ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. ГЛУБИННЫЙ ПУТИНИЗМ, или Куда уходит Русь?
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ГЛУБИННЫЙ ПУТИНИЗМ, или Куда уходит Русь?

 

Александр БОБРОВ

ГЛУБИННЫЙ ПУТИНИЗМ, или

Куда уходит Русь?

 

...Летят все круче годы, 

Туманами струясь. 

Куда же Русь уходит? 

А Русь уходит в нас! 

Замечательный вологодский лирик и старший мой друг Александр Романов написал эти глубокие строки, посвящённые художнику Владимиру Корбакову, в далёком уже 1968 году. Но тогда, после встречи 50-летия Великого Октября грандиозными свершениями (ну, достаточно назвать введение в строй Останкино и самой высокой телебашни в Европе, ставшей позднее гигантской наркоиглой-TV), после возрождения Золотого кольца и нового осмысления отечественной истории, эти строки воспринимались как вещие и побудительные: не плачь об ушедшей великой Руси – неси её в себе!

И в ней опять загадка, 

И глубина опять. 

Гордиться нам и плакать, 

Терять и вновь искать…

 

Теперь на эту загадку и глубину посягают примитивные пропагандисты!

 

Глубинный и поверхностный

После провокационной весенней статьи «Одиночество полукровки» (так он назвал Россию, а не себя – Дудаева в детстве или какую-то свою знакомую) Владислав Сурков разразился новым опусом «Долгое государство Путина». Вдохновил его на трактат, наверное, тот факт, что в январе этого года его прямой начальник Владимир Путин, как и сам он, вошли в глобальный рейтинг мыслителей 2018 года по версии американского журнала Foreign Policy. Сурков попал в категорию «Защита и безопасность».

 «Как один из ближайших советников самого влиятельного человека в России Владислав Сурков усовершенствовал искусство пропаганды», – говорится в описательной заметке про помощника. Надо, конечно, оправдывать столь высокое мнение тому, кто начинал трудовую деятельность в качестве телохранителя другого нынешнего мыслителя – Михаила Ходорковского. Ну, а практические действия по этим теорийкам можно оценить хотя бы тем фактом, что он ещё с начала 2014 года занимался «тайной» дипломатией в качестве представителя российского президента на Украине, о чём свидетельствуют слухи, близкие к Кремлю, и поездки Суркова (в конце января и 14 и 20 февраля 2014 года) в Киев к Виктору Януковичу во время Евромайдана, а потом встречи с американскими представителями. Украинское направление было про(…)играно начисто.

Однако, по моему глубокому убеждению, его теоретические постулаты, которые сразу же принимаются обсуждать все СМИ, а особенно – прокремлёвские трёп-шоу, потому и оцениваются столь высоко западными СМИ, что своей кособокой философией уводят от правды и вредят реальному пониманию глубинных проблем. О, глубинный – ключевое слово. В противовес западному «глубинному государству» – deep state он противопоставляет Россию как страну с глубинным народом: «Государство у нас не делится на глубинное и внешнее, оно строится целиком, всеми своими частями и проявлениями наружу. Самые брутальные конструкции его силового каркаса идут прямо по фасаду, не прикрытые какими-либо архитектурными излишествами. Бюрократия, даже когда хитрит, делает это не слишком тщательно, как бы исходя из того, что «все равно все всё понимают». Вот и мы кое-что понимаем про фасады и задворки…

Историческая ценность данного опуса – ничтожна. Оно и понятно: в 1981 Сурков поступил в Московский институт стали и сплавов, где проучился около двух семестров. Ведя разгульный образ жизни, он был представлен к отчислению, но оставил учебу добровольно. На следующий год он был призван в ряды армии и отслужил два года в венгерском городке Мор в ГРУ. Уволившись в запас, будущий политик сделал вторую попытку стать студентом вуза и прошел в Московский институт культуры – моё нынешнее место работы, но даже там снова оставил учебу примерно через год. Высшее экономическое образование Сурков получил только в 1990-х, в непонятном Международном университете. Клочковатость мышления, которая так нравится американскому журналу, – налицо. Достаточно взять главный посыл: «Русской истории известны, таким образом, четыре основные модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего (Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV-XVII века); государство Петра Великого (Российская империя, XVIII-XIX века); государство Ленина (Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век). Созданные людьми, выражаясь по-гумилевски, «длинной воли», эти большие политические машины, сменяя друг друга, ремонтируясь и адаптируясь на ходу, век за веком обеспечивали русскому миру упорное движение вверх». Но ведь невозможно из истории ХХ века выкинуть Сталинскую империю, что легкомысленно делает Сурков. А ведь тогда было такое движение и вширь (пол-Европы), и вверх (подготовлен выход в космос), что четвёртый тип государства – РФ Путина пока отдыхает в санаториях управления делами президента и на яхтах олигархов.

