Николай БЕСЕДИН. Я ВТОРОЙ, ДРУЗЬЯ, ВТОРОЙ! Стихи
Николай БЕСЕДИН
Я ВТОРОЙ, ДРУЗЬЯ, ВТОРОЙ!
* * *
Классическая ритмика стиха,
Мне говорят, – беспомощно плоха,
Она, как без взрывателя граната.
Упругий ямб, стремительный хорей
Пора бы в поэтический музей
Сдать в качестве почётных экспонатов.
Мол, в наши дни космических ракет
С хлопушкой схожи ода и сонет –
Необходим совсем другой калибр.
Стремительность эпохи, может быть,
И чувственность души соединить
Способен разве только лишь верлибр.
Да, я и впрямь растерян иногда
От скорости, с какой летят года,
Рождая леденящий душу ветер.
Но Пушкина и Данте среди книг
Возьму – и словно замирает миг,
Впитавший все минувшие столетья.
И тащится всё также не спеша
Кибитка по степи или душа,
В обличие Вергилия стенает.
Михайловские рощи или ад
Не только о минувшем говорят,
Но будущее мне приоткрывают.
Прости, Верхарн*, ты вовсе не причём,
Твои слова горят живым огнём
Добра и правды, времени ваятель.
В какую б форму ни облечь слова,
Поэзия останется мертва,
Пока не вложишь сердце, как взрыватель.
-----------------------------
*Замечательный мастер стихотворной формы, Верхарн новаторски использовал так называемый верлибр (свободный стих), подчиняя само ритмическое движение стихотворения задаче полного и выразительного воплощения.
ПРИГОРОД
И вот начинается пригород.
Как будто в предверьи кантаты,
Когда ещё стулья двигают,
Рассаживаясь, оркестранты,
Когда контрабасы простуженно
Откашливаются – си-до-ля-ми,
И диски ударника кружатся
От света над антресолями.
Ещё лишь слегка угадывается
Флейта в минорной тональности,
И скрипки в полтона радуются
Ещё предстоящей радости.
Но вот, фрак раскинув крылато,
За пульт дирижёр поднимается,
И первые звуки кантаты
В аплодисменты вплетаются.
Потоками звуков и света
Сонный покой расколот.
Тогда и поймёшь, что это
Начинается город.
* * *
Вы просили свободу и зрелищ,
Ибо хлеб был у вас на столе.
Вы Советами вдоволь наелись,
Жизнь обрыдла на русской земле.
Вас пленили Канары, Парижи,
Зашаманила сытость витрин.
Вам заморские гульбища ближе,
Чем задумчивость русских равнин.
Что ж, просите, берите, хватайте
Всеми членами ваших телес,
Предвкушая блаженство на сайте
Всех семи либеральных чудес.
Что ж, клянитесь в любви забугорью,
Призывайте Россию распять
За её сострадание горю
И упорство за правду стоять.
Всё пройдёт. И истории ветер
Разметёт весь ваш дом на крови,
Чтобы стало светлее на свете
От великого дара любви.
В КИНО
Фильм показывали про бедность,
И была в этой бедности бездна,
Из которой на миг не вылезти
Ни людской и ни Божьей милостью.
И сидели притихшие зрители,
Те, что это не просто видели,
А которые сами жили
В этой трижды проклятой были.
И когда обе бедности в зале
Словно встретились вдруг глазам,
Кто-то крикнул голосом твёрдым:
«Эй, механик! Какого чёрта
Ты завёл нам эту обедню?
Покажи-ка лучше комедию».
* * *
Привычный мир уходит понемногу,
То плача, то смеясь, то матерясь.
И только боль берёт с собой в дорогу,
Что подлецам отдал над Русью власть.
Закатный свет мерцает от прохлады,
И тает, тает в небе синева.
Мне ничего теперь уже не надо,
И стынут на губах моих слова.
