ПУБЛИЦИСТИКА / Валерий СКРИПКО. ПЛАЧ ПО ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. Проблемы Сибирской тайги
Валерий СКРИПКО

Валерий СКРИПКО. ПЛАЧ ПО ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. Проблемы Сибирской тайги

 

Валерий СКРИПКО

ПЛАЧ ПО ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Проблемы Сибирской тайги

 

Есть очень интересная монография группы ученых из Красноярска «Природа в произведениях сибирских писателей». Книга убеждает: талант для того и дан Богом, чтобы не мнил себя человек одиноким существом, заброшенным в этот мир, не считал природу только декоративным оформлением его существования. Талант открывает другим истину, что природа не просто живёт рядом с человеком, но и влияет на него – лечит и утешает, волнует и подсказывает решения жизненных ситуаций!

 Писатель Виктор Астафьев был «живой жилой», которая соединила место его рождения – деревню Овсянка, её окрестности, берега Енисея – со всем миром. Что-то странное произошло с людьми: годами мало кто заезжал сюда, только родственники – навестить  своих, а после огромного успеха книг писателя здесь побывал даже первый президент РФ. Интерес был общий, большой, неподдельный. Как будто все хотели увидеть и услышать всё то, что он здесь открыл, услышал, подсмотрел. И на самом деле: смотреть на природу здешних мест как прежде – уже было нельзя! Она – через писателя – приобретала своё неповторимое лицо, свою судьбу.

«Приручила» природу, сделала зверей и птиц участниками человеческого существования и землячка писателя Елена Александровна Крутовская, которая в восьмидесятые годы ушедшего века основала «живой уголок» в Красноярском заповеднике «Столбы». Звери и птицы стали не только её питомцами, но и героями её рассказов. Вокруг неё образовался целый мир, в котором человек и природа были неразделимы.

И всё же качественного сдвига в сознании людей по отношению к природе, по крайней мере, в Сибири, до сих пор не произошло. Такие писатели, как Астафьев, открыли нам, что нужно не «бережное отношение», а любовь и ощущение себя частью живой природы. В самой Овсянке у многих детей и взрослых это ощущение есть. Жива память о писателе. Гольцы и берега Енисея – герои его рассказов – никуда не делись. Они всё время напоминают о себе. А вот в городе, и дальше по всей Сибири, на людей больше влияют мультфильмы с их сентиментально-умилительным отношением к природе. Это хорошо подтверждает один описанный в монографии красноярских учёных случай. На группу отдыхающих в сибирской тайге вышел медведь. Девочка, увидевшая его в кустах, бросилась к нему, желая погладить мишку. Зверь ударил ребёнка лапой, нанеся серьёзные повреждения. На крик ребёнка прибежал пьяный отец, который сам набросился на зверя. Медведь был сыт, он ушёл от людей. Все остались живы, но с очень серьёзными травмами.

К сожалению, такой легкомысленный уровень общения с таёжным зверем часто встречается даже у сибиряков. Что говорить про остальных! У нас есть общества охраны животных, где почему-то ставят своей целью охранять медведя от человека. А почему бы ни расширить сферу деятельности и организовать ещё и обучение людей защите от зверей в сибирском лесу. Это не туристический объект, а естественный природный ландшафт, где звери защищают свою среду обитания и вовсе не похожи на героев мультфильмов. Важно знать, как они себя ведут в тех или иных ситуациях, где кормятся. У многих посетителей тайги весьма смутные представления, что можно и чего нельзя позволять себе в тайге, полной диких зверей.

В печати несколько лет назад сообщалось, что в одном из районов Дальнего Востока медведь загрыз председателя общества по охране медведей. Ирония судьбы. Слишком уверовал защитник природы, что процесс односторонний: мы должны оберегать, не вмешиваться. Но тогда лучше совсем не ходить в тайгу. Потому что человек там требует еще более продуманной защиты, чем животные. Такой трагедии, которая случилась с защитником медведей, скорее всего, не произошло бы, если бы у нас была мощная команда лесничих, которые знают места, где звери обычно кормятся. Если бы сам лес был изучен и имел рачительного хозяина на каждом участке. Мощный отряд лесничества у нас канул в Лету вместе с Советским Союзом. Наверно, чтобы «расчистить место» для лесозаготовительной деятельности во многом до сих пор браконьерской по отношению к лесу.

У нас в стране очень мало организаций занимается проблемами миграции животных и обеспечения им нормальной среды обитания. Трагедия семьи отдыхающих с участием медведя в заповеднике «Столбы» явилась следствием того, что зверь кем-то был потревожен, лишился своих естественных угодий из-за активной деятельности человека – строительства дорог или других объектов, и поэтому вышел к людям. Плохо, что дальше дачных зон мы ничего о тайге не знаем, нас некому защитить от агрессии диких животных. Мы не готовы к экстремальным случаям – таким как переохлаждение, пожар и т.п. Настоящая дремучая дикая тайга требует от всякого, кто в ней появился, подготовки практически на уровне молодого бойца МЧС. Появились внедорожники, которые позволяют совершить самый дальний вояж. Но за рулём сидят жители городов – полные дилетанты в вопросах выживания в лесу. И они везут с собой семьи, детей, знакомых и любимых. В монографии приводится случай, когда молодой человек привёз подругу в тайгу осенью без тёплой одежды и соответствующего снаряжения. Спасая подругу от холода, парень отдал ей свою одежду и умер от переохлаждения.

