ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Вячеслав ЛЮТЫЙ. НЕПРЕХОДЯЩАЯ КНИГА. Несколько слов об «Отцах и детях» И.С. Тургенева
Вячеслав ЛЮТЫЙ

Вячеслав ЛЮТЫЙ. НЕПРЕХОДЯЩАЯ КНИГА. Несколько слов об «Отцах и детях» И.С. Тургенева

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ

НЕПРЕХОДЯЩАЯ КНИГА

Несколько слов об «Отцах и детях» И.С. Тургенева

 

Среди многих произведений И.С. Тургенева роман «Отцы и дети» занимает совершенно особое место. В нем соединились и вступили в духовное противоборство идеи тактического порядка и стратегическая для России проблема связи поколений. Как писатель Тургенев старался изобразить действующих лиц и социальную и житейскую среду с максимальной достоверностью. Множество мимолетных замечаний о порядке общественного устройства накануне отмены крепостного права органично вписывают события романа в пространство реальности. Характеры героев произведения отличаются разнообразием человеческих повадок и «лицевыми» оборотами речи, индивидуальным психологическим восприятием происходящего. У каждого персонажа видна своя правда жизни, причем не декларированная, а проживаемая ежесекундно по внутреннему обыкновению. Эти обстоятельства делают роман многофигурным, не отменяя конфликты, угаданные в социуме писателем, но позволяя воспринимать произведение как органический художественный слепок действительности. В «Отцах и детях» нет заявленной духовной идеи, которая была бы безусловной – все духовные привязанности героев поверяются течением обыденной жизни. Именно поэтому тургеневский сюжет дышит и меняет свои черты сообразно времени, в котором его страницы перелистывает читатель. Элементы полифонизма, о которых говорят в связи с творчеством Достоевского, здесь также видны. Однако у Тургенева все, что составляет сюжет романа, несколько отодвинуто от читателя, одновременно правдоподобно и условно. И поэтому составляет эмблему общества, тогда как у Достоевского главное – эмблема человека, контур его духовного выбора, который кроит под себя осязаемую жизнь персонажа и приводит его к поражению или тайной победе.

Феномен «Отцов и детей» оказался для России исторически сквозным. Все общественные потрясения в нашей стране так или иначе связаны с роковым вопросом преемственности поколений. Так было в первую русскую революцию и в Октябрьскую, подвиг молодежи в годы Великой Отечественной войны находится в этом же ряду. Все отрицательные и положительные свойства каждого нового поколения «русских мальчиков» оказывались связаны с тектоническими изменениями российской жизни. Период оттепели и так называемый «застой», гибель Советского Союза и кровавая осень 1993 года – везде роль молодежи была наиважнейшей.

И вот сегодня, в новую эпоху, когда социальное расслоение общества вышло на уровень, о котором даже помыслить было невозможно в уже далеких 1980-х; когда все социальные лифты для молодого поколения стали пустыми разговорами ангажированных ораторов; когда образование и культура неуклонно разрушаются реформаторами, у которых нет общественной и профильной профессиональной поддержки; когда огромную армию молодежи, у которой множество лиц, стараются представить лишь рэперами и завсегдатаями «Дома-2» и «Камеди-клаб» – в это роковое для России время как никогда важна связь поколений отцов и детей. Это взаимодействие или разговор может носить сугубо социальный характер. Однако русская литература просто обязана сказать свое слово именно сегодня, потому что завтра перед глазами отцов возникнут лица уже внуков.

Заметим, что молодые писатели стараются воссоединиться со старшим поколением, хотя попытки эти все-таки весьма робки. К лучшим произведениям подобной идейной линии (вполне скрытой, совсем не кричащей) можно отнести рассказы Елены Тулушевой (Москва) и Андрея Антипина (Иркутская область). Между тем, Тургенев принадлежал к писателям, условно говоря, «взрослым». В этой возрастной принадлежности великого русского прозаика прочитывается не только его поразительная художественная интуиция, способность уловить один из важнейших обликов своего времени, но и замечательное чувство творческого такта и меры, когда сложные явления не округляются до грубого целого и не сталкиваются затем лбами. К сожалению, примеров такого движения проницательных отцов навстречу непослушным детям на страницах современной художественной литературы мы не видим. Не старый писатель говорит с молодым, но взрослый герой стоит лицом к лицу с юным, и в их речах есть спор и согласие, укор и поддержка, чувство общей родной истории и понимание собственной роли в формировании завтрашнего дня. Именно поэтому «Отцы и дети» Тургенева становятся для русского читателя непреходящей книгой.

 

 

 

Комментарии

Комментарий #15353 13.12.2018 в 19:50

Вячеслав, вы сумели подойти с неожиданной стороны к исследованной, зацелованной, вроде бы, при анализе этого тургеневского романа вечной проблеме "отцов" и "детей".