Да, к истине всех ближе только дети,
Но им ещё не верят ни на грош,
И старики, но им на белом свете
Уже не верят, чтя обман и ложь.
Ведёт слепой слепого по дороге,
Ведущей их в погибельную тьму.
«Народ безмолвствует…».
И равнодушны боги.
Иль мир любви не нужен никому?
* * *
Меня не слушаются вещи,
Весь день они со мной враждуют:
То падают, то протестуют
Своей недвижностью зловещей.
Мне ничего не удаётся.
И мысли тоненькая нитка,
Как ни прочна собой на вид она,
Всё почему-то рвётся, рвётся.
Не зная, что всё это значит,
Ругаю волю, неуменье,
И что так редко вдохновенье,
И что так часты неудачи.
Но иногда мне так понятна
Причина этой невезучести,
Но я боюсь признаться в участи,
Что ты лишь в этом виновата.
* * *
Когда уснёт великая Москва
Под тихую молитву снегопада,
Мне кажется, что ты садишься рядом,
В туманном свете зримая едва.
На голове больничный белый плат,
И сквозь халат видны худые плечи.
Я говорю: «Как рад я нашей встрече.
О как тебе, любимая, я рад!
Присядь поближе, прислонись к плечу,
Я обниму тебя и приласкаю…».
А ты уходишь тихая такая,
И тонкая, подобная лучу.
* * *
По шоссе ленивым хороводом
Гонит ветер листья за село.
Белым пухом по спокойным водам
Бабье лето тихо уплыло.
С каждым днём всё больше леса просинь,
Пахнет гарью с убранных полей.
И задумчиво гадает осень
На ромашках о любви своей.
* * *
Пути к известности исповедимы:
Мелькайте чаще на глазах у тех,
Кто в речь, в статью ли вставит ваше имя,
И вот уж обеспечен вам успех.
Ценя свою поэзию с излишком,
Ну, кроме Пушкина и может быть Рембо,
Моих стихов из нераскрытой книжки
Прочтите хоть с десяток.
Что – слабо?
ШУТКА
Я второй, друзья, второй!
Не судите очень строго,
Что нескромен я порой.
Ну а первый… Первых много.
Спасибо Николаю ивановичу Дорошенко. что "навел" меня на прекрасного русского поэта, Николая Беседина. Стихи созвучны моим думам и мыслям, и великолепно, мастерски оформлены! Читаешь и как будто беседуешь с другом-единомышленником.
Еще был Вадим Кузнецов - поэт. Других не знаю. Их не было.
Мне понравился у Н.Беседина «Пригород»: в нем я вижу мастерское, поэтическое преобразование зрелищного восприятия в звуковое, музыкальное. А «Шутка» —
особенно будет к месту на дружеском междусобойчике. За рюмкой чая. Нет! Лучше за чашкой коньяка. Для такого случая и меня есть:
Я не рою себе яму: ее выроют другие.
(Их, желающих, — немало).
Камни я ношу большие,
как основу пьедестала.
На нем буду — без коня.
Вы узнаете меня.
И ещё:
В своей жизни мне много не надо:
посещало б меня, иногда, это «сладкое слово» — награда.
И в угоду потребу вящей ,
чем ОНА будет больше, тем ОНО станет слаще.
Н.Волжский
А какие были еще Кузнецовы-поэты? Хотелось бы знать?
ОТВЕТ на КОММЕНТАРИЙ #15512.
Эй, друг, проснись!
Здесь не прекрасных Кузнецовых разных профессий и конфессий упоминают. А Кузнецовых - поэтов.
Всего лишь - поэтов!!! И только - поэтов! Это только о них с "грозной" улыбкой гения говорил Юрий Поликарпович. И нечего ему статью клеить. Не секёшь ничего в поэзии, не лезь комментировать.
Прошу прощения у всех за качестве лексики. Но иногда именно так доходит до наших "избранных" критиков.
