ПОЭЗИЯ / Елизавета ОВОДНЕВА. А ТЫ СТОИШЬ НЕМОЙ, ОСЛЕПШИЙ… Стихи
Елизавета ОВОДНЕВА

Елизавета ОВОДНЕВА. А ТЫ СТОИШЬ НЕМОЙ, ОСЛЕПШИЙ… Стихи

 

Елизавета ОВОДНЕВА

А ТЫ СТОИШЬ НЕМОЙ, ОСЛЕПШИЙ…

 

* * *

                                                    W.S.

Не жена и даже не сведущая,

Но сумевшая нежно любить,

Я, надеюсь, не буду следующая,

Ибо следующей мне не быть.

 

Очерёдность – стезя обманутых,

Мой же путь – отличительно чист.

Средь подарков, судьбой протянутых,

Зимний, крепкий я выбрала лист.

 

Он с декабрьскою вьюгой явился,

Он сорвался из зимних кустов,

За собой, потянув меня, взвился,

Словно вихрь, закружить был готов.

 

Одержима, барьеров не знаю –

Я под властью его, я в плену.

Он подвёл меня к самому краю,

Лишь бы страсть только знала одну.

 

* * *

                                  Не могу делать больно

                                  И не могу не делать…

                                                    М.И. Цветаева

Последний жест – был жест Помпеи.

А я стою, ну выньте гвоздь

Рукой безжалостной Медеи.

Я в этой жизни только гость.

 

Я боль бы причинить не смела,

Не смела и не причинить.

И вот опять окаменела

В руках оборванная нить.

 

А ты стоишь немой, ослепший

И ищешь белым взором след

В душе моей окаменевшей

Уже четыре сотни лет.

 

И я бы руки протянула,

Да руки тянутся к земле…

Когда-то я сама уснула,

Ища пропавший след во мгле.

 

* * *

Мне жизнь отдали по знакомству,

Судьбу продали по рублю.

Я враг и пленник вероломства,

Сама себя на том гублю.

 

Душа моя – собранье судеб,

Глаза мои – девятый вал.

Кто по себе людей не судит,

Тот и меня не миновал.

 

Свою последнюю копейку,

Бродяге-музе всё отдам.

И стих свой, словно душегрейку,

Для согреванья передам.

 

ЭСэСэСэрово потомство,

Вы критикуйте, я стерплю.

Ведь жизнь мне дали по знакомству,

Судьбу продали по рублю.

 

* * *

Я украла тебя у прохожих,

У жены, у детей и у книг,

И у дней, друг на друга похожих,

И у женщин, каких не настиг.

 

Я украла тебя и у слова,

Ныне слово твоё это я!

Я готова! Готова! Готова!

Обвиняй в преступленьях меня!

 

Обвиняй! Убегай! Отбивайся!

Ну, написано же на роду –

От меня хоть в Аиде скрывайся,

Всё равно я тебя украду!

 

* * *

Я верю, что судьба не та,

Ты видишь, что и я другая.

Любовь – пропавшая звезда,

Душа – наложница нагая.

 

Душа моя, как тонкий лист,

Теплом уступит паутинке,

А в сердце только ветра свист,

Нет места образам, картинке.

 

Да что там, даже чувства нет!

Печаль и лёд в душе сроднились.

Из глаз исходит зябкий свет,

Мне те глаза давно не снились…

 

Я вижу, что судьба не та,

Ты веришь – я совсем другая…

Душа, как пленница – пуста,

Душа, как осень – вся нагая.

 

* * *

                        Увозят милых корабли,

                        Уводит их дорога белая…

                                            М.И. Цветаева

Нас отравила разлука,

Яда подсыпав  в стихи.

Долгая смертная мука

Нам не за наши грехи.

 

Лодка по Стиксу уходит,

Поезд по рельсам плывёт.

И за собою уводит,

И за собою зовёт.

 

Ты поклонился вороне,

Крошками кинул: «Прости».

Долго стоял на перроне,

Счастье пытаясь спасти…

 

* * *

До-верия, до Берии, до эры

Шагнуть и вынести, добиться, донести,

Отдаться перлу выверенной меры,

Как в заповедь войти и соблюсти.

