ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Даника НЕКРАСОВА. ГОСПОДИ, ПРИМИРИ НАС… О фильме «Донецкая Вратарница»
Даника НЕКРАСОВА

Даника НЕКРАСОВА. ГОСПОДИ, ПРИМИРИ НАС… О фильме «Донецкая Вратарница»

 

Даника НЕКРАСОВА

ГОСПОДИ, ПРИМИРИ НАС…

О фильме «Донецкая Вратарница»

 

15 ноября в Краснодаре состоялась премьера документального фильма Натальи Батраевой «Донецкая Вратарница». Перед началом показа Виктор Лихоносов напутствовал зрителей: «Простой фильм… А сколько там души!».

…Первые кадры – взрыв, гул самолетов, звуки рации… Война. Вся динамика кинокартины держится на резком контрасте спокойных, блаженных лиц женщин, умиротворенности монастырской обители и оглушающем вое снарядов. Тонкая грань между миром и войной стирается. Вот женщина идет в военной форме. Светлана беременна… Она пока не знает, что совсем скоро минный осколок оборвет две жизни: ее и еще не родившегося ребенка.

С высоты птичьего полета видится монастырь. Он изранен, изрешечен снарядами. Военная смута не пощадила даже святое, и кажется, жизнь, как и этот монастырь, – улеглась в смерть под пулями. Все разбрелись, разбежались, покинули дома в поисках спасения.

Но нет. В храме все идет свои чередом, и даже во время дождя в здании (теперь уже без крыши) служба продолжается. Мельчайшие, незаметные на первый взгляд детали: разрушенная фреска на храме, изрешеченный пулями монастырь, валяющиеся в округе кресты, побитые снарядами памятники – будто вторая смерть… И лишь розы, так и не завядшие за то время, пока за ними не ухаживали, продолжают цвести – как символ вечной жизни.

Непоколебимая вера светится в глазах каждого героя фильма. У ополченцев на правом запястье браслеты с 90 псалмом:

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

говорит Господу: "прибежище мое и защита моя,

Бог мой, на Которого я уповаю!".

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его

будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

 

«Господи, примири нас», – молится монахиня. И в этом обращении колоколом звучит всепоглощающее желание спокойствия, чувствуется настоящая христианская любовь к человеку, даже к тому, кто может тебя убить. Не «спаси», не «сохрани», а именно «примири нас», потому что все люди на земле – братья и сестры.

«Душевный подвиг, непрерывное сочувствие страдающему миру. Первое мое впечатление от знакомства с Натальей Батраевой – чувство глубокой религиозности.<…> Если не будет Бога в нашей душе, не будет жизни не только в России, но и на земле», – комментирует Виктор Лихоносов проделанную режиссером работу.

Фильм готовился на протяжении трех лет. Когда Батраева отправилась снимать, военные действия все еще продолжались. Это далеко не первая ее поездка в зону боевых действий: Косово, Южная Осетия, Донбасс. Так что опыт был. Некоторые фрагменты снимались на беспилотный летательный аппарат с воздуха, что позволило показать зрителю панораму монастыря, простор донецких местностей… Очень красиво!

«Кино – это чудо! Наталье тяжело давался фильм, это был титанический труд, битва и бой… с обстоятельствами, с самим собой, со своим неумением. Преодоление всего и всех. Документальное кино – в нем же люди живые», – делится своими впечатлениями Наталья Шувалова. Именно она помогла создать фильм таким, каким его увидела публика на фестивале «Вечевой колокол». Документальность в запечатлении подобных исторических событий весьма важна. В «Донецкой Вратарнице» нет ни одного актера. Люди, снявшиеся в нем, действительно пережили на себе весь ужас войны. Искренность и естественность героев не оставляют равнодушным ни одного зрителя.

Вот мужчина, беседуя с настоятельницей, упоминает Лисёнка, погибшую девочку. Он смирился и положился на Божью волю. Лейтмотивом звучит мысль: «Ну убьет, попадем к Господу» – уже не страшно. Всякий входящий в храм не оставил надежды, а наоборот укрепил ее в себе. Никого не обвиняют. Они говорят, мы сами виноваты в том, что происходит. Это такое внутреннее состояние принятия… Это реальная, настоящая любовь», – поясняет после премьеры режиссер.

«Они такие же, как и мы, – устало произносит в фильме бывший солдат. – Делают передышку во время перестрелки, обеим сторонам нужно отдохнуть, никто «не стреляет в спину», так сказать, – честный бой».

Здесь тяжело усмотреть политический контекст, хотя от него никуда не деться, когда речь заходит о съемке фильмов подобного рода. «Это могло нарушить хрупкий мир в Епархии, повлиять на жизнь героинь, поставить их под угрозу, потому что они выезжают и на ту сторону», – поясняет создатель фильма.

Тяжело было отказаться от материального, осознать, что над всем земным превалирует душа, обозначить цену счастья. Люди не любят дорожить моментами нормальной жизни, когда мир спокоен и все благополучно, забивают головы бесполезными вещами, а квартиры – бесполезным хламом. Мы слишком быстро привыкаем ко всему хорошему и слишком надеемся на то, что это хорошее будет длиться вечно.

«По телевидению идет однообразная каша из убийств, погонь, стрельбы, в лучшем случае слащавое кино, как удачно провинциалка вышла замуж за олигарха и как теперь ей удобно и сытно живется. «Вечевой колокол» пробуждает желание осмыслить жизнь, понять, для чего они живут на этом свете и что будет с их душой», – делится своими мыслями Виктор Захарченко.

Один из фильмов, пробуждающих желание осмыслить жизнь, понять ее ценность и смысл, – «Донецкая Вратарница» режиссера Натальи Батраевой. «Жива душа вовеки», – так когда-то определил суть бытия Федор Михайлович Достоевский. К сожалению, людям бывает нужна война, чтобы это понять.

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии