ФОРУМ / ПРЕСС-РЕЛИЗ МСПС. Написанное сердцем (рецензия)
ИСПОЛКОМ  МСПС

ПРЕСС-РЕЛИЗ МСПС. Написанное сердцем (рецензия)

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ МСПС

Написанное сердцем (рецензия)

 

Если последний роман известного поэта и прозаика Ивана Переверзина "На ленских берегах" можно назвать своеобразной "энциклопедией якутской жизни" предперестроечных лет, – пишет критик Рязанцев-Седогин, – то созданное им удивительное по красоте и смыслам произведение в прозе – «Капитоновка», на его взгляд, можно поставить в ряд классиков мировой художественной литературы, и условно назвать его повесть: «Портрет художника в юности». Постижение себя и мира, как «подвижного покоя», переход от хаоса к космосу и есть то таинственное, вечно совершаемое событие, которое заставляет в любой попытке осмысления понять мир как Единое.

Современная литература, став плоской, давно испытывает онтологический голод. Скользя по поверхности жизни, она не погружается в существо её. Отсутствие в литературе метафизического измерения ощущает и читатель, уставший от праздного веселья и пошлой житейской «мудрости». И если вокруг празднует победу нынешняя пошлость жизни, зачем в таком случае нужна ещё литература? Нужна.

Но утешаюсь я от века тем,

Что созерцаю образ мирозданья.

Хоть человек забыл своё преданье,

В творенье Бог красноречиво нем.

 

Повесть Ивана Переверзина «Капитоновка» поражает воображение своей детальной созерцательностью жизни так же, как и плотность изобразительного ряда романа великого русского писателя Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева».

«Подражая подпаску, – размышляет герой автобиографического романа «Жизнь Арсеньева», – можно было запастись подсолёной коркой чёрного хлеба и есть длинные зелёные стручки лука с серыми зернистыми махорчиками на остриях, красную редиску, белую редьку, маленькие, шершавые и бугристые огурчики, которые так приятно было искать, шурша под бесконечными ползучими плетями, лежащими на рассыпчатых грядках… На что нам было всё это, разве голодны мы были? Нет, конечно, но мы за этой трапезой, сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, из чего создан мир».

Бог как первопричина красоты всего мироздания. Русское искусство это знало всегда. Первое слово, напечатанное для славянских народов, было Слово Истины. Это запечатлелось в душе и сознании русского народа. Он впитал это и запомнил на все времена: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога…». Вот эта серьёзность и онтологичность Слова – определило нашу культуру как словообразующую, как смыслообразующую.

«Будьте как дети…», – говорит Христос.

Ибо детство – это чистая, незамутнённая страстями-мучителями природа человека. Вера ребёнка чиста. В природе ребёнка нет зла. Зла и Бог не создавал. Оно явилось в свободной, тварно-конечной человеческой воле.

Детство – это время невольного или, скорее, органичного самосознания, узнавания и понимания своего места в мире. О, как много зависит от переживаний, впечатлений, полученных в детстве! Особенно для судьбы художника! Иван Переверзин возвращает русскую литературу через непосредственные и живые переживания ребёнка в лоно богоданного восприятия мира. И детское переживание умиления от соприкосновения с живой природой у Ивана Переверзина, воскрешает слова Великого отца Преподобного Исаака Сирина: «Умиление есть возгорание сердца о всём творении»…

С «молоком матери» писатель впитывал бережное отношение к окружающему миру, ибо Бог устроил этот мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть другого мира.

Но писатель Иван Переверзин не останавливается только на созерцательном аспекте в восприятии мира, для него важно совместить свои духовные переживания, переживания красоты и гармонии жизни. 

Герой повести “Капитоновка” маленький Ваня сталкивается с несправедливостью жизни и самой смертью, которая открывает ему совершенно другое, глубинное измерение человека и его призвания. Маленький человечек видит через события жизни трагическое начало в человеческой судьбе, избравшей не доброе, исходящее от Бога, а злое, посеянное Диаволом в этом мире. Он чувствует, что человек не только принадлежит Богу, но в своей свободе может избрать зло. 

Главный аспект спасительной для современного времени прозы писателя Ивана Переверзина, – послушание отцам и дедам, принятие традиций народа…  Без соборного сознания и без соборного труда на севере человеку не выжить. Не выжить и плохому человеку среди суровой природы. Этот общий труд, общенародное дело направлены на сбережение и сохранение жизни.

К сожалению, этот символический реализм, как особое мировосприятие свойственное творчеству Ивана Переверзина, медленно принимается и усваивается современными писателями. Это мировоззрение раскрывается, опираясь на опыт классической русской литературы, в особенности девятнадцатого века, как совершенное и абсолютное откровение о мире, как Всеедином Целом, как о мировой гармонии, объединяемой и охватываемой Любовью.

В творчестве писателя этот божественный прекрасный космос, пронизанный лучами Божества, логосами, отражающими Божественный Логос, отражается в каждой части мироздания, в каждой капле этого мира, отражается весь, повторяется бесчисленное количество раз, воспринимается логосами человеческими, ему сообразными и объединёнными тоже силой любви. Особенное и чудное видение, которое можно охарактеризовать как космическое общее дело.

 

Полностью ознакомиться с рецензией Г.Рязанцева-Седогина на повесть Ивана Переверзина “Капитоновка” можно на сайте Международного сообщества писательских союзов (http://www.m-s-p-s.ru/).

  

Александр Таев, пресс-служба МСОО «МСПС»

 

Телефон: +7-987-387-1659

E-mail: Pressa-msps@mail.ru

Адрес: 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 52/55, стр. 1.

Официальный сайт: www.m-s-p-s.ru

 

 

Комментарии