Елена КРЮКОВА
ЗАНАВЕС ПОШЕЛ
Из цикла "Мастерская Крюковой"
Любое начало трудно. Все знают, как тревожно выступать прилюдно первым.
Тебя рассматривают, обсматривают, хуже того – не особенно обращают на тебя внимание: там, дальше, будет кто-то интереснее, важнее, – ярче.
Что такое учительство? Как это модно теперь говорить, мастер-классы?
Бесспорно, передача знаний, скажете вы. Несомненно.
Афинская школа. Средневековые университеты Кракова, Болоньи, Парижа и иже с ними. Пышно-торжественные Академии. Бесчисленные бурсы. Курсы и опять классы, классы, классы. Техникумы и вузы.
Человечество всегда передает накопленные знания; без этой эстафеты оно не было бы человечеством.
Не могло бы продолжать себя в пространстве-времени.
Что же я задумала такое?
Времени моего, личного, на земле остается все меньше. Важно УСПЕТЬ. Я придумала для себя такой лозунг, и он подстегивает. Он же подстегивает многих, кто и правда чувствует в себе жажду отдать богатства – не просто графоманский зуд ("я – гений!", "я – бессмертен!"), а впрямь нечто драгоценное, единственное – наработанное, намысленное, выстраданное.
Но знания ли это – то, из чего будут сейчас, на ваших глазах, во вполне интерактивном режиме, складываться мои мастер-классы? И мастер-классы ли это – в том смысле, в котором любую учебу воспринимают потенциальные и реальные ученики?
Разумеется, из этих размышлений, позиций, положений и личных открытий можно (и нужно!) почерпнуть то, что будет полезно пишущему именно внутри литературы.
Но я буду подниматься над литературой. Выходить за ее рамки. Не взыщите.
Мне всегда было тесно в рамках одного искусства, одного мастерства: так сложилось, что я напрямую была связана с музыкой и с живописью; стала профессиональным музыкантом (фортепиано, орган) и профессиональным искусствоведом, вырастая в мастерской отца-художника и позже наблюдая творческий процесс в мастерской мужа, тоже художника.
И даже не в этом дело, не в житейских опорах. А в культуре, даже так – в Культуре, об общем, крупном объеме которой пишущий либо забывает, сосредотачиваясь на словесных подробностях и упражнениях, либо опасается плыть по великой реке Культуры, тихо стоя на ее берегу.
Моя задача – скорее для самой себя: попробовать проплыть по этой реке тем фарватером, которым ни разу не ходил мой корабль.
Тем самым пригласив в путешествие тех, кто не боится.
Уговоримся: в этих раздумьях я частенько буду называть художником любого творческого человека. Слово "художник", и это общеизвестно, в культуре обозначает человека-творца, неважно, в какой области искусства он живет и на каком языке искусства он говорит.
ОБРАЗ, СЮЖЕТ, ТЕМА, ГЕРОЙ
ФЕНОМЕН АРХЕТИПА
Художник, простите за трюизм, отражает реальность, данную нам в ощущениях, сопрягая ее со своими чувствами и мыслями, поелику это возможно.
(Россия: созидательная страна, и она не напичкана пока компьютерными делами. Комп обращается к прошлому и на его основе создает нечто. А художник вырывается из прошлого и настоящего в будущее.)
Феномен художника в том, что он мыслит часто не словами, а образами.
Как это может быть? Что есть художественный образ?
Его то и дело путают с заявленной темой произведения – а еще с его сюжетом.
Здесь надо разобраться.
Однажды говорили мы с одним писателем. Человек он зрелый, а вот писатель в те поры был начинающий; до того, как заняться книгами, он полжизни провел внутри точной науки и весьма в ней преуспел. Он, литературный неофит, допытывался у меня, что же такое художественный образ: "Нет, ну ты мне объясни!". Вы не представляете, как мне было трудно. Я ухватывала ускользающие понятия. Искала впотьмах вербальную точность. Убедительные формулы. "Ну вы понимаете, образ – это такая сила... магнит, к которому все стягивается: весь сюжет, все детали..." – "Какой магнит? – недоумевал почтенный ученый. – Ты мне давай четко! E = MC квадрат, и делу конец!".
Каков мегаобраз, к примеру, "Одиссеи"? Тут же сошлются на сюжет, один из вечных сюжетов – сюжет Путешествия.
И скажут, торжествуя: да, в мире есть Вечные Сюжеты, – один бельгийский литературовед насчитал их примерно двадцать. Иные говорят о 36 сюжетах. Борхес вообще упомянул только четыре: их нетрудно перечислить – 1) осажденный город и герои его обороны; 2) погоня за мечтой; 3) возвращение – о, здесь как раз необходимо вспомнить хитроумного Одиссея! 4) смерть Бога (Осирис, Таммуз, Иисус). Есть ученые, что говорят о шести сюжетах.
