ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Виолетта КОРЫШОВА. КНИГИ, КОТОРЫЕ МЫ (не) ЧИТАЕМ. О «Дивном свете…» Мак Лиз
Виолетта КОРЫШОВА

Виолетта КОРЫШОВА. КНИГИ, КОТОРЫЕ МЫ (не) ЧИТАЕМ. О «Дивном свете…» Мак Лиз

 

Виолетта КОРЫШОВА

КНИГИ, КОТОРЫЕ МЫ (не) ЧИТАЕМ

О «Дивном свете…» Мак Лиз

 

Есть такие книги, которые не теряют своей актуальности никогда. И при этом неважно, когда они были написаны: в 98-м году нашей эры или в начале двухтысячных. Одной из таких для меня является «Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание» монахини Нектарии (Мак Лиз).

Книга написана в конце 90-х годов 20 века и посвящена государыне императрице Александре Федоровне Романовой. Уверена, что многие даже и не слышали о таком значимом, для девушек в первую очередь, труде Мак Лиз. Мое знакомство с книгой было случайным. Вернее, я увидела ее в рекомендациях православного блога и непременно захотела приобрести себе. Но все оказалось не так просто. Книги нигде не было в наличии. Даже известные интернет-магазины твердили: в данный момент товар отсутствует на складе. Сначала я подумала, что на нее большой спрос. А сейчас поняла: да, дело в спросе, но не в большом… Тираж издания, которое я приобрела, всего 3 тысячи экземпляров. И все легко объяснимо. Я не открою Америку, напомнив, что общество сегодня не заинтересовано в духовной литературе. Его волнуют другие темы.

Так, лучшие продажи в сети магазинов «Читай-город» – у книги «Вальс гормонов 2. Девочка, девушка, женщина + «мужская партия». Танцуют все!». Второе место по востребованности занимает творение Михаила Лабковского «Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым».

Бестселлерами на сайте Ozon.ru являются все тот же Михаил Лабковский со своим «Хочу и буду…» и «ЕГЭ 2019. Типовые экзаменационные варианты» – замечу, что одна такая «тетрадка» стоит 470 рублей. Здесь мы можем поразмышлять, как Федеральный институт педагогических измерений наживается на реформе образования.

Еще один известный интернет-магазин «Лабиринт» сообщает, что «читатели выбирают сегодня» Светлану Алексеевич с книгой «У войны не женское лицо», фэнтези, любовные романы вроде «Моя босоногая леди» и детские издания.

Портал Book24.ru заявляет, что спросом пользуется творчество блогеров Натальи Красновой («Бывшие. Книга о том, как класть на тех, кто хотел класть на тебя») и Полины Масалыгиной («Великий русский»).

Подводя итог, можно сказать, что обществу сегодня интересно понять, «как принять себя и стать счастливым, разобравшись со своими гормонами и «положив» на «бывших». Добавим, что немалое количество времени люди тратят на прочтение книг, посвященных поднятию самооценки, достижению успеха и построению карьеры. О какой духовности речь, когда надо бежать покорять мир и становиться знаменитым?

 

Вот только проблема не только в предпочтениях современных людей. Иногда человеку необходимо указать верный путь. И сегодня это могли бы сделать СМИ или различные интернет-площадки. Однако упоминаний о «Дивном свете» нигде, кроме православных сайтов или форумов, нет. Почему? Потому что автор – монахиня? Или дело в том, что здесь развенчиваются мифы и клевета в адрес императорской семьи? А может причина кроется в проповеди истинных человеческих ценностей? Как бы там ни было, мое знакомство с трудом монахини Нектарии все же состоялось. И если средства массовой информацией не справились со своей задачей, то ваше внимание на книгу обращу я.

Николай и Александра Романовы. Так сложилось, что мои познания о них ограничиваются лишь несколькими поверхностными и ничего не говорящими фактами: последняя императорская семья, члены которой были расстреляны; являются прототипами персонажей мультфильма студии Дисней «Анастасия». Да, стыдно. На уроках истории, как правило, мы не успевали «разобрать» 20 век, поэтому изучали основные вехи этого периода галопом. К счастью или к сожалению, учитель не навязывал нам определенной точки зрения. У нас не было категорий хорошо/плохо, только цифры, даты, факты. И каким же потрясением для меня стала книга монахини Нектарии. Она представила события не в сухом сжатом изложении, отстраненном от человеческих переживаний и судеб, как это есть в школьных учебниках. Здесь мы сталкиваемся с бурей эмоций тех людей, которые писали историю и совершали великие дела. «Дивный свет» дает нам возможность увидеть изнутри, услышать от первого лица, как жили, о чем думали и волновались последние представители царской династии.

