БЕСЕДА / Владимир МЕДВЕДЕВ. ЛЮДИ СЧАСТЛИВОГО ДАРА. К 80-летию Андрея Румянцева
Владимир МЕДВЕДЕВ

Владимир МЕДВЕДЕВ. ЛЮДИ СЧАСТЛИВОГО ДАРА. К 80-летию Андрея Румянцева

 

Владимир МЕДВЕДЕВ

ЛЮДИ СЧАСТЛИВОГО ДАРА

К 80-летию Андрея Румянцева

 

С Андреем Григорьевичем Румянцевым мы встретились после открытия XIII Международного фестиваля «Звёзды на Байкале» в Иркутске. Этот музыкальный праздник ежегодно проводит в родном городе выдающийся пианист Денис Мацуев. Румянцев приехал на фестиваль с рукописью книги об этом виртуозе, которая готовится к выпуску в издательстве «Молодая гвардия». После книг о Валентине Распутине и Александре Вампилове, вышедших в популярной серии «Жизнь замечательных людей», Андрей Румянцев выбрал героем нового биографического повествования ещё одного знаменитого сибиряка – Дениса Мацуева.

 

– Выбор кажется неожиданным и логичным одновременно. А как вы-то сами пришли к этой мысли?

– Когда я закончил работу над книгой о Распутине, меня в издательстве «Молодая гвардия» спросили, о ком я хотел бы написать следующую.

Ну, понятно, что я хотел бы рассказать о ком-нибудь из писателей. Эта среда ближе мне, чем любая другая, и любимых авторов, которых знал лично, у меня немало. Так и ответил.

Но у издателей было иное предложение. Некоторое время назад «Молодая гвардия» открыла серию «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается» – о ныне здравствующих выдающихся людях. И когда мне напомнили об этом, я первым назвал имя Дениса Мацуева.

Мои собеседники согласились: достойная кандидатура, и к тому же иркутянин.

 

– На том и порешили?

– Всю сложность задачи я понимал уже тогда, и прямо сказал об этом. Да, я с молодых лет, благодаря моим сокурсникам по Иркутскому университету Александру Вампилову и Игорю Петрову, пристрастился слушать классическую музыку. Но это, как и пять лет игры на контрабасе в студенческом оркестре – не тот уровень, который можно считать достаточным, чтобы писать о выдающемся музыканте.

 

– Зная вас, не сомневаюсь, что вы просмотрели всё выложенные в ютубе видео с концертов Дениса Леонидовича, беседовали с его родными, близкимии, думаю, многими друзьями.

– В последние два года я не пропустил, мне кажется, ни одного концерта Дениса Леонидовича в московских залах. А в общении с ним, с людьми, хорошо знающими его, убедился, что он человек добрый, внимательный. И редкостно талантливый. Сидишь в первых рядах партера, видишь его вдохновенное лицо, его руки. Впечатление от игры всегда потрясающее. Неудивительно, что отзывов о его исполнении в интернете – множество, знатоки музыки отзываются о нём только в восторженных тонах.

 

– Обилие информации затрудняет задачу автора – сообщить нечто такое, о чём ещё никто не рассказывал. Так?

– И так, и не так. Скажем, в интернете можно прочесть, что трёхлетний Денис смог по памяти сыграть на фортепиано мелодию, сопровождающую прогноз погоды в телепрограмме «Время». Интересно? Да. Это музыкальное дарование. А если прибавить к этому чудесные душевные задатки будущего пианиста, которые тоже проявлялись на каждом шагу, – тогда его «портрет» будет объёмней. В минувшее воскресенье Ирина Дмитриевна, мама Дениса, поведала мне такое, что обязательно должно быть упомянуто в книге. Сын, сказала она, воспитывался в семье с двумя бабушками. И он был мальчик добрый, нежный. Мог выйти во двор и крикнуть перед всем многоэтажным домом: «Я люблю вас, дети!». Это когда ему было три или четыре года, представляете?

