ПОЭЗИЯ / Александр КЕРДАН. НО ЭТО Б НЕ ПО-РУССКИ БЫЛО… Стихи
Александр КЕРДАН

Александр КЕРДАН. НО ЭТО Б НЕ ПО-РУССКИ БЫЛО… Стихи

 

Александр КЕРДАН

НО ЭТО Б НЕ ПО-РУССКИ БЫЛО…

 

*  *  *

                    Завидую тебе, орёл двуглавый,

                    Ты можешь сам с собой поговорить.

                                                      А.Вознесенский

Две головы орлу даны судьбою,

Чтоб над Державой нашей, над страною

Он мог в дозоре высоко парить,

И обо всём, что видит взор орлиный,

Не прерывая свой полёт былинный,

С самим собой да с Богом говорить.

 

А кто ещё его услышит клёкот,

Похожий на волны чуть слышный ропот?

Он в этом мире непонятен всем…

Меж облаков лежит его дорога,

Он видит далеко и знает много,

Но знанье не решает всех проблем.

 

Вот так и с нашей русскою душой,

Что никогда не ведает покоя  

Среди земных волнений и забот…

Она с собою говорит, как с Богом,

И потому-то ведает о многом,

И мечется, и на разрыв живёт 

 

Меж делом личным и заботой вящей

Об истине, о вере настоящей,

О родине, о мире, о войне…

Она, душа, орлом парит, клокочет,

Предельно честной оставаться хочет

Со всеми и с собой наедине.

 

В КАНУН ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Отгрохочет июль канонадой,

Перестанут пылить тополя,

И наступит пора звездопада,

Нам прохладную осень суля.

 

И предстанут пред мысленным взором

Прояснившимся, как ни крути,

На окошках мороза узоры,

Занесённые снегом пути.

 

И накатит работать охота,

Так, чтоб было на зависть векам…

Потому что одна лишь работа

И стареть не даёт старикам,

 

Продлевает им годы безмерно,

И обиды все сводит к нулю…

Вот по этой причине, наверно,

Я ворчу, что реформ не люблю. 

 

НА СМЕРТЬ ОДНОКЛАССНИКА

Умер Вова Гладков.

                         Мы с ним рядом за партой сидели.

Был он скромным и добрым. Точнее сказать не смогу.

Нам стучали синицы в окно, и звенели капели,

А теперь он ушёл в листопад, как уходят в пургу.

 

И следа не найдёшь… Но в душе всё мерцает улыбка,

Озарявшая наши, беспечные вроде, года…

Был он скромным и добрым.

                                    И кажется Божьей ошибкой,

Что такие уходят навек – раньше срока – всегда!

 

Им бы жить и улыбку нести, словно истины слово,

Что способно бесстрашно осилить любую вражду…

Умер Вова Гладков. И не будет соседа другого

У меня в нашем классе – за партою в среднем ряду. 

 

ГАСТАРБАЙТЕР

Сидел бы дома в чайхане –

Упревший в толстом чапане,

И не торгуясь о цене,

Пил чай зелёный из пиалы,

Не сокрушался бы нимало

О полыхающей войне…

 

Но ты – чужой – в чужой стране

Глаза мозолишь нынче мне 

Своей обидой затаённой,

Как будто я – твой старший брат –

Приезду твоему не рад…

И вас, таких вот, миллионы!

 

И в каждом – что-то да болит,

А это – миллион обид,

Тогда, когда и нам – не сладко…

Но я, не веруя в ислам,

Всё ж говорю тебе: «Салам!».

И улыбаюсь для порядка.

 

Ведь мир худой, всё ж – не война.

Она нам вовсе не нужна,

Тебе глядящая в затылок…

Ты отвечаешь мне: «Рахмат»,

Отправить бы тебя назад,

Но это б не по-русски было…

 

*  *  *

Лбом сверлит стекло оса

Вот уж битых полчаса.

