ПАМЯТЬ / Александр БАЛТИН. НА СМЕРТЬ ОЛЕГА ПАВЛОВА (16.03.1970 – 7.10.2018)
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. НА СМЕРТЬ ОЛЕГА ПАВЛОВА (16.03.1970 – 7.10.2018)

 

Александр БАЛТИН

НА СМЕРТЬ ОЛЕГА ПАВЛОВА (16.03.1970 – 7.10.2018)

 

Верность правде есть основополагающий вектор писательского мировосприятия. Плюс – густота словесной плазмы, плотность письма той концентрации, когда в водоворот литературного произведения вовлекается богатое разнообразие существующего – и определяющего, в сущности, явь. Без каковой невозможна никакая серьёзная литература, даже если она базируется на фантазии.

Но фантазия была лишней, если речь идёт об Олеге Павлове, ушедшем в века: в том числе в века истории литературы.

От первого цикла рассказов – чьё название «Караульные элегии» несколько диссонировало с подчёркнутой прозаичностью содержания – до романов «Казённая сказка», или «Дело Матюшина» – Павлов вёл линию… даже не просто реализма, а жестокого реализма, под мощной лупой которого увеличивались детали яви, а отдельные явления приобретали эпохальное звучание.

Очевидно было духовное и стилистическое влияние Андрея Платонова – этого беспрецедентного стилиста и своеобразного философа русской почвы и космизма, но влияние, не имеющее ничего общего с подражанием, или заимствованиями: Павлов был оглушительно самостоятелен.

Но стиль его – с крепким раствором фразы и жёсткой кислотой абзаца – истоком брал платоновскую прозу: крепкую, как спирт.

И недаром одна из критических работ Олега Павлова носила название «Метафизика русской прозы», ибо сам он был именно метафизиком жизни – тем исследователем её, который стремится рассмотреть реальность до последней складки её изнанки.

…В «Безбожных переулках» легко заблудиться, но «Гефсиманское время» требует исполнения долга, а не игры, и Олег Павлов, напитав произведения свои столь не популярным в наше змеино-прагматическое время состраданием, исполнил свой писательский долг блестяще, оставив книги талантливые, страшные и призывающие жить иначе, чем жили мы последние четверть века…

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #14551 11.10.2018 в 15:14

Очень интересное интервью с Олегом Павловым зайдите к нам на сайт Литеатурного института
http://litinstitut.ru/content/oleg-pavlov-pisatel-dolzhen-byt-besstrashnym-no-ne-besstyzhim
Элеонора Оробинская

Комментарий #14550 11.10.2018 в 15:05

НА КОММЕНТАРИЙ #14544. Ошибка: Олег Хандусь умер в 2007 в Магнитогорске.

Комментарий #14545 10.10.2018 в 22:11

На КОММЕНТАРИЙ #14544. Вы пишете: "Был "комиссован по состоянию здоровья", якобы". Вам не кажется, что человек, ушедший в 48 лет, на самом деле был очень серьёзно хронически болен? Помягче бы надо об ушедших. (Во многом можно с вами согласиться в оценке творчества Павлова, но не сейчас, не здесь.)

Комментарий #14544 10.10.2018 в 17:57

Был "комиссован по состоянию здоровья", якобы, на самом деле прослужил кое-как шесть месяцев в ТуркВО и СрВО, трижды переводили из одной части в другую (помогала сердобольная мама, генеральская дочь, устроившая ребенку первую публикацию в возрасте 15 лет в "Литературной газете" в 1985 году и обивавшая штабы, чтобы мальчика комиссовали по 7-й статье хотя бы). Биография "армейская" О. Павлова искусственна, искали в "Новом мире" либералы "ужастик" про Советскую армию (после слащавенького антисоветского "Сто дней до приказа" не хватало грязи ), вопреки честно описанной конвойной службе выдающимся писателем своего поколения Закиром Дакеновым (в повести "Вышка", изданной в 1989 году 10-тысячным тиражом, Закир трагически погиб, упав с балкона в 1995 году), вопреки великолепной афганской прозе Олега Хандуся (скончавшегося в 1987 г.) и ныне здравствующего Олега Ермакова. Все эти солженицынские премии сломали Олега, ему не о чем было писать, кроме бесконечного триллера о дедовщине и жестокости в малоприятных конвойных ротах (были и арестантские, вспомните "Записки из Мертвого дома" Достоевского), последняя книга вышла в 2013 году в издательстве "Время", потом ссора с Борисом Натановичем, попытка написать роман про события 1993 года 9не получилось, не знал деталей. там не был), уход жены, конфликт с дочкой депрессия, и результат... Вспоминается несчастная евтушенковская Ника, выбросившаяся из окна... Типичный пример ненастоящего "русского" классика, сделанного искуственными методами на потребу диаспоры.