 

Крушить не ради, биться не для чтобы,

Родить не за, служить не потому

Доверие выводят не для пробы,

А если нет доверья к самому.

 

До веры – не до ненависти – горы,

Да годы ворохом, который перезрел.

Где суть за шторы, там ведутся споры,

Ведут слова и души на расстрел.

 

Доверие не может быть громадой,

Оно приходит, словно тайный гость.

И заслужить, как пёс перед командой,

Доверие нельзя, оно – не кость.

 

* * *

Приютили? Приютили

Девочку на рубежах.

И любили и губили,

Ночью бились на ножах.

 

Было счастье, было горе,

Были молодость и страх.

Было небо, было море,

Был полёт, обрыв и крах.

 

И судьбой своей играя,

Полюбила жизни бред.

И над бездной, встав у края,

Смерть ждала в семнадцать лет.

 

* * *

Ночь стальными скрипела мыслями

На несмазанных петлях души.

Ночь играла фатальными числами,

Ночь хрипела на ухо – пиши …

 

Ночевала ночь в кисти художника,

Зачернив, исчертив чистоту.

Она чёртом пугала заложника,

Обращая холсты в пустоту.

 

На смычке ночевала червонная,

Чёрным змеем шипела из нот.

Зачала череду похоронную,

Вместо сердца оставила грот.

 

Наконец, на рассвете растаяла,

Криком дьявольским вымолчав свет,

И заведомо в душах оставила

Свой стальной, отчеканенный бред.

 

* * *

Я не выдам тебя никому

Ни в своём, ни в чужом дому.

 

Не шепну твоё имя ветрам.

Я тебя никогда не предам.

 

Крылья тяжкие выброшу ввысь,

Я тебя умоляю, держись!

 

Знай, не судят любовь по годам.

Я тебя никому не отдам.

 

 

* * *

В неурочный час

Непривычный звон

Настигает нас

У святых икон.

 

Всякий звук в нём песнь

Света и тепла.

К сердцу, словно весть,

Благодать сошла.

 

Как услышишь звон,

Так воздай хвалу

За Всевышний трон

К образам в углу.

 

С чистотой души,

Сбив неверья лёд,

Правый путь держи –

То Господь зовёт.        

 

ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Говорили, мол, Серёженька,

Не взлетай, как ястреб к солнышку:

Обожжёшься, скинет боженька,

Разобъёшься, словно стёклышко.

 

А Серёженька: – Ну скажете!

Вон какая красотища-то!

С высоты Русь не изгажена,

С высоты она – не нищая.

 

Только власть, что божий пасынок,

Не даёт дорогу избранным;

Острой бритвою опасною

Крылья режет свыше присланным.

 

Наша жизнь в предел закована

За кладбищенской оградою,

Ибо всем нам уготовано

Жить придельною отрадою.

 

Там под каменным под натиском,

Где калиточка уронена,

На великом на Ваганьковском

Пол-России похоронено.

 

 

Комментарии

Комментарий #16469 08.03.2019 в 19:16

Я мама Лизы . Стихи эти были написаны ею в 16 лет. В них её душа, её переживания. Критиковать всегда легко,а вот видеть душу стиха не каждый сможет...

Комментарий #15349 13.12.2018 в 11:46

Задача критика - в первую очередь найти хорошее.

Комментарий #15348 13.12.2018 в 11:44

Во всей дискуссии лишь один, самый первый выступивший, 15280, всё сказал по делу. Сыроваты стихи у Лизы, работать надо. Рифмы искать, а не хватать первые попавшиеся. А то сплошное "горе-море", "чистоту-пустоту", "отдам-передам". О многих несуразностях и говорить не хочется. Искра поэзии в девушке есть, но это ещё не пламя.

Комментарий #15323 12.12.2018 в 10:44

Для 15309 и остальных.
Вы правы. Пора заканчивать это словесное толковище. Все согласны со всеми, что понятие "настоящий поэт" субъективно, и у каждого свой список настоящих поэтов. У одного 5-8 фамилий, у другого несколько десятков. Каждый по-своему прав. Пожелаем же Лизе успехов на стихотворном поприще и закончим дискуссию. Я её начал, я же предлагаю её и закончить. Всего хорошего, коллеги. Было приятно с вами пообщаться.

