ПУБЛИЦИСТИКА / Владимир ПОСТНОВ. МУЗЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ. Коммерциализация культуры
Владимир ПОСТНОВ

Владимир ПОСТНОВ. МУЗЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ. Коммерциализация культуры

 

Владимир ПОСТНОВ

МУЗЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ

Коммерциализация культуры

 

Этим жарким летом довелось мне посетить три наших известнейших музея-заповедника: Абрамцево, Павловск и Эрмитаж. В последний раз в Абрамцево и Эрмитаже был много-много лет назад. Потянуло…

В подмосковном Абрамцеве нашу экскурсионную группу встретила еще довольно молодая, бойкая женщина в темно-синем джинсовом костюме и энергично начала свой рассказ об усадьбе, людях, живших и любивших этот некогда гостеприимный дом. История этого намоленного великой русской культурой незабываемого места была мне известна, но никогда не вредно освежить свою память, получить новые знания.

В кабинете Сергея Тимофеевича Аксакова, как и в прошлое посещение, экскурсовод остановила наше внимание на небольшом письменном столе и простом дубовом кресле на колесиках, сидя на котором работал над своими произведениями Сергей Тимофеевич, и на другую реликвию – диван, любимое место отдыха Николая Васильевича Гоголя. И давние воспоминания о посещении музея всплыли вновь, захотелось услышать подробности об их непростой дружбе…

Очнулся, когда наша группа уже ушла в соседний зал. И тема была другая – приобретение имения Саввой Ивановичем Мамонтовым. Скорость подачи материала экскурсоводом для моего восприятия зашкаливала, она была на уровне подачи краткой информации нашими шустрыми теле-корреспондентками в последних известиях. Речь пошла о таланте Саввы Мамонтова объединять вокруг себя замечательных художников, артистов, музыкантов, посещавших Абрамцево и творчески работавших там.

Их созвездие всегда поражает воображение: И.Репин, В.Поленов, В.Васнецов, А.Васнецов, В.Серов, К.Коровин, С.Коровин, В.Суриков, Н.Нестеров, М.Врубель, И.Остроухов… Следует добавить имена Ф.Шаляпина, К.Станиславского, А.Кони. Всех не перечисляю.

Вышли в зал, где представлена копия известнейшей картины Валентина Серова «Девочка с персиками». Как и на картине, в этой комнате стоит большой обеденный стол, у окна видим кресло со спинкой в виде лиры. Об этом шедевре русской живописи Игорь Грабарь писал: «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерение их творцов. И к таким же созданиям надо отнести и этот удивительный портрет. Из этюда «девочки в розовом» или «девочки за столом» он вырос в один из самых замечательных произведений русской живописи, полную глубокого значения картину, отметившую целую полосу русской культуры». Внимательно изучаю пространство комнаты. Снова смотрю на неповторимую картину. Обращаю внимание на подпись под рамкой. Читаю: авторская копия?! Удивительно, оказывается, в Абрамцеве имеется копия самого Серова…

Экскурсия продолжается, информационный поток не прерывается. Гид знакомит с портретами родственников Саввы Ивановича Мамонтова, рассказывает об их дальнейшей судьбе. Время экскурсии пробежало довольно быстро. И вот мы уже с сожалением покидаем этот удивительный дом.

Экскурсовод интересуется имеющимися вопросами. Молчание… Выдерживаю паузу и спрашиваю:

– Обратил внимание на надпись под картиной Серова «Девочка с персиками». Она обозначена как авторская копия.

Экскурсовод сначала кивает головой, потом, немного задумавшись, говорит: «Нет, это не авторская копия» и называет фамилию неизвестного мне художника. Извиняясь, задаю второй вопрос.

– Обратил внимание на рояли, стоящие в доме, четыре или пять инструментов.

– Не может быть. В доме всего два рояля, – самоуверенно отвечает наша путеводительница.

– Больше двух, – не сдаюсь я, тем самым снижая названную мной цифру, и автоматически верчу в руках свой маленький фотоаппарат в голубом футляре.

– Спорим на ваш фотоаппарат, – энергично говорит гид.

– Спорим, – отвечаю я с некоторым удивлением и смущением.

Однако разговор обрывается, и наша путеводительница уже ведет нас по территории усадьбы. Идем по парковым дорожкам, мимо небольшой церкви Спаса Нерукотворного, построенной по проекту В.Васнецова. Сегодня она закрыта для посетителей. Наша группа идет дальше. Останавливаюсь, не могу пройти мимо могилы, где похоронена вечно живая «девочка с персиками», Вера Саввишна Самарина, дочь Саввы Мамонтова.