По осиным меркам это

Длится долее, чем лето,

Или, может, даже год

У неё вот так пройдёт…

 

Что ты долбишься, дурёха?

Иль соображаешь плохо:

Можно лоб себе разбить,

Но стекло не победить!

 

Вон – открытое окошко,

Погоди, остынь немножко

И в окошко то ныряй,

И – свободная – гуляй

Среди зелени газонов…

Но не слушая резонов

Лбом сверлит стекло оса

Вот уж битых полчаса,

 

Мне меня напоминая,

Загрустившего в трамвае

О превратностях судьбы

И о призрачных преградах,

О которые когда-то

Все мы расшибали лбы…

 

ПЕРВОЕ ОКТЯБРЯ

Дождь прошёл. Гляжу в оконце –

Солнышко вот-вот грядёт,

Золотые волоконца

Из остатков туч сплетёт

 

И соткёт из них рубаху

Для младенца-октября,

Что под радостные ахи

Принесёт с собой заря.

 

До чего ж малютка справный

Народился у зари!

Как агукает он славно,

Как пускает пузыри…

 

В ОЧЕРЕДНОЙ ЛИЦЕЙСКИЙ ДЕНЬ…

                            Но осенью слышнее каждый звук…

                                                                  А.С. Пушкин

Пусть Лира отбивается от рук,

И сердце утешенья не находит,

Твори, поэт, не изменяй природе,

Ведь осенью слышнее каждый звук!

 

И в этом звуке столько есть всего:

О жизни, о любви, об угасаньи,

Что кажется, звучат – в одно касанье –

Все переборы сердца твоего.

 

И всё слышнее паузы меж них,

Как будто творчество – искусство пауз,

И в них всё то нечаянно сказалось,

Что ты не досказал в стихах своих….

 

ПОКОЛЕНИЕ МОЁ…

Листву сметает с тротуара

Какой-то мрачный человек…

Вот так же Время – дворник старый –

Спешит очистить этот век

От нас – усталых и поникших,

Скукоженных, едва живых,

Как будто даже и не живших,

А приглядишься – золотых

И друг на друга не похожих…

Хотя недавно будто бы

Пытавшихся всё лезть из кожи

Нам уготованной судьбы.

А нынче мы – хрустящий ворох –

Здесь у бордюра бытия…

Лишь миг – и вспыхнем, словно порох,

И станем пеплом – ты и я.

 

*  *  *

          В.Морозову

На огне верещит можжевельник,

Словно предан костру еретик…

И дымком перехлёстнутый тельник,

И страданьем измученный лик

Возникают виденьем туманным…

 

А всего-то – горит костерок,

И цветочным узором поляна,

Как ковёр распласталась у ног.

 

И себя невпопад укоряя,

Что дарованный миг не ценю,

Роль казнимого я примеряю,

Приникая душою к огню.

 

Это ж надо – такая отвага –

Пасть во имя идеи святой!  

И смола закипает, как брага,

У слепого огня под пятой.

 

ПОПУТЧИКИ

Он – бизнесмен средней руки,

Но очень амбициозен,

Толст, краснорож и, как все дураки,

Нравом весьма стервозен.

 

Она – длинноногая фотомодель

С ликом совсем нездешним –

Ластится к пузану весь день,

Любит – по признакам внешним.

 

Он же глядит на неё, как на вещь,

Холодно и беспристрастно –

Самовлюблён и напыщен весь,

Что, почему? Не ясно.

 

Странная парочка…

      Тихая злость

В сердце моём вскипает:

Не по бульдогу такая кость

И красота такая!

 

Позже, когда разговор возник,

Стало ясней немного,

Что притянуло этих двоих,

Что их свело дороги.

 

Она – из Донбасса. Дом разбомблён.

Едет к нему работать.

Он – благодетель, хозяин – он,

Пообещал ей что-то…

 

…Вышли они в непроглядную мглу,

Скрылись в ночи мгновенно.

