ПУБЛИЦИСТИКА / Михаил ХАМАГАНОВ. ГРЯДУЩИЙ РАСКОЛ. Проблемы Православия
Михаил ХАМАГАНОВ

Михаил ХАМАГАНОВ. ГРЯДУЩИЙ РАСКОЛ. Проблемы Православия

 

Михаил ХАМАГАНОВ

ГРЯДУЩИЙ РАСКОЛ

 

В последние дни в гуще российских и международных событий зримо выросла тема раскола в Православии. Об авантюрных планах Константинопольского патриарха Варфоломея, связанных с предоставлением автокефалии (самоуправляющейся церкви) украинским раскольникам, в большинстве своем «бандеровцам», – сказано уже немало. И грубо ошибаются те, кто считает, что это дело внутрицерковное. Это путь и призыв к религиозному противостоянию… Похоже, Варфоломей забыл, а может и не знал, что церковь не политическая организация и не должна быть пронизана геополитическими и политическими интересами. И значение понятия "раскол" знает доподлинно! 

Решение Вселенского патриархата подстегивается внешними факторами, «третьей силой». И ясно, что это ПРОЕКТ, курируемый на уровне США, и факты, подтверждающие это, очевидны. Чего стоит заявление в Америке Филарета, патриарха УПЦ КП, преданного анафеме, что его делу помогает «война». Много слушателей усомнились в его здравии, особенно после слов, что при захвате храмов «будут отдельные конфликты» – и это суждение православного иерарха?!.

Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест действиям Константинопольского патриархата, заявив, что данное решение принято без согласования с Патриархом Кириллом и митрополитом Киевским (УПЦ Московского патриархата) Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающим епископам одной Поместной церкви, в данном случае Константинопольской, вмешиваться в дела другой Поместной церкви – Московского патриархата. Поглядим в недалекое прошлое, чтоб понять настоящее...

В 20-е годы прошлого века ко всем внешним бедствиям в стране добавились и внутрицерковные нестроения и противостояния, вылившиеся вскоре в трагедию обновленческого РАСКОЛА. Обновленческое движение представляло из себя организованное сборище разнородных элементов на волне революционных бурь, лишенных не только идеального(!) чувства, но и чести и совести, «ворвавшихся в ограду Церкви ради ее разрушения».

Программы у них не было, только еще с 19 века тогдашними либералами, частью и в рясах, – выдвигались предложения по реформе церковного права и движение за обновление церкви. Такие предложения обновленцев в начале 20-х годов, как разрешить второбрачие вдовым священникам, дозволить епископам жениться (монашествующим), ввести «белый епископат», перейти в богослужение на русском языке, принять григорианский календарь, уничтожить святые мощи, демократизировать церковную жизнь и прочее. Патриарх Всея Руси Тихон горячо не признал раскол, самих обновленцев анафемствовал как «незаконное сборище и учреждение антихриста»! 

Главным идеологом и разработчиком уничтожения Православной Церкви с активным участием обновленцев был Л.Д. Троцкий, председатель РВС. Одной из важных целей власти в лице Троцкого было изъятие церковных ценностей, для чего он ускорил «мобилизацию» обновленцев, чтобы срочно довести их до полного разрыва с Высшей церковной властью – Патриархатом, и создать руками раскольников полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Собор незаконно лишил патриарха Тихона сана. Патриарх указал на неканоническое решение Собора, т.к. не был приглашен. Обновленцы требовали от него снять монашеские одежды, что патриарх отказался сделать… В конечном счёте радикальные «обновленцы» обновили РПЦ под руководством ГПУ, заняли две трети из 30 тысяч действующих в то время в стране православных храмов. Часть духовенства, не разделявших реформаторских устремлений обновленцев, были напуганы «красным террором», боялись за своих близких и друзей, отошли от участия в службах, но Вере не изменили... Время было тяжелое.

