ПОЭЗИЯ / Владимир ШОСТАК. И ЛЕТО ВЕЧНОЕ СПАСЁТСЯ... Стихи
Владимир ШОСТАК

Владимир ШОСТАК. И ЛЕТО ВЕЧНОЕ СПАСЁТСЯ... Стихи

 

Владимир ШОСТАК

И ЛЕТО ВЕЧНОЕ СПАСЁТСЯ...

 

ПТИЦА РУХ

Когда последний муравей
Промчит в укрытье быстрым бегом,
Когда холодный суховей
Поля остудит перед снегом,
Когда леса стряхнут огни,
Что на ветвях у них горели,
Когда замрут в тиши они,
Готовясь мёрзнуть до апреля,

Тогда слетит небесный дух,
Заполнив смолкнувшую местность,
Огромный, словно птица Рух,
Со страшной кличкой Неизвестность.
Тревожней станет людям жить,
И вспомнит каждый, что не вечен,
И будут девки ворожить
На женихов в Андреев вечер.

Но в дальнем краешке окна,
Где искру тайно спрячет солнце,
Спасётся вечная весна,
И лето вечное спасётся.
Проскочит искра по груди,
Заставит сердце вспыхнуть где-то,
И вспомним мы, что впереди
Опять весна. За нею – лето.

 

БОЛЬШЕВИК

Октябрь-большевик разукрасил столицу
Листовками красных осенних цветов.
А дворники, тайные слуги полиций,
Сметают листы, не жалея потов.

Но всех не сметёте! Ведь их миллионы!
И в тихий овраг не затащите всех.
Сойдутся берёзы и клёны в колонны,
Взметнув транспаранты и лозунги вверх.

Пойдут на роскошные зимние дачи,
Где каждый охранник обучен и зол.
Возьмут они Зимний. А как же иначе?
Октябрь-большевик для того и пришёл.

 

ВЗОР

По лабиринтам серых туч,
Надев осенний белый свитер,
Бредёт Луна без звёздной свиты,
И смотрит вниз с небесных круч.
Холодный взор её скользит

По территориям застывшим,
Где снам и будущим, и бывшим
Её пришествие грозит.

Собаки воют в тишине,
Задрав тоскующие морды,
И эти жуткие аккорды
Звучат гармонией Луне.
А люди спят в часы Луны,
И в полуночной белой дымке
Плывут, как лодки-невидимки,
Луной подсвеченные сны.

И сквозь мерцающий эфир
Рекой широкою и полной
Бегут серебряные волны
По тихой заводи квартир.
А из небесной глубины,
Блестя жемчужными глазами,
В тот Мир, что так покорно замер,
Их льёт холодный взор Луны.

 

КНЯГИНЯ ОСЕНЬ

Туман слепил жемчужным блеском,
Я шёл по грязи и ворчал...
Но по дороге перелеском
Княгиню Осень повстречал.
Стекала пепельная жижа
С её сафьяновых сапог.
Я подойти решил поближе –
Быть нелюбезным с ней не мог.

Отдав по шагу липким грядам
Вдали от тёплого жилья,
Мы очутились с нею рядом
И тихий глас услышал я:
«Благую жизнь не дарят разом.
Суров закон всеобщий в том,
Что каждый чавкает по грязям,
Чтоб в белый мир войти потом».

 

ТУРНИР

Деревья в латах золотых
Стоят, готовые к турниру,
Как будто, странствуя по Миру
И защищая всех святых,
Они устали от скитаний
И захотели испытаний
Турнирных доблестей простых.

Как будто кружевный платок
Зима холодная уронит,
Отвагой бешеной застонет
Бурлящий золотом поток,
Сшибётся парами, играя,
Иных пошлёт к воротам рая,
А прочим – ледяной цветок.

 

МЫ ШЛИ ПО УЛИЦЕ С ПРИЯТЕЛЕМ...

