Виктор ПЕТРОВ
КРИЧАЩИЙ СВЕТ
ЧЁРНЫЕ ИЗБЫ
Между чёрных порушенных изб
Что за птица летает и плачет?
Вверх метнётся и падает вниз,
И заросшей тропы не означит.
Знак летучий, как мета креста –
И стою, и немею у горя,
И рябиновой раной Христа
Кровенеет Голгофа угора.
Птица-крест – не судьба ли моя,
Что за мною повсюду летела?
И на свет выползает змея,
И не чувствую более тела.
Я вернуться бы мог, да не смог –
Ни людей, ни подковы на счастье;
А змея обвивает порог,
И толкается кровь на запястье.
И всё то, что со мной – не теперь,
Но случилось уже и случится...
И не ветром откинута дверь,
И рябина ли кровью сочится.
Сгнил порог – не взойти на него,
Развалились трухлявые плахи.
Сгинь, змея не от мира сего!
Упокоился мир сей во прахе.
Некто ходит по свету, и здесь
Процветут заполошные дали,
Чтоб распятого заново днесь,
Покаянно крестясь, увидали.
ЗАТМЕНИЕ
Затмение солнц на моём каменном лице,
Когда не желаешь видеть...
Качается в петле разлад, плющится в свинце,
Но это кому как выйдет.
И что же отныне: кричать криком ли во тьме,
Идти ли к тебе наощупь?
Содержится в клетке грудной сердце, как в тюрьме,
Не веря гоньбе... А проще
Безумцу рвануть наобум чёрное авто
И махом – с моста, с обрыва!..
Никто не виновен. Догадаешься ты: «Кто…».
Ещё угадает ива,
Чей стан истомил и бессонницами извёл,
У чьих ты колен расстался,
Взмывая туда, где крылья складывал орёл...
И падал – не разбивался!
Недаром сверх меры заплачено за простор,
Никак неподвластный взору,
Когда не проигрывает безнадёга спор,
А вырвется вдруг к простору.
Во царстве на трассе, разматывая км,
Навроде – Иоанн Грозный,
Хотя сидеть вне храма на приставной скамье –
Из-за такой! – с такой розно.
И вновь на лице проступает кричащий свет,
Меня обращая в слово.
Без разницы: узнаешь об этом или нет –
Но свет затмеваешь снова.
СОЛОВЬИ
Мы с тобой оба два соловьи сумасшедшие.
Я тебя не предам, не продам по рублю –
До последнего буду хрипеть, что люблю,
Если даже разлуки силок сдавит шею мне.
А во мраке почудятся выступы здания,
Где неясные тени колеблет сквозняк,
Где пускают по кругу и пьют депресняк...
Только б свидеться нам и сказать: «До свидания!».
Ты болела – крестила решётка ажурная –
Ты сходила с ума и едва не сошла,
Ты искала, сыскать не сумела тепла...
У палаты не вьюга ли в белом дежурила?
Или кто-то другой, что не ведает промаха,
Если в обморок вешний упали ветра,
И почти не колышется лодка с утра,
И уже задохнулась цветеньем черёмуха.
Селигерское низкое небо увидеть бы,
На смартфоне молчанье твоё перечесть...
Как мне сладко испытывать женскую месть;
Если стоит на свете кому и завидовать,
Так пустое – кривиться нет смысла усмешкою
И завидовать боле не станется сил,
И прощенья прошу, как ещё не просил,
И решиться бы мог, да постыдно всё мешкаю...
Разве можем не петь – соловьи несусветные?
Любим так, что уже ненавидим теперь!
Лишь бы поезд упрямо отыскивал Тверь,
Лишь бы губы твои размыкались ответно мне...
Ну а Волга, совсем на себя не похожая,
Истекает речушкой, меня захватив,
И звучат неумолчно для нас, как мотив,
Плёса гладь и церквушка белёно пригожая.
УЗЕЛ ДВА СЕРДЦА
О, паруса – век золотой!
И ветры ловит клипер чайный.
И на форштевне лик святой
Благословляет нас – отчаянных,
Когда бросает гон крови
К невообразимой страсти
И горизонт бортами рви,
Заглатывая мили странствий.
Два сердца – узел свит морской
Не для паромной переправы,
А чтобы захлестнуть тоской,
Когда на пару мы не правы...