Комментарий #15322 12.12.2018 в 10:38

На КОММЕНТАРИЙ #15316.
Ваш оппонент ещё щадяще выразился - "смешное высокомерие".
У вас не "смешное высокомерие", а жёсткий, отторгающий сарказм - плевок в лицо русской литературы. Пережившей и переживающей тяжелейшие, страшные годы переворотов и революций конца XX - начала XXI века.
"Поэтом можешь ты не быть, а гражданином стать обязан" - этот некрасовский посыл поднял волну гражданской поэзии, спасительной для многих.
Когда человека уничтожают морально, да и физически, спасение его - в вере и творчестве. Да, в творчестве тоже! Отсюда лавина прозы, поэзии, публицистики в последние тридцать разломанных лет. А вы швыряете камень во всех, кто "мельче" Пушкина, по вашей версии.
Россия богата поэтами - от гениальных, до пишущих для узкого круга друзей, ценящих их поэзию. И это - чудо!
Такие как вы, касающиеся своим скорпионьим, ядовитым жалом всего, до чего дотягиваетесь, ей не нужны - ни той, корневой, ни новой, которая ещё нескоро, ох нескоро, повернётся к человеку лицом, а не тем местом, которым она сейчас к нему развёрнута.
Да вы и сами чувствуете и знаете свою пустопорожность ядовитую, разрушительную, в первую очередь, для вас.

Комментарий #15316 12.12.2018 в 08:38

"Смешное высокомерие! Вы что, не понимаете, что таким заявлением обижаете современных поэтов?" Смешно - это когда в одном только из союзов писателей даже не России, а самого крупного ее осколка -РФ, 8 или 9 тыс членов. "Целая армия" - сказал Иванов. Вот это будет смешно ( применительно к литературе всех времен и народов). Поэт (если он поэт) сам знает цену своим стихам и обидеть или сбить с толку "колеблемым треножником" его не получится. Я не представляю как можно обидеть из ныне здравствующих Глеба Горбовского или Николая Зиновьева. А вот тех авторов, которых тут перечислили и обижать не надо, они сами себя обидели тем, что взялись не за свое дело. Знаю я этих стихотворцев и их стихи. "Толстые" журналы просматриваю регулярно. И вот такой человек читает свои стихи под полускрытые усмешки невольных слушателей, пока у кого-то не лопнет терпение и ему на пальцах объяснят где поэты, а где он. Но и тут готов ответ : что вы мне гениев суете, я не гений, а поэт, не всем же быть гениями. И он ждет, что Пушкин встанет из гроба и скажет - прости, мил человек, что заслоняю тебе солнце, если бы я знал, что своей гениальностью мешаю тебе самоутверждаться в глазах современников - да лучше бы мне и не родиться. Вот где высокомерие.

Комментарий #15309 12.12.2018 в 00:37

ВСЕМ-ВСЕМ.
Не надоело из пустого в порожнее переливать. Всё уже сказано Лизоньке.
Учиться надо чувству слова да и просто чувству. И ум воспитывать.
Громадное количество настоящих талантов в нашей России. И в прошлом её и в настоящем... Есть надежда и на будущее.

Комментарий #15308 12.12.2018 в 00:33

Кирюшин и Хатюшин, Юшин и Ёмкин, Шемшученко и Аврутин, Супрунова и Ватутина, Сырнева и Полянская, и много-много других. И молодых, и старых. Только на этом сайте не один десяток наберется ярких поэтов. Читайте больше, и тогда рамки 5-8 "гениев" раздвинутся гораздо шире)))

Комментарий #15307 12.12.2018 в 00:12

Для #15306. Кажется, # 15301 просил назвать поэтов - наших современник. О классиках прошлого речи не было.

Комментарий #15306 12.12.2018 в 00:02

Для 1502 и 1503. Вы оба правы. Именно поэтому утверждение 15296 о том, что "настоящих" поэтов 5-8 на поколение, в корне неверно Если вы оба обратили внимание, я и писал о том, что понятие "настоящий поэт" субъективно, возражая лишь заявленному количеству. Списки, конечно, тоже субъективны, однако в них, наряду с неизвестными и малоизвестными, содержатся десятки признанных всеми поэтов с большой буквы, переживших своё время. Против них-то, я думаю, протестов не будет. Поэтому не надо унижать как память наших великих предков, так и таланты наших современников, из коих, чем чёрт не шутит, и образуется со временем наш "серебряный век". Более того, свой "серебряный век" можно найти у каждого поколения.