Догоняю нашу группу. Экскурсовод предлагает понюхать иголки пихты, растущей недалеко от аксаковского дома. Они издают приятный терпкий запах. Начинаем прощаться. Смотрю на экскурсовода, она, как бы отвечая на мой взгляд, говорит: «Ах да, относительно роялей. Конечно в доме два рояля, но, правда, есть еще один – советского производства». Спорить не стал, поскольку она не права, утверждая о двух роялях. Неприятно было лишь то, что, если советский, то можно не считать, или это уже не рояль?

Уезжал из Абрамцева на автобусе, как и приехал. Смотря в окно на приветливо мелькавшую листву деревьев, почувствовал в себе не совсем внятное чувство разочарования, совсем не похожее на прошлые посещения. Помнится, тогда сердце переполнялось гордостью за наших гениальных художников, любивших все русское, национальное, переживавших за будущее России и ее место в мировой культуре…

«Думы мои думушки, боль в висках и темени…» через две недели я уже подъезжал к Павловску. Вот и вход в парк. Не один раз я бывал в этом великолепном музее-заповеднике, и всегда чувство благородного удивления вдохновляет меня, когда созерцаю этот дивный ландшафт, над созданием которого в свое время трудились Камерон, Воронихин, Кваренги, Росси… С наслаждением смотрю на живописные виды, открывающиеся как в сказочном сне: березовые перелески, лесные дорожки, аллеи, мосты и мостики, павильоны, скульптуры.

Нежным лебединым адажио открывается Круглое озеро, чаруют запруды и пруды, впадающие в реку Славянка. На водной глади тесно прижатые друг к другу изумрудные блюдца держат золотистые кувшинки. Их так много, что глаз воспринимает этот разлив цветов как сказочный ковер. Подхожу к воде ближе. Среди кувшинок плавают утки и селезни, они одобрительно поглядывают на маленьких утят, непрерывно ныряющих и тут же выныривающих. Посетители парка с улыбками снимают на кино- и фотоаппараты эти радостные мгновения жизни.

По липовой аллее приближаюсь к шедевру мирового зодчества – Павловскому дворцу, великолепие которого уже на расстоянии звучит музыкой торжественной увертюры. Перед дворцом широкая площадь, по ее периметру стоят разноцветные палатки, идет бойкая торговля сувенирами. Неожиданная удача: в кассе можно купить билет и почти сразу попасть на экскурсию. Надеваю бахилы и с группой вхожу в первый зал.

Экскурсовод – женщина средних лет, интеллигентно-сдержанно и интересно ведет рассказ о царственных обитателях дворца… Всегда останавливаюсь около стендов с фотографиями дворца, разрушенного фашистами во время Великой Отечественной войны. Трудно представить, какую колоссальную работу совершили наши реставраторы, подняв из руин Павловское великолепие.

Переходим из зала в зал, бывшие кабинеты, гостиные, спальные комнаты. Останавливаюсь около экспонатов, где представлены дневники еще совсем мальчика Павла, будущего царя. Каллиграфическим почерком записаны учебные и прочие дела за день. Экскурсовод подчеркивает большую загруженность царевича еще в ребяческом возрасте. Оказывается надо много трудиться, чтобы занять царский престол.

Вдруг наша группа внутренне вздрагивает от громкого крика:

– Давайте проходите скорее, вы задерживаете следующую группу.

Я не понял, чей это крик, но он прервал внимание к рассказу нашего гида. Идем дальше. Однако прошло всего несколько минут и нас обгоняет разгневанная женщина, по всей вероятности, распорядительница, и громко на пределе своих голосовых связок изъясняет:

– Ну, сколько можно говорить! Быстрее, быстрее, вы здесь не одни!

На минутку мы вместе с экскурсоводом замираем на месте, где стоим. Крайне неловкое короткое замешательство, которое явно диссонирует с окружающей нас античной экспозицией.

Смотрю на находящиеся совсем рядом предметы античного искусства и как бы слышу: « Из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются» – Пифагор.

Заканчивается наша экскурсия. Группа идет снимать бахилы, подхожу к нашему гиду, благодарю за интересную экскурсию и спрашиваю:

– Помнится, если не ошибаюсь, я был здесь в 2003 году. И при входе во дворец и по выходе из него прекрасные девушка и юноша играли на старинных духовых инструментах и в одеждах той поры. Запомнилось, когда я входил во дворец, они исполняли известную мелодию Боккерини «Менуэт». Женщина-экскурсовод, немного нахмурившись, кратко ответила: «Пришло новое начальство…». И, поблагодарив меня на добром слове, ушла.

