Василий ДВОРЦОВ. ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ. К 60-летию Союза писателей России
Василий ДВОРЦОВ
ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ
Послесловие к сборнику прозы, поэзии, критики молодых, выпущенному "Вече" к 60-летию Союза писателей России
Творчество каждого писателя ценно своей индивидуальностью, но состояться профессионально талант может только благодаря литературной среде. На сегодня вершина организованности литературной среды – Союз писателей России. Некогда созданный волей государства, за уже тридцать лет «отделения литературы» от оного Союз писателей доказал свою самостоятельную жизнеспособность, обеспечивая полноту творчества и высоту профессиональности русского литературного процесса.
Поэтому когда мы, писатели, слышим профанные рассуждения о ненужности нашего союза, как некоего рудимента сталинизма, трудно удержаться от улыбки. Действительно, советский период российской литературы прошёл под особой идеологической опекой государственности. Точнее и честнее: под непрестанным идеологическим контролей и политическим давлением. Но не стоит думать, что это некая отечественная специфика, весь постимпериальный мир – Мексика, Япония, Германия, Турция, США, Израиль, Китай, Куба – в разной мере весь ХХ век искались формы «нового государства», для которого требовался «новый человек». И на литературу и искусство в этом возлагались особые задачи. Что понятно – личность есть производное культуры, и потому всегда и везде все декларации «свобод творчества» весьма условны.
Шестьдесят лет назад в жизни отечественного литературного процесса произошло очень значимое событие – 7 декабря 1958 года в Москве завершил работу Учредительный съезд Союза писателей РСФСР. С того дня наш современный Союз писателей России ведёт свою юридическую биографию. Именно юридическую, ибо реальная история самоорганизации русской литературной среды прослеживается уже в трёх веках.
Так, в 1735 году при Академии наук учреждается «Российское собрание», дабы заботиться о «дополнении российского языка, о его чистоте, красоте и желаемом потом совершенстве», члены собрания – Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Именно в спорах Ломоносова и Тредиаковского и их последователей закладывалась теория русского стихосложения и, шире, литературного языка. Далее 30 сентября 1783 г. Указом Екатерины Великой утверждено Положение о Санкт-Петербургской Академии с назначением княгини Екатерины Дашковой её президентом. Первостепенные задачи: «сочинить российскую грамматику, российский словарь, риторику и правила стихотворения», и опять собраны вместе лучшие литераторы своего времени – Державин, Фонвизин, Херасков, Княжнин, с ними учёные-филологи Румовский, Котельников, Болтин, митрополит Иннокентий (Нечаев), а ещё виднейшие государственные деятели – Шувалов, Потёмкин, Елагин, Безбородко. На рубеже XVIII-XIX вв. членами Академии являлись Державин, Жуковский, Пушкин, Крылов, Вяземский, Погодин, Языков.
Кроме учреждений с государственным присутствием, в обозреваемый период русская литература постоянно и активно самоорганизуется в различные «вольные» общества словесности и любомудрия, поэтические и литературно-философские кружки, собирается вокруг периодических изданий. И эти профессиональные объединения – по свидетельству Николая Греча, учредителя Вольного общества любителей словесности, – «были приготовлены к занятиям литературою строгим учением». Вспомним уровень выпускников Царскосельского лицея! Каждый такой кружок, каждое объединение, обозначая устойчивость особых эстетических течений в общем литературном процессе, давали начало школам развития и передачи профессионализма при смене поколений.
Кроме эстетических и философских, профессиональные литературные сообщества ставили перед собой и социальные задачи. Таковым является созданное Дружининым в 1859 году «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным», в которое вступили Некрасов, Островский, Полонский, Анненков, Майков, Тургенев, Л.Толстой. В начале 1897 года в Российской империи более 500 литераторов объединились в «Союз взаимопомощи русских писателей при русском литературном обществе». Интересно, кроме решения многих профессиональных, экономических и юридических задач, СВРП имел суд чести, под который попадал даже Короленко.
Если в конце XIX века объединения происходили в основном на эстетических платформах классицизма и модерна, то после революции 1917 года в переболевшей Гражданской войной Советской России сложилось несколько писательских объединений по политическим принципам – РАПП, ЛЕФ, «Перевал», «Союз крестьянских писателей», ходя было и подобие профсоюзов – «Всероссийский союз писателей», «Всероскомдрам».
