николая Островского.
В Китае /см ст Св Селивановой в ЛГ/ открыли в сельской местности 600 тыс комнат- читален. Большое внимание уделяют книжному делу /вообще -культуре/. Культура как опора движения к среднезажиточному гармоничному обществу. Верно. А у нас ; лучше не писать. Масштаб мелок/ сверху донизу/
Посмотрите -статья Вл Бондаренко о Тютчеве и какие убогие отклики/ первые/.
С таким подходом Китай нас мирно завоюет /см ст в Лит. России о Приамурье/.