Думаете, все они говорят о сюжетах?
Ничего подобного. Они говорят об АРХЕТИПАХ.
Что же такое сам архетип и "с чем его едят"?
Если совсем просто – архетип есть универсальный символ-знак, таящийся глубоко в психической природе человека. Тейяр де Шарден в своей работе "Феномен человека" упоминал о начатках психизма в камне, в растении, в животном. Психизм высших животных, млекопитающих, стоит рядом с психизмом человека. Тайны коллективного бессознательного хранят любые массивные живые сообщества: пчелы, муравьи, стада сайгаков, волчьи стаи. Коллективное бессознательное – код природы. Фрейд немного заблуждался, утверждая, что нам снятся архетипические сны. Но, если считать художника сновидцем наяву, то он творит, черпая силу в жизни архетипов.
В переводе с греческого "архетип" означает "прообраз". Тут же вспомнят про Платоновские первообразы. И про то, что мы лишь их бледные отражения. Грустно? Совсем нет, если учесть, что мы, в результате, при помощи Платона и других умных друзей, это осознали.
Архетип – земное и космическое (природное) явление? Почему нет?
Жизнь и смерть. Радость и горе. Война и мир. Любовь и ненависть.
Добро и зло. Бог и диавол.
Месть и прощение. Правда и ложь. Тайна и исповедь.
Скупость и щедрость. Смелость и трусость. Гордость и унижение.
Богатство и нищета. Сквернословие и молитва. Преступление и святость.
Красота и уродство. Прекрасное и безобразное.
Не архетипы ли все это?
Тайна Двойного – об этом знали древние культуры. Знали они и то, что тройное, троица, дает выход из заданности, замкнутости Двойного: так у любящей пары рождается ребенок, так троичность позволяет – в математике – прийти к большей вариабельности ситуаций.
Живя глубоко внутри нас, именно архетипы иной раз подвигают художника на создание произведения.
От биологических границ до социальных знаков, от тайно-личного до велико-общего – вот диапазон существования архетипа, и, вы сами видите, все мировое искусство стоит именно на них.
Может ли архетип быть словом? Да, может.
Тогда слово поневоле становится символом-знаком.
И тут все вспомнят, конечно, начало "Евангелия от Иоанна". "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Видите, знак равенства поставлен прямо и смело. Ибо в те времена тотального синтеза, всеобщего родства крепко соединялись слово, Бог и само бытие.
Может ли архетип быть образом? Да, может.
Вот огромный роман. Вы все его прекрасно знаете. За него горячо полюбили Льва Толстого не только в России, но и во всем мире. "Война и мир". Само название архетипично. Потому и мощно.
И именно этот архетип пропитывает собою, как вином Причастия пропитывается хлеб в Святых Дарах, всю ткань текста этого романа – который и не роман вовсе, а вырывается из рамок и романа, и любого жанра, на глазах становясь живой, пульсирующей жизнью и ужасом смерти, и болью, и воскресением.
Вот музыка – Девятая симфония Бетховена. Все четыре части архетипичны. Первая – война, битва; вторая – смятение (и даже безумие!); третья – покой; четвертая – радость, она же есть любовь. "Обнимитесь, миллионы, в поцелуе слейся, свет!".
Вот гигантская фреска Микеланджело "Страшный Суд" в Сикстинской капелле в Ватикане. Последний Суд и Последний Приговор тоже есть архетип – конец всеобщей назначенной судьбы, конец мира был отслежен во многих Первокнигах, но именно в Откровении Иоанна Богослова получил ту законченную форму, что определила вектор работы с христианской мифологией у целой плеяды разноликих и равновеликих художников внутри целых эпох.
Архетип обладает крепчайшей вязкостью и клейкостью – он намертво склеивает эпохи, тем самым создавая в культуре так необходимую человеку иллюзию ВЕЧНОСТИ.
Анатолий Жигулин, поэт, мой учитель, на семинарах, которые он вел больше молчаливо, чем говорливо, иногда задумывался, выжидал мхатовскую паузу и тихо ронял: "Смерть – главный враг. Величайшая трагедия. Как не хочется уходить. Как хотелось бы жить вечно!".
Все мы молчали. А что можно было сказать?
Как это у Николая Рубцова? "Филя, что молчаливый? – А о чем говорить?..".
А вот Моцарт в письме к отцу сказал иначе. Он говорил о том, что смерть – это друг. Давайте послушаем живой голос композитора.