Злился-то я, не понять – почему:

Случай обыкновенный.

 

Им – не завистник и не судья –

Перелистну страницу

И постепенно забуду я

Этих попутчиков лица.

 

Он – бизнесмен средней руки,

А девушка – из Донбасса…

Нашей эпохи черновики,

Просто – сюжет для рассказа.

 

СМЕХОПАНОРАММА

Трудно жили. Жили весело.

А теперь – наоборот…

Грусть улыбку перевесила,

Искривив гримасой рот.

 

А шуты – вовсю стараются:

Хохота – на всю страну…

Над собой ли потешаются,

Надо мной ли?  – Не пойму.

 

В голове – сплошное месиво,

А в унынье впасть – грешно…

Вот и дожил – стало весело.

Весело, но не смешно.

 

*  *  *

Мороза роза не боится,

По Плохишу страдает вица,

Гусару по ночам не спится –

На то он, братцы, и гусар…

Нам всем на жизнь не стоит злиться,

Поскольку жизнь не повторится:

Вчера лишь только было тридцать,

А нынче стал и сед, и стар.

 

И всё уже как будто ясно:

Вперёд заглядывать опасно,

И все мечты почти напрасны,

Когда зов Вечности слышней.

Но, если ты ещё страдаешь,

То, значит, жив и ожидаешь

Совсем не сказочку о Рае,

А встречу с совестью своей,

 

Которая всё подытожит…

И нет комиссии дороже

Той, что и в миг последний гложет

Одною мыслью: был не прав…

Мороза роза не боится,

По Плохишу страдает вица,

Гусару по ночам не спится,

Хотя и вызубрил устав.

 

*  *  *

В жену влюбляюсь снова и навеки,

Как в лучшую из всех на свете жён…

И, правда, мало надо человеку,

Когда он – муж, мужчина и влюблён.

 

Знать, что верна ему его супруга,

Что и она – взаимно влюблена,

Что им двоим и Вечность – друг без друга –

Ни за какие деньги не нужна!

 

*  *  *

Моя любовь вернулась вдруг к истоку…

С тобой мы строим замок из песка.

Над головою – небосвод высокий,

И бабочки кружатся у виска.

 

И ты рукою в золотых песчинках

Неловко поправляешь локон свой

И звонко так смеёшься без причины,

И я смеюсь вдогонку за тобой.

 

И жизнь опять наивна и прекрасна,

И мы с прекрасной жизнью – заодно.

Любовь – нежна, и страсть – почти бесстрастна,

И счастье – не иначе – вот оно!

 

 

 

 

 

Комментарии

Комментарий #16724 01.04.2019 в 21:54

Прекрасная подборка. Всё вместе: Мастерство, вдумчиыость, неравнодушие, А СМЕХОПАНОРАМА - абсолютно в "десяточку".Поздравляю! Павел Рыков

Комментарий #15528 23.12.2018 в 20:47

Очередной прекрасный поэтический цикл Алексанра Кердана. Цикл, как всегда многогранен, но опять же, как присуще этому поэту, написан "под управлением любви". Спасибо тебе, дорогой Александр Борисович, за то, что наполняешь наше духовное пространство такой прекрасной мелодией любви к ближнему и Отечеству.
Твой постоянный и благодарный читатель, Григорий Блехман

Комментарий #15441 19.12.2018 в 18:03

Ну что ж, делаю вывод, что моё мнение о "прогулках", "развлечениях" и серьёзной критике совпадает с редакционным. Рад этому.
Владимир ШОСТАК

Анна Токарева 19.12.2018 в 17:47

Александр, меня покорил Ваш малютка-октябрь, славно агукающий и пускающий пузыри! Замечательно, небанально!
Соглашусь с В. Шостаком, здесь наши вкусы абсолютно совпали: "Поколение моё", "Гастарбайтер" - лучше в этой подборке стихов.
Когда-то мой наставник мне говорил, что если из ста стихотворений хотя бы одно будет удачным, то это замечательно.
Вдохновения автору!