После посещения Павловского музея через пару дней удалось попасть в залы Эрмитажа. Приобрести билеты на этот раз оказалось сложнее. Пришлось постоять в очереди около часа. Осчастливленный возможностью купить билет, вхожу в здание этого уникального музея. Более получаса жду, когда нашей группе назначат экскурсовода и мы пойдем по историческим залам Эрмитажа. Наконец появилась миловидная девица-гид и начала свой рассказ с истории Эрмитажа, когда и кем был задуман, как расширялся, пополнялся новыми картинами и экспонатами.

– Свою новую жизнь музей начал после Октябрьского переворота, – говорит она.

– После Великой Октябрьской революции, – не выдерживаю и поправляю ее.

– Да, – говорит она, слегка улыбаясь. – Но правильнее говорить, после переворота.

Такая самоуверенная напористость девицы неприятно задевает меня и мне становится понятной вся ангажированность ее дальнейшего рассказа.

Мы переходим из зала в зал, чуть ли не толкаясь с экскурсионными группами, идущими нам навстречу. Посетителей музея так много, что в залах приходится прислушиваться к голосу гида. Как и в Павловском дворце, около экспонатов и картин молодежь, и не только она, фотографируется. Девицы задирают ножки, как принято на фотографиях, рекламирующих женскую одежду. Некоторые болтают по телефону, царит вокзальная суета. Вот иностранка с айфоном в руках продолжает объясняться с кем-то около шедевра Рафаэля, не обращая внимания, что наша группа подошла к этой знаменитой картине и экскурсовод начал рассказ.

Чувствую, что теряю музейную ауру, и отхожу от группы. Мне сегодня некомфортно здесь. В таких случаях просыпается как бы ретроспективное зрение. Около сорока лет тому назад я тоже шел по залам Эрмитажа. Мой старший товарищ по работе Борисов П.В., зная, что буду в деловой командировке в Ленинграде, попросил меня встретиться с Борисом Борисовичем Пиотровским и передать ему привет и какой-то скромный подарок.

Вот тогда я шел спокойно, без всякой толчеи, завороженный непревзойденными работами гениальных художников прошлых веков, искусных мастеров своего дела. Экскурсионные группы не мешали друг другу, завораживала аура восприятия прекрасного. Еще бы немного и я опоздал к назначенному часу.

Борис Борисович встретил меня доброжелательно, усадил в кресло. Я выразил восхищение музеем, великолепной обстановкой залов. Передал привет и скромный презент с пожеланиями здоровья и успехов от Петра Васильевича.

Тогда много писалось и говорилось об открытии золотой кладовой Эрмитажа. Поэтому я задал несколько вопросов по этой теме. Пиотровский рассказал мне о золоте скифов, украшавших золотую кладовую. В то время детям до 13-14 лет посещать золотую кладовую не разрешалось. Тем не менее, я спросил:

– Борис Борисович, в отпуск собираюсь приехать в Ленинград с десятилетним сыном. Нельзя ли ему посмотреть золотые изделия скифов?

– Владимир Александрович, давайте не будем нарушать установленное правило, – ответил директор Эрмитажа.

Мы еще о чем-то поговорили и тепло распрощались.

Из далекого прошлого вернулся в суету нынешних эрмитажных залов. И почему-то мне вспомнилось мудрое изречение Монтеня: «Прекрасное, когда оно не к месту, перестает быть прекрасным». Конечно, все пространственное богатство Эрмитажа не перестает быть прекрасным. В данном случае имею в виду условия постижения увиденного, восприятия прекрасного. Мне было дискомфортно воспринимать великое искусство в шумящей людской массе, напрягать слух, внимая словам экскурсовода, ловить настроение, переданное великими шедеврами гениальных мастеров живописи.

Известно, что восприятие культуры художественного мира – важный фактор воспитания прекрасного в человеке. И, естественно, способы его взаимоотношения со зрителями должны быть адекватными. На мой взгляд, наметившаяся коммерциализация музейного пространства не служит укреплению его благородной роли.

Я вышел из музейной толчеи на Дворцовую площадь с чувством определенной досады и усталости. И с облегчением вдохнул в себя свежесть влажного прибалтийского ветра.