Мы шли по улице с приятелем,
Но осень выбрала меня.
Ведь я умён и обаятелен –
Как раз для позднего огня.
Пора осенняя влюблённая
Всем дарит эту благодать…
Влюбилась осень оголённая,
Себя готовая отдать,
Краснела в зарослях шиповником,
Бледнела яблоком в саду…
Не стал я осени любовником.
Весну-любовницу я жду.

 

ПОСЛАНЕЦ

Святым и холодным посланцем небес
Считал себя дождик осенний.
Он волей господней на небо залез
Во имя духовных спасений.
Омоет он грешников светлой водой,
И мир воцарится повсюду,
И все распрощаются с горем-бедой,
И жить станет радостно люду.

Но люд не оценит его высоты,
Хоть жизнь безнадёжно кривая.
Он выставит в хмурое небо зонты,
Грехи от дождя закрывая.
Никто не помчится под дождь нагишом,
Чтоб праведным жить-веселиться…
Как горестно было бы в мире большом
Встречать лишь весёлые лица!

 

ЧУДОВИЩЕ

Деревья машут лапами
Осенним стаям птиц.
Они бы и заплакали,
Они бы пали ниц,
Упрашивая страшное
Чудовище зимы
Ползти по воле пашнями,
Надев свои пимы.

Ползти по воле пашнями,
Не трогая леса,
Чтоб зайцы в них не кашляли,
Не мёрзла в них лиса,
А птицы пели радостно
Про дальний снежный наст…
Зима двадцатиградусна
И леса не отдаст.

 

ОСЕНЬ

Октябрь на солнышко кривится
Желанью граждан вопреки,
В шкафу трепещет рукавица,
Обнять мечтая кисть руки.
Морозке тесен холодильник,
Ему простора мало в нём.
Зима настроила будильник
Для долгих встреч с печным огнём.
Она не любит солнце, печи,
Ей и камины ни к чему,
И даже маленькие свечи
Зимой в углы вгоняют тьму.

Поэтам раньше было проще,
Друзья, узнайте – почерк чей:
Листы уж отряхает роща,
Бежит за мельницу ручей.
Вот только нам не до охоты,
Когда зима мороз пришлёт:
Мы станем толпами пехоты
Атаковать московский лёд.
Окно со мной разделит скуку,
Смолчит прогнившая вожжа,
Не будет жать подруга руку
В санях, пылая и дрожа.

 

ТЕПЛО

Ослабленным и вялым –
Ведь времечко ушло –
Ютится по подвалам
Наружное тепло.
Из горьких опасений
Ночует между труб,
И каждый день осенний
С ним холоден и груб.

Лишь дворник ходит местный
Рассказывать с утра
О Родине чудесной,
Где сухо и жара.
Ругнётся втихомолку,
Что здесь насквозь промок,
Возьмёт свою метёлку…
И щёлкнет вновь замок.

 

ДРОВА

Дрова на улице замёрзли.
Они мечтают о печи.
Но не внутри неё, а возле,
Где стенки просто горячи.
Они бы в дверь пробрались сами,
И там, у тёмного угла,
Прижались к печке, словно к маме,
Ища домашнего тепла.

Им невдомёк, что печь – пустая,
Что не чернеет вверх струя,
Что лучше, словно птичьей стае,
Умчаться в тёплые края.
Не то зима своё веленье
Напишет грозно на окне,
И повелеет искупленья –
Мучений дров в печном огне.

 

ПОРА...

Деревья встали на колени,
Их дух смирением крещён,
А хор из тысячи молений
В глухое небо обращён.
Осенний холод им несносен,
А он страшнее с каждым днём.
«Пора, пора! – им шепчет осень, –
Пора заснуть! Забыть о нём!».

Она заботливая нянька:
Сама разденет догола,
Затем дождей холодных банька
Стволы отмоет от тепла,
И в мёртвый сон впадут деревья,
Входя в сезонный новый круг.
Зима начнёт свои кочевья
Из далей севера на юг.

