Валерий ДМИТРИЕВСКИЙ. ПОКА В НЕБЕ ЛАСТОЧКА ВЬЁТСЯ… Стихи
Валерий ДМИТРИЕВСКИЙ
ПОКА В НЕБЕ ЛАСТОЧКА ВЬЁТСЯ…
* * *
Тонким серым дождём заштопано
леса праздничное убранство,
и дорога блестящим штопором
откупоривает пространство.
По асфальту прошикав шинами,
буду встречен, залётный странник,
протуманенными низинами
и дымком из субботних банек.
Заблудились деревни в осени,
залегли за холмом, за логом.
Мнится им, что авось они
скоро выбредут на дорогу.
Но предстанут за лугом скошенным
всё забывшие, даже адрес,
избы брошенные с окошками,
перевязанными крест-накрест.
И разъезженными просёлками
под неистовый лай собачий
вдруг на лошади неосёдланной
девятнадцатый век проскачет.
* * *
Приди в мой сон
ночным дождём,
чьих капель
торопливый шёпот,
в бессмертье мира
убеждён,
смывает слёзы,
пыль и копоть.
Он так хлопочет,
лопоча
о чём-то важном,
сокровенном,
что надо слушать
и молчать,
молчать –
и слушать
вдохновенно.
С утра
с досадою твердим,
что дождь
все планы нам ломает,
но то,
как он необходим,
мы только ночью
понимаем.
Приди ко мне
из темноты,
из мокрой хляби
заоконной.
Над миром дождь –
такой, как ты,
и потому
в нём так спокойно.
* * *
Как живописец на пленэр,
я вышел в город на этюды,
где тихо пробил час ноктюрна
и час изысканных манер.
Оделся город в чёрный фрак,
дождём блестит асфальта лацкан.
Трамвай качнулся, как моряк
на суше, рельсами заласкан.
Реклам неистовый рубин,
созрела светофора свёкла,
и красная шрапнель рябин
стучит по запотевшим стёклам.
Сочится мёд из фонарей
и в лужи по столбам стекает,
и фары жёлтые порхают,
как пары жёлтых кенарей.
И я ещё открою синь,
добавлю трепетную зелень,
чтоб окна лицами разинь
на красок пиршество глазели.
Но всё ж, ценя их чистоту,
люблю в оттенках потеряться –
ни в ремесле не повторяться,
ни в беге строчек по листу.
На глади жизни полотна
правдиво лишь цветов сплетенье,
любви и злобы полутени,
и дружб с враждой – полутона.
Здесь полуправда-полуложь
перетекает в недоверье,
и где находка, где потеря,
и сам порой не разберёшь.
Всех, кто кристально чист, – к ногтю!
Кто непорочен – всех в железо!
Парит над городом ноктюрн,
весь из бемолей и диезов.
А вдоль домов плывут плащи
и серебрятся, как лещи.
* * *
К снегу: дым из трубы опускается круто
на поклон октябрю.
На покатом холсте золотистое утро
нарисует зарю.
Вспомню образ твой милый – и станет теплее
в бездорожном плену.
Ты прости, что тебя я совсем не жалею,
оставляю одну.
Молодая романтика, ванты и стеньги,
золотая руда…
А теперь – ремесло, а теперь это деньги,
ведь без них – никуда.
Но ты прячешь глаза, но с укором молчишь ты…
Эй вы там, на барже!
Мне не быть стариком, я останусь мальчишкой,
хоть седею уже.
Всё как было: летучие рыбы, мулатки,
солнцем бриг осиян.
Надо мною – брезентовый парус палатки,
а вокруг – океан.
НИЖНЕАНГАРСК
Зима с весной рядились долго в спорах,
но как-то вдруг, едва подсохнет грязь,
взрывалось лето, будто порох,
слепило, обжигало, торопясь.
Байкал синел, как грань аквамарина
(зачем бы жить здесь, если б не Байкал?),
лежал домашним псом, всех подпускал,
лизнуть босые ноги не преминув.
Качаясь на подкове небосвода,
пылало солнце красным сквозь ладонь,
и шли на восемнадцатую тонь
лихие корабли рыбозавода.