 

Комментарии

Комментарий #15800 12.01.2019 в 00:21

Приятно было читать комментарий #15797. Спасибо за информацию. В Москве тоже есть много замечательных музеев - своеобразных культурных центров. И концерты проводят, даже бесплатные, и лекции и детские кружки есть. Много экскурсий по городу, есть и бесплатные, и недорогие. При желании интерес к культуре вполне можно реализовать. Было бы желание.

Комментарий #15797 11.01.2019 в 23:36

Знаете, есть золотое дно, как Эрмитаж или ГРМ, и многие сотрудники там живут очень неплохо... Эрмитаж переполнен китайскими туристами...
Но в том же Петербурге есть прекрасные скромные музеи: музей-квартира Римского-Корсакова, где часто проводятся концерты (билеты стоят 100 (СТО) рублей), музей-квартира Елизаровых, музей-квартира Куинджи, музей Державина, музей музыки в Шереметевском дворце, -людей там немного, это не престижные места. Появился замечательный Музей янтаря - частный, авторский, открылся в 2018 - почти весь полный уникальных работ Александра Крылова (реставратора Янтарной комнаты), прекрасный экскурсовод, всем можно порекомендовать. В шестимиллионном городе охотников посмотреть экспозиции немного. Гости города заходят редко.
Совсем не обязательно упираться в вотчину пиотровских, которые вряд ли всегда соблюдали правила.

Комментарий #15750 08.01.2019 в 15:32

СОЛИДАРНОСТЬ - НА КОММЕНТАРИЙ #15749
Блестящий тонкий юмор!
Но стопроцентная гарантия - не поймёт.
Не тем ум занят...
Владимиру Постнову - благодарность! Интеллигентную, болезненную тему поднял.

Комментарий #15749 08.01.2019 в 15:09

Все-таки придется подумать над тем, что такое критика. Вот и комментатор признался, например, спросил: "почему это я должен унимать свой зуд"?

Комментарий #15748 08.01.2019 в 14:54

Музейные работники очень востребованы, и если Вы считаете это вульгарной подработкой, то поздравляю Вас. Разве школьный или вузовский преподаватель сейчас не дает частные уроки? А врач не имеет право консультировать в частном порядке? Разве это бесполезно? Я сам недавно был у врача на кафедре медицинского университета. Доктор наук, такса - 5 тысяч ₽, разобрался в моем диагнозе и анализах, помог. Внучка ходит на английский к педагогу домой - 800 р урок. А уж музейному специалисту сделать аттрибуцию картин по заказу провинциального музея; иногда олигарх или банк покупает картину, Вы думаете, что они просто так деньги выкладывают, свои миллионы? Идут в музей, там платная экспертиза. Или на Сотбиз поработать - это ж счастье для музейного специалиста, не вульгарная "подработка". Именно это главное в его работе, а не ведение экскурсий для немпециалистов. Приятель недавно приценивался к скрипке современного мастера, ходил в музей имени Глинки, там ему порекомендовали специалиста и не одного. И дома настраивает ему пианино для детей настройщик из Большого театра, тоже частным порядком. Пенсионерки-смотрительницы не на двух работах: у них пенсия плюс зарплата (небольшая, но они держатся за место). Также и в театрах есть пожилые капельдинеры. Поэтому Вы ошибаетесь, я не оправдываю ничтожные зарплаты, я знаю, как на самом деле обстоят дела у многих, кто сетует на нищенские зарплаты. Умный человек не бегает на вторые работы, как Ваши друзья (видимо, о них Вы сказали "ишачить"; от работы надо получать удовольствие), он спокойно и трезво распределит свое время так, что на все его хватит, в том числе и на заботу о семье и детях, чтобы жили в достатке, и о своих родителях тоже. Это реалии современного экономического устройства. Вы же сами прежде предлагали отречься от советских порядков и принять современный. Это Вы написали, что необходимо приспособление к новым экономическим условиям. Перечитайте свои прежние рекомендации о том, какое сейчас экономичесаое устройство и как оно справедливо. Кстати и о справедливом книгоиздании. Справедливо ли Ваше поведение? Раньше автор приносил свою рукопись в государственное издательство (сейчас Вы несете ее в частное). Там ее отправляли трем рецензентам, весьма серьезным и признанным (сейчас этого нет). Не факт, что Ваша теперешняя книга получила бы положительные отзывы и Вам бы ее не вернули обратно. Допустим, рецензии положительные. Тогда редактор отдела поэзии данного издательства писал свое редакционное заключение ("редзак") на Вашу рукопись, это тоже был серьезный товарищ и не факт, что его редзак был бы в Вашу пользу. Могла бы цензура не пропустить. А то и рассыпали набор. Зато были другие издательства, куда Вы могли отдать свою рукопись на аналогичную процедуру. Могли разнести стихи в журналы, газеты и опубликовать за гонорар. Можно было взять переводы в республиканских издательствах и тд. Можно было издаваться и в республиках. Если автора признавали талантливым, то книга выходила и часть дохода от нее шла в Литфонд, который, прямо скажем, богател не за счет мелких тиражей начинающих поэтов, а за счет именитых писателей, прозаиков, а в основном - от изданий многотомной классики. Поэтому содержались детский сад, поликлиника, пионерский лагерь, были и дешевые государственные дачи для писателей, стипендии, оплачивали больничные, бесплатные путевки были в дома творчества и половина суммы членам семьи. Я не стал бы глубоко задумываться о справедливости. Ее не бывает. Разве справедливо по большому счету и то, что Вы, например, имеете возможность издать книгу за свои средства, а другой автор не имеет такой возможности, а он, может быть, больше достоин быть напечатанным и признанным, чем Вы? И не это ли преимущество дает Вам право называть чужие стихи "стишатами" и на многочисленных ветках Сети поучать других? По-моему это тоже несправедливо. Политика Министерства культуры, которое Вы предлагаете обвинять вкупе с Путиным и Медведевым, есть тоже порождение современной экономического системы, по Вашему описанию, правильной. Громить я никого не собираюсь и в этом полностью солидарен с автором, который - на мой взгляд - совершенно прав, потому что не понимаю пока, кого эти "громилы" предлагают поставить вместо Путина и Медведева конкретно, да и идти на митинги и в революции для того, чтобы вытащить на своей спине и ценой своей крови неизвестно кого, тоже не стану и другим не советую. С моей точки зрения автор совершенно прав, указывая на недопустимость описанного им хамства со стороны музейной работницы. Мне так же, как и ему, не нравится неоправданная переполненость музеев и варварство по отношению к содержащимся в переполненных залах произведений искусства.