В 1934 году на Первом съезде, в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года – «...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём», был учреждён Союз писателей СССР. Тогда же был выведен принцип «социалистического реализма», до 80-х годов прошлого века господствовавший практически во всём мировом искусстве. Так, с одной стороны советские писатели находились под жёстким идеологическим контролем, что не могло не сказываться на качестве произведений, но, с другой – член СП СССР имел от государства множество льгот: квартиры, творческие дачи и командировки, пенсии, гонорары от 250 до 800 руб. (при долларе в 60 копеек) за авторский лист. И тиражи – от малых в 25.000 экз., до миллионных, да с переводами на разные языки. А ещё, кроме издательств, почти каждое местное отделение СП имело свой литературный журнал или альманах, выходило 15 специализированных газет, был открыт Литературный институт, работали Литературные консультации для начинающих, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы… Были практически с нуля созданы многие национальные литературы, без которых теперь трудно представить интеллектуальные общества самостоятельных государств не только распавшегося Союза, но и бывшего «социалистического лагеря» на разных континентах. А, главное, по количеству имён поэтов, прозаиков и критиков, вошедших в пантеон русской классики, советский период не знает себе равных.
Правление СП СССР в 1934-36 возглавлял А.М. Горький, за ним в разные годы В.П. Ставский, А.А. Фадеев, А.А. Сурков, К.А. Федин, Г.М. Марков.
На территории РСФСР к тому моменту работали 2 668 писателей (показательно, что возраст большинства членов и кандидатов СП СССР составлял от 40 до 55 лет), крупные местные организации имели свои журналы и альманахи, региональные издания выходили миллионными тиражами. И 17 августа 1957 года Бюро ЦК по РСФСР приняло постановление «Об оргкомитете Союза писателей РСФСР» в составе 56 литераторов, среди которых были такие известные, как Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Твардовский, Катаев, Маршак. Руководить оргкомитетом назначили Леонида Соболева, заместителем Георгия Маркова. Исходя из партийной сверхзадачи, на представителей 11 русских регионов приходилось 14 поверенных от национальных образований.
К сожалению, сегодня приходится объяснять, что, во всей своей «тоталитарности», советская власть, наследно от власти монархической, всегда чрезвычайно уважительно относилась к писателям, очень серьёзно воспринимая своё отражение в литературном процессе – процессе национального самосознания, формирующего народную память. Отсюда и награды, и репрессии писателям выпадали особые.
Учредительный съезд Союза писателей РСФСР прошёл в Москве с 1 по 7 декабря 1958 года. В присутствии руководителей партии и государства, но демократическим голосованием первым председателем Правления нового творческого союза был избран беспартийный писатель Леонид Сергеевич Соболев. Более того: герой Социалистического труда и лауреат Сталинской премии, депутат и член Президиума Верховного совета СССР происходил из дворянской среды.
Выпускник Морского корпуса, штурманом участвовавший в Моонзундском сражении и Ледовом походе, военным корреспондентом прошедший Финскую и Великую Отечественные войны, капитан 1-го ранга, кавалер боевых орденов и медалей Леонид Соболев был действительно хорошим, признанным товарищами писателем – первыми его талант заметили Горький и Леонов. Конечно, главное место в творчестве Леонида Соболева занимала морская тематика: кроме рассказов 1930-х годов и сборника фронтовых очерков и рассказов «Морская душа», им написаны роман «Капитальный ремонт», повесть «Зелёный луч», литературно-критические и публицистические книги «На главном курсе», «Ветер времени», «Эпос и фольклор казахского народа», также он автор киносценариев, переводчик.
Создание Союза писателей РСФСР было, безусловно, властной реализацией идеологических установок КПСС. Но оно открывало небывалые до того возможности провинциальным писателям – произошла реальная децентрализация литературной жизни. По всем областям и национальным автономиям России открывались отделения Союза, открывались региональные издательства, появлялись новые журналы и литературные газеты, позволявшие реализовываться даже начинающим авторам. Нужно учитывать, что если количество гениев, собираемых одним временным отрезком – Божья воля, то уровень общецехового мастерства в людской ответственности. И можно смело утверждать, что во второй половине прошлого века профессиональный порог вхождения в русскую литературу достиг своего максимума: членство в Союзе воспринималось почётным званием.