 

АКАФИСТ

Чёрный ажур на сером,
Будто художник прост.
Надо бы – жёлтым сеном,
Синью небес внахлёст.

Но не ярка палитра.
В шелесте мёртвых трав
Тихо звучит молитва
«Смертию смерть поправ…».


Осень поёт акафист,
Стоя у зимних врат.
Белый холодный кафель –
Словно ступенька в ад.

Снегом накроет кресло,
Смертью нальётся плоть.
Вот бы опять воскреснуть
Так, как воскрес Господь.


Только по нашим мерам
Ей не пройти тех троп…
Чёрный ажур на сером.
Осени мрачный гроб.

 

СТИРКА

Собрав деревья пышным стадом,
Все сентябри и октябри
Стирает осень листья «Тайдом»
С морозной свежестью внутри.
Скривилась рыжая чистюля,
Ворчит, во весь стараясь пыл,
Что много грязи от июля,
И август тоже грязен был.

К чему зелёные замашки?
Закрыла пыль зелёный цвет.
Уж лучше лютики-ромашки:
У них для пыли листьев нет.
Закончит осень, всё старея,
Большую стирку дней за сто.
Оставит голыми деревья,
Но очень чистыми зато.

 

ПТИЦЫ

Пустеют осенью надолго птичьи гнёзда,
Они на ветках, как пожарища, черны.
Глядишь и кажется, что яростно и грозно
Здесь бушевал огонь безжалостной войны.
Эвакуация прошла вполне успешно,
Умчались птицы в невоенные края.
Но их сердечки бьются здесь, на ветках здешних,
Где вверх летать учила воздуха струя.
Они вернутся, словно беженцы из тыла,
Найдут чернеющие остовы жилищ,
И закипит работа скоро, легкокрыло

По возрождению осенних пепелищ.

 

КАЗАК

Ходит осень по дорожкам,
Ей маршрут давно знаком.
Стынет холод за порожком
Запорожским казаком.
Он наряден в шароварах
И широком кушаке
На ковре из листьев старых
С длинной люлькой в кулаке.

Холод сердится немножко:
Не к лицу, мол, казаку
Всё топтаться у порожка
Или греться на боку.
Только осень любит в грусти
Чуть о лете повздыхать.
А потом и холод впустит
Снежной саблей помахать.

 

ОСЕННЕЕ НЕБО

Небо смотрит исподлобья,
Завернувшись в серый плащ.
То ль повалят снега хлопья,
То ль опять начнётся плач.
Жаль ему цветного платья,
Без него – полнейший срам,
Нежно-розовых объятий
По утрам и вечерам.

Жаль поющих в небе птичек,
Белых бантов-облаков,
Солнца ласковых ресничек,
Молний блещущих клинков,
Всем, конечно, жаль потери,
Но зачем сходить с ума?
Небо, хватит нам истерик.
Всё равно придёт зима.

 

Комментарии

Комментарий #15555 24.12.2018 в 20:33

Всего доброго, Владимир. С наступающим новым годом.

Комментарий #15542 23.12.2018 в 23:10

Вы в своём репертуаре, Олег. Где Вы там "бравурность" разглядели - непонятно. Такое впечатление, что Вы сначала "от фонаря" пишете рецензию, а потом читаете. Если вообще читаете. Судя по Вашим комментариям - не верится. Ну да Бог с Вами. Прощайте.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15539 23.12.2018 в 22:48

Владимир, воля ваша. Я посмотрел по ссылке, но не стану там писать, чтобы не портить стройный хор хвалебных отзывов (так, да зачастую и здесь, со всеми там поступают).

"Что-то не тянет особо бегать, стрелять, убивать." Вот в таком "бравурном" ключе там написано у вас. С такими вещами нужно поосторожней ("Я только раз видала рукопашный..."). Не буду "растекаться мыслью по древу", просто приведу вам для стихотворение для сравнения, в котором и поэзия и правда жизни, а выводы делайте сами.