Комментарий #15747 08.01.2019 в 14:07

А почему это я должен унимать свой зуд? Потому что вам не нравится? Я писал и буду писать то, что думаю, а не то, что вам хочется. И почему моя критика воспринимается вами как поучения? Я никого ничему не учу, а просто высказываю своё мнение. Почитайте мои рецензии. Многих я хвалю. О некоторых вообще отзываюсь восторженно. Восторги можно оставить? Конечно, когда критика не нравится, очень легко обозвать её "критиканством" и облегчённо расслабиться. Таки я не понял - "критиканствовать" нельзя только мне или никому нельзя? А вдруг вам опять не понравится? Неужто не надоели эти бесконечные восхваления друг друга? И почему вы присвоили себе право затыкать рот? На это есть редакция. Она остановит, если надо будет. А вы поубавьте злобу. Критика была, есть и будет независимо от вашего желания. Лучше зайдите и покритикуйте меня. Выпустите пар. :)

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15746 08.01.2019 в 13:20

Шостак, уймите, пожалуйста, свой зуд критикантства.
Это становится похожим на диагноз: вы пытаетесь учить почти всех авторов КАК и О ЧЁМ писать.
Вы ещё не сообразили, что здесь полно умных и талантливых, которые вряд ли нуждаются в вашем нудном поучительстве.
И не всегда умном, поверьте.
Вы ведь, как глухарь токующий, слышите только себя. Вам, видимо, не дано слышать других, хотя вы усиленно пытаетесь этому научиться.
Но не здесь тренируйтесь, пожалуйста. Полно сайтов, подходящих вам по росту. Да вы их и сами знаете. Там будут рады своему человечку.

Комментарий #15745 08.01.2019 в 11:49

Шостаку. Так и музейные работники требуются и не дешевые. Посмотрите тоже.

