ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Анастасия ЧЕРНОВА. ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ВОЕВОДЕ? Премьера в Историко-этнографическом театре
Анастасия ЧЕРНОВА

Анастасия ЧЕРНОВА. ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ВОЕВОДЕ? Премьера в Историко-этнографическом театре

 

Анастасия ЧЕРНОВА

ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ВОЕВОДЕ?

Премьера в Историко-этнографическом театре

 

Лучшее начало года – яркое, красочное событие, наполняющее душу светом и радостью. Таким событием стала премьера московского государственного Историко-этнографического театра по пьесе Островского «Воевода. Сон на Волге».

Действие происходит в большом городе на Волге, во второй половине XVII века. Уже с первых слов зритель погружается в стихию народной жизни. Напряженное действие захватывает так, что несколько часов пролетают мгновенно. В спектакле будет все, от чего мы почти отвыкли, проживая в мегаполисе, среди бетонных домов и машин. Будут свежие весенние сады, дремучие леса, деревянные хоромы, белые купола монастыря. И, конечно, настоящие, живые чувства. Тонкое сочетание трагического и комического, меткое русское слово.

В традициях романтической литературы Разбойник окажется красивее и благороднее, чем знатный и богатый Воевода. «А ты не лай разбойника напрасно – а называй удалым молодцом». Но даже он, Воевода, самый высокомерный и черствый персонаж, – в конце пьесы придет к покаянию.

Интересно, что у пьесы есть две редакции. Первую Островский написал в 1865 году, а вторую – спустя двадцать лет. Концовки принципиально разные: в первой редакции Воевода отстраняется от всех дел царем в ответ на народные жалобы. Во второй – добровольно отказывается от власти и уходит в монастырь. Тем самым он проходит серьезный путь от заблуждения к покаянию.

Невольно зритель задается вопросом: насколько оправдан такой поступок? Возможна ли столь стремительная перемена ума? Заметим, что психологические предпосылки к такому изменению все-таки были: ведь Воевода ходил в храм, был набожным человеком. А под воздействием благодати какие только чудеса не произойдут… Однако к чудесам нужно еще привыкнуть. Научиться не только их увидеть, но и принимать.

Дивен мир под синим небом, и прекрасна огромная лодка. Разбойники гребут и поют «Вниз по матушке, по Волге». Сколько шири, удали, бесстрашия, печали – в этих словах… Сюжет соткан мелодией, и вот уже шумят волны, вскипая ввысь.

Про удачно подобранный музыкальный ряд стоит сказать особо. Каждый герой имеет неповторимый звуковой фон. Например, появление Воеводы сопровождают низкие и грозные удары колокола. Страшно? – Нет, зрители улыбаются: слишком важно вышагивает Воевода, а шапка на его голове такая высокая – все-равно, что столб.

Проживая эпизоды, жалеешь только, что нельзя нажать на паузу, чуть задержать, как видеозапись, чтобы насладиться моментом и рассмотреть детали одежды, строений, утвари. Из сапога Разбойника торчит рукоятка ножа, а в косу Девушки вплетена не банальная алая ленточка, а целая изящная кружевная подвеска.

Так все-таки о чем пьеса? О самом главном. Дело не в том, мог ли высокопоставленный «разбойник» прийти к покаянию или же это авторская мечта. А в том, что драматург сместил акценты и вопросы – с поиска «кто виноват?» и «что делать?» (Воевода виноват! Убрать его! И будет всем счастье) на – «где правда?».

«…Кривда правду переспорила.

Пошла правда по поднебесью.

Пошла кривда по сырой земле», – поют слепые в самом начале, предваряя действие.

Темы взаимоотношения власти и общества, пересечения свободы и справедливости, формы протеста, наконец, – актуальны и сегодня. Как заметил художественный руководитель театра, режиссер спектакля Михаил Мизюков, «Эта пьеса, как и любое литературное произведение у хорошего автора, всегда современна…».

При этом готового рецепта здесь не будет, каждый зритель сможет сделать собственный вывод. Следуя своим традициям, Этнографический театр приобщает нас к малоизвестным и сложным произведениям классиков; использует не самые очевидные художественные ходы и решения. На сцене разворачивается жизнь – во всей неожиданности и красоте. Игра актеров запомнится надолго, а меткие высказывания, пословицы и афоризмы, звучащие в речи героев, раздвинут горизонт обыденности.

 

 

Комментарии