РЕЦЕНЗИЯ / Людмила СЕМЁНОВА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОПЬЕ БЕЛГОРОДСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Обзор литературно-патриотического альманаха «Пересвет»
Людмила СЕМЁНОВА

Людмила СЕМЁНОВА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОПЬЕ БЕЛГОРОДСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Обзор литературно-патриотического альманаха «Пересвет»

 

Людмила СЕМЁНОВА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОПЬЕ БЕЛГОРОДСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Обзор литературно-патриотического альманаха «Пересвет»

 

 «Белгород в последние несколько лет радует своими интересными и полезными проектами, яркой общественной и литературной жизнью. В апреле 2017 года на заседании правления Белгородского регионального отделения Союза писателей России было принято решение о создании филиала Военно-художественной студии. За полтора года существования студия реализовала такие начинания: провела гуманитарные и литературные акции на Донбассе, организовала встречи с показом и обсуждением документальных фильмов, участвовала в тематических выставках. И вот новый, уже осуществленный в конце 2018 года проект – литературно-художественный альманах «Пересвет». Название неслучайное. Здесь посыл и к нашей истории, и к духовным основам Руси – к православию, и к литературе – с ее фольклором: былинами и сказаниями. Выражая идею создателей, член редколлегии Вера Кобзарь полагает, что через название изданию передается дух русского воинства. В предисловии руководитель отделения военно-художественной студии Сергей Бережной пишет о бескорыстном служении Отечеству словом. Потому что «за деньги на амбразуру не ложатся. За деньги тонущего не спасают. За деньги добровольцы не вставали на защиту людей Донбасса и Русского Мира»

Поэзия в альманахе представлена именами Владимира Силкина, Геннадия Анохина, Михаила Дьяченко, Веры Кобзарь, Сергея Леонтьева, Михаила Кулижникова, Татьяны Носовой, Сергея Анохина, Владимира Молчанова, Валерия Черкесова, Татьяны Олейниковой, Александра Осыкова, Анатолия Папанова, Сергея Постолова, Павла Савина, Сергея Ташкова. О поэзии нужно говорить особо – пристально вглядываясь в идеи и образы. Это тема следующего исследования. Сегодня я остановлюсь на прозе.

Проза альманаха «Пересвет» – о долге и чести человека. Но напрямую эти слова не звучат в текстах. Понятия об этом явлены через поступки героев, показаны в их оценках событий, поверяются отношением друг к другу. Многие авторы – офицеры запаса. Они не декларируют, они прошли в реальности путь самоотречения и достойного служения. Читая прозу, ненадуманную, пережитую на собственной шкуре, испытываешь чувство признательности и гордости за писателей-соотечественников.

Геннадий Алехин, член Союза журналистов, принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Его «Непридуманные истории» – выдержки из «чеченского дневника». Яркие, образные, убедительные зарисовки, которые художественно дополняют наши киношно-новостные представления о той войне. Здесь и о человеческой природе (история о солдате, спокойно и неожиданно уснувшем посреди грохота и канонады, потому что до этого он двое суток удерживал огневую позицию в центре чеченского села), и о чудесах на войне (извлекли из тела неразорвавшуюся гранату), и о психологии тех, кто побывал в «мясорубке» (когда одновременно на передовую привезли боеприпасы и провиант, голодные воины кинулись к ящикам… с боеприпасами).

В центре повести Сергея Бережного «Кофе по-сирийски» – человек на войне, с его отношением к войне и к другим людям, с его мыслями по поводу происходящего и чувствами здесь и сейчас. Люди – это русские и сирийцы. Они защищают, а не нападают. В противовес им – боевики, в них нет гуманного, человеческого начала, у них звериная сущность. Они, по меткому определению автора, «крысы», «шныряют по норам, тащат взрывчатку, сбиваются в стаи, чтобы вылезти в подвале какого-нибудь дома и ударить в спину». Герой, от лица которого ведется повествование, постоянно задается вопросом: зачем я здесь, на чужой войне? Ответ чиновника-генерала из политуправления сирийской армии о том, что «вы с нами, значит и Россия тоже с нами». Сергей, один из героев повести, «недобитый, недолеченный», у него еще не зажила простреленная щека и постоянно ноет «почерневшая» рука. Его сюда позвал другой герой повести – Марат. По зову товарища, не задумываясь, поехал. А теперь в полуразрушенном городе Дарайе, боясь стать мишенью «духов», голодный, согревающейся самодельной буржуйкой, сотворенной «из бочки, прошитой осколками и пулями», он незло «упрекает» Марата. При этом ностальгирует, вспоминаю Родину, «а дома сейчас наверняка метет, морозец и снежок капусткой квашеной под ногой хрустит». Но «неловко показывать слабость перед сирийцами», даже если беспокоит внутренний жар от начинающейся гангрены, и рука – «почти головешка, только до конца не сгоревшая». Но «мы же русские, мы терпеливые».

