ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Евгений КОЛОБОВ. СОЗДАНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ. К 60-летию СПР
Евгений КОЛОБОВ

Евгений КОЛОБОВ. СОЗДАНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ. К 60-летию СПР

 

Евгений КОЛОБОВ

СОЗДАНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

К 60-летию СПР

 

Шестьдесят лет исполнилось со времени учреждения Организационного комитета Союза писателей РСФСР, своим появлением во многом обязанного Н.С. Хрущеву. Его создание было одной из важных инициатив в ряду проводившихся им реформ в экономике, идеологии и культуре. Корректировка курса в идеологии и культуре, смягчение политической риторики были невозможны без тех решений, что были приняты на ХХ съезде партии и подтолкнули руководство партии к решению создать новый творческий союз.

 

Начало преобразований в литературе и искусстве после смерти Сталина

Необходимые предпосылки для принятия советским руководством во главе с Хрущевым решения о создании новой писательской организации начали формироваться с весны 1953 года, вскоре после смерти Иосифа Сталина. Происходило оживление в литературе и искусстве. В печати появлялись произведения, уходящие от традиций последнего периода правления Сталина. Начинается процесс постепенной реабилитации репрессированных писателей. В 1954 году были реабилитированы Михаил Кольцов и Исаак Бабель, а также группа писателей, проходившая по так называемому делу «Еврейского антифашистского комитета». Этот процесс шел очень медленно, и не все дела в тот период были пересмотрены.

Ситуация, которая сложилась в Союзе писателей СССР в последний период правления Сталина, была довольно безрадостной. Одной из важных причин, приведших к такому положению, были развернутые идеологические кампании и процессы против творческой интеллигенции: постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) и о запрещении постановки оперы «Великая дружба» Вано Мурадели (1948), о закрытии еврейского театра в Москве (1949). Все эти меры никак не способствовали созданию творческой атмосферы среди «инженеров человеческих душ», как называл писателей Сталин, а лишь приводили к созданию серых, малохудожественных произведений. Лишены оказались возможности публиковаться многие писатели, среди них Анна Ахматова, Михаил Зощенко и Василий Гроссман. А сколько малоизвестных широкой публике литераторов было в провинции? Думаю, что задача по установлению их точного числа не под силу даже современным отечественным и зарубежным исследователям. Одна из причин этого – комплектование архивных фондов литературных организаций в провинции, многие документы областных писательских организаций и личные архивы писателей не были приняты на постоянное хранение по тем или иным причинам.

Попытки изменить ситуацию к лучшему в Союзе писателей предпринимались уже весной 1953 года. Генеральный секретарь СП СССР Александр Фадеев в своем обращении в ЦК предлагал, «дать возможность хорошим писателям прежде всего писать», не обременяя их посещением различных заседаний и иных бюрократических поручений (Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957. М., 2001. С. 91-92). Однако его инициатива не была поддержана руководством Союза писателей и партийными бюрократами в ЦК КПСС. Все же процесс переосмысления роли Союза и участия его членов в работе творческой организации был положен.

 

ХХ съезд партии и ожидания перемен в обществе

Важным событием для страны стал ХХ съезд партии. Его главным результатом, и тут, несомненно, личная заслуга Хрущева, было формирование новой атмосферы в обществе, что придало новый импульс для развития инициативы в различных областях деятельности, в том числе и в творческих организациях. Художественная интеллигенция переосмысливала происходившие события на художественном материале. Но здесь была одновременно заложена «мина замедленного действия» – съезд стал своеобразным «детонатором» общественных процессов, до определенного времени не проявлявших себя открыто. Как справедливо замечает Р.Г. Пихоя, была поставлена под сомнение «однозначность роли партии в истории страны…» (Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., 1998. С.149). И люди, прежде всего, творческая интеллигенция, вышли за первоначально намеченные в «секретном» докладе Хрущева границы десталинизации. Это потребовало для власти более четко определить ее параметры.

Впервые тема культа личности Сталина в периодической печати была поднята в передовице главного партийного журнала «Коммунист» в апреле 1956 г. Должно было пройти определенное время, необходимое партийным идеологам для переосмысления и анализа, сделанного в докладе Хрущева «О культе личности и его последствиях». В публикации «Коммуниста» наряду с констатацией «большого ущерба», который нанес культ Сталина, говорилось и о его «крупном вкладе в дело революции и строительства социализма». Для многих членов партии, в том числе идеологов и журналистов, доклад прозвучал как гром среди ясного неба. Многие в журнале «Коммунист», по словам Федора Бурлацкого, реагировали на доклад отрицательно, «высказывали сомнения» (Бурлацкий Ф. Вожди и советники: о Хрущеве, Андропове и не только о них... М., 1990. С.86).

 

Вопрос о создании Союза писателей РСФСР

Речь о создании российской писательской организации заходила еще в процессе создания Союза писателей СССР, но тогда от этой затеи решили отказаться по причине многочисленности российских писателей, которые фактически стали бы доминировать в союзной организации. Эта идея вновь возникла уже в хрущевское время. Впервые вопрос затрагивался писателями на совещании в ЦК в декабре 1956 года. Окончательного решения по нему тогда принято не было. Некоторые литераторы высказывали сомнения в целесообразности создания новой бюрократической организации литераторов. Об этом, в частности, говорил на совещании писатель Борис Полевой (РГАНИ. Ф.5. Оп.36. Д.12. Л.29). К данной проблеме потом еще не раз возвращались в ЦК, думая, как лучше организовать дело. В этом существенную помощь оказал новый партийный орган – Бюро ЦК КПСС по РСФСР, созданный вскоре после ХХ съезда партии. Вопрос непосредственно курировал отдел науки, школ и культуры.

Процесс значительно ускорился после серии встреч советского партийно-государственного руководства во главе с Хрущевым и деятелями литературы и искусства в мае 1957 года. В ходе встречи с интеллигенцией он высказал мысль о необходимости создания союза и, развивая ее, добавил: «Российская Федерация была в невыгодном положении. Россия лица не имела» (Н.С.Хрущев: Два цвета времени. Документы из личного фонда Н.С. Хрущева: в 2 томах. Т.2. М., 2009. С.448). Промежуточное решение о создании российских творческих союзов было принято на заседании Бюро ЦК по РСФСР 22 мая 1957 г. В нем давалось поручение отделу науки, школ и культуры вместе с Союзом писателей СССР проработать в короткий срок данный вопрос и внести в Бюро свои предложения (РГАНИ. Ф.13. Оп.1. Д.27. Л.30).

Идея создания новой писательской организации обсуждалась на III пленуме Правления Союза писателей СССР в мае 1957 г. И позже, на заседании его Президиума 18 мая того же года, где присутствовал почти весь руководящий состав Союза писателей, в том числе секретари Правления, руководители Союзов писателей республик, краев и областей, не входивших в его состав. В ходе работы пленума представители регионов горячо поддержали предложение о создании российской писательской организации. Об этом говорил на заседании представитель Адыгеи Юсуф Тлюстен, смоленский поэт Николай Рыленков. Он высказал, как нам кажется, выстраданные слова о том, что «необходимость создания такого органа сейчас ощущается буквально всеми». Выступая он отметил важность создания российского союза «для развития национальных литератур» (РГАЛИ. Ф.631. Оп.30. Д.609. Л.41; Д.589. Л.20).

 

Консультации с писателями

Активная фаза подготовки решения о формировании Оргкомитета Союза писателей РСФСР в компетентных инстанциях пришлась на лето 1957 года. Оно было насыщено важными событиями, в которых непосредственное участие принимал Союз писателей СССР. Прежде всего – это VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, впервые проводившийся в Москве. Перед деятелями литературы и искусства стояла задача показать «международной прогрессивной общественности», в том числе и литераторам из разных стран, улучшенный вариант социализма по-хрущевски. СССР открывался внешнему миру и фестиваль был призван стать своеобразной визитной карточкой страны победившего социализма. В это же время проводились разнообразные беседы и консультации в Союзе писателей, по итогам которых должен был быть сформирован список возможных членов Оргкомитета. Отдыхать этим летом литературным генералам было некогда. В ЦК тоже активно шла работа над новым творческим проектом. Самое непосредственное участие в ней принимали секретари ЦК и сам Хрущев.

Первоначально в Бюро ЦК КПСС по РСФСР по представлению Союза писателей СССР на пост главы СП РСФСР выдвигалась кандидатура Константина Федина, более узким планировался состав Оргкомитета, в нем отсутствовала фамилия писателя Леонида Соболева (РГАНИ. Ф.13. Оп.1. Д.554. Л.108-110). В свое время он написал роман «Капитальный ремонт», понравившийся Сталину. И таким образом попал в число литературных небожителей. У него складывались неплохие отношения с секретарем ЦК Петром Поспеловым еще с военной поры. Он часто обращался к нему с различными просьбами, в том числе личного характера. Кандидатура Федина получила одобрение в ЦК, о чем свидетельствуют подписи членов Бюро по РСФСР. Однако, уже в конце июля 1957 года в записке отдела культуры, направленной в ЦК, говорилось о нежелательности утверждения кандидатуры Федина в должности председателя Оргкомитета, приводились аргументы: занятость на постах секретаря СП СССР и председателя правления Московского отделения СП, критика деятельности московских писателей (там же. Л.107). Думается, дело было в другом. Создание Союза писателей РСФСР курировал Дмитрий Шепилов, который за выступление вместе с «антипартийной группой» Молотова-Маленкова-Кагановича был снят со всех занимаемых постов на состоявшемся в июне 1957 года пленуме ЦК.

Проходили личные консультации функционеров ЦК с ведущими писателями, в частности, с Александром Твардовским, который ратовал за его создание. В конце июля состоялась его встреча с Хрущевым при участии заведующего отделом культуры ЦК КПСС Дмитрия Поликарпова, где обсуждался вопрос создания Союза писателей РСФСР. По мнению Константина Симонова, Твардовского и Поликарпова связывали доброжелательные отношения, хотя между ними бывали и конфликты. Твардовский в свое время высказывался вместе с рядом других писателей за возвращение Поликарпова в Союз писателей, откуда он был удален по указанию Сталина (Симонов К.М. Истории тяжелая вода: Книга воспоминаний. М., 2015. С.585-586). В своем дневнике поэт именовал его «Поликарпием» и характеризовал как человека ортодоксальных взглядов (Твардовский А.Т. Дневник: 1950-1959. М., 2013. С.286). Твардовский полагал, что при создании российского писательского союза следовало расформировать правление и секретариат Союза писателей СССР. Хрущев, во время следующей с ним встречи, состоявшейся 2 августа, в основном поддержал высказанные поэтом предложения о структуре будущего российского союза.

 

Решение ЦК о создании Оргкомитета

После консультаций с писателями, опираясь на их экспертное мнение, Бюро ЦК по РСФСР 17 августа 1957 г. приняло постановление «Об Оргкомитете Союза писателей РСФСР (РГАНИ. Ф.13. Оп.1. Д.32. Л.17-18). В нем был представлен именной список членов оргкомитета, в том числе председателя Соболева и его 1-го заместителя Г.М. Маркова. В него были включены такие известные писатели как Твардовский, Михаил Шолохов, Валентин Катаев, Самуил Маршак, Леонид Леонов и другие. Всего в документ было занесено 56 фамилий литераторов. В оригинале постановления Бюро ЦК была внесена лишь одна правка: зачеркнута фамилия поэта Евгения Долматовского и вписана фамилия Семена Бабаевского. По-видимому, это было своеобразным ответом консервативных сил в ЦК и Союзе писателей тем либеральным настроениям, присутствовавшим среди части писательской общественности. Консерваторы не могли простить Долматовскому случая, связанного с обсуждением книги Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» в Доме литераторов в 1956 г. Долматовский, незадолго до обсуждения, стал одним из руководителей Московской писательской организации. Он, в отсутствие главы московских писателей Федина, занимался организацией данного вечера.

 

Заседание Президиума Правления СП СССР

Не дожидаясь созыва очередного пленума Правления, его Президиум на заседании 29 августа 1957 г. после непродолжительной дискуссии принял решение о создании Оргкомитета Союза писателей РСФСР (РГАЛИ. Ф.631. Оп.30. Д.610. Л.17, 19). В ходе заседания Президиума Василий Смирнов отметил, что вопрос о его создании имеет значительную предысторию и поднимался «еще в первые послевоенные годы». В его выступлении были озвучены основные побудительные мотивы создания российской писательской организации. На территории РСФСР к тому моменту работало 2.668 писателей (более половины от общего числа членов и кандидатов ССП СССР), функционировали крупные писательские организации в регионах, имеющие свои журналы и альманахи, в том числе в автономных республиках. Смирнов указывал, что «Отсутствие Союза писателей РСФСР постоянно ставило русскую литературу перед лицом братских литератур всех народов Советского Союза в… неравное положение». Кроме того, создание Союза писателей Российской Федерации позволило бы больше внимания уделять литературам национальных республик (там же. Л.15-16).

В обсуждении вопроса о создании Союза приняли участие приглашенные писатели. Их интересовали разные, в том числе частные проблемы. Литератор Борис Лавренев спрашивал о роли и месте московской писательской организации после создания новой организации. Он также высказал сомнение в целесообразности слишком большого по численности Оргкомитета, мотивировав, что это приведет к его плохой работоспособности (там же. Л.34, 37). И эти сомнения были вполне обоснованными. Как показал весь дальнейший ход работы Организационного комитета, многие его члены крайне редко или совсем не посещали заседания. Фактически их роль в нем сводилась к функции «свадебных генералов», призванных украсить своими фамилиями список нового творческого союза.

На заседании выступили и российские провинциальные писатели, которые горячо поддержали основание новой творческой организации. Литератор из Красноярска Сергей Сартаков (один из руководителей будущего СП РСФСР) сказал в своем выступлении, что ее создание «сломает перегородки» нынешней организационной системы и в силу этого «значительно улучшится литературная жизнь нашей периферии». Его мысль продолжил другой писатель-сибиряк Савва Кожевников. Он связал организацию Союза с проводимой в стране реформой регионального управления.

 

Кого и почему выбрали в состав Оргкомитета

Состав Оргкомитета Союза писателей РСФСР, утвержденный постановлением Бюро ЦК по РСФСР и затем одобренный на заседании Президиума Правления Союза писателей СССР 29 августа 1957 года, выглядел следующим образом. Из общего числа избранных в него писателей в количестве 57 членов, 27 были москвичами (включая председателя Леонида Соболева и его первого заместителя Георгия Маркова). Ленинград представляли всего 4 литератора, на долю автономных республик приходилось 14 мест, а края и области РСФСР получили всего 11 мандатов. Большинство представленных в Оргкомитете писателей являлись членами Правления ССП СССР и его Президиума, а также руководителями региональных отделений Союза. Лишь несколько литераторов, не являвшихся таковыми, получили право войти в его состав. Одним из них стал известный «лакировщик» Бабаевский. Чуть лучше обстояло дело с московскими и ленинградскими писателями. В Оргкомитет вошли такие либеральные по советским меркам литераторы как Василий Гроссман, Даниил Гранин, Вера Панова. Однако, среди его членов не оказалось демократически настроенных авторов, как Маргариты Алигер, Вениамина Каверина, Эммануила Казакевича, Константина Паустовского, Владимира Дудинцева и других. После разгрома альманаха «Литературная Москва» и резкой критики Дудинцева за его роман «Не хлебом единым» все эти писатели, вероятно, воспринимались в ЦК и руководством Союза писателей как некий дестабилизирующий фактор в советской литературе, мешающий литературной «консолидации». Включение в список Гроссмана и Гранина, на наш взгляд, было попыткой со стороны директивных органов замаскировать консервативный состав Организационного комитета.

Среди первоначально сформированного списка Оргкомитета почти половину составляли лауреаты Сталинских премий, причем некоторые из них были удостоены этого звания несколько раз. Если говорить о возрастном составе участников, то 9 писателей (среди них такие «литературные генералы» как Соболев, Федин, Алексей Сурков) родились ещё в XIX веке. В основном, писателей Российской Федерации представляли люди, возраст которых составлял от 40 до 55 лет. Молодые литературные силы были представлены 4 литераторами. Среди них: Расул Гамзатов, Даниил Гранин, Мустай Карим и самый молодой литератор Маргарита Агашина. Из них только Гамзатов был удостоен Сталинской премии 3 степени за сборник стихов и поэм «Год моего рождения» (1952).

Создание Союза писателей РСФСР было, безусловно, проектом власти, нацеленным на реализацию идеологических установок КПСС. Вместе с тем, выгоды от появления новой творческой организации получили областные писатели и национальные авторы, молодые литераторы, которые смогли творчески самореализоваться. Вероятно, российской власти не стоит в наше время полностью отказываться от опыта работы с творческой элитой страны, в том числе с писателями, наладить более тесный контакт с ними, в том числе для возрождения интереса подрастающего поколения к произведениям многонациональной российской литературы.

 

 

Комментарии

Комментарий #14878 19.11.2018 в 14:30

На КОММЕНТАРИЙ #14876.
Forward Zero, поясните, пожалуйста свой мудрёный "однозначный идеологический контент"? Хто это и с чим его можа зъисть?
Или это для вашего пиару очередного комментарий?

Комментарий #14876 19.11.2018 в 14:13

Очень интересная и полезная до крайности статья. Ведь и сейчас минкультуры ставит условием поддержки именно Союза писателей России внедрение группы авторов с однозначным идеологическим контентом.
Forward Zero