Расстреливали Ваньку-взводного
за то, что рубежа он водного
не удержал, не устерёг.
Не выдержал. Не смог. Убёг.

Бомбардировщики бомбили
и всех до одного убили.
Убили всех до одного,
его не тронув одного.

Он доказать не смог суду,
что взвода общую беду
он избежал совсем случайно.
Унёс в могилу эту тайну.

Удар в сосок, удар в висок,
и вот зарыт Иван в песок,
и даже холмик не насыпан
над ямой, где Иван засыпан.

До речки не дойдя Днепра,
он тихо канул в речку Лету.
Всё это сделано с утра,
Зане жара была в то лето.

Комментарий #15526 23.12.2018 в 18:08

Почитайте-ка, Олег, вот это. Что об этом скажете? Только прямо там, на той странице, чтобы не разводить здесь длинные словопрения.
http://rospisatel.ru/shostak-stihi.htm

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15516 23.12.2018 в 14:37

Здравствуйте, Олег! Я и Вас прошу ни в коем случае не обижаться, но разбираться в этой Вашей мешанине слов, фамилий и цитат не хочу. Просто потому, что не вижу здесь ни аргументов, ни понимания поэзии, ни необходимости таких словесных извержений. "Краткость - сестра таланта". Тратьте на здоровья своё время, сочиняя такие длинные опусы. А мне своё время жалко. Объяснять Вам прописные истины поэзии, получать многострочные расплывчатые ответы, опять объяснять, опять получать такие же ответы можно до бесконечности. Не нравятся мои стихи - на здоровье. Хотите объяснить чем не нравятся - пишите коротко, конкретно и ясно, без словесных путешествий по всей мировой литературе. Это моё условие. Не подходит - расстанемся мирно. Сожалею, но больше отвечать на Ваши ответы, составленные в духе "чем больше слов, тем лучше" я не буду. Учитесь писать кратко и ясно. В спорах необходимо это умение, ибо никто Ваши монологи выслушивать и вычитывать не будет. Ответ должен быть коротким и хлёстким, чтобы сразить оппонента.
Всего наилучшего.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15504 23.12.2018 в 11:22

Здравствуйте, Владимир. Я говорю так, как мне удобно и привычно. Читал я немало, кое-что отложилось в памяти и когда говоришь о литературе, невольно то одно, то другое вспоминаешь, да оно и кстати приходится, иначе как я вам объясню свое видение если не на конкретных примерах. Если уж вспоминать про школу, то это как если бы вы сказали учителю - ты не по книгам, ты своими словами мне объясни. Поймите правильно, я не собираюсь никого учить и каждое сравнение хромает, но суть вы, надеюсь, поняли.

Теперь о том, что хотел сказать автор в "Осени". Если кратко - автор хочет сказать, что он любит осень (Унылая пора! очей очарованье!.. Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится.) и она его вдохновляет (И забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне... И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.), а заканчивает он тем, что не все так легко просто с вдохновением и он предлает задуматься другим авторам, которые будут читать это через века (Плывет. Куда ж нам плыть?). Автор берется за перо и бумагу именно тогда, когда он хочет что-то сказать и это будет отражено в его произведении, а вот когда он ничего не хочет или не может сказать (ну мало ли какие бывают ситуации, Бальзак, например говорил о том, что безденежье побуждает к "плодовитости", это когда произведение безбожно разбавляется "водой"), тогда и написанное им будет ни о чем. И не важно какая это лирика - пейзажная, любовная, гражданская, филосовская, да хоть эротическая. Если автору есть что сказать - это будет отзеркалено в его произведении. А по поводу Пушкина не надо "кощунствовать"), у него есть и "проходное", но не это стихотворение.