Но Сурков не историк, даже не политолог, а искусный пропагандист, потому меня больше волнует глубинная суть агитки. Итак, главный посыл, который определяет и оправдывает Путинское государство: «На глянцевой поверхности блистает элита, век за веком активно (надо отдать ей должное) вовлекающая народ в некоторые свои мероприятия – партийные собрания, войны, выборы, экономические эксперименты. Народ в мероприятиях участвует, но несколько отстраненно, на поверхности не показывается, живя в собственной глубине совсем другой жизнью. (Народ безмолвствует, как у Пушкина, – А.Б.). Две национальные жизни, поверхностная и глубокая, иногда проживаются в противоположных направлениях, иногда в совпадающих, но никогда не сливаются в одну. Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать». 

Итак, отринута теория малого и большого народа, столь популярная недавно. Концепция малого народа была выдвинута французским историком Огюстом Кошеном, без самого этого термина. Просто Кошен изучал Великую французскую революцию и обратил особенное внимание на её наиболее активный движущий слой, идейно подготовивший революцию, а потом – предавший восставший народ. Малый народ проявлялся и в других революциях и социальных катаклизмах. Математик и выдающийся публицист Игорь Шафаревич обозначил проблему малого народа в СССР и современной России как носителя русофобии в своей прогремевшей статье и книге «Русофобия», где и дал явлению название малый народ. Его тут же обвинили в юдофобии, хотя академик постоянно оговаривался, что малый народ – не этническое понятие. Это активный слой, назвавший себя «элитой», который делит население страны на избранную касту (да, в ней немало евреев среди финансовой, творческой и информационной прослойки) и тупую инертную массу, причём последняя в принципе, по определению не способна понять запросы и идеи «элиты», которая одна знает, как надо жить, чтобы «всем было хорошо»; высокомерно отвергает традиционные ценности массы («большого народа»); презирает историю «большого народа», его достижения. Сурков, по сути, повторил это, но разделил многонациональный народ России на глубинный и глянцево-поверхностный. 

 

Глубинный путинизм

Если принять такое недоказанное, необозначенное всеми признаками («себе на уме» – маловато) деление, то меня поверхностный народ вместе со своим идеологом Сурковым – не особо и волнует. К тому же он весь на виду – на телеэкранах и тусовках, в круизах и на престижных форумах. Главное: что с глубинным народом? Когда-то мы могли прочитать об этом в книгах выдающихся русских писателей – от Шолохова и Платонова до Бондарева и Распутина, в очерках замечательных публицистов и репортажах честных журналистов. Сегодня, когда все престижные премии получают Улицкая и Быков (не Василь, конечно), – эта роль сведена на нет. Телевидение, где аналитика подменена трёп-шоу про Украину с одними и теми же гостями по ВСЕМ каналам (невиданное явление в мировых СМИ!), должно быть вычеркнуто сразу. Как же нащупать этот самый глубинный народ, дать ему какое-то определение. Как взывает сам Сурков: «Описание должно быть исполнено не в стиле двух пропаганд, нашей и не нашей, а на языке, который и российский официоз, и антироссийский официоз воспринимали бы как умеренно еретический». Ну, он по такому рецепту статью и сварганил. Даже Дмитрий Песков – глава «натовского семейства», как назвал его один из телеканалов, перечислив гражданства жены и детей, – витиевато выразился: «Есть ли сторонники у этой точки зрения? Однозначно, есть. Есть ли там позиции, которые могут вызвать споры, дискуссии? Безусловно, тоже есть. Но, наверное, что вряд ли подлежит обсуждению – это то, что статья будет интересна многим и то, что она весьма содержательна и глубока». Я бы сказал – «глубинна», хотя всё лежит на поверхности и пугает предсказуемостью: «И вот – государство Россия продолжается, и теперь это государство нового типа, какого у нас еще не было. Оформившееся в целом к середине нулевых, оно пока мало изучено, но его своеобразие и жизнеспособность очевидны. Стресс-тесты, которые оно прошло и проходит, показывают, что именно такая, органически сложившаяся модель политического устройства явится эффективным средством выживания и возвышения российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век». 

