Андрей РАСТОРГУЕВ. ПО ВЫСОКОЙ ВОДЕ. О новой книге стихов Нины Ягодинцевой
Андрей РАСТОРГУЕВ
ПО ВЫСОКОЙ ВОДЕ
О новой книге стихов Нины Ягодинцевой
Когда земля оказывается страшной и зыбкой, опираться приходится на высоту.
Вода в тексте, как правило, не приветствуется. Однако, во-первых, не всякая. В сочетании с эпитетом «высокая», который добавила к ней в заглавии своей новой книги Нина Ягодинцева, она тут же проявляет глубину и многообразие смыслов. Основной, разумеется, – половодье, которое возвещает настоящую весну. Однако вместе с радостью в нём содержится и угроза.
Кроме того, высокая – это, конечно, и поднявшаяся над будничным дном. Но отнюдь не сама собой способная избавиться от всякого плавучего мусора. Тут потрудиться приходится – и не только автору, но и читателю. До пота духовного.
Во-вторых, достигший опять же высокой степени мастерства автор являет редкую способность сочетать доводимую едва ли не до предела насыщенность стиха с легкостью летучего сплава. И опять же искусно вытягивает и доводит до финального завершения все нервные ниточки образа, проступающие в начале.
Вот уже первое – и ключевое стихотворение книги, ее зачин и зародыш.
Время бесснежья, сумерки бездорожья...
Только и светит сердцу, что искра Божья –
Звёздочка, фонарик, сырая спичка,
К белому свету спасительная привычка...
Предзимняя обездвиженность не равна безвременью, ибо часовая стрелка «...Мчится по кругу, за веком не успевая...». А та же искра сыра и вспыхивает перед привыкшими к сумерками глазами только на миг – но «...обжигая / И навсегда убеждая: она живая!..».
И – то самое финальное разрешение, естественным, природным образом сводящее все рождённые в первых строках линии воедино:
Время бесснежья кончается снегопадом,
Большим снегопадом – не видно того, кто рядом...
Руку отпустишь – и всё, уже нет ответа.
Но свет никогда не теряется в море света...
Оно бы так – и хочется в это верить. Но жизнь вообще и в нашем Отечестве в частности постоянно испытывает веру сомнением. Скажем, при виде бомжей, что копошатся весной возле теплотрассы:
…Господи, на каком пределе,
У какого по счёту самого дна
Ты остановишь взглядом это паденье
И повернёшь нас властно к Себе лицом –
И тех двоих, вершащих дневное бденье,
И ту одну, спрятавшуюся в сон,
И голубей, клюющих грязные крошки,
И чайку, забывшую о ветре морском,
И меня на подсохшей, криво асфальтированной дорожке,
Идущую из «Пятёрочки» с хлебом и молоком?
При звуках автомагнитолы: «Ненасытной удалью молодой тоски/ Воровская музыка мечется в такси...». При взгляде на криво позолоченного ангела за стеклом киоска:
В гибельной непохожести
Гаснет душа живая,
Кому наивной пошлости
Молча пережидая...
Или на череду иных не менее фальшивых подмен: «...Ад монтируют из пластика –/ Это классика...».
А ещё от ощущения близкого соседства и противостояния мира и войны, которая уже затронула весьма многих. Хотя и далеко не всех:
...Мы не наивны. Мы честно предпочитаем ложь.
И нам пока ничего не мешает, ну разве кроме
Этих, в чёрном, идущих сквозь праздник жизни, как нож
Сквозь тёплый хлеб, оставляя крошки и капли крови...
В общем, пищи для размышлений о Родине и собственных взаимоотношениях с ней, как водится, немало. Чтобы, как опять же водится, осознать и ощутить невозможность, да и нежелание оторваться от неё:
...Где живём без имён, умираем неузнаны –
Но поэтому ты и цела до сих пор...
А покуда стоит над твоими пустынями
Безъязыкою звонницей серая стынь,
Не простишь, я же знаю, – но всё же прости меня,
Ибо кто нас простит, если мы не простим?
Всё тут – начиная с детских леденцов, даренных неведомо кем на давней шумной ярмарке. От них
...Жизнь покажется краткой, покажется сладкой,
И покатится весело в санках под горку,
И окажется долгой, окажется горькой...
И «...Ничего на белом свете не всерьёз...», только
...Подарёная косынка с бахромой,
Да горячая дорожка от слезы,
Да по зимнику тяжёлые следы...
А кто дарил, почти по-библейски выяснишь напоследок: «...До мгновения выстояв свой поединок/ И в последней печали увидевши – с Кем...».
«Выйдешь-то – до колодца,/ А идти – до седин...». Двигаться в неизвестность наощупь страшно. Но даже погадать на скудно цветущей возле тропы ромашке нельзя – тоже ведь живая...
Что держит, приходится собирать по крупицам. В крещенские «спасительные холода», когда
...перед будущими грозами
Сырой и душной летней тьмы
Стоят нетронутыми розами
Большие белые дымы...
Новым хлопотным утром и суетливым днём, который вдруг и понемногу
...восходит башенкой ажурной
До невероятной высоты,
Где живут уже другие ветры,
Царствуют иные облака,
Где летишь, пока хватает веры,
Любишь и блаженствуешь пока…
В пурге, что застигла в горах. В находящей весне, когда «...свет прибывает – волна за волной...». В разговоре с проводницей, что предложила чаю и отвлекла от попытки вглядеться в будущее. И отодвинув ощущение, что, продолжая традицию русской поэзии, «мы в списке кораблей последние» и, оставив позади «пустыню алых скал» и «пучину чёрных вод», пришли в «давно забытый порт».
И снова: «Судьба России – тёмная вода...». Однако во облацех. И снова в застилающем опущенный взгляд дыму имперского пожара – призыв к самой себе: «...Горé глаза, горé – где звёзды и глаголы,/ Где ускоряет ток небесная вода...».
Тогда новой осенью, вглядываясь в подступающую мглу, жизнь оказывается неопалимой купиною. И пускай «...Россия – радуга во сне./ Всегда во сне – и только радуга...». Иллюзия, но вместе с тем – «живая арка в небеса», благодаря нашему труду и «немыслимой вере» встающая там, «где гуляла тьма кромешная,/ Где свет жестокий бил в глаза...».
И «в зыбком воздухе», где «прямо в небе обозначены» чертежи высоких зданий, жизнь предстаёт прекрасной. Хотя, когда высокая вода сойдёт, в весенней силе и цвету нежные руки и тонкие пальцы ещё долго не смогут согреться...
".. Тут потрудиться приходится – и не только автору, но и читателю. До пота духовного..." СПАСИБО. просто в точку сказали!! А ещё ВОДА занимает БОЛЬШУЮ часть планеты ЗЕМЛЯ- и ЭТО ЖИЗНЬ!! Другие "Планеты" ЭТИМ похвастаться не могут-с))) с улыбкой.
Книгу "Высокая вода" мне ещё предстоит прочитать. Но, как и раньше, в предыдущих книгах Нины Александровны, судя по отрывкам, всё тот же высокий полёт её души.
Достойное слово о Достойном поэте. Присоединяемся.