ПОЛЕМИКА / Вадим КУЛИНЧЕНКО. ИСТОРИЯ УЧИТ? О Ливийском вопросе
Вадим КУЛИНЧЕНКО

Вадим КУЛИНЧЕНКО. ИСТОРИЯ УЧИТ? О Ливийском вопросе

 

 Вадим КУЛИНЧЕНКО

 ИСТОРИЯ УЧИТ?

 О Ливийском вопросе

 

 Если история повторяется дважды, то сначала в виде трагедии потом в виде фарса. Я вспомнил об этом, смотря по телевидению известия с так называемой конференции «друзей» Ливии, проходившей в Париже 2 сентября 2011 года. Эту конференцию справедливо было бы назвать «конференцией стран победительниц над Ливией», зачем притворяться…

 Вольно или невольно вспоминается, что этот урок мы уже проходили в России в 1918-1920 годах. И, слава Богу, тогда победили не те, на кого рассчитывали интервенты, но золото России осталось у них, и сегодня работает на их экономику, а не на нашу. Если бы тогда победили они, вернее, поддерживаемые ими силы, то уже тогда перестала бы Россия быть «единой и неделимой». Почему? Вопрос весьма интересный, вот почему его не задают на Западе и стараются о нём забыть совсем. Но его заставляют вспомнить события в Ливии.

 Что такое интервенция по определению? Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами (предлог всегда найдётся). Интервенция может быть военной (одна из форм агрессии, такая была в России в 1918 году), экономической и идеологической. Все виды интервенции запрещены и несовместимы с Уставом ООН. Но… все виды интервенции мы наблюдаем сейчас в Ливии.

 Как и 100 лет назад, так и сегодня, «право» на стороне сильного. Фактически в дележе «ливийского пирога» участвуют те же ведущие страны, что когда-то что-то урвали этот кусок с России. А вот с чего ограбленная ими когда-то Россия попросилась в этот клуб грабителей, одному Богу известно.

 Конечно, самой опасной формой интервенции является вооружённое вторжение одного государства, или союза государств, на территорию другого, а это уже называется агрессией. Это мы наблюдали в Ираке, фактически это происходит и в Афганистане. Последствия их мы наблюдаем сегодня, естественно, со знаком минус для народа, хотя поводом для интервенции являлась, якобы, защита этого самого народа. От кого? Факты скрытой агрессии присутствуют и в Ливийском вопросе – французские и английские зондеркоманды спецназа, те же бомбардировки и прочее. Но…

 Интервенция в Россию в 1918-1920 годах являлась фактически вмешательством во внутренние дела страны, откуда под шумок неразберихи и под защитой своих вооружённых сил станы Антанты и США (прообраз НАТО) вывозили всё ценное из России. Сегодня уже забыли, что кроме требований уплаты золотом за свою помощь «благодетели» поднимали вопрос и о российских территориях (переговоры Колчака с Японией и США). Нетрудно представить, что стало бы с Россией, если бы тогда победило белое движение!..

 Но тогда были другие времена и агрессивная интервенция не вызывала массового возмущения в мире. Сегодня времена иные, и массовые выступления в защиту пострадавших стран в какой-то мере заставляют считаться с этим империалистические правительства стран-разбойников. Почему тихо в Ливийском вопросе, здесь виноват другой вид интервенции – идеологический. Есть здесь и второй фактор, который не хотят признавать современные ангажированные политологи: зачем кормить и организовывать «демократическую» жизнь в поверженных странах, сталкиваться с недовольством народа, восстанавливать порушенное – пусть этим занимаются те, кто пришёл к власти в этой стране и рассчитывается с «благодетелями» по полной таксе.

 Смысл новых технологий состоит не в установлении прямого контроля над поверженной страной (это слишком затратное дело). А в манипуляциях через хаос, в котором заказчик этого хаоса сравнительно легко решает ключевые вопросы (перевод из рук в руки тех или иных нужных активов, смену конфигурации собственности и управления, смену ключевых политиков на более сговорчивых и т.д.). Прямо по пословице, ловит рыбку в мутной воде. Если новый режим станет менее демократичным – это не важно. Уже начались этнические чистки в Ливии, проводимые повстанцами. Как рассказал председатель комиссии Африканского союза Жан Пинг, сейчас в Ливии идёт уничтожение чернокожего населения. Без разбирательств, кто это – участник одного из пресловутых «чёрных эскадронов» Каддафи (их существование так и не было подтверждено), или простой гастарбайтер. А что будет дальше? Важно, чтобы в благодарность за власть и поддержку новая хунта сохранила в стране хаос и негласную лояльность хозяину в приоритетных вопросах.