На фоне этих нерешённых проблем – экологического воспитания как учебной дисциплины явно недостаточно. Подрастающее поколение в школе или колледже воспитывают любить природу, беречь её, а вырастая, оно видит, что возле лесопромышленного комплекса высохли все сосны и ели. И хвоя на них стала жёлтой и осыпалась. Молодое поколение также видит, как хищнически рубят лес, не соблюдая правил его восстановления!

Поневоле вспомнишь шутку одного советского сатирика о том, как избежать отрицательного влияния улицы, когда кругом одни улицы? Какое теоретическое знание о защите природы может быть действенным, когда на практике вырубаются леса, не ведётся мелиорация заболоченных мест, восстановления гарей? Природа словно кровеносными сосудами соединена со всей жизнью человека. Нарушишь в одном месте – обрушится в другом. В лихие 90-е мало кто думал, вырубая на экспорт боровые леса, что создаст большую опасность человеку, может быть на столетие. Я имею в виду появление клещей в массовом количестве. В своей работе «Твердь и посох» писатель Виктор Астафьев писал: «Были случаи укусов клещами даже в городском парке. Вот так природа мстит за истязание и разбой, учинённый нами.

Есть такая малая птаха синица-московка. Она питается исключительно этим клещом и съедает его, говорят, до 45 кг в год. Но она любит боровые, густые леса и в вырубленных, захламлённых местах не живёт. Её на вырубленном Урале почти нет!».

Через десятки лет после выхода книги Астафьева положение стало еще хуже: синица-московка практически исчезла и из многих других регионов Сибири. Напомним, что клещ довольно часто является переносчиком очень опасной болезни – энцефалита. В общественном сознании эта тема не получила должного развития и значения. Регулярно публикуется в СМИ только статистика укусов и количество заболевших. А то, что многие леса Сибири теперь лучше посещать с прививкой от энцефалита, кажется уже привычным делом.

Общество вроде как даже смирилось, что вырубщики борового леса, по сути, лишили большинство населения свободного доступа в тайгу. В последние годы всё меньше активности жители близлежащих деревень и сёл проявляет в период заготовки ягод и грибов. В некоторых местах, где нет хвойных деревьев, клещей уже безобразно много!

Геологи рассказывают, что в ряде озёр, затерянных в гольцах, рыба заболевает от перенаселения, и гибнет! Тысячи тонн рыбы погибает ежегодно в лесных озёрах. Тысячи тонн брусники, клюквы, голубицы и черники ежегодно гибнет под снегом! Для кого мы бережём тайгу? Для лесозаготовительной хищнической вырубки? Похоже, что только для неё.

«Рыночники» России торгуют круглым лесом, кладут через тайгу трубы – и всё! Кто-нибудь из лидеров страны «очнётся» наконец от дурного «рыночного сна»?

Ни покидает ощущение, что с импортными продуктами или еще каким-то неведомым образом, но проклятые западники «заразили» нас неким особым «вирусом пофигизма». Он действует не только в отношении природных ресурсов.

Кто-то из чиновников в очередной раз отдаст в аренду огромные массивы леса, выйдет в новостях обличающий администрацию региона телесюжет и на много месяцев в эфире – снова ТИШИНА! Вместо того чтобы поднять обличительный шум во всех СМИ, либералы молчат! Только сутками идут передачи о частных делёжках наследства и прочих семейных склоках, или об украинских нацистах!

Попытки организовать заготовки даров леса в Сибири ни к чему не привели. Мы оказались бессильными решать эту задачу. И супермаркеты сибирских городов заполонила ягода из Польши и грибы из Голландии.

Вывод природу не надо охранять, с нею надо жить как с лучшим другом, помощником и кормилицей. Это защитит её гораздо надежней!

Можно с уверенностью сказать еще резче – наши сибирские просторы нашим народом еще по-настоящему не освоены! Это – дело будущего!

 

Комментарии

Комментарий #14752 07.11.2018 в 12:44

Да,Марина! Можно было организовать массовый приём даров леса. Но потребительские общества ликвилировали и нет организатора массового приёма. Совершенно поразительна наша безалаберность! Буду в Красноярске-сфотографирую грибы из Польши в супермаркете на улице Ленина! Автор статьи

Комментарий #14747 06.11.2018 в 21:06

"И супермаркеты сибирских городов заполонила ягода из Польши и грибы из Голландии".
Как страшно, как неправдоподобно это звучит! Мне невозможно поверить, чтобы житель Сибири, окруженный таким изобилием живых даров Природы, покупал какую-то мертвечину... Даже мы, жители средней полосы, где ягоды и грибы произрастают в скромном количестве, ухитряемся за лето насобирать их вдоволь, заготовить впрок, на зиму. Даже если и покупаем когда-нибудь варенье, то только из сибирских ягод, российского производства. Но чтобы из Польши или Голландии... Чудовищный факт! Я не могу в это поверить! Чтобы жители Сибири покупали это?! Зачем?! Как же нужно сибиряку презреть самого себя, свою душу, свой мир, чтобы купить голландский гриб, польскую ягоду... Ну просто потому, что это абсурдно... Живя в городе, мы выезжаем ловить рыбу, собирать ягоды и грибы. Никогда в жизни не покупаю то, что могу поймать или собрать сама...
Так что сообщение автора звучит для меня уже как-то апокалиптически... Если в Сибири не брезгуют голландскими грибами - это уже близок апокалипсис...
Очень больно было это прочитать.
Солидарна с автором в теме "укора погибающей природы".
Тоже пишу об этом и буду писать. Поэма "Песня о зубре" в вольном переводе Игоря Шкляревского - тот же "укор" современному человеку.
С уважением, Марина Маслова