"Поскольку смерть, строго говоря, есть подлинная конечная цель нашей жизни, в последние несколько лет я так хорошо познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что её образ не только не содержит для меня ничего пугающего, но, напротив, даёт много успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье познать смерть как ключ к нашему подлинному блаженству – я никогда не ложусь спать, не подумав, что может быть (сколь бы молод я ни был), на другой день перестану существовать...".
Веселость Моцарта, такая родная нашему Пушкину ("веселое имя – Пушкин" – вспомним Блока), рядом с "Лакримозой" из Реквиема... безудержная радость – рядом с глубочайшим страданием... Да, Моцарт тоже знал Тайну Двойного. Архетип "Жизнь-смерть" в его музыке звучит, горячей волной захлестывая времена.
Видите, в произведении соединяются, сплетаются несколько архетипов; в "Ромео и Джульетте" у Шекспира любовь и смерть находятся слишком рядом, – а впрочем, древний, архетипический Эрос-Танатос когда-то давно, в колодцах времен, подозреваю, пребывал одним архетипом: от великой любви можно было умереть на вершине счастья, ревность вкладывала в руку ревнивца камень или кинжал, разлученные любовники выбирали смерть как единственный выход, – тот, кто любил сильнее всех, умирал быстрее всех. Жан-Кристоф у Ромена Роллана сказал: "Счастье не в том, чтобы жить возможно дольше, а в том, чтобы жить возможно интенсивней".
Архетип, архэ, первый, начало...
Значит ли это, что мы все время возвращаемся к архетипам, занимаясь лишь вариациями?
Архетип – в большой мере толчок, чем пьедестал. Это вектор, а не памятник. Это исток, и живая река, рожденная внутри архетипа, течет через эпохи.
Архетип и есть ОБРАЗ в произведении художника.
Одним словом, чем более произведение архетипично, тем более оно цельно.
И чем более оно цельно, тем сильнее оно воздействует.
Сила воздействия произведения прямо пропорциональна силе (архетипичности) разработанного в нем художественного образа.
Однако образ может и "отпрыгивать" в сторону от мощного архетипа.
Хотя требования к нему – чтобы он был сильным и цельным – остаются; и при работе с ним художнику совсем не помешают подробности: современный художник Дмитрий Плавинский уснащал изумительными подробностями, например, свою медленно плывущую по холсту рыбу, но эти тщательно разработанные живописные детальки лишь подчеркивали великую цельность огромной плывущей живой фигуры.
А ведь вдумайтесь: часто архетип путают... с героем!
Герой может быть архетипичен; но герой – не архетип.
Раскольников архетипичен? Да, ибо он преступник и воплощает в себе ПРЕСТУПЛЕНИЕ как таковое и ПРЕСТУПНИКА как такового. Д'Артаньян архетипичен? О да, ибо он есть образ ГЕРОЯ, бесконечно сражающегося за правду и красоту, и воплощающего архетип ГЕРОИЗМА! Мария Стюарт у Цвейга архетипична? Да, несмотря на то, что это даже и не выдумка, а исторический персонаж: она есть архетип САКРАЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ, он берет начало в незапамятной древности и в архаичнейших жертвенных обрядах и ритуалах, наряду, конечно, с достоверным изображением политической ситуации в Европе XVI века.
Дон Кихот и барон Мюнхгаузен – оба родились из архетипа Героя; оба безудержные фантазеры, и оба сражаются с врагом до последнего.
Мне возразят: да ведь есть и не архетипические герои!
Есть, и много. Их, видимо, основное множество и в литературе, и в драматургии, и в изобразительных искусствах.
Мелодии без аккомпанемента нет.
Есть святой, а есть простой человек. Есть царь, и есть раб.
"Я царь; я раб; я червь; я Бог" – храброе соединение воедино полярно противоположных архетипов в одном одушевленном существе удалось Гавриле Романовичу Державину.
Но ведь за века в литературе сложился и архетипичный образ совсем не могучего героя, защищающего осажденный град, а "маленького человека": он воплощает архетип бедности, незаметности, нищеты. Даже богооставленности. А нищета-то благословенна! "Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное" – сказано Христом в Нагорной проповеди. В русской литературе этот образ уже традиционен: он не раз интерпретировался Гоголем (Акакий Башмачкин), Львом Толстым (Платон Каратаев), Чеховым, Гаршиным, Вересаевым, Горьким, Куприным в рассказах, повестях и пьесах. Удивителен нищий "Лирник Родион" Ивана Бунина. Бродячий лирник, нищий, в лохмотьях, поющий старую песню о сиротке и злой мачехе женщинам на пароходе, свободно поднимается до уровня древнего аэда – да по сути он аэд и есть, равномощный слепому Гомеру.