Особо нужно вспомнить советскую переводческую школу. Благодаря системной, опекаемой государством, деятельности СП РСФСР в этом направлении, практически каждый, даже самый малый народ внёс свой уникальный вклад в общенациональный литературный процесс. И далее, уже через русский язык переводимые на основные языки мира, писатели автономий выходили на мирового читателя.
Вообще третья четверть двадцатого века – эпоха победного шествия учения социалистической справедливости по всей планете. И продвигающей её культуры, в том числе литературы: лидеры национально-освободительных движений в Северной Африке и Южной Америке видели непосредственный пример революционного вхождения этнических цивилизационных окраин в общемировую культуру. Но и отгородившиеся «железным занавесом» классическая Европа и США вряд ли всерьёз жили маргинальными модерном и постмодерном. Соцреализм был мировым мейнстримом: виденье человека глазами его социума, возможность постижения личности через его субкультуру – естественно западному интеллекту. Именно в соцреализме реализовывалось многовековое учение римско-католической цивилизации о личности-персоне.
Культура – лицо власти: СССР до сих пор самая читающая страна в новой истории. Это результат многолетней внутренней политики государства: литературоцентристское общее образование, пропаганда художественного чтения, система книгораспространения, статус писателя – национального лидера. И как результат – немыслимые в других странах тиражи. Реально прочитываемые. Так оказались пророческими слова молодого Соболева из далёкого 1936 года: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно всё. Они отняли у него только одно – право плохо писать». Сегодня даже самые ярые писатели-антисоветчики вспоминают ту пору ностальгически.
В 1970 году на посту председателя Правления СП РСФСР тяжело заболевшего 72-летнего Леонида Сергеевича Соболева сменил 57-летний Сергей Владимирович Михалков. Личность для всех навсегда легендарная: детский поэт и баснописец, драматург, сценарист, военный корреспондент, публицист, общественный деятель, автор текстов двух гимнов Советского Союза и обновлённого гимна Российской Федерации, истинно всенародный любимец, на чьих произведениях воспитывались и воспитываются поколения совершенно несопоставимых эпох. В личности Сергея Владимировича, героя Социалистического труда и кавалера ордена Андрея Первозваного, лауреата трёх Сталинских премий и высших наград Русской Православной Церкви, удивительным образом сошлись и гармонично сосуществовали парадоксы и метания советского и постсоветского периодов российской истории. Опять же выходец из дворян, да родовитых, юный поэт, прежде чем войти в профессиональную литературу, поработал на фабрике и в геологической партии. Но вошёл в литературу, замеченный Алексеем Толстым, стремительно и ярко, разносторонне и плодовито. А за двадцать лет руководства Союзом писателей РСФСР, к личной творческой реализованности Сергей Владимирович сумел приложить равно признаваемый и литераторами, и литчиновниками авторитет справедливого, мудрого и заботливого администратора, руководителя в высшей степени порядочного и демократичного. А ведь на его председательство выпали годы «застоя» и «перестройки», когда российский литературный процесс нагрелся, вскипел и взбурлил так, как, может быть, вскипал и бурлил только в самом начале ХХ века.
Именно в этот период сложились, окончательно оформились и громко заявили себя одинаково оппозиционные к коммунистическому официозу и непримиримые меж собой писательские фракции «западников»-диссидентов и «деревенщиков»-патриотов, рядом с которыми как-то разом поднялись националистические интеллектуалы – борцы с «вековым угнетением окраин», зачастую нарочито путающие, подменяющие политику имперско-русскую интернационально-троцкистской.
Сейчас множатся свидетельства того, что кризис государственно-экономической системы, приведший к развалу СССР, явился результатом не столько затянувшейся «холодной войны» противостоящих политико-социальных теорий, сколько междоусобицы советской элиты, но, по-любому, для культуры и особенно русской литературы он, кризис, стал переворотом мировоззренческим. Разворотом. Русская литература под слабеющим контролем идеологии всё смелее возвращалась к своему традиционному постижению жизни человека внутреннего. Конечно, эта традиция, растущая из православной трактовки личности-ипостаси, никогда не пресекалась, но всё же десятилетиями магистральным течением литературной разработки, задаваемой государственной коммунистической идеологией, было описание человека как субъекта социальных отношений.
Чего стоило Михалкову пребывать руководителем, равнолюбящим для всё более открыто и жёстче конфликтующих сталинистов и троцкистов, русофилов и тюркских, угорских, бурятских и кавказских националистов? Но факт: прощались с уходящим с поста Сергеем Владимировичем работники аппарата и множество собравшихся писателей дружным исполнением гимна СССР.
