ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Инна КОВАЛЕНКО. «РЫЦАРЬ ПЕЧАЛЬНОГО ОБРАЗА», или Доказательство того, что мечтать – вредно (вокруг «Истории любовной» Ивана Сергеевича Шмелева)
Инна КОВАЛЕНКО

Инна КОВАЛЕНКО. «РЫЦАРЬ ПЕЧАЛЬНОГО ОБРАЗА», или Доказательство того, что мечтать – вредно (вокруг «Истории любовной» Ивана Сергеевича Шмелева)

 

Инна КОВАЛЕНКО

«РЫЦАРЬ ПЕЧАЛЬНОГО ОБРАЗА», или

Доказательство того, что мечтать – вредно

 

Русская литература – о любви. Чистой, светлой, всепобеждающей. Настоящие романы пишутся, как правило, для того, чтобы мы, читатели, научились главному – различать добро и зло, чистоту и грех, любовь и страсть. Иван Сергеевич Тургенев, путешествуя по Германии, создает свою знаменитую «Асю». «История любовная» Ивана Сергеевича Шмелева написана «для очистки и отчистки с жизнью», благодаря невероятной силе духа автора. Тургенев и Шмелев, каждый по-своему, рассказали о любви молодым людям, сердца которых только-только начинают открываться этому светлому чувству.

 

Любовь долготерпит, милосердствует. Тоня – пятнадцатилетний главный герой романа Ивана Шмелева «История любовная», как и Ася из одноименного романа Тургенева, допускает главную ошибку юности. Молодой человек склонен к мечтательности. Тоня, познакомившись с романом «Первая любовь», чувствует потребность любить. В своем воображении гимназист рисует различные образы «прекрасных Муз», представляя, как он сможет добиться расположения дамы. Тоня понимает, что его мечты балансируют между чистотой и грехом, вечным счастьем и падением в пропасть. Автор не зря указывается время развития событий: весна, праздник Пасхи Господней. Для главного героя тема воскрешения и победы над грехом станет основной. Тоня, словно по шаткой лестнице своих «благих» желаний, спускается вниз. От мечты о чистой «девушке», музе и ангеле, гимназист постепенно приближается к мечте о «женщине», рядом с которой можно говорить обо всем «свободно», не задумываясь о грехе. Тонина «любовь» – нетерпелива, немилосердна.

 

Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. «Я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом», – так говорит о себе господин Н.Н., от лица которого ведется повествование в тургеневской «Асе». С первых строк романа мы воспринимаем главного героя как человека гордого и самовлюбленного. Н.Н. – типичный «лишний» человек. Путешествуя по Европе, он не любит заводить продолжительные знакомства, герой наблюдает (именно наблюдает, рассматривая их) за горожанами, оценивает поступки незнакомых ему людей. Складывается впечатление, что у этого молодого человека есть все, но нет самого главного – любви, а точнее, желания любить мир, окружающий его. Н.Н. продолжал жить в свое удовольствие, но неожиданно в сердце постучалась юная мечтательница Ася. Но был ли герой готов понять и принять чувство этой дикой и скрытной девочки? Тургенев задается вопросом: сможет ли самолюбивый Н.Н. пожертвовать привычным образом жизни ради любви?

 

Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Самой повторяемой, по моему наблюдению, в произведении фразой Тони стали слова: «Мне стало стыдно». Интересно, что Шмелев не называет свой роман, например, «История любви». Автор намеренно изменяет слово, показывая истинный смысл произведения. Тонина история разворачивается по правилу любовного треугольника. Искусственно взращенный в мечтах юноши образ «женщины» воплощается в двух девушках: молоденькая служанка в доме Тони – Паша и соседка, «таинственная» Серафима. Образ милой и веселой простушки Паши выстроен на контрасте с недоступной, взрослой и «интеллигентной» Серафимой. На протяжении всего романа ее роль в судьбе Тони непонятна, а образ Паши, напротив, кажется, прочитывается с первых строк. Автор постепенно подводит нас к главной тайне произведения: кто из молодых людей любит по-настоящему, жертвенно, кто из них «не ищет своего».

История Тони и Паши изначально кажется знакомой и понятной каждому: молодые люди, живущие под одной крышей, непременно замечают друг друга. Тоня – юный «Дон Кихот». Юноша находится в постоянном поиске своей «настоящей», искренней и чистой любви. Но кого он хочет осчастливить: себя или своих ближних? И можно ли сделать счастливым кого-нибудь, играя с чувствами дорогих тебе людей?

 

Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Ася – прекрасный дикий цветок, тайна рождения которого до последних глав оставалась загадкой. Девушка – незаконнорожденная сестра господина Гагина, именно с ним Ася путешествовала по Европе, когда встретила Н.Н. Ее происхождение, отчасти, и повлияло на характер и манеру поведения девушки. Ася с детства была замкнутым, тихим и мечтательным ребенком. Она выросла вдали от светского общества, пышных нарядов и правил. Девочке было легче существовать в мире своих грез и мечтаний, поэтому со временем она превратилась в закрытую, «дикую», непонятную другим девушку. Она смело назначает главному герою свидание, на котором признается в своих чувствах. Честно говоря, прочитывая повесть главу за главой, невольно хочется согласиться с Н.Н. в мысли о «неразвитом чувстве». Он понимает степень ответственности за поступок, которого от него ждет Ася, – женитьба. Молодой человек также понимает и то, что он не успел разобраться в собственных чувствах. Напор Аси обрушивается на главного героя, в результате он во время тайной встречи с девушкой отвечает ей: «Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне…». У него было слишком мало времени, чтобы понять Асю, узнать в ней свою судьбу. До сих пор он не знакомился с девушками, которые бесстрашно прыгали по скалам, переговаривались тайными записками и так импульсивно проявляли свои чувства. А в этом – вся Ася. Истина для этих двух молодых людей была в одном – в любви. В возможном желании становиться лучше рядом друг с другом. Но насколько девушка поспешно принимает решение прервать отношения с Н.Н., настолько и он, спустя некоторое время, спокойно говорит: «Я должен сознаться, что не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что вероятно, не был бы счастлив с такой женой». Истина также в том, что Ася, скорее всего, живя в любви и уважении с самым главным для нее человеком, превратилась бы из строптивого «утенка» в прекрасного нежного лебедя. Н.Н. же, пройдя долгий жизненный путь, осознал, что променял Асю на мысли о собственной «свободе» и гордости, положении девушки в обществе. Он потерял любовь, быть может страстную и необузданную изначально, но готовую стать жертвенной, чистой и настоящей. Свою любовь, свою Асю.

 

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Тоня добился знакомства с Серафимой. И с этой минуты автор романа начинает ускорять развитие событий. Тоня, открываясь своей «прекрасной незнакомке», переступает черту. Делает он это, конечно, гораздо раньше. В тот момент, когда мечты о чистой любви перерастают в мечтания о грехе. Нужно заметить, что именно в заключительных главах Шмелев обостряет обстановку до предела, явно показывая: здесь грех, Тоне придется сразиться с этой страстью. «На душе было тяжело, тревожно: грехи, экзамены», – замечает мальчик. И в то же время добавляет, что невероятная сила влечет его к «женщине». Желание познать то, о чем раньше и думать боялся. На первый план выходят отношения главного героя с Серафимой. Автор срывает завесу тайны с образа «Музы». Символы в романе приобретают значительную силу. Критик и философ И.А. Ильин замечает, что с этого момента начинает разворачиваться главное действие всего произведения: непосредственно столкновение главного героя с грехом, сражение Тони за чистоту собственной души.

Шмелев выстраивает войну со «змеем» через три «драматически-трагических столкновения». Три столкновения – возможные способы победы над грехом. Во-первых, мы узнаем о страшном убийстве двух любовников – сюжет о девушке, изменившей своему мужу. Во-вторых, на глазах Тони кучер Степан, желая показать свою «силу» и «храбрость» Паше, погибает в столкновении с разъяренным быком. «Это две попытки одолеть грех – слепым отвращением и слепой храбростью. Два крушения: кровавое преступление и ненужная смерть. Приближается развязка» (Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991). И, наконец, в-третьих, – личная битва главного героя.

Серафима после долгой переписки назначает Тоне свидание. Девушка покидает службу в храме во время полиелея, главный герой следует за ней. Мы уже говорили о том, что в романе каждый символ имеет свое значение. Так, полиелей возвещает «переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа» то есть, в какой-то степени, встреча Тони и Серафимы – последнее испытание для героя. Место для свидания автор подбирает неслучайно. Чертов овраг – самое темное и гнилое место в Нескушном саду (именно сюда главный герой мечтал привести свою настоящую «женщину», по примеру героев тургеневского романа «Первая любовь»). Здесь, среди темных веток, закрывающих солнечный свет, для Тони откроется не только духовное уродство греха, но и физическое несовершенство его избранницы: «темные, кровяные веки, напухшие, без ресниц, и неподвижный, стеклянный глаз». «В этом мертвом стеклянном взгляде вдруг мне открылось что-то, ужасно стыдное и отвратительно-грязное, связанное с грехом и – смертью?.. Оно закрыло-замазало нежный, чудесный образ, живую Серафиму, чистую, первую мою, женщину-девушку…».