 Современное международное право рассматривает интервенцию как международный деликт (нарушение) прав других государств и их граждан. Принцип невмешательства во внутренние дела государства зафиксирован в Уставе ООН (ст.2, п.4 Устава). Международные споры должны решаться исключительно мирными средствами. Применение силы допустимо лишь в двух, строго определённых Уставом ООН случаях: как принудительная мера ООН против государства, нарушившего норму международного права, для поддержания или восстановления международного мира (ст.39,41 и 42), и как средство законной самообороны против вооружённого нападения (ст.51). В этих случаях применение силы к другому государству не считается интервенцией.

 Возникает вопрос, чем Ливия, а значит Каддафи, нарушила международное право, что ООН дало санкцию на воздушные удары стран-разбойников? Какая вам разница, откуда вас убивают – с земли, с воздуха или с моря? Значит, сама ООН становится преступной организацией, если даёт такие санкции «сильным, но безнравственным государствам», и здесь уместна другая народная мудрость – «У сильного всегда бессильный виноват!».

 Известно, что в Ливии народ до так называемой «революции» против режима Каддафи в большинстве своём жил неплохо, ели не сказать – лучше, чем в России. Но… всё началось с того, что произошло в Египте, Йемене, Сирии, что могло бы произойти и в России. Например, обвинили бы «российский режим в преступности против мирного населения в событиях на Манежной площади» и ООН объявила бы санкции, и…. Скажите – смешно! Но именно с такого момента всё началось в Ливии, конечно, это готовилось извне и заранее. Вот почему ливийский прецедент страшен в будущем. И он осуществляется на наших глазах.

 И как бы ни прикрывались «волки» овечьей шкурой, «защищая мирное население», здесь явно видна экономическая составляющая ливийской интервенции, и не только.

 Без стеснения на конференции в Париже «друзей» Ливии главным был поставлен вопрос о финансах. Разве не насмешкой звучали слава главы МИДа Франции Алена Жюппе о том, «что страна переведёт полтора миллиарда евро со счетов Каддафи для начала реконструкции Ливии». А дальше ещё лучше – за свои деньги Переходный национальный Совет (ещё будут в нём битвы за места) пообещал Франции за поддержку до 35% всей нефтедобычи в стране. Всё идёт по сценарию, о котором я писал выше. Смысл ливийского действа, разумеется, экономика, а не защита ливийского народа, которого погибло от бомб и ракет стран-разбойников больше, чем за 40 лет «режима Каддафи». Но кого это волнует? Победителей не судят, но горький привкус остаётся.

 Представители 60 стран и 10 международных организаций слетелись в Париж, как грифы на падаль, в надежде получить свой кусок мяса. И всему миру ясно, что здесь замешаны иные интересы, чем судьба Ливии, – хаос в стране лучшая музыка для этих стервятников. Один умный человек говорил, что экономика – это пороховой заряд, а политика – спусковой крючок. Вот и произошёл выстрел по вине политиков-карапузов (тогда Саркази, сегодня другие подобные ему). В Ливии и до революции народ жил неплохо. Сейчас в стране нет умных и опытных политиков, и это может привести к печальным последствиям, даже худшим, чем в Ираке. А кому это нужно, ясно и без глубокого анализа.

 История даёт уроки, и дело людей усваивать их. Но, видно, у людей короткая память, и они быстро забывают все уроки….

 

 Говоря о роли России в Ливийском вопросе, стоит вспомнить общую картину российской политики, и не только на Ближнем Востоке. В последнее время мы теряем старых друзей, не приобретая новых. НАТО «освобождало» Ливию вовсе не для того, чтобы она заключала выгодные контракты с Россией, Китаем и с теми странами, которые изначально не вмешивались во внутренние дела Ливии. Тех оборотов экономических отношений, которые были между Россией и Джамахирией в прошлые годы, – уже никогда не будет. Наша страна потеряла ещё одного партнёра – нельзя сказать, что Ливия была нашим союзником, но в целом это очередной наш провал.

 

Комментарии