Избранный в декабре 1990 года на VII съезде СП РСФСР председателем 66-летний Юрий Васильевич Бондарев, до того много лет проработал первым заместителем Михалкова, но, понятно, о продолжении михалковского миротворчества не было уже и речи. Да и был Бондарев человеком другой природы: фронтовик, кавалер двух медалей «За отвагу» и «За оборону Сталинграда», Бондарев ещё с трибуны XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 года на всю страну сравнил горбачёвскую «перестройку» с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. И когда августовские события 1991-го окончательно обрушили все мосты меж вчерашним и завтрашним, Юрий Васильевич принял гибель страны, за которую он проливал кровь, как гибель мира.
События развивались всё стремительней. С каждым днём рассыпался и разрывался такой ещё недавно, казалось, общий, хоть и многослойный, многоцветный литературный процесс. Протестуя против «засилья в Союзе сталинистов и антисемитов» ещё в 1990 году выделилась ультралиберальная группа «Апрель», а уж после распада СССР, около Союза писателей России, наследника СП РСФСР, появился Союз российских писателей. Сейчас, с достаточного временного расстояния, разделение писательского цеха на консерваторов и либералов оценивается как событие положительное, высвободившее для творчества силы, уходившие у писателей на идейное противоборство внутри единой структуры. Мировая практика показывает, что для общественной мысли такое консервативно-либеральное разложение продуктивнее моно-партийности. Но тогда кипение страстей захлёстывало. Поддерживаемые ельциновскими младореформаторами, либералы, под предлогом борьбы с «красно-коричневыми» и «русскими фашистами», инициировали власть на постоянные атаки Союза писателей России – и информационные, и экономические. Так, что было дело, когда писатели, поддерживаемые казаками и каратистами, держали оборону своего Дома на Комсомольском от рейдерских атак.
Юрий Васильевич Бондарев большой писатель. Великая Отечественная война стала главной темой долгой и плодотворной творческой жизни Героя Социалистического труда, кавалера многих правительственных наград и премий, видного общественного деятеля. Но, главное:«Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег» стали классикой жанра «лейтенантской прозы». Однако прямота воина не отвечала вызовам мятущегося времени.
С декабря 1994 по февраль 2018 годы Союз писателей России возглавлял Валерий Николаевич Ганичев. Доктор исторических наук, комсомольский функционер, журналист и общественный деятель, он в своё время возглавлял издательство «Молодая гвардия», выпускавшее 25 журналов и 40 миллионов экземпляров книг в год, был главным редактором газеты «Комсомольская правда» и легендарного журнала «Роман-газета» с многомиллионными тиражами. Однако, кроме организационной и идеологической работы, Ганичев имел и серьёзный писательский опыт, более того – его романы и повести «Росс непобедимый», «Флотовождь», «Державница» и «Ушаков» в немалой степени поспособствовали канонизации святого Фёдора Ушакова Православными Церквями России, Болгарии, Греции, Румынии, Сербии.
Ганичевская политика сближения писательской организации с Русской Православной Церковью на основе защиты базовых человеческих ценностей оформилась во Всемирный Русский Народный Собор, ставший главной общественной трибуной в затянувшиеся десятилетия государственного идеологического кризиса.
1994-2018. Эти годы были для Союза писателей России периодом серьёзнейшего испытания на прочность. Почти четверть века Союз доказывал – себе и окружающим, – что он не некая искусственно созданная и искусственно поддерживаемая бюрократическая структура коммунистической пропаганды, а живая, саморазвивающаяся общность творческих людей на основе единого понимания творчества, профессионализма и гражданских идеалов. В условиях диктатуры либерализма, с затянувшейся историей экономических переделов, при конституционном отказе государства от собственной идеологии и боязни власть имущих малейших обвинений в симпатиях к ушедшему строю, многие общественные, оформившиеся в советский период объединения по профессиональным, научным и творческим принципам не выдержали, потерялись, стали разрушаться. Даже те, кто подлёг под госструктуры, как, например, кинематографисты, утеряли главное – живую матрицу самовоспроизведения мастерства. А Союз писателей России устоял. Притом не просто доказал свою самодостаточность, но и сохранил инструментарий удержания, продления, а, главное, творческого развития фарватерного тока традиционной литературы, из которого только и появляется классика.
