ФОРУМ / Елена СУДАРЕВА. КАК МОТЫЛЬКИ НА ПЛАМЯ. Роман «Бесы» Достоевского (из цикла
Елена СУДАРЕВА

Елена СУДАРЕВА. КАК МОТЫЛЬКИ НА ПЛАМЯ. Роман «Бесы» Достоевского (из цикла

Елена СУДАРЕВА

КАК МОТЫЛЬКИ НА ПЛАМЯ

Роман «Бесы» Достоевского

 

«На вещь, которую я сейчас пишу… сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь», (1) – так говорил Федор Михайлович Достоевский о своем новом романе «Бесы» в письме Николаю Николаевичу Страхову – известному критику и первому биографу писателя – 5 апреля 1870 года. (2)

Роман Достоевского был опубликован в журнале М.Н. Каткова «Русский Вестник» в 1871-1872 годах. Символично, что «Бесы» появились в «Русском Вестнике» вскоре после публикации в нём романа Николая Семёновича Лескова «На ножах» в 1870-71 годах. И хотя сам Достоевский очень критично отнёсся к произведению своего предшественника, невозможно не почувствовать близость больных вопросов русского общества, которые, как нарывы на теле больного, вскрывают оба художника в своих произведениях.

Человек преступает от века заповеданные законы правды, милосердия, добра и неумолимо движется к собственной гибели. Другой дороги ему просто не дано – утверждают в своих романах Лесков и Достоевский.

ВЫСКАЗАЛСЯ Достоевский в «Бесах» значительно полнее и шире, чем предполагал вначале. «Первый крик» рождающегося романа был связан с убийством слушателя Петровской земледельческой академии И.И Иванова в 1869 году, которое совершили пять членов тайного общества «Народная расправа». Событие, известное как «нечаевское дело».

Это убийство отразило в себе, как в капле, то новое, безбожное отношение к человеческой жизни, которое всё больше захватывало умы людей по всему миру. И Достоевский не мог не откликнуться.

Роман «Бесы» только вначале, при самом поверхностном его прочтении, можно воспринять как «памфлет» на русский либерализм, на вылупившийся из него нигилизм, а потом и терроризм и прочие «измы»…

Достоевский пишет эсхатологический роман, в котором политическая интрига лишь отправная его точка. Роман о конечных судьбах человека и мира. Роман о группке социалистов, которая жаждет перевернуть всю Россию вверх дном, – это роман о плевелах, которые сначала безрассудно взращиваются людьми, а потом забивают все здоровые всходы жизни на земле. (3)

Поэтому, по Достоевскому, когда разразится катастрофа в России и в мире, – не будет устранившихся во всём человечестве. Вина ляжет на плечи всех и каждого. Не только на тех, кто сам убивал, поджигал и разрушал. Но и на тех, кто легкомысленно и весело прожигал свою жизнь. Кто либерально независимо подбрасывал в разгоравшийся пожар дровишки, чтобы полюбоваться бушующим пламенем, не думая при этом ни о ком и ни о чём, кроме себя. Что же тогда ужасаться содеянному?! Было дано время предотвратить гибель, и было послано СЛОВО, как это сделать.

Не ради памфлета приносит Достоевский в жертву «художественность». А ради пророчества, которое стремится, как можно полнее, чуть не захлебываясь от обилия мыслей, высказать на страницах своего романа. 

Надвигающийся АД, провиденный Достоевским, – это ад Нового времени, который может воцариться в сердце человека и поработить его. Не до художественности, видно, было духовному воителю, когда пред ним разверзлось ненасытное пекло.

Духовным зрением увидев, как закружились в разрушительном вихре его современники и полетели на лукавое пламя, –  Достоевский в своём романе бесстрашно бросает вызов этим силам. Где твоё жало, ад? – словно раздаётся со страниц романа его вопрос. И слышится бесстрашный ответ: вот это жало! Смотри, читатель, и бодрствуй!  

Один из эпиграфов к роману – строки из стихотворения А.С. Пушкина «Бесы». Достоевский, ещё стоя на пороге своего романа, словно вкладывает в руки читателя ключ, которым открывается почти каждая страница его книги:

Хоть убей, следа не видно,

Сбились мы, что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам. (4)

 

Как близки и понятны эти пушкинские «МЫ» – «НАМ» – «НАС»! Пожалуй, не осталось в романе Достоевского ни одного героя, ни одного второстепенного персонажа, который так или иначе не стал бы игралищем тёмных сил.