Сколько желчи и пены в комментариях, и все о форме и ритмике стихов автора, как о главном назначении поэзии. А я, например, — сторонник М.Цветаевой: «Я не верю стихам, которые льются. Которые рвутся — да!”
Как можно молить Бога о мире среди мирян,
когда «дантес—поэты» похожи на псарян?
Для # 15503. Был бы искренне рад принадлежать к славной фамилии Кузнецовых. Среди них много выдающихся имен ("подделок" по Ю.П.Кузнецову). Это и Герои Советского Союза, славные участники войны (боевые летчики Михаил Васильевич и Леонид Кузмич; разведчик, герой Советского Союза Николай Иванович); моряки (вице-адмирал, участник и герой войны кавалер четырех орденов Славы Николай Герасимович); деятели искусства (известный художник, ученик Серова и Коровина Павел Варфоломеевич); промышленники (продолжатель славной династии производителей кузнецовского фарфора Матвей Сидорович) и миллионы носителей этой славной фамилии - рабочие, крестьяне, учителя, инженеры, военные, ученые... И они не "обман", а в основном замечательные люди,
"Просинь - осень" - хорошая рифма. Шостак неправ. Пусть приведет более авторитетное мнение.
ПРЕДЫДУЩЕМУ.
Бедный, бедный вы Кузнецов. А Юрий Поликарпович-то оказался прав...
Масштаб всех остальных, мягко так скажем, - иной. В Поэзии. Другие области жизни мы здесь не затрагиваем - по умолчанию.
Пусть все остатние кузнецовы именно в них отметятся своей гениальностью или светлой нормой. Единственный Кузнецов это бы только приветствовал.
Предыдущему комментатору: к сожалению, должен Вас огорчить: меня никогда никто не сможет обидеть. Я такой. У Вас самое честное слово - "наверное". Кузнецов оказался неправ. Многие "не-Кузнецовы" - среди них есть гораздо более добрые, любящие мир, а не себя, и не себя в поэзии и тд и тп. - подчас более интересны, и не прямолинейны, тоньше, самостоятельнее. Есть, слава Богу, Пушкин, Тютчев, Анненский и много-много других, мировоззренчески сболее умудренных, философски продвинутых, чистых, глубоких. И среди них - обсуждаемый здесь автор. Поэзия - не только художественный образ. Уверен, что Вы - "читатель уровня Кузнецова" (такого, каким я его вижу). Мне хотелось бы, напротив, иметь уровень любимых мною поэтов. Заканчиваю, потому что здесь неуместно писать о себе и о других. Поздравляю замечательного автора подборки и желаю ему новых творческих успехов, новых читателей и здоровья.
На предыдущий комментарий.
Пишет, наверное, кто-то из "обиженных"? И что, Кузнецов оказался не прав, что ли? К тому же это поэзия - это художественный образ. И не вина Юрия Поликарповича, что такой уровень понимания его поэтической гиперболизации понятен, честно признаемся, только читателю почти такого же масштаба, как сам Юрий Кузнецов. А много ли у нас таких талантливых ЧИТАТЕЛЕЙ?
Комментатору 15478. Зря Юрий Поликарпович обидел всех остальных Кузнецовых. И что этим доказал?
Кстати, если надумаете меня ещё за что-нибудь хвалить - милости просим на мою страницу. А то редакция не любит базаров на чужих страницах. А там можете хвалить и ругать сколько угодно. Я обожаю критику. :)
Владимир ШОСТАК
Да Вы меня просто захвалили и завалили советами. Большое спасибо, добрый человек. Хотел было добавить ещё много хороших слов, да редакция не даёт - удаляет. Чую - и эту благодарность удалит. :)
Владимир ШОСТАК
«Звать меня Кузнецов. Я один. / Остальные — обман и подделка» - это Юрий Поликарпыч сказал. И доказал!
Николай Василич - менее величав, но... далее по тексту ШУТКИ. А чо, молодец!!!