Комментарий #15303 11.12.2018 в 23:14

Для 15301. Списки составляются людьми, поэтому не факт, что даже знаменитые поэты могут не всем нравиться и что кто-то может не считать их настоящими, и это будет его право. Он не нарушает законы, предпочитая одних поэтов (и прозаиков тоже) другим.

Комментарий #15302 11.12.2018 в 23:10

Для 15301. Разве здесь обсуждается то, сколько поэтов есть и чем они хороши? У каждого читателя свой список "настоящих поэтов", и Вы сможете с ним не согласиться, но Ваше мнение не убедит нисколько составителей инддвидуальных списков. И если Вы считаете настоящими тех, кого включили в свой список, то это еще не значит, что с Вами все должны соглашаться и переверстывать свои списки с оглядкой на Ваш. Например, у меня есть свой список, и я совершенно не настаиваю, чтобы Вы его дополняли.

Комментарий #15301 11.12.2018 в 22:32

Смешное высокомерие! Вы что, не понимаете, что таким заявлением обижаете современных поэтов? Я не собираюсь заниматься здесь литпросветом. Давайте начнём с другого конца. Назовите восемь "настоящих поэтов" - наших современников. Я берусь дополнить Ваш список. Это будет справедливей. Коли не хотите - наберите в поисковике "поэты серебряного века". Или "поэты XIX века". Или "поэты XX века". Поглядите на список. Там десятки знаменитых фамилий. Или они все не настоящие поэты, по-Вашему?

Комментарий #15300 11.12.2018 в 22:13

"Да я Вам хоть сейчас назову гораздо больше настоящих поэтов-современников". Обалдеть. Все кричат - "поэты вымерли как туры", а тут только пальцы загибай. Ну называйте, просветите:))

Комментарий #15299 11.12.2018 в 22:09

#15297 Если говорить о поэтах последнего времени, то настоящую поэзию вы найдете у Юрия Кузнецова, Бориса Чичибабина, Глеба Горбовского, Владимира Соколова, присутствует она у Николая Зиновьева и Марины Струковой. Но не буду же я здесь цитировать, что у них "от Бога", а что отсебятина. А Лиза - не думаю, что провокация, она такова, какова. Я бы предложил просто высказывать здесь то, что думаешь, как это делается на новостных порталах, где комментарии на порядок интересней обсуждаемых статей и электронная версия газеты от этого только выиграет. Просто когда читаешь такие вот стихи, а потом еще пару дежурных отписок - ах как хорошо написано, то это - тоска зеленая. Можно высказывать свои мысли (но не в том плане, чтобы чмырить авторов) и, думаю, люди подтянутся.

Комментарий #15298 11.12.2018 в 21:58

Абсолютно не согласен. Во-первых, откуда такая статистика? Это я про 5-8 человек. Вы не находите, что понятие "настоящий поэт" субъективно? Да я Вам хоть сейчас назову гораздо больше настоящих поэтов-современников. Поэтому не стоит пугать нас выдуманными цифрами. Во-вторых, даже настоящие поэты много и упорно работают над своими стихами. "Мучаются" по-Вашему. Только какое же здесь мученье? Разве не находишь полное удовлетворение и даже удовольствие от самого процесса отделки стихотворения? Если это для поэта мучение - надо бросать писанину. Настоящими поэтами сразу не становятся. Ну, разве что гении. Остальные "мучаются" и дозревают. А Лиза у нас поэт молодой. И вполне может стать настоящим поэтом, если не возомнит себя гением и будет работать над своими творениями.

Комментарий #15297 11.12.2018 в 21:48

Предыдущему комментатору.
Скорее, здесь редакция сознательно шла на "провокацию", ведь стихи Лизы - двадцатилетней - явление, даже с массой недоделок, недодумок и спотыкачек. И специально ничего не редактировалось. Это вероятностный толчок к обсуждению - ЧТО ЖЕ ТАКОЕ настоящая в поэзия?