"Маленький человек" все чаще появляется на страницах современной русской и мировой прозы: таковы герои текстов Мишеля Уэльбека, Олега Ермакова, Захара Прилепина, Елизаветы Александровой-Зориной, Марии Скрягиной, Фредерика Бегбедера, Эрика Хансена, Питера Хёга. Да и многих других, целого созвездия нынешних литературных имен. А правда, маленькость, великость, какая разница? Ведь автор все равно избирает героя как рупор для транслирования собственных идей, что на поверку оказываются вполне архетипическими.
Хочет автор этого или не хочет, он или приближается к архетипу, или удаляется от него.
Чем дальше вы уходите от архетипа, тем более обыденным, сиюминутным и даже банальным становится ваш художественный образ.
В конце концов от образа остается один герой. Оболочка. Действующее лицо. Вполне узнаваемое и вполне ходульное. Оно перемещается в пространстве, ест, пьет, берет билет туда-обратно, едет, возвращается, любит, ревнует, даже умирает, а потом вдруг воскресает в операционной на столе под ножом хирурга – с ним происходят вроде бы даже и архетипические вещи, но за всеми этими событиями, окружающими жизнь неархетипического героя, не стоит эта священная аура, этот объемный, колышущийся воздух веков, в ореоле которого герой весит так много на чаше весов искусства.
Такой герой – проходящ и преходящ.
Мгновенен.
Таковы герои многочисленной дешевой книжной продукции, легких (только притворяющихся страшными, для интересу) детективов и любовных романов, бесконечных сериалов – жалкого подобия реальной жизни, изобильного киношного продукта, что снимают для развлечения публики бесчисленные киностудии. "Вы просите дешевой жратвы? – она есть у меня!" – кричит зазывала от искусства и успешно скармливает подобную "жвачку" народу. А публика, вопреки старинной актерской пословице, отнюдь не дура. Она хочет настоящего. Но если все время кормить ее хлебом из опилок, она в конце концов привыкнет к нему.
Итак; рецепт вроде бы ясен: ухватите за шкирку архетип, и все остальное приложится.
Однако образ, особенно архетипический, может не даться вам в руки.
Желательно ему прийти к вам самому.
Искусственная задумка тут может и не сыграть.
Архетип, несмотря на простое его осознание, такой хищный и осторожный зверь: это он подстерегает вас в джунглях искусства, а не вы подстерегаете его.
Эта музыка – не для слабо натянутых струн.
Как же работать с архетипом? Что для этого нужно художнику?
Какие средства, какие инструменты? Какова должна быть их безупречная настройка?
В каком направлении должен двигаться писатель, чтобы у него получилось не скучное бытописательство, а произведение, насущно необходимое человеку и даже человечеству?
Об этом мы поговорим с вами позже в нашем пространстве "МАСТЕРСКАЯ КРЮКОВОЙ".
Прекрасно, почту за честь - "тяжело читать" ))
Для меня самая сомнительная похвала - "легко читать" ))
"Ой, как легко и интересно читается [...]"
Михаил Павлович Еремин говаривал не раз: "Чтение - это труд, притом часто тяжелый. А вы все хотите наслаждаться".
Время лайфхаков! Увлекательно - полезно - доступно...
Лес становится виден, когда идешь по тропе. Притом долго идешь. Он открывается перед тобой.
А не тогда, когда ты чуть потопчешься на опушке ))
У меня есть замысел и композиция многого того, что надо будет высказать на протяжении крупного отрезка времени.
Если вам нужны такие классы, где о том, как не надо рифмовать "палка - селедка", за этим - не ко мне.
Но. До "палки - селедки", идя по лесу мировой культуры, мы тоже дойдем, в свое время )))
С уважением к Вам и ко всем - Елена Крюкова
Елена Крюкова пишет завидно много; к примеру, в мартовском номере журнала" Нева" публикуется её роман "Хоспис".
Анатолий Хомяков.
А по-моему всё замечательно и читается с интересом. Скучно тем, кто пресытился чтением и на сайте газеты постит себя любимых.
НА КОММЕНТАРИЙ #16679
Денисов, не тупите, пожалуйста. Начните-ка сами с Букваря. Что постоянно мешаете другим? Внедряетесь в то, что не для вас писано. Смиритесь с тем, что в этой жизни не только вы "центр земли". Елене - благодарность за живой язык, образное мощное мышление! Да и за само желание "поработать" на ниве передачи собственных знаний другим. Ждём продолжения цикла. И именно в таком живом личностном ключе. Благородное дело задумано вами.
- Елена, извините, вас тяжело читать - за деревьями не видно леса.
Было бы интереснее и понятней - без ваших образов, сравнений и т.п.
Вы начали с того, что личного жизненного времени у вас остается все меньше. И у читателей тоже. Поэтому хотелось бы такие мастер-классы, в которых поменьше эмоций и больше четкости.
Николай Денисов