Но лето и заканчивалось вдруг, –
никто не знал, как утром карта ляжет,
и белый локон завивал култук
темнеющей волне, бегущей к пляжу.
А там снега, глухие вечера
и праздничная прелесть жаркой бани,
и мартовской капели ожиданье,
и, как говаривали встарь, etcetera…
Я был среди геологов своим,
знал рыбаков, охотников, пилотов,
я в горы уходил – на том стоим! –
и к снегу возвращался, отработав.
Цвела богема – кто в чём был силён:
художники, поэты и актёры,
и скульптор был – вот публика, которой
посёлок наш был плотно населён.
И думал я: судьба! как нами ни играй,
но ты не госпожа – служанка,
и сам себе я выбрал этот край,
в котором жить легко и умереть не жалко.
И любо было мне, подбросив козам сенца,
парное пить из кружки молоко
и стихотворствовать свободно и легко
в согласье разума и сердца.
* * *
В.П. Кондакову, художнику и писателю
Солнце лучи расправляло спросонок,
воздух искрился, прозрачен и тонок.
Осень задумчиво кисти макала
в посеребрённое блюдце Байкала.
Белыми ножками, в платьях неброских,
вдоль бережка семенили берёзки.
Тихо летела метель золотая,
жёлтые ленты им в косы вплетая.
В синий ручей на излёте долины
шлёпались алые капли малины.
Лодки рыбацкие плавились в устье…
Лето – для радости, осень – для грусти.
Нет наслажденья мне выше для глаза,
чем огранённая, сочная фраза.
Если меня научить бы сумели,
я не стихи бы писал – акварели.
СОСНЫ
Ёлок узорчатых строгая пирамидальность,
кедров изнеженных слишком картинная мощь.
В небе занозой застрял
устремлённый в зовущую дальность
ствол сухостойный, голый как хвощ.
Мимо и мимо! –
к заветной поляне,
где муравейники – тушами спящих волов.
Здравствуйте, сосны!
Как передать обаянье
медно-медовых, солнечно-жёлтых стволов?
Нет в вас угрюмости или шального веселья.
Светлый, спокойный, полный достоинства взор.
Ваших ветвей узловатость, простёртых в простор, –
это натруженность рук, не знавших безделья.
Сухость и колкость игольчатых лап.
Крон непричёсанных вольная несимметричность.
Так не растут те, кто робок и слаб.
Каждое дерево – личность!
Ваши уделы – не жирные чернозёмы
и не осклизлость сырых кочковатых болот.
В чистых, прозрачных песках приозёрных,
в скальных скитах сосновое племя живёт.
Свежая ранка содранной когтем коры
в капельках светлой смолы –
так чистые сердцем плачут,
счастьем не хвастают, думы тревожные прячут,
помня про молнии и топоры.
Сосны вы, сосны! –
открытые русские души.
Схожи характеры наши и путь наш земной.
Семенем в землю уйду,
и не кедром, не дубом, не грушей –
стану сосной.
ПРОГУЛКА
Такая синева окрест!
Давай, однако,
уйдём с утра в апрельский лес,
возьмём собаку, –
пусть за калитку сиганёт
шампанской пробкой
и, хвост задрав, умчит вперёд
подсохшей тропкой.
В нагретом воздухе дрожат
поленниц соты,
и каждый звук пружиной сжат
и чист до ноты.
Расставил лес, как Парфенон,
стволов колонны
и подпирает небосклон,
раскинув кроны.
А вот и наш весёлый пёс,
счастливо боек,
несётся с лаем меж берёз,
гоняя соек.
Твой плащик, тонким пояском
слегка притален,
мелькает лёгким лепестком
среди проталин,
где не ленись да наклонись –
в ладошку лягут
и глянцевый брусничный лист,
и горстка ягод.
А сын не может без игры,
такой затейник:
положит прутик без коры
на муравейник,
потом достанет и лизнёт,
нас уверяя,
что это муравьиный мёд
он собирает.
Чернеет прошлогодний лист
в сырой ложбине.
На ёлке жёлтый луч повис
и на рябине.
Увял и съёжился сугроб
в густом урмане,
и дятел рассыпает дробь
на барабане.
А лес багульником пропах,
и этот запах
весь день мы носим на губах,
и пёс на лапах.