Пиратский фарт, да он со мной
И именем твоим означен –
Монеткой скрылся под волной
К возврату счастья ли?.. Иначе,
Зачем в портовых кабаках
Тяжёлым взглядом упираться
В другой тяжёлый взгляд, чтоб страх
Тебя терять бросал бы драться
Невесть с каким-то моряком,
А может, и с конкистадором?
Пускай тебе едва знаком,
Но жизнь не кажется мне вздором.
И ты качаешься, пьяна
От дерзких слов моих... Любовью
Исполнена... Полным-полна
Гремучей и горячей кровью.
Мне чайки предрекли беду,
Но парус не убрал с бушприта.
И без ножа на нож иду,
А ты танцуешь, Карменсита.
СТРАТЕГИЯ
Я – бог войны, я – стратегического назначенья бог:
Я запечатал шагом строевым бетонную дорогу
В краю бандеровских лесов, и не осталось там дорог –
Одни болота и колючки ржа… А впрочем, слава богу!
Площадка стартовая, запасной район – храню секрет.
Секретная площадка, боевой расчёт – солдатский опыт.
Закидывая голову, крещусь на купола ракет.
И если даст комбат команду: «Ключ – на старт!» – гори, Европа!
РЕШЁТКА
Острые звёзды Кремля
Ранили русского зверя,
И задрожала земля,
Веря Христу и не веря.
Лучше страдать на кресте,
А не поддаться расколу:
Тянется крест к высоте,
Прочее клонится долу!
Я загадаю орла –
Выпадет решка, решётка…
Вохра заломит крыла,
Сплюнет: «Желаешь ещё так?».
Родиной звать не могу
Лобное место для неба:
Кровь запеклась на снегу
После Бориса и Глеба.
Это чужому закат
Вроде бы красные розы –
Мат вопиет, перемат
С ласками лагерной розги.
Эх, без креста – да в Сибирь!
Там ли острожную муку
Вылечит чёрный чифирь
Тягой к сердец перестуку?
CПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ
Ты один, а другие никто,
Пусть и драное носишь пальто,
Ведь сияет в петлице зато
Одинокого званья звезда,
Что срывают с небес иногда…
Ты сорвал – и сорвался теперь:
Станешь выть и метаться, как зверь,
Только пыл свой, избранник, умерь.
Ты – дитя толковищ, а не смут,
И такие живут – не живут.
Способ этот сильнее врага,
Что смыкает зимой берега:
Мол, иди – прорубь скрыли снега…
И тогда надо всем воспаришь,
И окликнет совиная тишь.
Раскрылатятся полы пальто,
Обращая разлуку в ничто,
Чтобы встретили губы: «Ты кто?».
Объясняться тебе не с руки,
Если порваны черновики
И заветного жаждешь листа,
Но последняя близко черта,
Раз пристрелены в небе места,
Где такие бывают, как ты,
Набирая запас высоты.
А когда не достанет свинец
И в начало упрётся конец,
Улыбнёшься, живучий гордец:
Ты один, а другие никто –
На крылатку походит пальто.
БАЛЛАДА ЧЕТЫРЁХ
Четвёртый приходит ночами к тебе,
А с вечера третий припал к изголовью.
И север играет на дымной трубе,
И алчущих ты оделяешь любовью.
Где первый? Так вот он – стоит за окном.
И рядом второй озирается пёсьи.
И сон этот кажется больше не сном,
И страшно подумать, что может быть после…
Баллада – блокада: уже никуда
Тебе не сбежать от настырной четвёрки.
Поднимется дыбом речная вода,
Ударит, срывая оконные створки.
Чего ты спросонья ревёшь? Не реви!
Опомниться можно – ещё есть минута,
Ведь слёзы твоей молодой нелюбви
Копила, скопила апрельская смута.
Оставишь, как есть, четверых в темноте –
Падут на дождливые травы бесчестья…
И кинешься к сходням, похожим на тень
От мачты фрегата, что был неизвестен
Распатланным ивам и тихой реке,
Но стал и стоит у разбитого мола!
Ещё ты успеешь, как есть, налегке,
Взметнуться на палубу стягом подола.
Воздушный фрегат – без руля и ветрил,
Воздушный фрегат – паруса-домотканка.
Такую никто, никогда не любил,
А то, что случалось – всего лишь обманка.
Минута – и душу и тело сменить!
И, эту мгновенную смену оплакав,
Тому изумляться, того изумить,
Чей мир одинаковый не одинаков.
ШАНХАЙ
Вращается небо вокруг золотой колокольни.
Ростовский Шанхай прилепился к булыжному спуску.