В феврале 2018 года XV съезд писателей России решительным большинством избрал новым председателем Правления Союза 62-летнего прозаика и драматурга Николая Фёдоровича Иванова, офицера-журналиста, ветерана Афганской и Кавказской войн, до трагических событий ноября 1993 года – главного редактора журнала «Советский воин».
Эта смена лидера, прошедшая, к сожалению, на фоне публично вскрывшегося «конфликта поколений» 80-летних и 60-летних мастеров, означила начало принципиально нового этапа в жизни писательского сообщества. Прежде всего, был заявлены отказы от излишеств наследованной политизации при подтверждении незыблемости духовно-нравственных императивов, и возвращении приоритета творческого развития русской литературы на базе её классического наследия. Февральский съезд, впрочем, так же, как и два предыдущих, продемонстрировал, буквально поразившее наблюдателей и гостей, единомыслие писателей России, казалось бы, разделённых её тысячекилометровыми расстояниями, в виденье и трактовке проблем современного литературного процесса и нацеленности на их преодоление. Эта вновь явленная способность организации с более чем 80 региональными отделениями – да к тому же объединяющей восемь с половиной тысяч самобытных талантов и уникально неповторимых индивидуальностей! – к волевой, решительной консолидации во имя едино воспринимаемой и принимаемой идеи, даёт право обновлённому руководству Союза на построение долговременной стратегии.
Так важнейшим из стратегических разработок Союза писателей России определено системно-плановое преодоление сложившегося в последние годы разрыва писательских поколений. Осознавая критичность для литературного процесса – процесса национального самосознания – всё большего мировоззренческого расхождения «отцов и детей», уже обернувшегося для пишущей молодёжи снижением писательского профессионализма, потерей духа эпичности, повальным мелкотемьем в пошлой деэстетизации и дегуманизации, а встречно грозящего стареющему цеху мастеров неизбежным возрастным коллапсом, была начата разработка срочной и долгоперспективной деятельности. Ничего принципиально нового не предполагалось, предстояло восстановление традиции личной работы мэтров с начинающими – традиции, освещённой в русской литературе именами Ломоносова, Жуковского, Белинского, Некрасова… Анненского, Гумилёва… Кожинова, Проскурина, Лобанова…
Все мы понимаем, что хотя творчество каждого писателя сугубо индивидуально, но состояться, стать мастером писатель может только в литературной среде. На сегодня вершина организованности литературной среды – Союз писателей России. И как замечательно, что опасность кризиса и необходимость его решительного преодоления равно и одномоментно осознали и «отцы» и «дети»: на Правление Союза писателей России вышла группа молодых поэтов, прозаиков и критиков с предложением создания подразделения, которое смогло бы объединить талантливую и нравственно здоровую литературную молодёжь целями профессионального и творческого роста, взаимопомощи в продвижении произведений к изданиям, с последующим вступлением достойных в члены СПР. Так появился Совет молодых литераторов Союза писателей России, первым шагом – нет, – первым деянием, первым актом которого стало проведение всероссийского совещания молодых писателей на базе Московского института культуры в Химках, где творческая молодёжь со всей России потрудилась плечо в плечо с ведущими прозаиками и поэтами. Подчёркиваю: совещание было организованно самими молодыми писателями! И прошло оно очень результативно: по рекомендациям наставников шесть человек были приняты в Союз и получили членские билеты прямо на съезде.
Семинары всероссийские и региональные, конкурсы, фестивали, литобъединения – а, главное, новые и новые имена в Воронеже и Якутске, Санкт-Петербурге и Анапе, Ульяновске и Челябинске, Самаре и Оренбурге. За кратчайшее время Совет молодых стал общепризнанным центром притяжения, световым фокусом лучших поэтических и прозаических начал – об уровне таланта и мастеровитости собираемых Советом молодых писателей вы можете составить личное мнение, ознакомившись с данным альманахом. Читайте: это наши новые имена через наши вечные темы. Читайте, знакомьтесь, запоминайте – это наши! При всех вкусовых разномнениях, оптимистическое виденье перспектив нашей литературы обещаю!
Думаю, что созданный Союзом писателей России Совет молодых литераторов может и должен послужить примером для иных творческих союзов, для научного и технического сообществ, для ревнителей состояния отечественной медицины, педагогики и иных отраслей социального круга, послужить примером конструктивного преодоления не просто «старения» интеллектуальных национальных институтов, но, главное, поступательного, без взрывов и провалов, построения общенационального творческого будущего.
