Александр БАЛТИН. БЕССМЕРТНАЯ МАГИЯ ГЕОРГИЯ ДАНЕЛИИ. Памяти Мастера (25.08.1930 – 4.04.2019)
Александр БАЛТИН
БЕССМЕРТНАЯ МАГИЯ ГЕОРГИЯ ДАНЕЛИИ
Памяти Мастера (25.08.1930 – 4.04.2019)
Юмор, как способ примириться с окружающей действительностью, подразумевает нежность и грусть – первую потому, что реальность редко бывает из шёлка, а вторую, поскольку кратковременность жизни всегда окрашена её тонами.
Юмор, пропитывающий структуры хорошего фильма, включает и анализ жизни – теми средствами, когда другие бессильны.
…ибо осенний марафон затянется на жизнь, каковая и сама-то марафон, чем ни занимайся – ибо мягкость доброго человека и благородна, и жалобна одновременно, и резко отказавшийся здороваться с подлецом Бузыкин не выиграет ничего.
Плоть фильмов Данелии – из плоти действительности: даже если речь идёт о сатирической фантасмагории «Кин-дза-дза» (а вектор последних десятилетий приближает нас к этому страшному миру стремительно!); фактура фильмов такая живая, узнаваемая, пульсирующая, трепещущая, точно вы, проживая свою жизнь, можете по таинственному коридору, открытому мастером, зайти в фильмы, обогатиться их нежной прелестью, и вернуться к себе, немного изменившимися.
Осветлёнными.
Осветлёнными – и чистыми слезами: такими, какие бывают только в детстве, и взрослой элегичностью, и стойкостью, с которою призывает мастер переносить то, что предложено.
В том – в сочетание безукоризненного режиссёрского мастерства и безусловной осветлённости зрителя – и таилась магия Георгия Данелии – магия, фильмы-результаты которой не поблекнут с годами…