«После восьмидесятилетней клеветы, исходящей из богоборческих – большевистских, коммунистических и демократических – источников, пришло время позволить Императрице самой рассказать о своей собственной земной жизни».

Неслучайно с этих слов Мак Лиз начинает повествование. Разные слухи об императорской семье, и более всего – об Александре Федоровне, появлялись еще в период царствования Николая II. Императрице приписывали роман с Григорием Распутиным, ее считали немецкой шпионкой в годы Первой мировой войны, называли «гессенской мухой». Самое главное, что распространителями этих небылиц зачастую были представители «высшего света». Фрейлина и подруга Александры Федоровны писала в своих мемуарах: «Кроме кутежей общество развлекалось новым и весьма интересным занятием – распусканием всевозможных сплетен про Государыню. Типичный случай мне рассказывала моя сестра. Как-то к ней утром влетела ее belle Soeur г-жа Дерфельден, со словами: «Сегодня мы распускаем слухи на заводах, что Императрица спаивает Государя, и все этому верят». Политика очернения членов семьи Романовых продолжалась и после их расстрела. Подробнее об этом можно прочитать в материале Татьяны Мироновой «Как сотворили образ «царицы-изменницы».

Издание, подготовленное монахиней Нектарией, представляет собой сборник писем, дневников и записей императрицы, которые она вела в юности и в течение всех лет ее брака. Никаких авторских комментариев. Только мысли Александры Федоровны и ее близких. Также Мак Лиз предлагает читателю жизнеописание, составленное на основе достоверных фактов. Оно проливает свет на различные ситуации, о которых идет речь в записях семьи Романовых.

Первые пометки будущая императрица, принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская начала делать в 12 лет. Они никак не отражают внутренний мир Алисы, не раскрывают ее переживаний и не говорят о мировоззрении девушки. Но благодаря этим записям мы можем проследить, как жила и в каких условиях росла девушка. Кстати уже в этот период здоровье принцессы оставляет желать лучшего: «Час посидела с Папой, а потом пошла в постель с РАЗЛАМЫВАЮЩЕЙСЯ ГОЛОВОЙ», «До полудня оставалась в постели с сильной головной болью. Встала на час и снова легла. Чувствую себя совсем плохо» – пишет Алиса. Мучили девочку не только головные боли: в ранние годы она уже страдала лицевой невралгией. Однако будущая императрица стремилась скрыть свое состояние от окружающих. И поскольку ежедневно ей приходилось терпеть невыносимую боль, выражение лица на фотографиях было суровым. Отчего в обществе установилось мнение, что это связано с надменным высокомерием девушки. В дальнейшем ей также будут вменять истерию, шизофрению и делать другие нелепые доводы.

Так, Семен Любош в 1924 году в книге «Последние Романовы» писал: «Александра Федоровна была болезненно застенчива. На людях лицо ее покрывалось нервными пятнами, губы судорожно подергивались. И была она одинока, ни она никого не любила, ни ее никто не любил. Муж – ничтожный и по уму, и по характеру, серенький офицерик, в котором не было ни на один дюйм монарха», «Но дети – рождаются все девочки, одна, другая, третья, четвертая. Нет наследника, нет опоры для трона, нет будущего. И у Алисы развивается истерия и… религиозность». Стоит ли комментировать и говорить, что при большевистской власти очернение императорской семьи было одной из главных задач?

Выше упоминалось, что книга «Дивный свет» не только интересна, но и полезна, в первую очередь, девушкам. Это действительно так. Почему? Во-первых, потому что сама Александра Федоровна является тем примером истинной женщины, на которую следует равняться. Она мудрая, верная, религиозная, честная, справедливая, добрая, милосердная. Во-вторых, автор отобрала и рассортировала письма так, что в них мы находим ответы на самые важные вопросы: религия, брак, семейные отношения, материнство, предназначение женщины.

Отдельного внимания заслуживает история любви Николая II и Александры Федоровны. Наверняка некоторые не знали, что будущий Император добивался расположения принцессы Алисы 5  лет. Более того, все это время они не могли вести личную переписку до своей помолвки. Поэтому Цесаревич обратился за помощью к сестре принцессы как к человеку, с которым он мог говорить о своих чувствах. Не удивлюсь, если кому-то неизвестно, что будущая императрица не отвечала на ухаживания лишь потому, что не могла предать свою веру (лютеранство), предать Господа. Ведь по правилам, чтобы стать женой императора, было необходимо перейти в православие. Сомнения и переживания молодой девушки найдут отклик в душе любого из нас.