Николай Васильевич, ваша ШУТКА - шедевр!
Шостак, а ещё у вас получаются великолепными комментарии к публицистике.
А поэзию комментировать - не ваша стезя (это добрый совет вам).
ЧЕТВЁРТЫЙ
Среди полов, углов, столов
Живёт мужчина, полный слов,
И каждый день, и каждый час
Он дарит их, не мелочась.
Подарок, скромен иль богат,
Не красят лента и шпагат,
Цветной коробки тоже нет –
Листок бумаги да рунет.
И коль затеет он опрос,
Один скривит на это нос,
Другой всезнайкой-мудрецом
Ругнёт его, и суд с концом,
А третий, слишком уж умён,
Воскликнет: «Гений всех времён!»,
И лишь четвёртый с похвалой
Поможет критикой не злой.
Желая фальшь свести к нулю,
Я лишь четвёртому внемлю.
Владимир ШОСТАК :)
Ох как раскричался Шостак!
Совет: отличайте истинную, настоящую критику от критикантства, к которому вы по-школьнически склонны.
И всегда помните, что ваша "критическая" прыть может сыграть отрицательную роль - вы самораскрываетесь, подставляетесь не лучшей своей стороной, поверьте. Если у вас именно такая цель, то действуйте.
Хотя поэзия ваша глубже, чем ваши розыски, "раскопки" и поучения других, как правильно писать. Вот её и держитесь, своей поэзии.
НА 15467. Послушайте, перестаньте Вы защищать того, на кого никто и не нападает. Я всего лишь высказал своё мнение. Думаю, я имею на это право. Дай вам волю, вы вообще запретите критику на том основании, что корифеев и выдающихся поэтов критиковать нельзя. "Наслаждение" поэзией не отнимает право критики там, где она просится. Одно другому не мешает. И где это вы видели ряды русских поэтов по ранжиру? Тогда уж будьте любезны, опубликуйте этот официально утверждённый Союзом писателей строй, чтобы мы знали тех, кто там стоит в первом ряду и не смели их трогать.
Владимир ШОСТАК
На КОММЕНТАРИЙ #15463
Какой трогательный совет: "Просинь - осень" - таких затёртых рифм лучше избегать".
Советующий напоминает учителя, легонько отчитывающего ученика у доски, прежде чем поставить ему тройку.
Владимир, имя Николая Беседина в первом ряду русских поэтов современности. Прочтите, как минимум, его обращение к Пушкину в предыдущей подборке. Может быть, что-то поймёте, хотя... склонность к поучительству прорастает в человека глубоко и начинает доминировать над чувственным, интуитивным пониманием поэзии и НАСЛАЖДЕНИЕМ ею.
Слишком вольно, на мой взгляд, обращается иногда Николай с размером и ритмикой. При этом сам автор, как мне показалось, не очень-то одобряет эти "авангарды", хотя и заканчивает стихотворение выводом о том, что любая форма хороша, если в неё вложено сердце. Это, конечно, верно. Более того, поэзия существует и вне поэтических форм, в прозе. Однако мне больше по душе классические формы, в которые, кстати, тоже не лишне вкладывать сердце.
Стихотворения не лишены яркости поэтических красок, например:
"По шоссе ленивым хороводом
Гонит ветер листья за село".
"Ведёт слепой слепого по дороге,
Ведущей их в погибельную тьму".
И есть в них самое главное - свой язык и своё содержание.
Позволю себе несколько мелких замечаний. "Только лишь" - неудачное сочетание. "Просинь - осень" - таких затёртых рифм лучше избегать.
В конце выражу восхищение последним коротким стихотворением, раскрывающим здоровую самоиронию Николая. А это явление довольно редкое. Все себя стараются надуть с вола, и уж, безусловно, быть первыми. Поэтому первых и много.
Здоровья и дальнейших успехов Вам, Николай.
Владимир ШОСТАК