Я бы, в свой черед, тоже мог бы упрекнуть вас в какой-то там "куриной слепоте", но не буду, да дело здесь не в "слепоте", а в восприятии. Мне тут всоминается есенинское - "что такое Ленин?"; это когда вы говорите - что хотел сказать своей "Осенью" Пушкин. Куприн в своих воспоминаниях писал о том, с каким размахом Россия отмечала столетие со дня рождения поэта. Пушкин был буквально везде (вплоть до изображения его портрета на наклейках спичечных коробок), разумеется с поправкой на пиар - возможности того времени. Расплатившись с извозчиком и вылезая из кареты, Куприн услышал - пожалуйте, барин, еще двугривенный, в честь Пушкина. Куприн решил потроллить извозчика и спросил его : А кто такой Пушкин. Тот ответил: А черт его знает, говорят генерал какой-то был, дюже храбрый. Прошло еще столетие с гаком со дня его рождения. Теперь уже каждый извозчик (простите, яндекс - таксист) знает, что Пушкин это поэт (и даже может процитировать - "я помню чудное мгновенье", потому что ему это в школе указкой вбивали в голову и какие-то "занозы" засели в мозгу), а не генерал, но, по существу, нравы с тех пор мало изменились. И ваш вопрос тому лишнее подтвержение.

Мне не хотелось бы снова возвращаться к тем стихотворениям, о которых вы говорите в последнем комментарии. Ну что стоит только одно словосочетание - "честный ранец". Это как лживый портфель или глупая авоська и т. д. и т. п. Некто с окровавленной спиной "упрямо" тащит свой "честный ранец". Что хотел этим сказать автор? Что его непрописанный "лирический герой" - мазохист? Но ведь автор не это хотел сказать? А что же он хотел сказать? "тайна сия велика есть". Ну не хочу я подвергать "экзикуции" эти ваши стихи "по строгим правилам искусства". Уж какой есть. Я и в хороших произведениях не акцентирую внимание на "изъянах", а там где кроме них ничего больше и нет, то предпочитаю помолчать. Верю, что вы напишите стихи получше на обратной стороне:)) С уважением, Олег (и ни в коем случае не обижайтесь, если что не так).

Комментарий #15498 22.12.2018 в 20:20

Это то, что касается второй подборки. А насчёт первой и говорить нечего. Меня просто изумляет, каким образом Вы не увидели - а что хотел сказать поэт, то есть я, в таких стихотворениях, как "Голод" (о голодных детях и обожравшихся жадных толстяках), "Закат" (любовное обращение), "Катушка" ( о борьбе за жизнь), "Ранец" (о трудной честности), "Простота" (о непростой простоте) и так далее. Уж если Вы, Олег, в них ничего не поняли и не увидели, то о чём нам говорить? Тогда остаётся только констатировать полную читательскую слепоту. Не торопитесь обличать. Сначала прочитайте повнимательней.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15497 22.12.2018 в 19:51

Здравствуйте, Олег! Из Вашей весьма длинной рецензии следует, что каждое стихотворение должно нести какой-то назидательный подтекст. Типа "Не убий!". Поэт обязательно должен что-то доказать, чему-то учить, против чего-то возражать и так далее. Но неужели и в пейзажной лирике тоже? Тогда скажите - что такого назидательного хотел сказать Пушкин вот в этом школьном стихотворении:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Да ничего. Просто красивое описание осенней природы. Да и у других поэтов пейзажные стихи никого не учат, не прячут за строками какой-то тайный смысл, а просто передают красоту природы. Неужто Вы не понимаете, что пейзажная лирика поэтому так и называется, что поэтическими средствами только рисует пейзажи. Это аксиома, и если Вы собираетесь спорить на эту тему, то заранее говорю Вам, что не буду. Это принимается без доказательств, потому что это всем известная истина. И вопрос тут не в том - что хотел сказать поэт, а в том, насколько проникновенно и мастерски написан пейзаж. Ещё ни одному критику в мире (кроме Вас, конечно) не пришло в голову при чтении пейзажных стихотворений задавать себе вопрос: а что хотел сказать поэт? Вы в этом отношении безусловный пионер.
Что же касается "большевиков" и "казаков" - то это тоже не какие-то эзоповские намёки на политику, а шутки. Мне показалось забавным провести вот такие параллели. То есть написать пейзажи посредством шуточного сравнения с человеческими реалиями. Тем более, в одном речь шла об октябре - месяце Великой октябрьской революции, а во втором - разноцветная красота осени ассоциировалась у меня с нарядной казачьей формой. Оба стихотворения рассчитаны на читателей с чувством юмора. Странно, что Вы и этого не поняли.
Напоследок хочу попросить Вас в дальнейшем писать покороче, не окружая свои аргументы пышной свитой из цитат и имён. Жаль Вашего времени. Я итак верю, что Вы широко эрудированы. И вполне в состоянии свои мысли выражать и отстаивать самостоятельно, без опоры на авторитеты.
С уважением,