И это не только ДОБРОВОЛЬНО приобщённые – дети тьмы – руководитель тайного общества Петр Верховенский и его кумир-соратник-враг Николай Ставрогин, но даже нежная Лиза, влюблённая в Ставрогина, опалена тёмным пламенем и самовольно ищет смерти. 

Три героя в романе Достоевского замышляют самоубийство.

Кириллов – бывший член кружка социалистов, отвергающий Божий дар жизни. Помешавшийся на идее, что убив себя, он станет сам свободен как Бог, сам станет Богом. «Если Бог есть, то вся воля его, и из воли его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие… Потому что вся воля стала моя. Неужели никто на всей планете, кончив Бога и уверовав в своеволие, не осмелится заявить своеволие, в самом полном пункте?.. Я хочу заявить своеволие. Пусть один, но сделаю», – растолковывает Кириллов цель своего самоубийства Петру Верховенскому.

Но читателя не покидает надежда: кажется, ещё немного – и герой примет Божий промысел о себе самом. До последней минуты так и не знаешь: кто победит – человек или его безумная гордыня. Но выстрел раздался! Кириллов сделал СВОЙ выбор.

Неожиданно выбирает добровольный уход из жизни юная, чувствительная Лиза. Влюблённая в Николая Ставрогина, она сознательно бросает свою честь к его ногам, чтобы наутро насладиться безумной местью – оставить его и покончить с собой.

«Сон и бред! – вскричал Николай Всеволодович, ломая руки и шагая по комнате. – Лиза, бедная, что ты сделала над собою? – Обожглась на свечке и больше ничего», – отвечает девушка и добавляет: «Слушайте, я ведь вам уже сказала: я разочла мою жизнь на один только час и спокойна. Разочтите и вы так свою… впрочем, вам не для чего; у вас так ещё много будет разных «часов» и «мгновений»». Но Ставрогин отвечает: «Столько же, сколько у тебя; даю тебе великое слово моё, ни часу более, как у тебя!». И в конце романа читатель понимает, что слово своё он сдержал – по крайне мере с Лизой он был честен до смертного часа.

Однако жизнь готовит своевольной героине свою развязку. Разъярённая толпа, увидев её около дома Лебядкиных – жены Ставрогина Марьи Тимофеевны и её брата, зарезанных ночью, убивает Лизу, при этом называя ее «ставрогинской». Именно Ставрогина все считают виновником смерти Лебядкиных. Хотя честный ответ самого героя таков: «Я не убивал и был против, но я знал, что они будут убиты, и не остановил убийц. Ступайте от меня, Лиза, – вымолвил Ставрогин...» И Лиза уходит смотреть на убитых, уходит, чтобы уже не вернуться никогда.

Однако по дороге, за несколько мгновений до смерти, она случайно встречает своего учителя детства Степана Трофимовича Верховенского и просит его: «Помолитесь и вы за «бедную» Лизу – так, немножко, не утруждайте себя очень». (5)

Степан Трофимович Верховенский, отец Петра Верховенского, – известный в провинциальном городе либерал. С изящной иронией он всегда относился к религии. И, кажется, что последняя просьба Лизы так и канет в пустоту, в мутную хмарь бескрайних полей. Но не предсказать путь души человеческой в мире Достоевского. Именно Степану Трофимовичу в конце романа перед смертью будет даровано исповедоваться православному священнику и принять Святое причастие. Последняя просьба несчастной Лизы не останется без ответа.

Третьим самоубийцей в романе Достоевского становится Николай Ставрогин. Трудно понять эту изломанную душу, в которой ангел с бесом ведут открытый бой. Все окружающие Николая Ставрогина чувствуют его избранность, превосходство. Как никто чувствует это Петр Верховенский, в котором тёмное начало, кажется, безвозвратно одержало верх над божеской природой человека. Именно он, вертлявый и одурманивающий, – главный устроитель всех разрушений и убийств, происходящих в романе.

С каким остервенением, с какой страстью ведёт он борьбу за душу Николая Ставрогина!