* * *
Вот и первый снежок
нам ладони обжёг –
мимоходом зима
протрубила в рожок.
Промелькнула вдали
её белая шаль,
и на землю легли
тишина и печаль.
Задремала ольха,
наклонившись к ручью.
Хмурый ветер скоблит
облаков чешую.
От своей седины
загрустивший всерьёз,
смотрит лес сквозь вуаль
облетевших берёз.
Вот бы взять да и сжечь
все печали свои
в запылавших кострах
лиственничной хвои,
чтобы утром на снег
заискрившийся лёг
жёлтый пепел от них
вдоль обочин дорог.
* * *
Балкон укутан чёрным мехом,
сбирает звуки, как в суму,
и сонный вскрик стрижа под стрехой –
что камень, брошенный во тьму.
А ночь беззубой пастью вазы
сжирает листья и цветы,
и тихо сыплются алмазы,
неся блаженство немоты.
* * *
Примолкла белая тайга,
заткнув клоками снега уши,
и под пуховым одеялом
уснула тихо до весны.
Лишь кое-где на перекатах,
ледок проламывая тонкий,
шумит неугомонно речка
и просит сказку рассказать
ей перед сном.
Проскачет белка,
следов расставив двоеточья,
мелькнёт в долине кабарга,
и снова день не шелохнётся
ни облачком, ни ветерком.
Там поползень хлопочет юркий
и острый любопытный носик
то влево повернёт, то вправо,
сверкая бусинками глаз.
А там беспечная синичка
вспорхнёт на ветку,
да кедровка
всех всполошит скрипучим треском.
А сойка глупая опять
засунет голову в кулёмку,
и, мимолётно пожалевши,
её охотник бросит в снег.
Такого не бывает летом:
читаешь, белые на белом,
каракули зайчиных лапок,
и лисий аккуратный почерк,
и скоропись мышиных строк.
Но вот глубокий след –
здесь лапы
переволакивал по снегу
и полосы чертил когтями
шатун.
И взгляд по сторонам:
не чует ли чего собака?
Но та спокойно, деловито
проводит свой обычный поиск.
И вдруг насторожила слух
и тут же замерла...
Раздался
короткий приглушённый лай –
и вдруг
у каменной гряды
остановившийся изюбрь
сорвался с места
и, красиво
закинув голову, махнул
через сугробы вниз, в распадок,
и был таков. И снова тишь...
Зима в тайге.
Какая прелесть!
БАЛЛАДА ВЕСЕННЯЯ
Набитый вагон электрички
пил пиво, дремал и потел,
курил в тамбурах по привычке,
ватрушки и пончики ел.
На час отодвинув заботы
к лежащим вдали городам,
травил с матерком анекдоты,
азартно тузов бил и дам.
Смакуя приятную немочь,
убавив до тленья огонь,
он нехотя мелкую мелочь
совал попрошайкам в ладонь.
С мороза вошедшую пару
вагон, как и прочих, повёз,
и парень с собой нёс гитару,
а девушка – ливень волос.
И как-то совсем неуместно
(как шляпы надеть матросне),
вспорхнула негромкая песня,
и песня была – о весне.
За окнами вьюги метались
сплетая колючую сеть,
а в песне скворцы заливались
и солнце слепило, как медь,
и пенились талые воды,
и тёплый гулял ветерок…
И так же трещала колода,
и так же летал матерок,
взбодрённый слегка самогоном,
когда между спаренных нар
шла девушка длинным вагоном
за песню собрать гонорар.
Но высохла щедрость до днища,
родник благодушья иссяк,
лишь кто-то подал ей, как нищей,
с усмешкой железный пятак.
Она улыбнулась: да что нам,
зато будет ноша легка...
И чем-то остался смущённым
податель того пятака.
И что-то в вагоне витало –
не звук, и не дух, и не дым,
но этот сундук из металла
уже был немножко другим.
Так первая тает снежинка –
предвестница вздыбленных льдин,
так клоун не корчит ужимки,
оставшись с собою один,
так рвутся по ниточке узы,
о чём и не знает тюрьма.
Но кормит художника муза
скудней, чем бродягу сума.
Вы стойте, ребята, вы стойте –
назло, вопреки – на своём,
и пойте, и пойте, и пойте,
и может быть, мы запоём.