Песков хорошо понимает Суркова: его нынешняя жена – гражданка США, а первая жена мыслителя и носителя государственных тайн Юлия Вишневская переехала в Лондон и сейчас постоянно живёт по соседству с другим кремлёвским пропагандистом – Сергеем Брилёвым. Ох, как непросто взывать к патриотизму президенту Путину с такими «идеологами»! Пресс-секретарю Путина нравится такой прогноз – «на весь предстоящий век», а я чувствую, что при сохранении такой политики – русский народ не потянет, выдохнется или исчезнет. Сурков темнит, рассуждает какими-то вековыми категориями, заменяя сталинский тост о выдающемся русском народе, куда входит и он сам с чеченской кровью, и я со скандинавской, и многие – с еврейской, неким магическим, незримым народом. И это объяснимо: в эпоху информационных технологий и глобальных разрушительных процессов страшно признаться, что проводится антирусская политика в СМИ, в массовой культуре, в политтехнологиях. А «глубинный народ», дескать, и этому страшному влиянию не подвержен. Но так ли это? Разрушается ускоряющимися темпами моральный и культурный код этого народа. Захочет скоро Путин или наследник опереться, а – не на что! И возопят тогда: «Сурков, ты же обещал незыблемость глубинную!».

 

Напыщенность недоучек

Писатель Анатолий Салуцкий высказал своё мнение по поводу новинки Суркова: «В моём понимании глубинный народ – не население далёкого края, а как раз те, кто не подвержен. Неподверженных очень много, они внутри нас. Но многие в частной жизни помалкивают, увидеть их можно лишь на шествии "Бессмертного полка". Это ТВ и СМИ создают картину массовой, тотальной "подверженности", на самом-то деле с середины 2018-го пошёл очень быстрый рост недовольства не только социально-экономическими проблемами, но и духовной составляющей». На это я ему возразил уже как профессор: «Неподверженных создаёт образование и общая культурно-нравственная атмосфера. Если она здоровая, тогда даже отдельные миазмы, вроде программ Малахова или Борисова, как и украинские гости-куклы, – не очень страшны. Но когда мы скатываемся с платным образованием на последние места в Европе, когда ЕГЭ убивает всякие мыслительные и аналитические способности ребят (я вижу по студентам: каждый набор хуже предыдущего), где ж набраться неподверженных на целый «глубинный народ»? Сурков пытается в новой форме возродить уваровскую триаду: «Православие, самодержавие, народность», но ведь она даже в расцвет монархии – потерпела поражение.

Николай I хотел, чтобы на смену мятежникам пришли новые люди – законопослушные, верующие, преданные государю. Решить задачу воспитания нового поколения взялся С.С. Уваров, блестящий ученый, специалист по античности, литератор. Он разработал триаду и писал куда возвышенней Суркова: «Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного». И все это отражается в народности – совокупности меняющихся черт русского народа. Концепция Уварова долгое время проводилась в жизнь через систему созданных им гимназий, а также университетов. Но в 1835 году был принят новый устав университетов, который урезал их самостоятельность, выхолостил и формализовал процесс обучения. И хотя число гимназий к концу царствования Николая I значительно увеличилось, преподавать там стали хуже. Уваров последовательно сокращал число предметов, выбрасывая те, которые будили мысль, заставляли учащихся сопоставлять и думать. Так, из программы были исключены статистика, логика, многие разделы математики. Все это делалось с целью возведения, как писал Уваров, «умственных плотин». Только что ЕГЭ не ввёл! Как часто бывало в России, даже самые благие побуждения реформаторов, реализуемые через чиновный аппарат, дают результаты прямо противоположные ожидаемым: создать «нового человека» по уваровским рецептам так и не удалось. «Крамола» проникала в Россию, овладевала умами все новых и новых людей. Это стало очевидным к концу 1840-х годов, когда начавшаяся в Европе революция похоронила надежды Николая и его идеологов сохранить Россию как незыблемый оплот европейской стабильности и легитимизма. Разочарованный Николай I не только отказался от услуг Уварова и ему подобных, а откровенно взял последовательный курс на грубое подавление всякого инакомыслия и творческой мысли, на удержание власти в стране только с помощью полицейской силы и страха. Это с неизбежностью обрекло Россию на глубокий внутренний кризис, который разрешился поражением в Крымской войне.