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15494 22.12.2018 в 15:42

Владимир, "минуточку") Извините, что припозднился, но так получилось. Я прочел две ваши подборки здесь и хотел бы высказать свои соображения, надеюсь, не обидетесь, к тому же сами предложили. Я, конечно, прекрасно помню мораль из "Мизантропа" Мольера, когда один попросил другого "начистоту" высказать свое мнение о его стихах, не беспокоясь о последствиях, а потом, разобидевшись, подал в суд на обидчика и обвинил его во всех смертных грехах. Даже если постоянно держать в голове, то что Гоголь говорил о правде в письме к Вяземскому, все равно - "всего предусмотреть невозможно". Главное, что вы должны учесть - у меня нет желания вас задеть или обидеть, а говорить постоянно в угоду политкорректности, тогда лучше уж ничего не говорить. В конце концов, немного перефразировав американского классика - обидеться каждый может, а вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком. Особняком стоит стихотворение "Жуки", о нем я скажу позже, но сначала о малоприятном.

Если говорить о том, как "сделаны" ваши стихи, то, сравнительно со многими другими авторами газет и журналов,они выглядят более предпочтительно. Как в романах "известных", но "ненастоящих" авторов - когда он начинает неплохо, но потом сам теряет нить и даже тяготится своим повествованием и только и думает - скорее бы его закончить и сдать в тираж - ведь он "известный" и это "проглотят" - "мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус". Вот так и многие "стихи", в миниатюре воспроизводят эти "романы". Ваши стихи имеют свой сюжет и логику , язык тоже на уровне, они, в конце концов "понятны", понятны вплоть до того, что "рассыпаются слова и не значат ничего". Поэзия - это нечто другое. Я сейчас не хочу развивать эту тему, но, по-простецки говоря - "Здесь не хватает глубины, переживаний личных, что так, порой, в стихах нужны хоть сколь-нибудь приличных". Когда читаешь такие произведение, задаешь себе вопрос, который задавали еще древние: что хотел сказать автор? Вот если взять картину "Тройка" Перова, что мы видим - дети, выбиваясь из последних сил, в мороз тянут бочку с ледяной водой, чтобы какая- нибудь барыня могла принять ванну, если присмотреться, то на заднем плане увидим сердобольного взрослого человека, который им помогает. Тут все понятно - автор показывает "свинцовые мерзости" своего времени и призывает положить этому конец. А вот если ребенок достает альбом, кисть и краски и рисует реку, корабль на ней, а за ней, "в багрец и в золото одетые леса", солнце, птицы и т.д. Что хотел этим сказать автор? Да ничего особенного, он просто "творит", "набивает руку", "делает первые шаги".