Комментарий #15744 08.01.2019 в 11:19

Что это мы спорим насчёт дворников? Вакансии есть. Не поленитесь набрать в поисковике дворник - вакансии в Москве. И увидите их не одну и не две, а много больше. Есть и по 75 тысяч. Я сам проверял. Ссылки давать не буду. Сами смотрите.
Билеты по сто рублей в Большой театр? Не смешите меня.
Так Вы предлагаете музейным работникам подрабатывать на нескольких работах? Ну, тогда пусть и артисты подрабатывают. Ведут кружки в домах культуры. А ничего, что многие из смотрителей - пенсионерки и на две работы уже не способны. Или Вы предлагаете им умереть на работе? Или Вы считаете как наши чиновники: пенсия (мизерная) плюс зарплата (маленькая) - богач! И вообще, мне Ваши рассуждения страшно напоминают их утверждения, что и на 3 тыс. прожить можно, если питаться "макарошками". И не индексирующих вообще пенсии работающих пенсионеров. Россия - уникальная страна, где работающий человек может быть нищим. Об этом денно и нощно заботятся наше правительство и депутаты. А также вообще все чиновники. Не хочется относить Вас к таким. Но ведь Вы оправдываете ничтожные зарплаты и просто предлагаете людям ишачить на нескольких работах. Это вместо того, чтобы дать работающему нормальный заработок на одном месте работы, чтобы в остальное время он мог ходить, например, в Большой театр или по музеям. Нет, милый! Вкалывай! Беги на другую работу! Отдохнёшь на пенсии. Если доживёшь, конечно. А то и на том свете. Людоедские это условия (это не к Вам).
Что же касается книгоиздания, то несправедливое соотношение доходов литераторов и издателей, живущих за счёт этих самых литераторов, сложилось давным-давно, ещё в советское время. Но тогда в издании щедро участвовало государство. Поэтому и литераторам доставалось на хлеб с маслом, а также прочие деликатесы. Вспомните "Мастера и Маргариту". Существовал богатый Литфонд. Странное положение, когда львиную долю дохода от издания почему-то забирают именно издатели, хотя печатают автора и денежки получают именно за его творения. Собственно говоря, в наше время современная литература никого из издателей и не волнует. Ну, кроме всяких детективов и прочих шедевров. Он не станет Вас печатать вообще. Я свои книжки издаю за свой счёт. И издал уже 9 сборников. Тираж маленький, но мне больше и не нужно, поскольку куда его девать? Обходится он мне порядка 10-12 тыс. Авторский оригинал-макет делаю полностью сам. Вот Вам и приспосабливание к современным условиям. Но я не плАчу. И никому не советую. Сейчас электронные средства коммуникации позволяют публиковаться на сайтах с достаточно большим количеством читателей. А изданные книжки я просто дарю друзьям.
На этом мне хотелось бы закончить дискуссию, поскольку она бесплодна. В заключение хочу лишь сказать, что если автор хотел обличить "коммерциализацию" культуры, то отталкиваться надо было не от разовых посещений музеев, потому что мало ли что могло быть в этот день. И вообще не от музеев. А от министерства культуры и всего правительства, поставивших учреждения культуры в такие неблагоприятные условия, что им трудно стало выполнять своё предназначение. Насколько я знаю, в нормальных странах музеи сидят на щедрых дотациях государства. И громить надо было не крикливую тётку из музея, а Путина, Медведева и всю их компанию. Но на это рука автора не поднялась. Конечно, критиковать беззащитных музейщиков проще и безопаснее.

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15743 08.01.2019 в 11:03

Поддерживаю # 15741 и ждут-не дождусь многотиражных шедевров Г-на Шостака на финской бумаге, в твердой обложке с суперобложкой и золотым обрезом. С иллюстрациями художника Шемякина...

Комментарий #15741 08.01.2019 в 04:35

В Москве сейчас вакансий дворников в управляющих компаниях нет. Если для дворника обозначена высокая зарплата, значит, приглашение на работу исходит от частного предприятия или из банка и тп. Ну что же, и в Газпромe уборщицы должны иметь модельную внешность, возраст до 30 лет, а по дресскоду их одежда должна стоить не менее 15 тысяч и каждый день не повторяться; зарплата ее - от 120 тысяч. В Большой театре хожу, есть билеты и не по 10-15 тысяч, цена зависит от зоны и яруса, а балет и вовсе лучше смотреть сидя повыше, есть даже и по 100-500 р билеты на неудобные места. Надо просто знать зал хорошо и тогда вполне можно сильно сэкономить. Музей - не театр. Там сотрудники - специалисты, искусствоведы и имеют возможность дополнительного заработка - многие читают лекции в вузах, делают экспертизу для вывоза картин, пишут и публикуют научные работы, консультируют по вопросам реставрации и консервации произведений искусства, консультируют на таможне и тем самым отличаются от милых Вашему сердцу дворников. Мне очень по душе понимание и одобрение Вами условий современного рынка в сфере искусства, но не всегда в таком случае понятны сетования поэтов и прозаиков на дороговизну изданий книг. Не должны ли они входить в положение книгоиздателей и поощрять их? Почему театр может продавать дорогие билеты, а вы ноете, что книгу дорого издать? Ведь это общая тенденция. Почему у вас тираж 500 экземпляров, а не 5-10 тысяч ценнейшей поэзии? Вот и говорите об общей тенденции. Какие наглецы эти издатели, это ведь не коммерциализация, а Ваше личное приспособление к новым экономическим условиям в стране... Как Вы себе представляете издание Ваших книжек по советским правилам? Зачем требовать от государства финансирования толстых журналов? Пусть приспосабливаются к несоветским меркам! Как так требовать благотворительности? Вот наглецы! Нельзя работать по-старому: это гибель. Обвинять книгоиздателей легко, а вот понять труднее. Хотите, чтобы они работали по-старому? Вся страна живёт по-другому. Жду от Вас издания Вашего личного сборника за счёт автора тиражом экземпляров тысяч двадцать по условиям несоветским. Спонсоры ждут-не дождутся возможности Вам помочь.