Обрыдло шататься по свету путями окольными –
Китайского чаю хочу с поцелуем вприкуску!
Тверёза моя китаёза… Любовь опьяняла:
Была – да и вышла… Но что про любовь нашу знаем?
Ко мне выбираешься спьяну из-под одеяла,
И сладко подхватывать смуглое тело, как знамя!..
Моя китаёза, дремотная гуля… Спросонья
Твои несказанные очи до щёлочек сужены.
У, соня! Премудрая Софья, смешливая соня,
Да разве такую устроит насупленный суженый!
А старый базар у собора заходится криком:
Не твой ли жених расторговывается отчаянно?..
Полюбишь меня – и я стану, как Будда, великим,
Поэтому нам ни к чему церемонии чайные.
Желтеет не солнце – раскрытая пасть у дракона,
Когда обнимает бесстыжий зверюга с халата,
Но золото вдруг из угла источает икона,
И я содрогнусь, что ума своего – не палата.
С тобою любиться, крестясь на соборные главы…
Меж тем пацанёнок ломает педали на велике,
Гоняя за славой бесславья – славнее нет славы.
А лавры? Что лавры! Всё те же – базарные веники!
Ветра из-за Дона слетаются – голуби сизые,
И птиц воркование – видимо, к скорой разлуке.
Покажешь стыдливо мне паспорт с открытою визой
И крыльями руки поднимешь… А я опускаю руки.
Суда под разгрузкою грезят далёкою Волгой.
Как жить без тебя?! Матерюсь: «Все женщины – ведьмы!».
А сам не могу наглядеться… И волчье ждёт логово.
Глаза отведёшь – угадаю: не встретимся впредь мы.
Тебя заглотнёт привокзальная чёрная прорубь.
Пущу на разгул, на распыл настроенье дрянное!..
Жестокие рельсы кровавит раздавленный голубь,
И вижу его лишь, хотя уже вижу иное.
* * *
Солнечный ветер полмира выжег. Нипочём
Эта жара отрешённым – таким, как с тобою мы:
Лишь бы спросонья касаться друг друга плечом,
А остальное, отнюдь, не достойно усталой тьмы.
Что за ревнивица!.. Ты ревнивее ста жён,
Собранных вместе в одну – так и не ставшая моей:
Фразой ударишь под сердце... Лучше бы ножом:
Вмиг остановится – мук никаких!.. Не можешь?.. Сумей.
С каждым распаренным выходом из душевой
И устремлённостью к морю, к его вспененной кайме
Думаю о себе: «Как же это я живой,
Если жара неуступчиво подступила ко мне?».
Камни оплавленные. Без устали вдогон
Бьёт автомузыка – за синкопой синкопа… Кругом –
Пекло… Но вдруг на железной дороге вагон
Кинется с виадука – такой разражается грохот-гром!
ТАНА
Сверкнули кареокие две тайны.
Какой там Север? Ты из южной Таны.
Мост подвесной качается над Летой,
И я перехожу в гортанный город,
Где благоденствует врастяжку лето
И помыкает мной любовный голод.
Своё толкует в ступке пестик медный,
Возносится над туркой дух победный
Заморского привоза горьких зёрен;
Я в чашке след кофейный не оставлю –
Зачем гадать? Я без того упорен
И доблестно взовью казачью саблю,
Когда на откровенный торг нагую
Выводит, цокая, базар… Смогу я
Отбить у нехристей ту полонянку
И ускакать за стены крепостные…
…Плевать на сигареты и гулянку:
Есть явь – азовские увижу сны я!
Там обожаешь ты на шкурах волчьих
Мерцать, сиамствовать со мной воочию;
Твоё дыхание, как милость Божью,
Почувствую на берегу разлуки.
Пусть правда ради правды станет ложью,
Пускай сплетутся, не касаясь, руки.
Исплачется река у низких окон.
Замечу напоследок жгучий локон
И тем утешусь, вроде запятую
Поставила не ты ли между нами –
Свяжи, чтоб разделить… И – не впустую,
А быть с тобой, как Тана, именами!
КАРМЕН
Мой проспект называется именем Стачки –
И плевать я хотел на угар перемен!
Здесь трамвая дождусь, а сойду у «табачки»,
Где под каменной аркою встречу Кармен,
Чьи пиковые очи огнём истерзали:
Вот и в небе они – звездопад, звездопад…
Очи мне ворожат на ростовском вокзале,
Если вдруг соберусь уезжать наугад.
– Мой червовый король… – прошептала вчера ты,
А сегодня хохочешь надменно в лицо.