Шмелев описывает и дальнейшее состояние главного героя, его болезнь. Три недели юноша бредил, был близок смерти. Во сне ему виделись толстые змеи, алые цветы и черный огромный бык. С болезни начинается процесс духовного и физического очищения Тони. Страдания, исцеляющие душу погибающего от своих мечтаний мальчика. Погибающего, но Воскресшего! «Я лежал, очарованный. Лился в меня поток – солнечный, голубой поток, – вливался жизнью. Занавески вздувались, опадали. Играли на них цветочки, и все за ними: струившийся за окошком тополь, золотисто-розовые пятна на косяке, от листьев, язычок задуваемой лампадки, утренний стук колодца, журчливые голоса на воле, звонкие петушиные разливы… – все трепетало, играло, жило. Я ловил и вбирал в себя очарование новых звуков, – открывшееся мне чудо…

«Господи… это – жизнь!..» – пело во мне беззвучно».

Тоня не поддался греху. «Черно-зеленый змей» побежден. И новый кучер Степан (другой, совсем другой Степан, «монах») символично омыл выздоравливающего Тоню чистой и свежей водой: «После баньки всегда легчает. Еще окачу разок… – ласково говорил Степан. – Ну, Господь даст, на здоровье будет… так-то-ся. <…>Будь чистый… а то есть нечистый! Ему так определено. Он – темный… и дела его темные. Есть свет, и есть тьма. Есть зло, и есть добро… и каждый в себе понимает. «Аз есмь – Свет! – сказано в святой книге. – Берегите Свет, и тьма его не обья!». Вот. С легким паром». Степан подымал ванну, взвалил на спину, поволок. Уже со двора доходило пение: «Без нетления Бога-Слово ро-о-одшу-юуууу…». Засыпая, Тоня мысленно закончил: «…сущую Богородицу Тя велича-ем!..».

Во время болезни рядом с мальчиком находились его домашние. История с Серафимой была раскрыта. Паша, забыв об обидах, больше всех заботилась о состоянии Тони. Любовь все покрывает и все переносит.

 

Любовь никогда не перестает. «Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз», – спустя долгое время пишет господин Н.Н. «С любовью» – чтобы понять это, главному герою романа                     И.С. Тургенева «Ася» нужно было прожить долгую несчастливую жизнь. Любовь, готовая упорядочить дикую страсть молодой девушки и осветить бесцельную жизнь господина Н.Н. Любовь, столкнувшаяся с гордостью и нежеланием человека менять себя, поворачиваться к Свету. Но разве Любовь перестала? Нет. Цветок, подаренный Асей, рассказчик сохранил до самой смерти.

Паша. Милая Паша. Ее образ в полноте своей раскрывается читателю лишь на последних страницах романа И.С. Шмелева «История любовная». Девушка может быть и не читала роман «Первая любовь», но про жертвенную любовь Лизы Калитиной из произведения И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» наверняка представление имела. Девушка дала обед Господу: при выздоровлении Тони отправиться трудницей в монастырь. Это и была ее жертва во имя Любви. Благодаря Лизе, ее молитвенному подвигу, в родовом «Дворянском гнезде» снова расцвела жизнь. И на лавочке перед домом кто-то признался в искренних чувствах кому-то. А благодаря Паше, силе духа этой юной девушки, Нескушный сад перестал быть темным и гнилым воспоминанием для домочадцев Тони. Там вновь встречаются молодые пары, чтобы Любовь снова и снова торжествовала над страстью. Потому что Любовь никогда не перестает.

Страсть, вспыхнувшая между Тоней и Серафимой, исчезла, растворилась в покаянии чистого сердца мальчика. Со временем молодой человек нашел свою настоящую любовь. Он научился ждать и доверять Богу. Отказался от мечтаний и грез. Роман оканчивается встречей Тони с девушкой: «Она взглянула, пытливо-скромно. Бойко закинутые бровки, умные, синеватые глаза. Они опалили светом… Залили светом – и повели за собой, в далекое».

 

Комментарии

Комментарий #16693 30.03.2019 в 17:09

Умница, садись пять.

Комментарий #16667 27.03.2019 в 20:24

Очень хорошая статья, все правильно написано.

Комментарий #16664 27.03.2019 в 17:54

Всё очень мило и пристойно