Ходасевич ("в Божьи бездны соскользнувший"), строго судивший и других и самого себя, оглядываясь назад на свои стихи "до", писал о них "после" - "И разрушаю вдруг шутя всю эту пышную нелепость, как рушит малое дитя из карт построенную крепость." Когда читаешь ваших "большевиков" и "казаков", первое, что приходит на ум - вот эта "пышная нелепость". Только, ради Бога, не обижайтесь, я не о том хочу сказать, что вот эти ваши сконструированные - смоделированные "зарисовки" - "нелепость". Во-первых - это всего лишь "фигура речи", а во-вторых - все относительно. Я уверен, что многие люди, прочитав такие стихи, вполне искренне выразились бы таким образом, как дядя о сочинениях своего племянника в "Обыкновенной истории" Гончарова - "недурно". Точно так же, они не покривили бы душой, сказав, что "шашлычок под коньячок" в миллион раз лучше любых стихов и, по-своему, будут правы, ведь стихи "на хлеб не намажешь", как прав и сказавший - "не хлебом единым жив человек."

Есть и другой (как вы говорите "высокомерный") взгляд на эти вещи. Когда "исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман" и в душу начинает проникать "холод и мрак грядущих дней" или "когда душа соприкасается с холодной вечностью своей", просыпается, и человек вместе с ней обнаруживает, что он "просто потерялся в заколдованной стране голодных, кровожадных людоедов", тогда он начинает искать ответы на вопросы, на которые нет и не может быть ответа, но уже сам поиск отличает и отдаляет человека от "людоеда", и, естественно, что возжаждав "вещей последних", он и в литературе ищет такие слова, "чтоб их в полубреду потом твердил влюблённый, растерянно шептал на казнь приговорённый". А иначе, что такое поэзия и нужна ли она "такая"( "ненастоящая")? ГИппиус как-то высказала мысль: если Блок - это поэт, то все мы - не поэты. Вот для того, чтобы "все мы" (уважаемые и не очень) были "поэты", таких как Блок принято "обзывать" гениями.

Теперь о жуках. Это единственное стихотворение из двух подборок не "сделанное", а "написанное". Вопрос о том, что хотел сказать автор, здесь отпадает сам собой. Автор призывает - "не убий". Если в заповеди подразумевается - не убивай ближнего своего, человека, то автор пошел еще дальше - и букашку, жука не убивай без причины или по неосторожности. "Жук достоин поэзии, кисти, резца". Тут вспоминается и Чичибабин ("Кто сложит оду воробьям, галдящим под любым окошком, безродным псам, бездомным кошкам, ромашкам пустырей и ям? Поэты вымерли, как туры, — и больше нет литературы.") и Смеляков ("Кто — ресторацией Дмитраки, кто — тем, как беспорочно жил, а я умом своей собаки давно похвастаться решил.") Почему же жук "достоин"? Ответ в самом стихотворении, в проникновении автора в "мир" этого жука и обнаружение в нем качеств, присущих и самому человеку, иначе говоря - великое в малом и наоборот. То, что мы называем Роком или Судьбой, та сила которая может вихрем налететь на человека и сокрушить его, то же самое и мы представляем по отношению к жукам ("колесо переедет героя") и на этом примере постигаем законы вселенной. Разве вселенная - это не ты? И "верша судьбы" других, не вершишь ли ты тем самым и свою собственную судьбу? Зло, причиненное тобой, потом возвращается к тебе в десятикратном размере. Ты можешь верить в Бога или судьбу или ни во что не верить, но так оно и есть в жизни. Есть "неписанные", но неотвратимые законы самосохранения вселенной, которые работают как часы и, благодаря которым - "свет во тьме светит, и тьма не объяла его".

Катон Старший сказал - постигни суть, а слова найдутся. Вот там, где вы "постигли" (а не просто умозрительно приняли к сведению чьи-то "золотые слова" и зарифмовали их, "чтобы вывод под стих подвесть"), там у вас и слова нашлись (например "колесо переедет героя" - тут сразу возникает "человеческий" образ жестокой казни, называемой "колесованием" и ,конечно, не переедет, а раздавит героя, но формальной логике не противоречит, само "переедет" - смягчает действие, это как "чужие изорвать мундиры о русские штыки"). А постигли вы (как сказал поэт - "взглянул на кустик - истину постиг") этих самых жуков, я думаю потому, что сами - тот еще "жук":)) Уж не сочтите это за фамильярность или еще что там вы можете в голову взять.