Редакция Дня Литературы 19.12.2018 в 17:04

Александр, извините, пожалуйста, нас говорунов!
На КОММЕНТАРИЙ #15433. Владимиру Шостаку.
Владимир, а вы не находите, что уже сами ответили на ПЕРВЫЙ вопрос свой к редакции с помощью ВТОРОГО?
С добрыми пожеланиями -
В.Е.

Комментарий #15433 19.12.2018 в 16:06

У меня тоже есть ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.
ПЕРВОЕ. Я просил бы уважаемую редакцию разъяснить сказанное. Надо ли запрещение "говорливых разборок" и "игры в дартс" понимать как запрещение критики? А если порывы души не очень прекрасны? Неужто авторам не нужно знать истинное мнение читателей? Или только хвалить? У вас ведь есть возможность удалять комментарии. Вот и достаточно, на мой взгляд, разместить предупреждение о том, что злобные и некомпетентные комментарии будут удаляться.
ВТОРОЕ. Прошу редакцию извинить меня, но мне именно здесь необходимо ответить оппоненту, известившему меня о том, что он собирается "пройтись" по моих стихам.
Вы опять, Олег, смешите меня своим высокомерием. Что значит, "пройтись"? Мои стихи - не место для прогулок. Чтение стихов не развлечение, а серьёзная работа. Поэтому если Вы собираетесь милостиво "пройтись" по моим стихам, то "нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок"?

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15432 19.12.2018 в 15:54

Конечно, не правильно обижать авторов на странице, любому бы неприятно. Как редакции, что определяет политику сайта и доступность для читателя той или иной поэзии. Из своих критериев. В числе которых, кроме положительных, к сожалению, судя по ответу #15422, может присутствовать и банальная неприязнь. К недальновидно позволившим сметь иметь и обосновать своё мнение. К так хлёстко наказываемым обруганием! Хоть под иным "Олегом" вполне может оказаться серьёзный писатель, каких здесь под никами достаточно, и что умеют не оказаться "под колпаком". Про всех и каждого из нас где угодно дилетанты или критики пишут или могут написать доброе или негативное - вопрос времени и объективности. Один и тот же "плюющий" "нарцисс" на одном и том же сайте может отмечать минусы одних и плюсы других авторов. Ту же Ягодинцеву читать и перечитывать хочется - согласится же редакция с этим - будь оно "нарцисса" - мнением? И если статьи самой В.Е. действительно хороши - объективный читатель ни в самолюбовании, ни в раздражении не приведёт примеров корявости, потому что просто нечего будет приводить. Эмоции редакции чрезмерны, но, по сути, она - права. Разъяснения поняты и будут учитываться. Редакции тоже - большей объективности и миролюбия! С уважением...

Редакция Дня Литературы 19.12.2018 в 10:11

ПЕРВОЕ.
НАПОМИНАЕМ, что мы все сейчас должны извиниться перед автором, на странице которого затеяны говорливые "разборки" и сообщения, касающиеся себя, любимых.
ВТОРОЕ.
Поле нашего сайта не для оттачивания собственного умения играть в "Дартс", отрабатывая попадание стрелой в яблочко.
Авторы ДЕЛЯТСЯ с вами, читателями, своими "души прекрасными порывами".
А чем отвечаете вы, господа нарциссы, - плевками сквозь зубы и "поучениями", как надо писать? Таким "учителям" на нашем сайте не место.
"Отдыхайте" там, где это терпят или где это приветствуется.

И на вопрос КОММЕНТАТОРА #15422.
Присылайте именно на тот адрес, о котором вы "догадались". Будем ли мы рады вашей "посылке" - посмотрим?

Комментарий #15422 19.12.2018 в 07:44

Кстати, поскольку редакция в курсе нашей полемики и отмечается здесь (в комментариях), то я хотел бы обратиться к ней тоже через комментарии. Владимир меня упрекнул: если ты сравниваешь других с классиками, то пусть и тебя сравнивают с ними. Согласны ли вы (для сравнения) разместить на своем сайте подборку моих стихотворений ? (и пусть меня "судит" каждый желающий "такой же меркой"). Если да, то у меня к вам два вопроса: какой объем принимается и куда переслать (на адрес denlitera@yandex.ru)?

Комментарий #15421 19.12.2018 в 07:16

Владимир, "пройдусь" по вашим стихам. Просто сейчас со временем туговато у меня. Олег.

Комментарий #15420 18.12.2018 в 23:54

На КОММЕНТАРИЙ #15419. ОТВЕТ Ленивому Нарциссу.
Сквозь зубы поплевали на стихи. Отметились. Браво!
ЦИТИРУЕМ ОСТАТОК. В нём особенно ярко самораскрытие. "Плевки" - вычистили.

"Не критикую - не спец, рассуждаю... И дальше бы можно, но лень. В общем, эта подборка не лучше предыдущей, от серьезной критики литераторов спасает далеко не качество поэзии... Хоть когда-то стихи автора мне нравились. Стихи изменились или становлюсь требовательнее, не знаю, - надо прошлые перечитать".
Не требовательней становитесь, а притомившись самолюбованием, зубки оттачиваете от скуки и пресыщенности.
Есть такое понятие "энергетический вампиризм". Нет-нет, что вы, что вы... это не о вас...
РЕДАКЦИЯ

Комментарий #15419 18.12.2018 в 23:51

Не критикую - не спец, рассуждаю... И дальше бы можно, но лень.
В общем, эта подборка не лучше предыдущей, от серьезной критики литераторов спасает далеко не качество поэзии... Хоть когда-то стихи автора мне нравились. Стихи изменились или становлюсь требовательнее, не знаю, - надо прошлые перечитать.

Комментарий #15415 18.12.2018 в 22:23

Олег! Как это "всего лишь"? Что значит "всего лишь"? А с кем ещё надо было? Познавайте на здоровье в сравнении, но не делайте неправильных выводов из этого сравнения. Если один хуже другого, то это не значит, что первый плох. Он просто хуже. И всё. Да и хуже-то только в субъективном понятии конкретного критика. Другой критик скажет другое. Объективной шкалы оценки нет.
Кстати, у Вас появилась прекрасная возможность покритиковать меня. На сайте сегодня опубликована моя подборка.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15414 18.12.2018 в 22:06

Владимир, я сравнил всего лишь с Анной Присмановой. Все познается в сравнении. Так было и будет.

Комментарий #15406 18.12.2018 в 10:47

Олег! Критиковать на основе сравнения талантов - вообще последнее дело. Все мы пишем на разных уровнях - один получше, другой похуже. По Вашей логике те, кто пишут похуже, вообще не имеют права писать и достойны только уничижительной критики? Но Вы сами-то хорошо пишете? Уж наверное, похуже классиков. Так давайте и Вас сравнивать с классиками и ругать за то, что пишете плохо. Давайте мы все сравним себя с Пушкиным и бросим писать. Иначе найдётся критик, который станет сравнивать нас с Пушкиным и нещадно критиковать за то, что мы не Пушкины. На сайте "Российского Писателя" я недавно разместил рецензию к одной из опубликованных подборок, где прямо указал, что поэзия многослойна. И каждый творит внутри того слоя, какой отведён ему величиной таланта. И это не приговор. Это жизнь. И все они творцы. Точно так же обстоят дела и в любых других творческих профессиях. Там тоже разные по уровню таланты. Так давайте не будем сравнивать и сталкивать эти таланты лбами. Пусть пишут стихи и картины, сочиняют музыку, творят так, как им дано. Лишь бы это не было совсем бесталанно. А критики обязаны бережно относиться к творцам. Иначе погубят многих.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15405 18.12.2018 в 07:51

Владимир, "путем наглядного пример" - это не аргумент? Или может вот это аргумент - " Александр одинаково хорошо справляется и с описательной, и с философской, и с любовной тематиками"? Я уже давно никого не ругаю, а просто размышляю. Соглашаться со мной или нет - каждый делает выводы в силу своего восприятия. Олег.