Комментарий #15296 11.12.2018 в 21:18

#15280 "работать и работать" имеет смысл, если есть "дар Божий". Настоящих поэтов никогда не было больше, чем 5-8 человек на целое поколение нации как бы там кто не "работал". А если ему или ей не дано, так зачем их мучить и требовать чего-то, пусть пишут как Бог на душу положит. Газетам и журналам нужно регулярно выходить и заполнять чем-то страницы. Они бы с радостью напечатали что-нибудь стоящее, только где взять?

Комментарий #15295 11.12.2018 в 21:03

Да что Вы. Я простой и скромный российский поэт. Ну вот. Нас, единомышленников, теперь трое. Ей-богу, это дело надо как-то отметить. Не пора ли сообразить? А уж там поговорим о поэзии отнюдь не лапидарно. Жду ваших предложений, коллеги. Позовём и бедную Лизу. :)

Комментарий #15293 11.12.2018 в 20:51

От #15290. Вы неправильно меня поняли. По-моему, еще никто доселе не проникал так глубоко в недра чужой поэтической мысли и не формулировал так лапидарно и одновременно емко свои ценнейшие умозаключения. Критика XIX-XX-XXI вв. отдыхает. Комментатору #15280 нет равных.


Комментарий #15292 11.12.2018 в 16:37

На КОММЕНТАРИЙ #15280 и #15291.
Абсолютно грамотные и точные замечания вы высказали. А вот КОММЕНТАТОР #15290 слегка истерит.
Поэту Елизавете Оводневой, у которой, безусловно, может сложиться широкий путь в поэзию, стоит прислушаться к дельным советам.

Комментарий #15291 11.12.2018 в 15:14

Это тяжкое преступление совершил я. А в чём дело? Не согласен - опровергни. Или сразу расстрел?

Комментарий #15290 11.12.2018 в 14:20

Знать бы, кто написал "критику".

Комментарий #15280 11.12.2018 в 10:56

Лихо написано. Поэтесса молодая, это простительно. Однако тут работать и работать. Возьмём для примера первое же четверостишие:
Не жена и даже не сведущая,
Но сумевшая нежно любить,
Я, надеюсь, не буду следующая,
Ибо следующей мне не быть.
Заковыристо! Наверное Вы, Лиза, считаете, что это красиво сформулировано, кругло и закончено? Давайте поглядим пристальней. Первая строка. Ну не жена, это понятно. Но почему и в чём не сведущая? У Вас, конечно, есть свои объяснения. Но нужно, чтобы смысл читался без них. Вы же не даёте сноску с пояснениями, и что Вы имели ввиду - читателю не понять. Создаётся впечатление, что притянуто для рифмы. Вторая строка. Вроде тоже понятно. Но просится глагол из прошедшего времени переставить в настоящее, то есть "умеющая нежно любить". Это будет логичней и правильней. Из размера выскочит? Так подумайте, поработайте. Третья строка. Тут просто неграмотно. "Буду следующая" писать нельзя. Можно писать только "буду следующей". Надо тщательно проверять свои строки на грамотность. Четвёртая строка вроде бы понятна и грамотна, но в сочетании с третьей образует смысловой нонсенс. Как можно надеяться не быть следующей, уже зная, что следующей не быть? Какая-то смысловая абракадабра. Не стоит гоняться за красивостями в ущерб смыслу.
Вот в таком ключе и надо бы Вам, Лиза, подходить к поэтическому творчеству. Я знаю множество стихотворцев, которые не считают нужным работать над написанным, и публикуют то, что написалось сразу, почти экспромтом. Отговорка у них одна: зачем я буду править то, что мне "продиктовано свыше". Поверьте, это не поэты. И поэтами не станут. Любому стихотворению требуется доводка и шлифовка. Иногда несколько дней. Иногда недели. Поглядите на черновики Пушкина. А ведь это Пушкин! Вот и мы, скромные потомки, должны работать над стихами, приводить их в надлежащий вид. И при этом следить за фабулой развития сюжета, его логикой и грамотностью изложения.
Удачи Вам, Лиза!