К # 15328. Разве общественная организация состоит не из граждан государства? И сама она разве грант для молодежи получила не от государства? Разве общественная организация пренебрегает вопросами государственной политики, культуры и экономики?
Комментарию #15238. Вопрос был вполне конкретный. Без публикаций писатель существовать не может. Есть ли у СПР какой-никакой авторитет, чтобы помочь молодым литераторам печатать свои книги? Не у всех есть ходы к Медведеву и министрам, как предлагает автор комментария. Я не о себе, у меня порядок. Я о молодежи и возможностях издать книгу. И о помощи со стороны СПР в этом плане. Со стороны куратора молодежи, например.
Для развития таланта будущему литератору нужна не " литературная среда", а крепкий учитель-мастер. "Литературную среду" наблюдал в буфетах ЦДЛ и не восторге. А вот встретить учителя - настоящая удача в жизни и не всякому первому встречному следует доверить свой талант. К "литературной среде" надо присматриваться и доверяться ей осторожно. Там много зависти, склок, дрязг и пуще всего - пьянства. Упаси, Господи, от всего этого.
От ветеранов спасибо за доброжелательный отзыв, за советы и за "немощных" от наставника молодых литераторов.
Вопросы были к руководству СПР. Не к Вам.
На комментарий 15326.
Вопрос к кому и о чём? К общественной организации - о государственной политике в культуре, педагогике и экономике? Так обращайтесь к Медведеву и соответствующим министрам, при чём здесь творчески-профессиональное сообщество? Конкретно о публикации. Я - куратор Совета молодых литераторов СПР, творческая молодёжь - моя конкретная забота: семинары, совещания, конкурсы, фестивали, издания. И писалась эта предельно краткая "история в лицах" как послесловие к сборнику прозы, поэзии, критики начинающих, выпущенному "Вече" на правительственный грант, который эти самые начинающие и выиграли на открытом конкурсе. В чём недовольство вопрошающего? За счёт притеснения или ущемления кого появилась сия книга? Но, если правда, и совесть горит заботиться о старших товарищах - так ура! Работайте! Создавайте Совет ветеранов, защищайте права, добивайтесь благ для заслуженных и немощных. У Медведева и министров. Мы всегда поможем, чем сможем.
Дворцов
Сейчас у писателей много нареканий о том, что, мол, государство не поддерживает писателей; большинсто авторов оно не поддерживает; журналы теряют читателей, а их тиражи смехотворные. Вот и встает вопрос: что намерен сделать СПР в этих направлениях? Ведь раньше книги издавались большими тиражами и приносили государству реальный доход, даже если это был поэтический сборник самого малого тиража (в "Советском писателе" первый сборник имел тираж 10 тысяч экземпляров). И государству были отчисления от изданий литературы. А уж от тиражей прозаиков отчисления в бюджет были немалые. Большой доход приносили государству и издания классиков, особенно подписные собраний сочинений. Часть доходов шла в Литфонд, который содержал (не без помощи государства, конечно, и поликлинику, и дома творчества, и детский сад, и пионерский лагерь). То есть, как я понимаю, книгоздательская политика была государственной. Сейчас этого нет, но и малотиражные (200-300-500 экземпляров) издания массы книжек за свой счет мало чем помогают государству. То есть нет обратной связи государства. Замкнутый круг: если книгоиздание не дает дохода государству, то и оно не будет поддерживать книгоиздание. Что будет совершенствовать в этой области СПР? Бесполезно ведь требовать от государства, и губернаторов тоже не заставишь, хотя и прельщают их статуэтками. Есть и другие вопросы, например, о судьбе старейших членов Союза. Сейчас они находятся в самом загнанном состоянии. Это те писатели, которые вступали в Союз в 60х - 70 - х гг. Они не могут по состоянию здоровья бегать по стране и искать себе спонсоров, и пенсии у них, похоже, значительно меньше, чем военные доплаты у нашего руководителя, за него мне радостно, но вряд ли он понимает нужды бедноты. Как будет с этими стариками? Есть ли в СПР комиссия по работе с ветеранами? Вот есть же Совет по песне. Похоже в заботе о молодой поросли литераторов и в поездках по стране на молодежные семинары некому подумать об этих людях... Об обмене билетов: зачем он нужен? На днях рассказал нескольким старым писателям (у них даже компьютера нет), мол, обмен билетов начался, а они в ответ мне: "а зачем он нужен? "; я говорю, дескать, все же это хотя бы удостоверение личности, а они мне: "у нас паспорт есть и удостоверения всякие"...