Из-за чёрных очей совершали растраты
И гортань забивали горячим свинцом.
Что гадать по руке?!.. Мне – любовь да измена.
А измена – как вольному воля теперь.
Я бы вырваться мог, да не вырвусь из плена
Этих чёрных очей – и паду аки зверь.
Зря ли арка советской эпохи барокко
Оказалась прочнее сплетения рук:
Счастье наше – несчастье, сплошная морока
И бессонные сны, и излуки разлук.
Напоследок твои обнимая колени,
Ужаснусь, если вывернет душу тоска.
Ах, моя ты Кармен!.. Я – цыганский твой пленник.
Кто мне скажет, зачем я тебя отыскал?
Расставаться пора, а уже не расстаться.
Серебристой дороги свернулась петля,
И товарки твои томно выкажут статность,
Что барона пленит и пленит короля.
ОБОРОТЕНЬ
…Оборотиться волком захотел
И шлях гремучий перемерить скоком,
Пока охочие до женских тел
Мужчины истекают млечным соком,
А ружья темнотой зачехлены,
И только цепь срывают волкодавы…
Тебе плевать!.. Мерцает ртуть слюны –
Горит гортань, взыскуя волчьей славы.
Удачней этой ночи не сыскать,
Желаешь оборотнем быть отныне…
Сторонятся тебя и тень и тать,
И матерь не признает сына в сыне,
Когда услышит одичалый вой,
Хотя спросонья, может быть, и вздрогнет;
Кому теперь понятен голос твой
И то, зачем таишься у дороги?
…Увидишь иномарку, что искал:
Рванёшься мстить – да только неумело,
И встречный ослепительный оскал
Легко отбрасывает волчье тело.
* * *
Заезжего мужчину
Однажды привела домой,
Развеяла кручину
И ночью выдохнула: «Мой…».
А он чуть свет – к порогу,
Махнул рукой – и был таков.
Опять с другими в ногу
Идёт в оковах без оков.
Бывали где угодно
Под телевизора враньё
Наёмные три года,
Лишь не бывали у неё.
Хотя продался дьяволу,
Но денег у солдата нет:
Ботинки носит яловые,
Удачи краповый берет.
Была не суеверной,
А то бы слово не рекла –
Ласкает холм Венеры
Видений сонная река…
И он убил примету,
Когда вернулся по прямой;
Теперь, молясь рассвету,
Она уже не шепчет: «Мой».
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Зван первым Андрей был, мой брат во Христе;
Исход ноября – не благая ли весть
О том, что мерцает звезда в темноте,
Хотя и спасения грешнику несть?
Аз грешен, как, может, никто на земле,
Лилейную душу замучил собой –
Как свечечка, таешь в морозном стекле,
Была бы царицей, а стала рабой.
Андрей Первозванный, какая зима?
Я воду услышал – шумела вода:
Быть холоду люту… Остынут дома…
Куда подаваться – не знаю, куда.
Звезду избирать – несмиренный удел,
Да кто же падения ведает час;
Взыскуя тебя, все глаза проглядел,
Увидеть не смог… Терпкий вкус не про нас.
Вкус терпкий – бутылка вина из вины
Стоит непочатой и будет стоять.
Беспечным кажусь, ты меня извини,
Я просто не знаю, что делать опять.
Крещенская прорубь, дыхание вод,
Белёную прядь убираю со лба,
И всё – как тогда, безысходен исход,
Одно остаётся – молчанье, мольба.
Я много чего исковеркал за жизнь,
Пустое во всём разбираться теперь.
Сказал бы Господь: от себя откажись –
Всё легче, чем тронуть закрытую дверь.
Приехал к закату, а ехал в рассвет,
И кони пропали – зови не зови:
Впустую рванусь из ледовых тенет,
Большие сугробы – пора нелюбви.
Такому, как я, стихоплёту, вралю,
Поверила зря… Но ты снова поверь –
Слезами крещенскими накрест кроплю
Закрытую заиндевелую дверь.
Уже не осилить сугробов гряду,
Я стану меняться – не станешь иной.
Мытарства мои – это всё на роду.
Тебе же зачем совпаденье со мной?
СЛОВА
Летала следом женщина-сова,
Пыталась даже завести семью,
А он, как проклятый, искал слова
И зарился на женщину-змею,
Что обвивала камень жарким днём,
Отнюдь не думая о нём.