«Ставрогин, вы красавец! – вскричал Пётр Степанович почти в упоении. – Знаете ли, что вы красавец! В вас всего дороже то, что вы иногда про это не знаете. О, я вас изучил!.. Я люблю красоту. Я нигилист, но люблю красоту… Вы мой идол!.. Мне, мне именно такого надо, как вы. Я никого, кроме вас, не знаю. Вы предводитель, вы солнце, а я ваш червяк…

Он вдруг поцеловал у него руку. Холод прошёл по спине Ставрогина, и он в испуге вырвал свою руку. Они остановились. – Помешанный! – прошептал Ставрогин».

Ставрогин хочет защитить Ивана Шатова, которого Пётр Верховенский решил положить на кровавый жертвенник своей идеи: взгляды Шатова изменились и он покидает кружок социалистов. Ставрогин прямо заявляет Петру Верховенскому, что не отдаст ему Шатова.

И однако, этот же Ставрогин, походя, бросает Петру Степановичу искушающий совет: «…подговорите четырёх членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесёт, и тотчас же вы их всех пролитою кровью, как одним узлом, свяжете. Рабами вашими станут, не посмеют бунтовать и отчётов спрашивать. Ха-ха-ха!».

Вольно или невольно Николай Ставрогин прорисовывает линию трагической судьбы Шатова, так восхищавшегося им всю свою недолгую жизнь. Убийство совершится, несмотря на все внутренние колебания и страхи его участников, несмотря на рождение у жены Шатова ребёнка, несмотря на счастье, которое испытает этот человек, весь открытый новой жизни.

Так «шутка» Ставрогина превратится в кровавую реальность.

В самой дальней и тёмной части парка в Скворешниках, в имении Ставрогиных, происходит убийство Шатова. А в доме в Скворешниках его хозяин Николай Всеволодович Ставрогин в скором времени сам сведёт счёты с жизнью. «Гражданин кантона Ури висел тут же за дверцей. На столике лежал клочок бумаги со словами карандашом: «Никого не винить, я сам»».

Почти беспросветным кажется роман Достоевского, где взбесившийся, обезумевший в цинизме и веселье город чуть не превращается в груду золы. Лишь неожиданная перемена ветра помогает жителям потушить поджог. Кажется, Достоевскому мало убийств и смертей в романе – само дьявольское пекло вырывается из-под земли на волю и чуть не слизывает весь город и его обитателей.

Но есть в тексте произведения одно удивительное место, связанное со вторым эпиграфом к роману Достоевского, – отрывок из Евангелия от Луки, глава VIII, 32-36.

Уже смертельно больной Степан Трофимович просит случайно встреченную им книгоношу, Софью Матвеевну, ухаживающую за ним, прочитать ему это место из Евангелия:

«О свиньях… я помню, бесы вошли в свиней и все потонули… Прочтите мне это непременно; я вам после скажу, для чего… это чудесное и… необыкновенное место было мне всю жизнь камнем преткновения… Теперь же мне пришла одна мысль… видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, – это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, нашей России, за века, за века!.. Но великая мысль и великая воля осенят её свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы, вся нечистота, вся эта мерзость, загноившаяся на поверхности… и сами будут проситься войти в свиней. Да и вошли уже, может быть! Это мы, мы и те, и Петруша… и я, может быть, первый, во главе, и мы бросимся, безумные и взбесившиеся, со скалы в море и все потонем, и туда нам дорога, потому что нас только на это ведь и хватит. Но больной исцелится и «сядет у ног Иисусовых»… и будут все глядеть с изумлением…».

Что можно добавить ещё к этому? Пожалуй, ничего. Или только ещё одно. Не ужасом и обречённостью перед тьмой бесов и бессилием человека поражает роман Достоевского. А верой писателя в возможность чудесного, невероятного, божественного исцеления человека, отечества и всего мира. 
--------------------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Цит. по: Достоевский Ф. Письма, Т. II, Лениздат. 1930. С. 257.
2. Даты даются по новому стилю.
3. Евангелие от Матфея, 13. 24-30,36-43 – притча Иисуса Христа о пшенице и плевелах.
4. Здесь и далее цит. по: Достоевский Ф. Бесы. Роман. М.: Изд-во «Эксмо», 2013.
5. Повесть "Бедная Лиза" (1792) Н.М. Карамзина (1766-1826).
 

Комментарии