 

– Одна из особенностей серии «ЖЗЛ» в том, что автору можно не бояться «перенаселённости» книги персонажами. Кого мы увидим в вашей книге?

– Я позволю себе начать с другого отличия серии, и вы поймёте, почему. Биографическая канва не только отсекает авторские выдумки, но и предполагает хронологическое изложение. А я от него частично отказался. В случае с Мацуевым оно было приемлемо только до 1998 года, когда Денис окончил консерваторию и стал лауреатом Международного конкурса имени Чайковского. Дальше пошло изложение тематическое. Скажем, глава «Счастливое сумасшествие» – о его поездках по планете и о том, что его ведёт по жизни. «Мировая команда друзей» – о знаменитых дирижёрах и коллегах-исполнителях. О супруге, балерине Екатерине Шипулиной – «Я встретил вас».

Задача автора в «ЖЗЛ» – показать истоки таланта человека, о котором он пишет. Как в семье, школе, вузе или ещё где-то самородку помогли развить необычайные способности? Как это произошло? Кто все эти замечательные люди, которые помогли раскрыть талант?

 

– А если говорить о Денисе Мацуеве, то он раскрылся «благодаря» или «вопреки»?

– У него всё сошлось. Многие знают: его мама окончила музыкальный факультет Иркутского пединститута и затем преподавала в нём, а отец, Леонид Викторович, был заведующим музыкальной частью нашего драмтеатра, преподавал в театральном училище, писал музыку к спектаклям.

Но музыкальные способности рода идут дальше, в глубины лет. Прадед Дениса по отцовской линии, Михаил Николаевич, который служил настоятелем храма в селе Мишелёвка, недалеко от Иркутска, создал семейный ансамбль. Каждого из своих детей – двух сыновей и трёх дочек – он научил игре на разных инструментах. Как ему эти инструменты доставались – отдельный разговор.

Дед Ирины Дмитриевны, Леонид Гомельский, любил петь под гитару. Его сын Дмитрий прошёл Великую Отечественную войну, не расставаясь с барабаном. Троюродный брат Дениса Мацуева, близкий ему по возрасту, стал художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова и одновременно главным дирижёром Лондонского филармонического оркестра. И это я ещё половины одарённых в музыкальном отношении родственников не назвал.

 

– Вампилов, Распутин, Мацуев... Разные судьбы, разные даты рождения, разные поприща. Но есть ли нечто такое, что их объединяет?

– Есть. Несколько глубинных черт. Все трое – из тех, кто в жизни придерживается правды. Распутин, например, мог не порекомендовать в журнал, посвящённый празднику «Сияние России», рассказ нашего общего друга. Рассказ казался вроде бы не хуже, чем у других авторов. Но Валентин Григорьевич посчитал: «Слабый».

И Дениса Мацуева не обманут четыре выхода на бис, если отец дома укажет на какие-то недочёты.

Далее. 264 концерта, которые он дал за прошлый год, – зачем они? Ради денег? Нет, ради денег в многодневные турне, отрываясь от любимой семьи, не уезжают. Честное служение таланту – вот что отличает и Вампилова, и Распутина, и Мацуева.

 

– Андрей Григорьевич, в этом, юбилейном для вас году, в вашей жизни произошли три события. Вышла книга «Певцы родной земли» на двух языках – русском и бурятском. В неё вошли литературные портреты 42-х писателей Бурятии. Иркутский дом литераторов издал книгу «От сосны до звезды», которую составили по большей части стихи, написанные вами в последние годы. И, наконец, 24 июля президент страны издал указ о награждении большой группы наших сограждан. Я посмотрел его и увидел, что вы удостоены медали Пушкина. И мне остаётся только поздравить вас, пожелать крепкого здоровья и новых удач в творчестве!

– Спасибо!

 

===========================================

На снимке:

Сентябрь 2018 года. Денис Мацуев (в центре) и Андрей Румянцев (слева) отдыхают от приятного фестивального «сумасшествия» на Байкале.

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии