СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ / Николай ИВАНОВ. ПИСАТЕЛЬСКИЙ СТОЛ ВЫШЕ НЕБА. К 60-летию Союза писателей России (беседа ДЛ)
Николай ИВАНОВ

Николай ИВАНОВ. ПИСАТЕЛЬСКИЙ СТОЛ ВЫШЕ НЕБА. К 60-летию Союза писателей России (беседа ДЛ)

 

Николай ИВАНОВ

ПИСАТЕЛЬСКИЙ СТОЛ ВЫШЕ НЕБА

К 60-летию Союза писателей России (беседа ДЛ)

 

Николай Фёдорович, вы лишь на пару-тройку лет старше Союза писателей России, отмечающего в этом году своё шестидесятилетие. Вы почти ровесники с ним… Судя по двадцати уже изданным книгам прозы и драматургии, тема писательская вам не только близка, но это – ваша жизнь, ваше дыхание. Какую роль в писательской да и просто человеческой судьбе вашей сыграл большой Союз?

Воистину «Большой» так называли Союз писателей СССР. Меня упрямо «преследуют» мои погоны. В начале девяностых моё заявление в Союз писателей России категорически не хотели рассматривать в тогдашней московской организации. Передали дословно: «у нас и так полно чёрных полковников, а тут ещё один на подходе». В конечном итоге Борис Шереметьев передал моё приёмное дело в большой Союз и меня приняли на секретариате на Воровского, 52.

Строка в биографии, и в первую очередь для тех, кто выискивает после съезда в моей биографии какие-то тёмные пятна.

После училища меня направили в десантные войска – едва ли не единственные, которые не имели окружных газет, одни «дивизионки». То есть путь в столицу мне на первом этапе закрывался наглухо. Но Псков, куда попал служить, не только выпустил меня в небо с парашютом, он приземлил и за письменный стол. Там я, проходя однажды мимо вывески Псковского отделения писателей, осмелился заглянуть в организацию. Встретил Сан Саныч Бологов. Почёл при мне первый рассказ в 10 страниц, протянул обратно: «Приходи завтра, но здесь должно быть 7 страниц».

Так оказался рядом с С.Гейченко, Ю.Курановым, В.Половниковым, Е.Нечаевым, В.Курбатовым. Областные семинары, потом межрегиональный в Ленинграде, даже из Афганистана они умудрялись вытаскивать меня на семинары молодых писателей. Писательский стол становился выше неба, хотя за плечами было уже более 60 прыжков с парашютом.

 

Помните ли вы своё первое знакомство с кем-то из русских писателей вживе на литературных встречах, положим, вашей суворовской детской и юношеской поры? Вы ведь сами рано прикоснулись к литературе. Будучи ещё суворовцем, написали первые стихи. И довольно зрелые, судя по одному из них, которое прозвучало недавно из уст вашего почитателя.

– Нас, суворовцев, просто насыщали встречами с писателями, артистами, режиссёрами, музыкантами. Стихи и какие-то материалы в стенгазету писал, как многие, здесь ничего сверхординарного. Перед окончанием СВУ стал посматривать в сторону Львовского училища, факультет военных журналистов. Повезло – направили туда. И уже там вплотную соприкоснулся с драматургом Аркадием Пинчуком, немного удалось пообщаться с Владимиром Васильевичем Карповым, когда он приезжал на встречу с курсантами. С тех пор у меня за голенищем сапога всегда была свёрнутая тетрадь – для записи наблюдений. Кажется, я тогда перестал интересоваться служебной карьерой, важнее было мнение обо мне как о литераторе. После VIII Всесоюзного совещания молодых писателей, где получил похвалу от Маркова, меня, капитана из прибалтийских лесов, без академии пригласили работать (служить) сразу в «Красную звезду». Небывалое по тем временам событие. Но тут же вызвали и в штаб ВДВ: мы не можем отказать на такой запрос, но рекомендуем не уходить в «Звезду». Откажись сам. Но как только появится место в журнале «Советский воин», мы сами направим тебя туда. Будешь писателем.

Так относились к начинающим литераторам в советское время, потому сам стараюсь быть внимателен к проблемам молодых.

 

Какие писательские имена вам особенно дороги? И были ли эти писатели авторами журнала «Советский воин», корреспондентом которого, а затем и главным редактором вы проработали с 1985 по роковую осень 1993 года? О ком из них вы писали, кого, может быть, интервьюировали для своего журнала?

–  «Советский воин» – для меня это Иван Стаднюк, который затем напишет мне рекомендацию в Союз писателей. Это знакомство с Валентином Пикулем, Михаилом Алексеевым, Каремом Рашем, Виктором Верстаковым, Николаем Черкашиным. Это дружба с В.О. Богомоловым. Знакомство с издательствами «Патриот», «Современник», «Воениздат», где вышли первые книги. Когда говорят, что я пришёл в литературу едва ли не из казармы или строевого плаца, я улыбаюсь, вспоминая своих первых наставников, начиная с блистательной псковской плеяды. Дай Бог иметь таких мастеров слова тем, кто шёл в литературу иными путями.

Более тесно стал общаться с писателями, когда Министр обороны Д.Т. Язов после нашего обращения к нему с Виктором Верстаковым создал в Министерстве обороны Студию военных писателей. Я оставил полковничью должность редактора очерка в «Советском воине» и с удовольствием перешёл в Студию на самую низшую ступень литератора – я воистину стремился к творчеству. Располагались мы в здании нынешнего МСПС. Потом вернули в журнал, но на должность главного редактора. В девяностых, после освобождения из плена, меня впервые пригласил на Комсомольский, 13 на секретариат Валерий Николаевич Ганичев, поинтересоваться – каково быть писателю, скажем так, в нестандартных условиях. Тогда и соприкоснулся со многими из тех, кто и по сей день рядом. Или я с ними. С друзьями такого деления нет.

 

Сейчас вы уже несколько месяцев – с февральского 2018 года съезда СПР – стоите во главе Союза. Тема эта, безусловно, болезненная, но всё же вот какой вопрос назревает: с какими трудностями вы столкнулись, встав на этот труднейший путь собирания и укрепления нравственных и иных государственных позиций ослабленных «перестройками» и «ускорениями», бесконечным «реформированием», а теперь ещё и грядущей «цифризацией экономики» писательских региональных отделений нашей громадной России? И какие пути решения этих сложнейших, неоднозначных проблем вы видите? Каково, на ваш взгляд, будущее нашего Союза писателей России?

– А где нет трудностей и проблем, если работа идёт? Уповать на них, прикрываться ими, плакаться ими в жилетку друзьям? Пока ты будешь обижаться на жизнь, она пройдёт мимо.

Хочется одного – чтобы по истечении выборного срока ни я не опускал стыдливо глаза при встречах с писателями, ни они не переходили на другую сторону улицы.

Мои шаги на посту председателя благодаря интернету, сайтам, социальным сетям известны практически каждому. Менее всего приучен давать обещания. Но об основных приоритетах скажу – это помощь региональным организациям и работа с молодыми писателями. Позади около 20 поездок в наши региональные отделения — ради встреч с теми, от кого зависит улучшение их бытовых и финансовых положений. На один из первых своих секретариатов пригласил ребят из совета молодых литераторов: сидите рядом, внимайте, впитывайте, учитесь, перенимайте опыт, связи, отношения, традиции, потому что через несколько лет кто-то из вас будет сидеть на местах сегодняшних секретарей и управлять литературным процессом. Только что приехал из Воронежа. Какой мощной командой вышли на поэтическом празднике молодые поэты местного литературного объединения под руководством З.К. Колесниковой!  С каким светлым и зрелым взглядом на жизнь. Кто-то в зале произнёс даже: «Эх, в наше время бы такое внимание нам. Этим ребятам повезло».