Комментарий #15740 08.01.2019 в 00:40

А Вы попробуйте сходить, допустим, в Большой театр. Как Вам билетики по 10-15 тыс.? Или в цирк. Или на концерт какой-нибудь звезды? Тоже оторопь берёт. Почему же музеи должны отставать? Это общая тенденция. Вот и говорить надо об общей тенденции. И это не коммерциализация, а необходимость, приспособление к новым экономическим условиям в стране. Сейчас даже в кинотеатр билетики стоят сотни, а то и тысячи рублей. Как Вы себе представляете работу музеев в современных условиях по советским правилам? Да никак. Вся страна живёт по-другому. И требовать от музеев бескорыстной благотворительности невозможно. За чей счёт это будет? Спонсоров? Где их взять? Поймите Вы, что по-старому работать ни музеи, ни другие учреждения культуры уже категорически не могут. Это не жадность. Просто иначе - гибель. Чтобы работать по-старому, нужны серьёзные дотации от государства именно на эти цели. Музеи итак делают бесплатные дни, льготные билеты и так далее. Чего же ещё? Обвинять всегда легко. А вот понять труднее.
А насчёт преступления - думаю, в музеях знают все инструкции и нагло нарушать их не будут. Пускают столько, сколько можно. Речь идёт о национальном достоянии и заниматься вандализмом сами музеи не станут. Это уголовка. За это сесть можно.
Что же касается зарплат дворников, то поглядите вакансии в Москве. Там приглашаются дворники с зарплатами даже от 45 тыс. руб. Есть, конечно, и меньше. Но дело не в дворниках. Дело в том, что 28 тыс. руб. - это очень маленькая зарплата для Москвы. Но ведь получают именно столько. Даже при таких больших ценах на билеты и экскурсии. А Вы хотите, чтобы работали по-старому. Сколько же тогда они будут получать? По 5 тыс.? Вот ведь наглецы какие - не хотят по 5 тыс. получать!

Владимир ШОСТАК

Комментарий #15739 07.01.2019 в 23:11

То, что в залах много народу, это преступление. Если в музее висят картины и хранятся уникальные вещи, то дааным-давно расчитано, сколько посетителей - с учетом площади самих картин и площади залов - должен в день "пропускать" музей для соответствия климат-контролю, то есть температурным нормам, нормам влажности, освещенности и тд и тп. Для этого есть наука - музееведение, различные методические центры, аппаратура и многое другое. Есть специалисты и кафедры музееведения в РГГУ и в Академии культуры в Химках. Музей запускает посетителей в неимоверных количествах, чтобы получить побольше прибыли от продажи билетов и обслуживания экскурсий. Билеты дорогие, всем недоступны. Чтобы посетить музей всей семьей, понадобится заплатить не одну тысячу только за вход. Выходной день, может быть, и был, а, может быть, и не был... То, что Вы называете "нежностями" - невежество и незнание основ музейного дела. Раньше существовал целый институт музееведения и охраны памятников. А Ваши "нежности", "мешали автору?", "ай-яй-яй" - не аргументы, а паясничание. Смотрители обычно в музеях - пожилые дамы, пенсионерки, так что Вашим дворникам до их доходов далеко. У нас дворник получал 8 тысяч, и то их давно уволили всех. 28 тысяч получает тот дворник, который работает при банке или частном музее, там и у других сотрудников зарплаты совсем другие. В провинциальных музеях - да! - там сотрудники получают меньше, но там и посещаемость не такая, как в тех музеях, которые описал автор. Журналы смотрел и очень основательно и не за один год. Сопоставлял число хвалебных записей и знаю пропорцию относительно числа посетителей. Она более чем скромная. Самые горячие благодарности читал только там, где экспонировались привозные коллекции или авторские из собраний разных музеев, куда очереди стояли чуть ли не целый день. Не думаю, что с Вашей стороны разумно фантазировать, что именно делал бы я на чьем-нибудь месте. И не каждый - знаю по опыту - делает так, как выгодно одному ему, о чем Вы так смело утверждаете. Спасибо за совет не выдавать субъективное за объективное, который я взаимно адресую Вам. Не выдавайте и Вы свое субъективное за объективное, если не знаете досконально ситуацию в музейном деле столицы.

