ПУБЛИЦИСТИКА / Михаил ЛАПШИН, Валерий СТРЕЛЬЦОВ. ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ. Слово о староверах
Михаил ЛАПШИН

Михаил ЛАПШИН, Валерий СТРЕЛЬЦОВ. ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ. Слово о староверах

22.02.2019
3088
1

 

Михаил ЛАПШИН, Валерий СТРЕЛЬЦОВ

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

 Слово о староверах

 

На снимке (внизу) запечатлён исторический момент: встреча президента России Владимира Путина и предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви, митрополита Московского и всея Руси Корнилия. Эта встреча историческая, потому что старообрядцы ни при царской власти, ни в советское время не имели возможности встретиться с главой государства. На встрече впервые были обсуждены нужды и проблемы старообрядчества, взаимодействие старообрядческой церкви и государства. Эта встреча, кстати, говорит о том, что в нашей стране воистину пришло время «собирать камни».

Следует напомнить, что староверы, или старообрядцы, появились в России в результате церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича 1650-1660 годов, после которой произошел раскол русской православной церкви. Те, кто исповедовал старые церковные обряды и книги, по которым Русь молилась семьсот лет, с этого времени стали называться староверами. Внешним проявлением старообрядства было крещение двумя перстами, новая реформа заставляла верующих молиться, крестясь тремя перстами, так называемый крыж.

Это разделение было надумано и привнесено в Россию заезжими греческими церковными иерархами, но сыграло колоссальную роль в истории страны. Если бы не было церковного раскола, то не было бы немыслимого ожесточения против староверов в течение трёх веков. Очевидно, что вся история России сложилась бы совсем по-другому – без произошедшего с Россией в 1917 году, без войн, доставшихся нашей стране в ХХ веке. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения, и появляется чувство исторической неизбежности и закономерности произошедшего. 

 Царь Алексей Михайлович пеpвым из pусских цаpей задумал воссесть на дpевний византийский пpестол и стать во главе всего пpавославного миpа. Он считал себя пpеемником дpевних византийских импеpатоpов не только в делах веpы, но и законным наследником их цаpства, веpил, что ему, или его пpеемникам, суждено в будущем владеть самим Константинополем и всеми пpавославными наpодами, томящимися под туpецким игом...
 Цаpь хотел сделаться освободителем пpавославных наpодностей из-под туpецкого ига. Для будущего политического единения необходимо было цеpковное единение. Поэтому он хотел унифицировать православное богослужение по греческим образцам. Исполнителем его воли был патриарх Никон.

 Российская история переполнена трагическими страницами, но в этой череде церковный раскол, разделивший российских верующих на два непримиримых лагеря, является одной из самых горестных историй духовной эволюции нашего народа. 

 На этом историческом примере видна роль личности в истории: из желания стать освободителем всех православных народов царь Алесей Михайлович на несколько столетий подорвал фундамент церкви, бывшей в то время опорой государства. 

 Святая Русь, о которой писали многие русские философы, – это не мистический и поэтический образ, а реальная сущность русского мироощущения с характерными чертами и свойствами. Носителями этого мироощущения были все русские люди до реформы Русской православной церкви в 17 веке. После реформы хранителями русского духа и стали старообрядцы.

 Для старообрядцев Церковь и христианство были сущностью и смыслом их жизни. Допетровской Руси – Святой Руси для православных христиан того времени, ставших после церковной реформы раскольниками-староверами, – было характерно духовное целомудрие. Церковь и церковность исчерпывали все содержание их жизни, весь быт и мировоззрение. Православие того времени было средоточием, органической тканью жизни русских людей, нравственным законом и правилом их жизни во всех ее проявлениях.

 Реформа Никона, продиктованная политическими амбициями царя Алексея Михайловича, знаменует собой рубеж, с которого началось разрушение целостности церковного сознания, оскудение духовности и нравственности в русском обществе. Это разрушение сопровождалось появлением западничества в России.

 Н.А. Бердяев называет старообрядцев носителями «Русской Идеи», которая заключается в православной идентичности. Революционная катастрофа в России, по его мнению, является следствием уклонения от традиционного, дораскольного православия.

 В результате раскола родилась российская инквизиция, ставившая своей задачей разгром устоявшегося благочестия над 12-ю миллионами своих соотечественников.

 Репрессии, которым были подвергнуты так называемые раскольники, неописуемы в своей жестокости и предусматривали пытки для них, лишение храмов, изгнание за тысячи верст далеко на чужбину. И это их, никогда не бунтовавших, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан.