Себе равнодушьем наскучим,
оттаем от вечных обид
и новые песни разучим,
и старые вспомним навзрыд.
Всё выплачется, всё прорвётся
на зов вдохновенной струны,
пока в небе ласточка вьётся,
не делающая весны.
* * *
Красный клён в испуге вздрогнет, рассыпаясь на ветру,
фонари уронят огненные слёзы в Ангару,
дождь прольёт на плечи жалость,
треснет в лужице стекло…
Что-то осень задержалась, что-то лето допекло.
Скучен мир вечнозелёный, как кисельно-млечный рай.
Так пойдём же вслед за клёном,
не страшась ступить на край, –
там, где, бороды повесам окуная в серебро,
сунет осень тихим бесом острый ножик под ребро!
Мост подковою повиснет, раздвигая берега…
Есть конец у всякой жизни – тем она и дорога.
Утро встанет молодое, и, морозом опалён,
над дымящейся водою вскинет руки чёрный клён.
* * *
Небо крыто золотом.
Речка как слюда.
В огороде полотом
вянет лебеда.
Лёгким дуновением
ветры принесли
запах банных веников
и сырой земли.
Долькой апельсинною
выгнулась луна.
Сны крадутся синие
к зареву окна.
Ночь звенит монистами.
Тает дальний лай.
Утро будет чистое.
Баю-бай…
* * *
Как журавли красивы парою!
Словно с восторгом на балу
влюблённый князь с поднятой чарою
поёт царевне похвалу.
Как он её прельщает танцами! –
и будто просит: обниму?
Какая женственная грация
в её движениях к нему!
То ли отказ, то ль обещание,
то ближе он, то отойдёт…
И вот, как таинство венчания,
в луга согласный их полёт.
Теперь навек друг другу отданы.
И, улетев за пол-Земли,
им не забыть о милой родине.
Россия – это журавли.
Вот она современная классика стиха!
Б. Б.
Комментарии излтшни.
Так писать!!!
Блаженствую, читая ваши стихи, Валерий. Поэзия Ваша наполнена художественными сравнениями "...сочится мед из фонарей и в лужи по столбам стекает...", "...и тихо сыплются алмазы, неся блаженство немоты..." , как выразительны метафоры, буквально пронизывающие каждую строчку, как богаты и многообразны они...Как выразителен Ваш русский язык: живой, образный.
Стихи красивые, волнующие, музыкальные. Валерий, мастерски владея рифмой, находит в половодье русского языка точное, ясное СЛОВО "... Нет наслажденья мне выше для глаза, чем ограненная, сочная фраза.." .
Благодарю всех, кто прислал тёплые отзывы. С НОвым годом и рождеством!
Валерий Дмитриевский
Прочитав стихи Валерия, хочется броситься к столу и лёгкими штрихами комментировать светлые образы. Тем более, в графике таинство, поэзия, и простор. И не мешают друг другу эти два искусства.
Добрый день, уважаемый День литературы!
В Вашем Читальном зале я, сначала бегло, а потом более внимательно стал читать
стихи Валерия Дмитриевского. Одно - второе-третье четверостишье... Потом понял, что попал на праздник
ПОЭЗИИ. Такие добротные, зримые, образные стихи. И всё же процитирую кусочек:
...люблю в оттенках потеряться -
ни в ремесле не повторяться,
ни в беге строчек по листу.
От Римской до Зябликово не выпускал газету из рук.
Практически был передо мной сборник стихов.
Поэзия весомая, да и сам мужик весомый.
Всем удачи.
Владимир
Спасибо за настоящую поэзию! С удовольствием перечитала дважды все стихи автора.
Спасибо за душевные стихи! В них такое обаяние, что хочется перечитывать и искать другие произведения того же автора. Яркие образы удивляют правдивостью и свежестью:
...
дождём блестит асфальта лацкан.
...
Солнце лучи расправляло спросонок
...
Лодки рыбацкие плавились в устье
Хочется воскликнуть: а ведь действительно, так оно и есть!
Вот где настоящая поэзия.
Русский скромный гений. Гений темы, гений музыки внутри стиха.
ВЫСШИЙ КЛАСС! ЗНАК КАЧЕСТВА!