Александр БАЛТИН. НА СМЕРТЬ ОЛЕГА ПАВЛОВА (16.03.1970 – 7.10.2018)
Александр БАЛТИН
НА СМЕРТЬ ОЛЕГА ПАВЛОВА (16.03.1970 – 7.10.2018)
Верность правде есть основополагающий вектор писательского мировосприятия. Плюс – густота словесной плазмы, плотность письма той концентрации, когда в водоворот литературного произведения вовлекается богатое разнообразие существующего – и определяющего, в сущности, явь. Без каковой невозможна никакая серьёзная литература, даже если она базируется на фантазии.
Но фантазия была лишней, если речь идёт об Олеге Павлове, ушедшем в века: в том числе в века истории литературы.
От первого цикла рассказов – чьё название «Караульные элегии» несколько диссонировало с подчёркнутой прозаичностью содержания – до романов «Казённая сказка», или «Дело Матюшина» – Павлов вёл линию… даже не просто реализма, а жестокого реализма, под мощной лупой которого увеличивались детали яви, а отдельные явления приобретали эпохальное звучание.
Очевидно было духовное и стилистическое влияние Андрея Платонова – этого беспрецедентного стилиста и своеобразного философа русской почвы и космизма, но влияние, не имеющее ничего общего с подражанием, или заимствованиями: Павлов был оглушительно самостоятелен.
Но стиль его – с крепким раствором фразы и жёсткой кислотой абзаца – истоком брал платоновскую прозу: крепкую, как спирт.
И недаром одна из критических работ Олега Павлова носила название «Метафизика русской прозы», ибо сам он был именно метафизиком жизни – тем исследователем её, который стремится рассмотреть реальность до последней складки её изнанки.
…В «Безбожных переулках» легко заблудиться, но «Гефсиманское время» требует исполнения долга, а не игры, и Олег Павлов, напитав произведения свои столь не популярным в наше змеино-прагматическое время состраданием, исполнил свой писательский долг блестяще, оставив книги талантливые, страшные и призывающие жить иначе, чем жили мы последние четверть века…
Автору отзыва 14545
Из статьи А. Савельева в газете "Литературная Россия", см. https://litrossia.ru/item/drama-olega-pavlova/
"Павлов типичный ищущий книжный столичный юноша. В 1986 его страстный монолог записала одна из знакомых журналисток и опубликовала в «Литературной газете». По окончании школы парень попал в ад советской армии. Можно по этому поводу иронизировать, но все, абсолютно все мои ровесники армии боялись больше, чем чёрта с дьяволом, а Павлов ещё попал не куда-либо, а в конвойные войска.
Вот что поведал он в «Биографической записке»:
«…за эти полгода мог быть изнасилован, зарезан, застрелен, посажен в тюрьму, изувечен, мог изувечить непоправимо самого себя – тут я не в силах описать всех обстоятельств, только обозначаю, что видел в упор перед собой, загнанным зверьком, уже-то издыхающим, но происходило чудо. Этим чудом, спасавшим меня в последний возможный миг, были люди, порой случайно встреченные и самые незнакомые. Также я узнал и увидел, какие бывают лагеря и жизнь вокруг них. Отлежав в госпитале с травмой головы, но будучи психически здоровым, оказался в стенах карагандинской психушки, где провёл полтора месяца и был списан из конвойных войск как негодный к строевой службе, что, наверное, спасло мне жизнь».
Оказавшись на воле с, как ни крути, психиатрическим диагнозом, Павлов не мог устроиться на приличную работу. Двадцатилетний, полный сил мужик пошёл в вахтёры. На досуге начал писать. Поступил в Литературный институт."
Не был он "комиссован по состоянию здоровья", всё намного проще и хуже... Собственное автопризнание покойного литератора (очень напоминает по манере поведения Аркадия Беленкова...).