Читая переписку, ты забываешь о том, каким великим людям принадлежат письма. Ведь это и неважно, когда перед тобой открывается глубокая взаимная любовь. Я искренне переживала, удивлялась и радовалась вместе с «Аликс» и «Ники». Мне даже было грустно. Грустно от того, что сегодня практически не встретишь такого трепетного отношения к другому человеку. Никакой пошлости, нахальства и эгоизма. Только вера, самопожертвование и благородство. И самое главное, что Александра Федоровна и Николай Александрович пронесли эти светлые и чистые чувства через всю свою жизнь, до самой последней минуты.

В одном из своих писем к супругу императрица писала так: «Наша любовь и наша жизнь – это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности – ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь» (1909 год).

И даже спустя 20 лет брака царская чета обращалась друг к другу ласково: «мой родной, дорогой Ники» и «мое родное, любимое Солнышко, дорогая Жена».

Как и полагается любой женщине Александра Федоровна была опорой своему мужу, поддерживала его и стойко переносила все разлуки:

«Я очень счастлива за тебя, что, наконец, тебе удалось уехать, так как я знаю, как ты глубоко страдал все это время – даже спал беспокойно. Эту тему я преднамеренно не затрагивала, зная и хорошо представляя твои чувства и в то же время понимая, что для тебя лучше уехать и стать во главе армии. <…> Еще труднее, чем обычно, прощаться с тобой, мой ангел… такая пустота после твоего отъезда» (1914 год).

Также из переписки мы узнаем о том, как императрица приняла православную веру, как жила ею не на словах, а на деле – занималась благотворительностью, помогала больным и раненым в госпиталях во времена Первой мировой войны; как воспитывала детей, находила подход к каждому своему ребенку, переживала за семью и своих подданных.

Здесь же мы увидим, что в конце своего пути царская семья не озлобилась, не сбежала из страны (Романовым предлагали уехать в Европу), не прокляла своих обидчиков, а, наоборот, со смирением и покорностью приняла свою судьбу.

В 1918 году императрица писала Анне Вырубовой: «Как я люблю мою страну, со всеми ее недостатками. Она мне все дороже и дороже, и я каждый день благодарю Господа за то, что Он позволил нам остаться здесь, а не послал далеко отсюда…».

В заключении Александра Федоровна также ведет дневник. Записи лаконичны и не отражают тех лишений, которым супруги и их дети были подвержены: «Ящики с вином, которые нам привезли, вылили в реку, таково было желание солдат гарнизона…», «Я сидя принимала ванну, так как горячую воду можно было принести только из кухни», «Твердокаменный комендант настаивал на том, чтобы увидеть нас в 10 часов, но заставил прождать 20 минут – пока завтракал и ел сыр, – нам больше не разрешают получать сливки».

В жизнеописании Мак Лиз раскрывает картину тех дней: «Новые охранники были безжалостны и грубы. Они говорили гадости, отбирали игрушки у царевича, совали палки в спицы велосипеда Николая Александровича, когда он ездил по дорожке парка», «Когда домочадцы работали на грядках, Александра Федоровна сидела рядом со своим рукоделием. Охранники часто обменивались грубыми шутками, чтобы посмотреть на ее реакцию, а то и пускали папиросный дым прямо ей в лицо».

Несмотря на подобное отношение к себе, Александра Федоровна и ее родные оставались дружелюбными и благородными: в канун Рождества Императрица приготовила для своих тюремщиков елку и еду, подарила каждому Евангелие с закладками, которые сама разрисовала. И таких примеров много.

Показательна запись княжны Ольги, сделанная ею еще в Тобольске, где Царская семья находилась в заключении: «Отец просит передать всем, кто остался ему верен, и тем, на кого эти преданные люди могли бы повлиять, чтобы они не мстили за него – он простил всех и молится за всех, но чтобы они помнили, что зло, которое есть сейчас в мире, станет еще более сильным, и что зло можно победить не злом, а любовью».

 

Сегодня все страшнее осознавать, что общество 21 века провозгласило своими главными ценностями карьеру, богатство, власть. Иногда кажется, что в этом мире не осталось места для благородства, доброты, честности: людьми движет гордыня и эгоизм. Но я точно знаю, что есть среди нас те, кто готов еще бороться со злом, отстаивать справедливость, пропагандировать традиционные, свойственные русскому человеку, устои.  

И пусть одним из помощников на этом сложном пути для вас станет «Дивный свет» монахини Нектарии. Ведь на страницах этой книги мы находим вдохновение в семье, являющейся примером бережного отношения друг к другу и проявления истинной христианской любви.

 

===================================

Список использованных источников:

Мак Лиз «Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание» / М.: Русский паломник. – 2017. – 654 с.

Танеева (Вырубова) А.А. Страницы моей жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=1966

Любош С. Последние Романовы [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.litmir.me/br/?b=218042&p=1

 

Комментарии