 Печально известно законодательство царевны Софьи относительно староверов. По настоянию Московского патриарха Иоакима царевна Софья издала в 1685 году против людей древнего благочестия 12 грозных статей, справедливо получивших в истории название "драконовских". В них последователи древнерусской Церкви, то есть старообрядцы, обзываются "раскольщиками", "ворами", противниками церкви и караются самыми страшными казнями. Тех, кто распространяет старую веру, приказано пытать и сжечь в срубах.

 Всякое имущество староверов: дворы, поместья, вотчины, лавки, всякие промыслы и заводы приказано отбирать и отписывать на "великих государей". От этих жутких гонений, разорений и смерти могло спасти древлеправославных христиан лишь полное отречение от старой веры и рабская покорность всем безрассудным приказаниям властей. От всех русских людей требовалось под угрозой сожжения в срубе веровать не так, как древняя Церковь установила, а как приказывает новое начальство.

 Эти действительно драконовски немилосердные статьи и их садистское исполнение наводили ужас на всё русское государство. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы – измученные христиане, людям старой веры вырезали языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали. Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую древлеправославную веру. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев – русских людей за их верность заветам и преданиям Святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей.

 Русские православные христиане – страстотерпцы – показали необычайную силу русского духа на протяжении почти трёх веков. Знаменитые защитники древнерусского благочестия: протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Благовещенского собора в Москве Феодор, инок Епифаний были сосланы на далекий север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске (Архангельской губернии). Эти исповедники были подвергнуты еще особой казни: им вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей и их неправой веры.

 Более четырнадцати лет эти исповедники пробыли безвыходно в мучительном заточении – в сырой яме, но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Они были сожжены в срубе. Многие пошли на смерть смело, безбоязненно.

 В Боровске (Калужской губернии) в земляной тюрьме были замучены две родные сестры из славного боярского рода Соковниных – боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. Твердо убежденные в правоте старой, дониконовской веры, они безбоязненно и дерзновенно выступили исповедницами этой святой веры.

 Благочестивый народ чтил этих заточенников, как непреоборимых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал местом священным. 

 «Двенадцать статей» царевны Софьи были отменены при Петре I в 1716 году. Старообрядцам для облегчения их участи была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое».

 Только в 1905 году, когда разруха в умах дошла уже до предела, Николаем II был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости». В указе содержался пункт о присвоении наименования «старообрядцев» взамен употребляемого названия раскольников всем последователям, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам. 

 После этого Указа начинается силами и средствами самих старообрядцев строительство многочисленных старообрядческих храмов на территории всей Российской империи. 

 В 1971 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором были отменены проклятия на старый обряд, а также все порицательные выражения против дореформенных книг и обрядов и в особенности против двоеперстия, которым на протяжении семи веков до раскола крестились наши благочестивые предки. 

 Постановления разбойничьих соборов 1656 и 1666-1667 годов, на которых были прокляты старые церковные предания, были не только формально отменены, но и признаны «яко не бывшие». 

 В 2000 году Русская православная церковь за рубежом на Архиерейском соборе принесла покаяние старообрядцам. Длинный и мучительный путь лжи, слепоты и заблуждений с середины 17 века со времен царя Алексея Михайловича до наших дней закончился.

 Вековые утеснения, гонения на носителей старообрядчества привели к исходу староверов из России по многим странам мира, где они, проживая компактно, до сих пор бережно сохраняют русский язык, свои обычаи, в основе которых требования и уклады высоконравственной жизни, не допускающей сквернословия, пьянства, ростовщичества. В их общинах нет брошенных детей, но процветает здравомыслие, солидарность и взаимопомощь, хозяйственная хватка и экономическая состоятельность.

Высоко оценивал деятельность старообрядцев в «сбережении народа» А.И. Солженицын, указывавший, что они являются примером в разумном и бережном использовании огромного духовного потенциала российского народа, его сплоченности перед угрозами Запада, готовности к жертве и того подъема национального духа, который мы все сегодня испытываем. Пепел сгоревших в срубах старообрядцев стучит в наши сердца.

 Следует отметить, что в середине 19 века старообрядцы в России, несмотря на гонения, представляли большую массу народа самого зажиточного, трудолюбивого и трезвого. Точных официальных данных об их численности нет, но по оценкам самих старообрядцев их численность в России составляла более 9 миллионов.