Да нет, редакция старается не допускать в комментариях лишь истерик, оскорблений и пустого критикантства. Не приветствуется и мелкая патологическая въедливость, обычно бесконечно повторяющаяся на одну и ту же крошечную тему. Эта тема, кстати, может быть даже и не упомянута автором, а её начинает такого рода комментатор тупо трепать и склонять.
Такие вбросы для количества не нужны ни автору, ни нашим драгоценным читателям.
Комментарии чётко выраженного, умного, аргументированного несогласия мы не вычищаем.
Кстати, статистика вычищенных пустот и оскорблений составляет примерно полпроцента.
Количественный же состав такого рода комментаторов стремится к 2-3 страждущим отметиться во что бы то ни стало.
Посему, друзья, ждём умного, глубокого, позитивного, со своими ценными предложениями СОБЕСЕДНИКА в комментариях.
ВАША РЕДАКЦИЯ
Когда есть возможность сохранить для истории все комментирование к статье полностью, иметь его под рукой и показывать собеседникам при случае, то выстраивается совсем другая картина и мнение о порядочности ресурса... При такой политике не удивляет, что к каждому материалу - всего два-три комментария. И все это прекрасно понимают.
НА КОММЕНТАРИЙ #15249
Наверное, написанное вами скорее относится к разряду критикантства и облыжного обвинения, а не критики и размышлений о том, чего в работе Союза недостаёт?
Иначе бы печатали и не вычищали ваши комментарии. Отследите интонацию своих статей и комментариев. И возможно поймёте, отчего ими пренебрегли.
Почему считаете, что не пишем? Да не печатаете и комментарии убираете. Или по-Вашему, все идеально и триумфально?
Статья была целевой - писалась как предисловие к одному из молодёжных изданий. Связана с 60-летием Союза писателей.
Удивляет критикантский взгляд предыдущих комментаторов. Владея пером, - если судить по вашим "поучительным" отповедям, - отчего же самим не писать такие статьи, которые жаждете.
Или только поучать способны?
Много общего, да мало конкретики. Как во многих статьях иных авторов, всё опять сводится к молодёжной тематике. Потому что имеет место равнение на веяния государственных установок и о деятельности в этом направлении на сегодня как раз есть хоть что-то сказать? А где внимание Союза к зрелым авторам? Где совещания с ними? Где хоть какие-то намётки на их интересы и им помощь? Как та же молодёжь определит, на кого из тысяч членов СП равняться? Ни в одной из последних статей про Союз этой темы не звучит. К сожалению.
Подробный исторический экскурс, плавно перешедший к современности. Достойная работа, качественный анализ, конструктивный вывод.
Странный вопрос. Замысел автора ясен: "олицетворённое время" - история СПР в лицах его председателей.
К КОММЕНТАРИЮ #15168
Комментарий этот завис, поскольку редакция вычистила оскорбительное обращение к автору.
Без этого оскорбления вопрос звучал так: "ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ НЕ УПОМЯНУЛИ В СВОЕЙ СТАТЬЕ Станислава КУНЯЕВА?".
Отчего-то автору вопроса остронеобходимо было решить для себя именно эту "проблему".
КОММЕНТАТОР #15168 отвечает ему (см. ниже).
Честно признаться, мы не уяснили суть ответа, но решили оставить его. Может, кто-то разберётся, поэтому - пусть будет.
Ещё раз напоминаем: ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ - БУДЕТ ВЫЧИЩАТЬСЯ.
У нас дискуссия, а не обливание друг друга грязью.
Почему же не упомянул? Уважаемый Станислав Куняев упомянут в статье в следующем абзаце (о 70-80 годах ХХ века) - хотя "упомянут" без произнесения имени, но, думается, его тут "узнают" и причислят к нашей патриотической партии. Вот этот абзац : "Именно в этот период сложились, окончательно оформились и громко заявили себя одинаково оппозиционные к коммунистическому официозу и непримиримые меж собой писательские фракции «западников»-диссидентов и «деревенщиков»-патриотов, рядом с которыми как-то разом поднялись националистические интеллектуалы – борцы с «вековым угнетением окраин», зачастую нарочито путающие, подменяющие политику имперско-русскую интернационально-троцкистской."