Я тоже вижу, что повезло, что всколыхнулось творческое наставничество. После съезда провели уже четыре Всероссийских совещаний молодых писателей, сделан задел ещё на три на следующий год. Четверги отдал молодёжи – собирайтесь, общайтесь, занимайтесь в нашем  Шолоховском центре. И совещания стали концептуальные – по критике, драматургии, переводам, стилистике. А главное, есть кому учить молодёжь, молвить слово и явить им личный пример, есть и не переводятся стремящиеся учиться. Потому верю в будущее Союза.

Беседовала Валентина Ерофеева

 

Комментарии

Комментарий #23371 24.02.2020 в 15:39

Н. Иванов - сильный человек с сильной биографией. Прост в общении, добр к людям, принципиален во взглядах.
Честь и хвала.

Комментарий #15159 05.12.2018 в 04:05

Для 15156. Назовите свои приоритеты.

Комментарий #15156 04.12.2018 в 23:50

Хорошее интервью, интересное, но... Подумалось, с заботой о молодых уж слишком в последнее время все "носятся". А как же - в самостоятельном преодолении трудностей последних десятилетий - состоявшиеся литераторы? О них кто-нибудь как-либо печётся?
В любом случае - с Юбилеем! Преодоления трудностей и обновления!

Комментарий #15112 02.12.2018 в 21:36

На КОММЕНТАРИЙ #15111
Мудрый комментарий Николая Денисова. Присоединяемся.

Комментарий #15111 02.12.2018 в 21:11

На КОММЕНТАРИЙ #15075:
- Человек - существо коллективное, ему надо время от времени"сверять часы" - какова цель, куда идем, какая задача литературы сегодня, в данный момент.
Коллектив без руководителя - толпа.
Конечно, хочется, чтобы были "хорошие, правильные" руководители. А для этого нужно, чтобы они регулярно давали коллективу отчет.
Конкурсы, фестивали - способ общения и также "сверка часов".
Николай Денисов

Комментарий #15075 01.12.2018 в 08:49

Никаким образом никакие организации - любые, в том числе и любой союз писателей - не должны и даже не имеют права влиять на творчество. Вопрос "зачем нужен союз писателей", на мой взгляд, не имеет ответа. Раньше членство в Союзе писателей давало право на стаж для пенсии, то есть можно было не "служить", не ходить на работу каждый день, жить литературным трудом. Такое же правно давало членство в группкомах литераторов. Как сейчас - не знаю. Лично я удивлен многочисленностью всевозможных сопредседателей, руководителей и членов комиссий, секретарей и тд и тп в Союзе писателей. Как-то еще могу понять работу с молодежью. Не вижу смысла в разных конкурсах, фестивалях, выявлении лучших писателей, победителей и тд. Литература это не спорт. "Выдающийся", "великий" и подобные приставки к фамилия писателей - это дело будущего. На выяснение этого нужно лет двести.

Комментарий #15073 30.11.2018 в 21:12

Непонятное заявление: "руководить литературным процессом". Надо ли им руководить высоким деятелям Союза? По мне, так каждый писатель - если он пишет - и есть руководитель своего литературного процесса. Кроме него - больше никто. Или нет?

Комментарий #15041 29.11.2018 в 10:44

Ответ #15034.
Да, логика - "железная"!
Давайте всё-таки начнём с азов её.
Вот вы сейчас - приход какого "попа"? Неужели того, который эту статью написал? - Теперь вряд ли, хотя первоначально вроде бы пытались за него заступиться , следуя вашей логике.
И давайте всё-таки вместо чужеродного, не соответствующего ситуации слова "позорит" подберём иное, обращаясь к хамящему вот так примерно: "Ваше хамство может только навредить тому, за кого вы пытаетесь заступаться". Так-то лучше будет, да? И без заглавного "Вы". Или вы и хама уважили этим заглавным?! Ну, русский язык вам этого не простит - он честен.

Комментарий #15034 29.11.2018 в 01:23

Я тоже считаю, что хамство не только позорит того, кто хамит, но и того, за кого заступаются в хамском тоне. Это говорит о том, что каков приход (хамоватые заступники), таков и поп (тот, за кого заступаются). То есть, такое уж его окружение. Воспитанный человек пишет Вы с заглавной буквы всегда, когда обращается к незнакомому комментатору. То, что для Вас подобострастие, для другого - элементарная вежливость. Ведь нельзя ни в каких обстоятельствах уподобляться хаму. Включите логику.

Комментарий #15005 27.11.2018 в 21:38

КОММЕНТАТОРУ #15002.
Вы никогда не пробовали включать логику в свои размышления-рассуждения?
Какое отношение имеет автор статьи, которого, по вашей версии, "особенно позорит" тот, кто "пытается за него заступиться". Может быть стоило поискать в русском языке для выражения вашей "глубокой мысли" другой глагол? Второе, обращаясь к человеку, которого вы, судя по комментарию, не уважаете, вы тем не менее подобострастно пишете "Вы" с заглавной буквы. Попробуйте освоить оттенки русской письменной речи почётче и тогда всё встанет на свои места. И "бурчалкина" поймёте и улыбнётесь (даже если вы сами этот "бурчалкин"), и "отвращение" пушкинское окажется ну совсем не к месту в оценке этой беседы, и прочие тонкости-звонкости вдруг распахнутся в ином свете.
Попробуйте...
А Николаю Иванову спасибо за то немногое, что он всё же сумел сказать. После пленума 4 декабря развернутся серьёзные события. Он не стал их опережать и комментировать.
И надо пожелать всем их будущим участникам терпения почти ангельского и возможности отличить настоящее и крупное в нашей литературе от неоформившегося пока в полной мере и менее значимого на данном этапе.

Комментарий #15002 27.11.2018 в 20:50

Комментатору #14952. Хамство никогда никого не украшает. Особенно позорит оно того, за кого Вы пытаетесь заступаться. Кому понравятся такие заступники?

Комментарий #14970 25.11.2018 в 06:42

О! Чужие! Ну так задайте свои вопросы. Только без гадостей. Вы ведь понимаете, что гадости удержатся на этом сайте либо пару минут, либо полчаса. Здесь авторов уважают и стараются оберегать от мерзостей анонимно-виртуально-электронных.

Комментарий #14958 24.11.2018 в 13:04

Вообще-то, отвечать на комплиментарные вопросы "своих" - большого ума и таланта не надо. Это - обычное самовосхваление, пропаганда. Попробовал бы ответить на вопросы "чужих"...

Комментарий #14957 24.11.2018 в 13:01

Гм...

Комментарий #14956 24.11.2018 в 12:49

Да, правда, тут один говорун-критикун в каждой бочке затычкой норовит быть. Свою жизнь не сумел выстроить без "отвращения", вот и внутренний мир других ему мерещится по образу и подобию своего.
Николаю Иванову спасибо за мощную поддержку не только молодых писателей, но и серьёзные шаги по укреплению роли и влияния Союза на общую атмосферу непростой российской действительности.
Доброго пути ему на этой дороге, усыпанной каменьями.

Комментарий #14953 24.11.2018 в 11:12

Забыл подписаться - Михаил Попов (Архангельск)

Комментарий #14952 24.11.2018 в 11:10

Что за бурчалкин! Да ещё инкогнито! Не только читает "с отвращением", но и норовит окатить другого своей желчью. Уймись, болезный! Приложи лучше, куда там положено, грелку. Не по-мужски это - лаять из подворотни.

Комментарий #14950 24.11.2018 в 10:42

Сколько ни читаю интервью, столько убеждаюсь в том, что каждый интервьюируемый очень доволен собой и описывает свои "героизмы" и как он пробивался сквозь тернии. Как сказал кто-то недавно, только Пушкин написал: "И с отвращением читая жизнь мою...".