Знаменитым стать не трудно, а вот в обойме удержаться нелегко... Закат эры Олега Павлова венчала "Асистолия", которая вышла в один год с первым романом Вололазкина "Соловьев и...". Читатель вновь стал требовать с полок магазинов интеллектуальную прозу, быстро водолазкин подавил акунина и вот "Лавр" и "Авиатор", тираж эти книг перевалили первая за 100, вторая за 150 тыс. реализованных экз. А Павлов? Литература факта была стремительно добита в начале 2010. Факты в новостях, а интеллектуальный эрзац-наркотик, книжная услуга, вот что потребно сегодня толпе.
Затравили гения завистники с доцентскими корочками. Ну, как говориться, не впервой!
В "Литературной России" опубликован интереснейший диалог К. Анкудинова и А. Карасева "Живое и мёртвое слово" www.litrossia.ru/item/oleg-pavlov-shocks-i-mjortvoe-slovo/.
Раскрываются неприглядные подробности изгнания Олега Павлова из Литинститута еще за месяц до трагической безвременной кончины писателя ("потребовали приехать и переписать заявление об увольнении"). Всё изложенное в публикации резко контрастирует с "бравурным" насквозь лживым некрологом, размещенном на сайте института. Глубоко понимавший литературный процесс, мастер-прозаик не мог быть вольным камарильи советских литераторов (басинский, дмитренко, ватсап, безвольный варламов). Познакомитесь с публикацией, рекомендую, в особенности, его осиротевшим студентам.
Forvard Zero
Еще ошибка. Книга Закира Дакенова вышла в свет в 1991 году.
Очень интересное интервью с Олегом Павловым зайдите к нам на сайт Литеатурного института
http://litinstitut.ru/content/oleg-pavlov-pisatel-dolzhen-byt-besstrashnym-no-ne-besstyzhim
Элеонора Оробинская
НА КОММЕНТАРИЙ #14544. Ошибка: Олег Хандусь умер в 2007 в Магнитогорске.
На КОММЕНТАРИЙ #14544. Вы пишете: "Был "комиссован по состоянию здоровья", якобы". Вам не кажется, что человек, ушедший в 48 лет, на самом деле был очень серьёзно хронически болен? Помягче бы надо об ушедших. (Во многом можно с вами согласиться в оценке творчества Павлова, но не сейчас, не здесь.)
Был "комиссован по состоянию здоровья", якобы, на самом деле прослужил кое-как шесть месяцев в ТуркВО и СрВО, трижды переводили из одной части в другую (помогала сердобольная мама, генеральская дочь, устроившая ребенку первую публикацию в возрасте 15 лет в "Литературной газете" в 1985 году и обивавшая штабы, чтобы мальчика комиссовали по 7-й статье хотя бы). Биография "армейская" О. Павлова искусственна, искали в "Новом мире" либералы "ужастик" про Советскую армию (после слащавенького антисоветского "Сто дней до приказа" не хватало грязи ), вопреки честно описанной конвойной службе выдающимся писателем своего поколения Закиром Дакеновым (в повести "Вышка", изданной в 1989 году 10-тысячным тиражом, Закир трагически погиб, упав с балкона в 1995 году), вопреки великолепной афганской прозе Олега Хандуся (скончавшегося в 1987 г.) и ныне здравствующего Олега Ермакова. Все эти солженицынские премии сломали Олега, ему не о чем было писать, кроме бесконечного триллера о дедовщине и жестокости в малоприятных конвойных ротах (были и арестантские, вспомните "Записки из Мертвого дома" Достоевского), последняя книга вышла в 2013 году в издательстве "Время", потом ссора с Борисом Натановичем, попытка написать роман про события 1993 года 9не получилось, не знал деталей. там не был), уход жены, конфликт с дочкой депрессия, и результат... Вспоминается несчастная евтушенковская Ника, выбросившаяся из окна... Типичный пример ненастоящего "русского" классика, сделанного искуственными методами на потребу диаспоры.