Потому и писал Некрасов стихотворение «Школьник» в 1856 году, через 20 лет после провалившейся уваровской реформы образования:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных – то и знай, –

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

 

Эта напыщенность недоучек и сегодня сквозит. К 2024 году Россия должна войти в десятку стран с самым высоким уровнем образования – такую задачу поставил президент Владимир Путин, но она с ЕГЭ и платным высшим образованием (все университеты его любимой Германии, например, с прошлого года стали бесплатными и ведут отбор не тех, кто может оплатить учёбу, но тех, кто двинет науку, экономику, культуру вперёд) – просто невыполнима! А ведь у нас и дополнительные занятия в школе, все кружки и некоторые предметы собираются сделать платными. Поверхностный народ, самоназванная «элита» – потянет. А глубинный народ? Сурков – сверхоптимистичен: «Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина».

Если Владимир Путин не переменит в корне социальную политику и не обуздает поверхностный народ – меня такая перспектива угнетает.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #16270 26.02.2019 в 08:49

"Глубинный" народ безвольно, покорно поедается народом "малым". На какой срок ещё хватит?

Комментарий #16223 21.02.2019 в 17:14

Для #16215. Deep State имеет несколько вариантов перевода: "государство в государстве", например, "теневое правительство", "криптоструктуры", "подполье"...

Комментарий #16222 21.02.2019 в 16:55

Сурков: "Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно - уникальное и главное достоинство государства Путина".
Самоуверенное, необъективное, неподтвержденное ничем заявление (особенно в свете обвалившегося рейтинга после продавливания пенсионной реформы - это очевидное следствие неумения слышать и понимать). А ведь опираясь, главным образом, на него Сурков пророчит государству Путина "долгую и славную историю".

Комментарий #16216 20.02.2019 в 23:36

Но всё-таки ощущение от статьи Суркова, что руку протягивают: неловко, неуклюже, но протягивают (вроде бы даже и покаянно слегка) тому самому глубинному народу, глубину которого и побаиваются и на неё же надеются. Русский человек отходчив - поймёт и простит, как раз по глубинности своей.
А? Или это ошибочное толкование Суркова? Есть кто-то, кто так же видит-ощущает?

Комментарий #16215 20.02.2019 в 23:05

Глубинное государство (кстати , буквальный перевод неверен... deep state - это "тайные службы" прежде всего) считает иначе: у кого тираж - тотиконтролирует процесс. Но спасибо, Валентина Григорьевна за отклик. .. Или это все же самСаныч откликнулся...

Комментарий #16214 20.02.2019 в 22:42

НА КОММЕНТАРИЙ #16213.
Русская литература, включая и публицистику, все эти тридцать лет раздолбайства, разломайства и разворовайства находится на осадном, полуподпольном положении.
Но так, как публицист Александр Бобров, думают не менее 60% населения России. Так что дело не в количестве информации - она витает прямо в воздухе, - а в её качестве. Народ - не идиот.
Ну и, кстати, даже на этом сайте - издания литературного, не общественно-политического - опубликовано с начала года три статьи Александра Боброва, которые зафиксированно прочли около шестисот человек. И продолжают читать.
Ну, а силу коллективного бессознательного, по-Вернадскому, ещё никто не отменял.

Комментарий #16213 20.02.2019 в 21:56

Вот и Боброву даже остается лучшие свои публицистические вещи помещать там, где у него едва наберется с полсотни читателей. Это и есть работа deep state.

Комментарий #16208 20.02.2019 в 20:32

Ария кремлёвского гостя: "Народ такой глубинный, как айсберг в океане, и все его печали под тёмною водой".

Комментарий #16207 20.02.2019 в 16:06

Интересно все-таки. Из того, что я прочел, очень многие полемисты обратили внимание на термин "глубинный народ". Напрашивается сравнение, что это калька с "глубинного государства". В моем понятии "глубинный народ" это какая-то сакральная субстанция, которая помогала государству выживать во все времена. Ее ведь нельзя пощупать и увидеть. Это какое-то народное чутье, из области метафизики, которое отделяет правду от лжи. Например, в былые времена на неправедные войны (по разумению старейшин) с неохотой и даже саботажем отдавали из деревень рекрутов. Большую роль в формировании "глубинного народа" играли церковь и монастыри. Сохранилась ли эта сакральность после петровских реформ, 1917-года, двух мировых войн? Геннадий Русских