Измучил, мучился, идя ко дну:
Забыться бы хотел – да вот не смог,
И путал имена, пока в одну
Не свёл обеих женщин, видит Бог.
Жизнь двуединая им суждена,
Поди, узнай: и кто жена?..
Он тяготился бдением совы,
Решив на случай некий уповать,
И жил змеиным шорохом травы,
Что в сновиденьях оплетал кровать.
О, счастье одиночества на дне! –
Доволен этим был вполне.
А что змея? Змея и есть змея.
Меняя кожу, для себя жила.
Ничьей была – насочинял: «Моя!..».
Но камень вдруг без летнего тепла
Стал холодеть… И это злое «вдруг»
Змеиный разорвало круг.
Он вынырнул и вытащил улов:
Совиный крик, змеиный солнцепёк,
Хотя ему счастливый поиск слов
Соперницы поставили в упрёк.
Плевать хотел он, верный лишь словам,
А те слова находит сам.
Ответствовать бы лучше по суду,
Чем выпускать на волю страсть свою:
Сова разбилась в небе о звезду,
Тяжёлый камень придавил змею…
Слова не принимаются в расчёт –
Никто несчастных не вернёт.
АЙСЕДОРА-ЗВЕЗДА
Хмельные крики услышу – промолчу! –
И роняю, дурень, тяжёлую голову,
А тут ещё привалилась ночь к плечу,
Сманивает к Дону идти по льду голому.
Да и пойду! Так давай со мной, айда!
Что осталось, если иное неведомо?
Как падучая Айседора-звезда,
Мне глазищами усмехаешься, вредина!
В косых лучах пританцовываешь зло.
Босая… А может, босая? Без разницы!
И я догадываюсь: мне повезло…
Скоро утомишься, захочешь подкраситься.
Порхание рук – танцевальные па
Всех десяти пальцев… Смотрю в изумлении!
Такое поставить мог бы Петипа –
Тема ресничная… Паду на колени!
Сейчас, Айседора, забудем себя,
А над самым краем вспомним с придыханием…
Убираешь лёгкие тени со лба –
После окажутся жесты эпохальными.
Колотится сердце до срыва уже –
Исчезаешь ты… И сразу – так соскучился!
И лифт обмирает на том этаже,
Шарф петлёю мёртвой на отлёте скручивается.
УЛИЦА ТУРГЕНЕВСКАЯ
Сияет солнца купол
Над белым храмом дня.
Базаром город куплен,
Да не купить меня!
Я с улицы Тургеневской –
Мой дом наискосок,
Недаром в русских генах есть
Евангелие строк.
Горластая удавка
Базарных площадей
Равняет у прилавка –
Будь эллин, иудей…
Какие рожи в раже!
И сам чернявый тут…
Душа – на распродаже,
Задёшево берут.
Куда бежать от зыка?
Базарный замкнут круг:
Охранная музыка –
Тургенев, Бежин луг!
г. Ростов-на-Дону
На № 16230
Ну почему нельзя достать словом до сердца? Это же сказано не буквально. А стихи впечатляют!
На КОММЕНТАРИЙ #16228
Ау-у, доставать до сердца может только нож или скальпель. Здесь как-то по-иному можно выразить свой восторг.
А СТИХИ - ХОРОШИ!
Ну чем ни чудо?
"Моя китаёза, дремотная гуля… Спросонья
Твои несказанные очи до щёлочек сужены.
У, соня! Премудрая Софья, смешливая соня,
Да разве такую устроит насупленный суженый!".
Замечательно, достает до сердца!
Сейчас наткнулся на следующий комментарий к стихам Виктора на сайте. "Элвиса Пресли одна наивная девушка спросила: "А вы как кто поёте?" Он ответил: "Как никто". В. Петров пишет, как никто". Верно, присоединяюсь! Михаил Попов #15769 про "степень свободы" точно угадал. А.Н.
Гадаю, чего больше: в тенётах прежних чувств бьётся душа поэта или носит-треплет её "неподконвойный" ветер? И ответа покуда нет. Потому как здесь та степень свободы, "когда и неволя - воля своя". Михаил Попов (Архангельск)
Прочёл и перечёл стихи на одном дыхании. Согласен на все 100 с предыдущим комментатором. Дона оберегает своих, с Дона выдачи нет!
Взрывной, новый Петров предстал в этих стихах. Как Поэту - браво!
Как человеку: Виктор, мы вас любим, поэтому поберегите себя - приземляйтесь благополучно, на обе ноги. И в природу, в луга по берегам Дона...