В заключение - то, как я понял это стихотворение, вряд ли его точно так поймут другие, но я не сомневаюсь, что такие стихи нужны, они способствуют "смягчению нравов", и, по крайней мере ваш призыв - "не убий", люди услышат и даже если после этого они и не перестанут давить жуков, то, быть может, не будут так безжалостно грызть ближнего своего. с уважением. Олег.

Комментарий #15484 21.12.2018 в 20:38

Благодарю всех комментаторов, так благосклонно оценивших мои творения. Надеюсь на наши дальнейшие встречи.
С уважением ко всем вам,

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15446 19.12.2018 в 22:46

Ну хорошо! Не хотели так не хотели. Я мирный человек и зря приставать не стану. Вы уж поаккуратнее обращайтесь со словами. Мы с Вами находимся на литературном сайте. Здесь надо быть особо точным в подборе слов. Откуда людям знать - что у Вас внутри? Люди видят ваши слова и реагируют соответственно тому, что видят. Это я имею ввиду не только себя, но и тех, кто высказывал в предыдущих дискуссиях весьма обидное мнение о Вас.

Комментарий #15445 19.12.2018 в 22:23

ЭТОТ КОММЕНТАРИЙ ПЕРЕНЕСЕН РЕДАКЦИЕЙ с авторской страницы Александра Кердана - на страницу Владимира Шостака, которому и адресован.

Владимир, проблема в том, что вы фокусируетесь на каком-то слове и оно, как красная тряпка быку, застит глаза, и вы больше ничего не желаете видеть и слышать. Я взял это слово в кавычки, оно часто употребляется в обиходе и ничего оскорбительного в себе не несет, но для вас и это "искра". Я бы пожелал всем больше терпимости к оппонентам. Потому и стараюсь не касаться авторов подборок, так как хорошо знаю как их разбирают в лито, все начинается пристойно, потом страсти накаляются, слово за слово все перерастает в грызню и в конечном итоге это ведет к деградации
сообщества. Что касается ваших стихов, то там есть о чем поговорить. Я не хотел вас ничем обидеть. Олег.

Анна Токарева 19.12.2018 в 18:00

Володя, поздравляю с публикацией, которая, видимо, немного залежалась в редакции. Поэтому так много стихов об осени. Но ты у нас поэт многоплановый, с богатым воображением, точным музыкальнвм слухом. И о других временах года у тебя немало поэтических блюзов, маршей и романсов.
Твори, поэт! Вороши болото творческого застоя!

Комментарий #15428 19.12.2018 в 13:24

Красивые стихи. Очень веет поздней осенью от них. Как за окном. Очень хочется пожелать тем, кому созвучно это настроение - переждать стужу в тепле человеческого общения, и дождаться неизбежной весны!

Комментарий #15426 19.12.2018 в 13:03

Замечательно!

Комментарий #15417 18.12.2018 в 23:09

Хорошие стихи, мне понравились.)

Комментарий #15408 18.12.2018 в 19:18

"Смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав"... Это про чудесное воскресение Христа. Трудно поверить в Его воскресение. Так же трудно, как поверить холодной белой зимой что природа оживет... и будет зеленое знойное лето... )) НО.... Смерти НЕТ. Потому, что душа не умирает. Душа природы "одевается" в сезонные одежки, как душа человека "одета" в тело. И так же как душа человека душа природы не умирает. Умирает только тело.
Вообще такая сезонная страничка... Типа из цикла "Времена года". Про осень много. Поэты, начиная с Александра Сергеевича любят про осень писать. Владимир Ефремович не исключение. Вечная тема. И это прекрасно. )))))