Русские не показывают своих слабостей. Если они решили – идут до конца. Это самопожертвование, благородство, уважение к ближнему чувствуют и сирийцы. Не зря палестинец Фираз находит возможность в экстремальной ситуации в консервной банке приготовить кофе людям, которые не спали и не ели несколько дней, которые не знают, доживут ли они до рассвета. И вот уже жизнь налаживается и снова можно верить, шутить, вспоминать, морально поддерживая друг друга. Русский человек при глубоком национальном самоуважении открыт для других и дружелюбен. А какая короткая, но емкая характеристика Фираза: «это песня, тихо журчащая ручьем в расщелине. А еще это скала, утес в штормящем море». Не все русские люди выдержали испытание войной. Андрей, товарищ по боевым действиям, уезжает, бросив своих друзей, разбив «вдребезги то, что так трепетно оберегалось». Его не осуждают, а жалеют, потому что вовремя «не стали друзьями. Поговорить бы с ним тогда…». Незлобивость, всепрощение – тоже особенности русского характера.

Трудно выживать на войне, еще сложнее сохранять оптимизм, когда уже нет уверенности, что кто-то придет на помощь. Дожить бы до рассвета. Но Бог всегда на стороне правых. «Блокада прорвана, будем жить, мужики», – сообщает Марат. Эта повесть – емкая правдивая картина войны, в художественной форме дающая ответ на то, почему русская душа откликается на все мировое зло.

Рассказы Александра Гирявенко реалистичны. Несмотря на их малый объем, у читателя создается ощущение «эпичности». В рассказе «Под близкими звездами», на двух страницах, как на ладони, перед нами раскрывается вся непростая жизнь простого учителя. Мы остро чувствуем переживания человека, отчасти благодаря тщательно выписанным деталям («на морозе антоновка благоухала»). Удивительны судьбы людей, казалось бы ничем не примечательных, живущих у нас в соседях. В рассказе «Паник» автор убеждает нас, что Бог спасает человека, когда уже нет шансов («в душегубке»), но отворачивается, если сам человек забывает о душе в угоду страстям. В рассказе «У жизни взаймы» искренне и живо повествуется о послевоенной жизни мальчишек, об их детском бесстрашии и авантюризме.

Объяснение тому, почему молодые, успешные в мирной жизни люди бросают семью, работу и идут защищать Донбасс, дает Александр Тарасов в рассказе «Командировка». «В Донецке и Луганске люди встали на защиту родной земли, они поднялись против мракобесия фашиствующих националистов. И мы тоже поможем им защитить Русский мир». Это слова сына. Отец слушает и вспоминает, как сам воевал в Афганистане. Такая вот незримая преемственность, зов «генов» к борьбе.

В публицистическом очерке «Дорогой подвига», к 75-летию гибели героев-молодогвардейцев писатель Сергей Котькало утверждает, что современные историки не имеют морального права делать себе имя за счет «принижения» подвига героев. Чтобы судить, надо испытать на собственной шкуре хоть долю тех страданий и ужасов, которые претерпели юные краснодонские мальчишки и девчонки. Александр Фадеев в свое время, оставив «натопленную квартирку в Москве, поехал по фронтам». Он выстрадал свое произведение, а не фальсифицировал историю. На родине героев и на Донбассе, где «люди лишены нормальных жизненных условий своими же соотечественниками», острее и правдивее воспринимаются события Великой Отечественной. Израненные, истерзанные пытками молодогвардейцы передавали родственникам записки: «Дорогая мамочка, обо мне не беспокойся – у меня все хорошо. Поцелуй за меня дедушку, жалей себя. Твоя дочь Женя». Из тюремной записки Ангелины Самошиной маме: «Много продуктов не передавайте. Мне тут хорошо «как на курорте»». Ангелина, Женя, Лидия, Николай, Александр, Олег, Сергей, Люба… Невольно мысленно провожу параллель с рассказом отца Александра из Храма Иконы Божьей Матери Умиления, услышанный мною во время одной из поездок в Луганск. Вспоминая 2014 год, батюшка говорил, что в звонках и сообщениях родственникам они, оставшиеся в те «горячие дни» на родине, замалчивали реальное положение вещей. Потому что «тому, кто здесь, все ясно, а наши родные страдали от тревоги, незнания, неопределенности». Терпеливый, многострадальный, смиренный русский народ. Сколько тебе еще придется испытать и пережить. И не напрасны ли твои жертвы?

Член Союза журналистов Галина Слезкина в рецензии на роман писателя-фронтовика Владимира Мальцева через анализ текста поясняет, почему книги о войне должна читать молодежь. Тогда сохранится связь поколений, чувство причастности к роду и истории родной страны, возникнет неподдельное чувство патриотизма.

Я закрыла последнюю страницу альманаха «Пересвет». Внутри еще звучали песней строки поэта Сергея Постолова: «И я метнул копье. Оно летит на запад. Оно уже в пути, священное копье». «Художественное копье» прозы и поэзии белгородских писателей задело и меня, заставив острее переосмыслить многие важные вещи.

 

 

 

Комментарии

Комментарий #16064 06.02.2019 в 17:15

Прозу представили,ждем обзора поэтических подборок.Поэты в обиде пока

Комментарий #16062 06.02.2019 в 12:45

А где альманах приобрести?