 Перед Первой мировой войной в России старообрядцев по некоторым данным насчитывалось около 20 миллионов человек. Русские старообрядцы-предприниматели (финансисты, фабриканты и купцы) в это время держали в своих руках 2/3 национального капитала России. Почти все меценаты и коллекционеры конца 19 и начала 20-го века были старообрядцами. Братья Рябушинские, Морозовы, Солдатенков, Рохманов – сколько известных и забытых фамилий…

 Общины старообрядцев, разбросанные сегодня по всему миру, показывают, каким мог бы стать русский народ, если бы не жгли скиты староверов вместе с их обитателями, не было бы последующих гонений на них по всей России, иммиграции старообрядческих общин в другие страны. Внутренний нравственный облик старообрядцев наложил свой отпечаток на их быт, потому что не бытие определяет сознание, как нас учили в институтах, а наоборот.

 Старообрядчество сохранило огромный пласт древнерусской культуры, иконописи, книжности. Целый ряд известных учёных, деятелей в различных областях, как прежде, так и ныне, имеют старообрядческое происхождение. У всех староверов сохранился своеобразный, присущий только им быт, традиции, обычаи, молитва в семье.

 Трудолюбие, трезвость и тихий миролюбивый нрав – вот основные черты русских-старообрядцев; их почти не слышно в тех краях, где они обретаются, но нет лучших работников в местах их жительства. Для старообрядцев всегда был характерен патриотизм и широкая благотворительность. Вместе со всем народом они защищали родину на полях сражений.

 Старообрядческие общины и сегодня являются хранителями русского духа и благочестия. Их поселения представляют сегодня своеобразные заповедники русской жизни и требуют к себе чрезвычайно бережного отношения.

 Староверов, проживающих на Верхнем Енисее, называют «семейскими», они живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи, их отличает здоровье и красота, даже стариков. Эти люди никого не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все – от мала до велика. Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Одежда красивая, вышитая разными узорами, является для людей защитой. Их дома необыкновенно чистые с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Все моется и скоблится дочиста. У них ухожены даже животные.

 Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие! 

 Признание России как общей исторической родины, использование русского языка как языка семейного и внутрицерковного общения, общность культурных и бытовых традиций объединяет староверов всех стран и согласий. Главной заповедью рассеянных по миру старообрядцев было: «Вернуться в Россию!».

 Недавно в телепередаче «Международная панорама» руководитель международного проекта «Русский мир» рассказал, что на Дальний Восток в тайгу на место проживания их далёких предков приехало несколько семей старообрядцев.

 Нужно сказать, что несмотря на рассеяние староверов по миру, вызванное гонениями в России, их общины сохранились до сих пор, и они своими моральными устоями, своей верой, укладом своей жизни провели над собой многовековой социальный эксперимент и показывают нам, ныне живущим верующим и неверующим, какой нацией русский народ мог и, надеемся, ещё может стать при выборе правильных духовных и нравственных ориентиров.

 Сегодня отчётливо видны объединительные тенденции в старообрядчестве. 1-2 октября 2018 года в Доме русского зарубежья имени Солженицына в Москве завершился Всемирный старообрядческий форум, на котором обсуждались актуальные проблемы старообрядчества и стратегия его развития. Эта встреча стала новым шагом к развитию диалога и взаимопонимания между христианами-староверами, к укреплению соработничества в сфере общественной жизни, в общем деле сохранения культурного наследия, поддержки трудовой этики и традиционных семейных ценностей.

 Форум выразил поддержку староверам, которые вынуждены были покинуть Родину после революционных событий ХХ века. Сегодня предпринимаются усилия по возвращению их в Россию из стран Южной Америки и других государств.

 Прошедший Форум показал, что староверы всех направлений: поморы, белокриницкие, новозыбковцы, часовенные духовно едины, у них общая история и общие задачи, они стремятся к единению в экономических, культурных и социальных вопросах.

 Сегодня, в результате церковного раскола России и Украины настоятельно необходимо вернуться к сближению всех ветвей православия, отчего Россия станет ещё сильнее. Воистину пришло время собирать камни!

 

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #16235 22.02.2019 в 17:05

Почему старо-веры не понимаю. Много о них слышал, читал и даже знаком с некоторыми. Общее мнение о староверах: чистые душой люди, чадолюбивые, работящие, честные, долгожители, крепких семейных устоев (семейские), хранящих чистоту веры и прочая и прочая. И это везде, где бы они не жили в Аргентине, Уругвае, по всей Сибири и Дальнему востоку, Австралии мнения о них мало разнятся. И вот я подумал: если осколки такие чистые, то каким же был целый сосуд? Получается, что до Петра была вся Русь-Россия такая. Кому понадобилось её раздербанить?