Комментарий #15402 18.12.2018 в 00:41

Олег, ругать - занятие простое. Ругай себе и никаких хлопот. Но это неверный путь. Прежде чем ругать, надо научиться хвалить. И это первая задача любого критика, хотя она посложнее. Ведь надо потрудиться, поискать - за что хвалить. То ли дело: ругнул и пошёл дальше, ощущая себя критиканским королём. Причём у Вас, Олег, самый плохой из возможных способов ругани: Вы ругаете, не приводя никаких аргументов. Просто "плохо" и всё. Так не годится. Надо доказывать свою правоту. Правда, для этого тоже поработать придётся. Но раз взялись ругать - работайте, доказывайте. Вот тогда появится предмет дискуссии. А пока это только голословное обвинение. И мне опровергать нечего.
Если Вы заметили, я и не утверждал, что Александр - гений. Но считал своим долгом и похвалить , и покритиковать немного. На мой взгляд - это правильно. Конечно, есть "стихотворцы", пишущие такую дрянь, что и хвалить нечего. Но это не тот случай. Здесь есть что хвалить. И я указал - что именно. А уж Вы потрудитесь и укажите - за что ругаете-то? Только конкретно.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15400 17.12.2018 в 22:22

Владимир, когда вы идете в магазин, то ваши деньги обязательно проверят на подлинность (если от 500 рублей). Вот так и со стихами. Должны же быть какие-то критерии, иначе можно хвалить или ругать в зависимости от того, "чего моя левая нога хочет." А критерием могут быть только настоящие стихи, выдержит ли применительно к ним проверку вот хоть эта подборка? Я не буду цитировать "великих" и "гениальных" (не люблю такие эпитеты, либо писатель - либо нет). "Всего лишь" Анна Присманова (если не читали, почитайте, там есть что почерпнуть) - "Наш спор о низком и высоком как голос мальчика ломался". Есть ли здесь нечто, пусть не равноценное, но подобное? Вот вам и ответ. Олег.

Комментарий #15391 17.12.2018 в 17:29

Не везде согласен с мыслями Александра. Однако не считаю себя вправе вмешиваться в содержание чужих стихотворений. К сожалению, это беда многих критиков, величественно считающих, что существует только одно правильное мнение по поводу освещённого события - их собственное, и изводящих соответствующей критикой бедных поэтов. Мне и самому не раз приходилось отбиваться от таких неумных и ретивых критиканов.
Вот и с ещё одним весьма способным поэтом познакомился благодаря "Дню Литературы", впитал его чувства и мысли, удивился и обрадовался его образам и сравнениям. Все стихотворения хороши, но наибольшее впечатление произвели "Гастарбайтер", "Поколение моё..." и "На огне верещит можжевельник". Александр одинаково хорошо справляется и с описательной, и с философской, и с любовной тематиками, применяя для этого как простые, так сложные поэтические формы. По-моему, сложные рифмованные построения, хотя и имеют, конечно, право на существование, но всё-таки усложняют и несколько загромождают восприятие, а потому нужны лишь там, где это необходимо, где они подчёркивают и усиливают впечатление читателя. А самые обычные темы, мне кажется, лучше передавать попроще. Да и усилий автору приходится тратить больше, находя не парные, а тройные рифмы, соблюдая сложность и стройность скачущего размера.
Желаю Александру дальнейших успехов в поэзии.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15387 17.12.2018 в 14:27

Стихи понравились! Спасибо автору!