Комментарий #15732 07.01.2019 в 18:09

А мне показалось, что автор публикации прав: если экскурсовод ведет экскурсию и взялся работать в музее, то на посетителей должен меньше всего влиять тот факт, сколько получают экскурсовод. Все равно должен вкладываться и показать свой профессионализм. (Так артист балета, тоже не на самой высокой зарплате, не имеет права недокручивать обороты или не дотягивать стопы в прыжке из-за того, что ему не хватает зарплаты. Зритель должен получать услугу самого высокого качества, грубо говоря. А врач? А учитель? Тоже должны "недорабатывать"?) Это дело совести специалиста. И ведь был же в рассказе автора пример немолодой женщины-экскурсовода, которая вела экскурсию "сдержанно и интересно", и ее перебил крик другой ведущей. Разве эта интеллигентная женщина бОльшую получает зарплату, чем крикунья? Мое мнение - пришел работать куда-то - делай свое дело изо всех сил и как следует. Недопустимо, чтобы посетитель знал больше экскурсовода. Тем более, что автор ведет речь не о провинциальных запущенных музеях, а о крупнейших оплотах нашей культуры. И музеи ставят недопустимые условия. Например, если Вы пришли в Третьяковку с товарищем или даже с детьми и рассказываете им о картинах, то Вас тут же "окорачивают": нельзя, закажите экскурсию тысяч за пять, индивидуальную. В Третьяковке об этом был специальный приказ администрации, и были возражения со стороны посетителей вплоть до писем профессоров, которые пришли в галерею со своими студентами показать им живопись, а их заставили заказать экскурсию. Это произвол, и никакими зарплатами это оправдать нельзя. Напоследок: в крупных музеях Москвы зарплата сотрудников - не маленькая. Тем более - не нищенская. Экскурсоводы в Москве и Петербурге востребованы, их не хватает. Вот перечень зарплат сотрудников Музея изобразительных искусств: музейный смотритель - от 28 тысяч ₽, специалист по выдаче аудиогидов по музею - 80 тысяч, заместители гендиректора музея - 60 тысяч, директор музея Марина Лошак отчиталась за 2.9 млн ₽ за год, главный редактор издательского отдела - 50 тысяч + ежеквартальные премии; директор музея Кижи Елена Богданова получает 330 ₽/месяц, средняя зарплата сотрудников этого музея - 43,8 тысяч ₽. В то же время в некоторых регионах зарплаты снижают, но это музеи регионального, не федерального подчинения, о каких пишет автор публикации. Так что в музеях, о которых пишет автор материала, ситуация не самая нищенская.

Комментарий #15725 06.01.2019 в 23:08

На мой взгляд - неубедительно. Субъективные ощущения автора - ещё не доказательство для такого категорического вывода. Хотя я и не сомневаюсь, что определённые подвижки в этой области, конечно, есть. А что ещё остаётся делать музейным работникам при таких-то зарплатах? В нынешних условиях, когда музеи в основном предоставлены сами себе, просто не существует другого выхода. Иначе автор рисковал вообще не попасть ни в один из трёх великолепных музеев по причине их закрытия из-за нехватки средств. А экскурсоводы, смотрительницы залов, обслуживающий персонал - тоже люди и тоже хотят получать нормальную, а не нищенскую зарплату. И так называемая "коммерциализация" - не вина их, а беда. А виновники известны. Не хочется повторять то, что и так понятно. Конечно, кричать во весь голос в зале музея непозволительно. Но это может быть просто отдельным случаем плохой воспитанности, не более того. Во всех остальных случаях с автором, по его описанию, разговаривали вполне дружелюбно и компетентно. Ибо сколько там на самом деле роялей - осталось неизвестным, а выражение "Октябрьский переворот" - вполне в духе времени и ни о чём не говорит. Не думаю, что это инициатива экскурсовода. Может, им инструкцию такую спустили. Может, музейные работники героически бьются за выживание своих музеев. Поэтому ругать их не за что. Им можно только сочувствовать. Как и всем нам, посетителям музеев.

Владимир ШОСТАК