Город Верхнеудинск, столица БМАССР, в 20-30-е годы стал одним из центров обновленцев в Сибири до 1934 года. Обновленческий раскол в 1926 году широко коснулся и Кабанской общины православных верующих. В связи с новым административным районированием – после буферной ДВР – Кабанская православная община традиционно оставалась в ведении Иркутской епархии до раздела границ между Иркутской губернией и Бурят-Монгольской АССР. В рапорте настоятеля Кабанской Христорождественской церкви отца Александра Георгиевского указывалось, что Кабанская община должна войти в Верхнеудинскую епархию, ставшую обновленческой, и «желание кабанских православных, следующих воле патриарха Тихона, – остаться в ведении Иркутской епархии…». Но поддержка обновленцев органами власти 4 ноября 1927 года заставила Кабанский приход остаться в составе Бурят-Монгольской епархии, т.е. в обновленческом статусе. В Кабанском районе в массовом порядке стали передаваться раскольникам 
церковные строения. Наиболее духовно здравая часть православных кабанцев отторгала раскол, их подлинная церковь оставалась в маленьких храмах и подвалах. Верующие не оставили свою Церковь, чувствуя, где благодать, а где потакание политическим капризам, и не доверяя новым перерожденцам, обновившимся в угоду местных властей; хотя были и принявшие новую «веру» и староцерковцы. С 1925 года в Кабанске находилась резиденция «раскольнического викарного епископа» Георгия (до 1934 года). В целом, обновленчество в Кабанске сыграло свою неблагодарную раскольническую роль в «отмирании религии» как и везде в стране. И Кабанская церковь без «староцерковцев», т.е. истинных православных – стала приходить в упадок, и в прямом смысле рушиться по кирпичику до 50-х годов.

К середине 1941 года примерно пятая часть церквей в СССР была обновленческой и не пользовалась широкой поддержкой верующего населения, и сталинским окружением был сделан выбор в пользу Московского Патриархата. На встречу И.В. Сталина с высшими иерархами Московского Патриархата 4-5 сентября 1943 года представители обновленческой церкви приглашены не были. Судьба обновленчества была предрешена, и как вывод: безусловная лояльность советской власти и стала тем условием, благодаря которому «обновленцам» удалось на определенном этапе добиться численного преимущества, тем самым нанести мощный нравственный урон Русской Православной Церкви, ее многочисленной пастве.

Необходимо дополнить, что представители Константинопольской церкви признали канонический статус обновленчества в 20-е годы. Тогда власти Константинопольского Патриархата лишь усугубили и без того трудное положение Патриаршей Церкви в России.

Священник Мазырин заявил, что «позиция Константинопольского Патриархата в отношении обновленческого раскола в России в 20-30-е годы определялась не столько церковно-каноническими признаками, сколько политическими. Константинопольский Патриарх склонялся на сторону тех, у кого были отлажены отношения с Советской властью в целях ослабления русской Церкви, ее священства. Не иначе как в целях уничтожения Православия в России один из первоиерархов Церкви строил зловещие земные планы уничтожения небесной благодати по Божьему промыслу на русской земле…

Сейчас мы убеждаемся, что планы по уничтожению Русского Православия приобретают реальные не только контуры, но и деяния, и заложены были без малого 100 лет назад. Одно странно: это что? – целый век необходимо было ждать для исторического вывода об антиправославной русофобской – не позиции, а политике некоторых религиозных центров по рекомендациям «третьей силы»?!

Сентябрь 2018 года. Ответ Русской Православной Церкви на грубейшее попрание церковных канонов со стороны Константинопольского патриархата: «Беззаконие, как известно, выразилось в назначении патриархом Варфоломеем двух экзархов – из США и Канады, – спецпредставителей в Киев в рамках подготовки к предоставлению автокефального статуса православной церкви на Украине. Трещина, пробежавшая по православному миру с начала украинского кризиса, на глазах превращается в пропасть». Запоздали с ответом на сто лет?

25 мая сего года Украинская Православная Церковь Московского патриархата обнародовала заявление, в котором сказано, что инициатива о предоставлении автокефалии (самостоятельности) для православной церкви на Украине является легализацией церковного раскола и угрозой для безопасности страны. Сербский патриарх назвал автокефалию УПЦ «богохульством раскольника».

Недавно в политической передаче «Большая игра» известный политолог Вячеслав Никонов, внук сталинского наркома Молотова, – с глубоким чувством тревоги за страну сказал, что угрозы Православию и его традиционным ценностям России реальны и связаны с нежданными шагами Вселенского патриарха. Более того вдохновленные его бредом украинские радикалы, «бандеровцы», наметили захват Киево-Печерской и Почаевской Лавр, величайших святынь Русского Православия в День Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября…

Нет страшнее войн в истории человечества, чем религиозные...

 

Комментарии

Редакция Дня Литературы 01.11.2018 в 22:29

СПАСИБО за подсказку. Выправлено.
РЕДАКЦИЯ ДЛ

Комментарий #14699 01.11.2018 в 19:08

"Нет страшнее войн в истории человечества как религиозных." Фраза построена безграмотно.