Людмила СЕМЁНОВА. МНЕ РАНО ЖИЗНИ ПОДВОДИТЬ ИТОГ. К юбилею поэта Константина Скворцова
Людмила СЕМЁНОВА
МНЕ РАНО ЖИЗНИ ПОДВОДИТЬ ИТОГ
К юбилею поэта Константина Скворцова
В Переделкино, в доме поэта и драматурга Константина Васильевича Скворцова, нас встретили песней. Пела Тамара Николаевна, жена поэта. И это показалось символичным. «Матушка» из его стихов обрисовала поэта еще до личного с ним знакомства. Потом по дороге от электрички мы слышали напевные звуки. Это скрипучим голосом рокотали мощные стволы сосен, качающие свои верхушки, приветственный подвыв ветра, треск скворцов, поющих приближению тепла. Во дворе дома, возле крыльца, тлел костерок для шашлыка. Словно живой образ из стихотворения: «Припал к ногам, как ласковый щенок, зализывая все мои печали». Тянуло призывным дымом из трубы бревенчатой баньки. Дым серой дорожкой извилисто уходил вверх и таял в небе, как бы вкрапляя частное, земное – в небесное, вечное. Песня природы, которая нас встретила, на фоне этой домашней картины заиграла новыми, живыми, осязаемыми красками, вселилась в наши души, и напомнила о жизненных вехах на пути поэта Константина Скворцова. Она пела:
В городе Туле в старинном посаде…
Я появился на свет.
Константин Скворцов родился в Туле и прожил там первые три года своей жизни. То далекое время, конечно, позабылось, разве только остались в памяти кое-какие детали. Дом, большой, теплый по ощущениям. В нем жила бабушка. Она была модисткой и шила яркие наряды для артистов тульского театра и любила увлеченно рассказывать о «ленинских призывах», из-за которых, насквозь партийная, в 1924 году рассталась с верующим дедом. А внучок – маленький Костик, пропускал их мимо ушей и мечтал как можно скорее выскочить на улицу. Весной во дворе включали фонтан, ребятня резвилась под струями, брызгалась, играла с лягушками – постоянными обитателями этого местечка. В начале 1942 года, когда фашисты подступали к Туле, семье с трехлетним Костей приказано было выехать на Урал вместе с оборонным заводом, на котором стали работать родители. Но отец посчитал, что в Туле, в ополчении, он нужнее, и остался. Позже, догнав семью, жестоко поплатился: самодеятельный героизм был трактован как «дезертирство с трудового фронта», с соответствующими последствиями в виде лишения свободы. Так, во время войны, Костя с матерью и бабушкой, стали выживать сами, без мужской поддержки, в незнакомом, чужом тогда еще, городе.
А дальше песня продолжалась так: через много лет состоявшийся писатель Константин Скворцов отыщет свой тульский дом, покинутый в спешке в 1942 году, найдет его, не зная адреса. Он приедет в Тулу в 2011 году как участник II Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь». Станет лауреатом конкурса за драму «Ущелье крылатых коней», написанную в Златоусте. А после официальных мероприятий пойдет гулять по Туле. И, растревоженный детскими воспоминаниями, взволнованный ими, набредет исхоженными за ручку с мамой тропами на свой старый родовой дом. Не совсем еще уверенный в удаче, он будет расспрашивать старух на лавочке о фонтане, где трехлетним пацаном возился с лягушками. И старухи-долгожительницы покажут ему то место, где был зарыт фонтан. В благодарность поэт Константин Скворцов прочтет им свое стихотворение:
В глубинке русской посреди разрухи
У нищих окон, как у царских врат,
Сидели на завалинке старухи
И тихо пели, глядя на закат.
Неожиданно одна из бабушек интеллигентного, опрятного вида, уковыляет в подъездную дверь, чтобы вернуться с домотканым полотенцем в горсти, в котором укрылись-притулились три горячих вареных картошки в мундире. И прослезившись, попросив прощения за то, что больше угостить нечем, отдаст их поэту. И опять песня: «Чего не доедим, то допоем!».
Эти три картошины от незнакомой, доживающей век интеллигентки Константин Скворцов оценит в душе, пожалуй, повыше, чем полученного им накануне «Золотого Витязя».
Эвакуировавшись из Тулы, семья Кости переехала в Златоуст, что на Южном Урале. Поэт считает, что все в его жизни имеет предопределение. Город Златоуст был основан в 1754 году промышленником Мосаловым. Предприниматель приехал сюда из Тулы с семьей для строительства железоделательного завода. Фамильной иконой семьи Мосоловых считалась икона святого Иоанна Златоуста, по имени которого город получил название. В 2002 году из- под пера драматурга Константина Скворцова появится пьеса в стихах «Иоанн Златоуст». А в 2005 году в районе города «Красная горка» поставят памятник этому святому.
Еще в школе Костя-пионер увлекся театром: участвовал как актер в постановках. В девятом классе самостоятельно поставил пьесу Гоголя «Ревизор». Черно-белые снимки кадров того премьерного спектакля мы видели и поразились вдохновенным выражениям лиц юных актеров. После окончания школы Константин Скворцов пытался продолжить учебу в театральном вузе.Однако не сложилось. И Константин не жалеет. По его мнению, «современный театр часто перелицовывает классику, ставит не те акценты». Константин – приверженец классических традиций. Любовь к драматургии и театральному искусству Константин Скворцов пронес через всю жизнь. Им написаны более 20 пьес. Многие из них входили в репертуар театров Москвы, Петербурга, Еревана, Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Озерска. Пьеса «Георгий Победоносец», поставленная режиссером Еленой Олениной, заслуженной артисткой РСФСР, и сейчас пользуется успехом у зрителей Липецкого драматического театра.
Первое высшее образование Константин Скворцов получил в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. Потом следующий этап – Высшие литературные курсы при Литинституте им. Горького. Уже в годы учебы поэт стал писать пьесы в стихах. Почему в стихах? Сам поэт дает такой ответ: «Рифма льется, сама направляя и подсказывая развитие сюжета». Если поэт не вымучивает рифму, а она рождается естественно, то это и есть признак настоящего таланта. Сам Константин Скворцов более критично относится к своему творчеству. «Я радуюсь, когда не пишу, потому что могу встречать гостей, ходить на охоту и рыбалку, проводить время с близкими людьми, с друзьями, готовить свою фирменную уху, – то есть я вижу реальную жизнь во всех ее красках и переживаю в ощущениях. Но если уж я пишу – то забываю обо всем. Для меня существуют только мои персонажи, их мир. Например, вместе со своим Иоанном Златоустом, Георгием Победоносцем я постигал православие и воцерковлялся. Архимандрит Петр (Афанасьев) считает, что важно именно в художественном слове являть силу христианской веры, надежды и любви. И в отношении моих драм он отметил значимость героя-святого в качестве примера жизненного поступка в перспективе вечности. Но писатели еще должны чувствовать громадную ответственность за то, что пишут. Ведь бумажная книга – это гектары леса, где поют и вьют гнезда птицы, в норах и берлогах живут звери, с холмов в лесные овраги стекают прозрачные ручьи».
С природой у Константина Скворцова особые отношения. Он с юмором рассказывал нам о некоторых случаях, когда стихия ему подчинялась. Много лет назад поэт с друзьями сплавлялся по реке Юрюзань, которая находится в Башкирии. Как-то неожиданно потемнело небо, надвинулась громадная свинцовая туча и завихрился сумасшедший ветер. Друзья запаниковали. А Константин о чем-то поговорил со стихией, и небо просветлело, туча растворилась в небесном пространстве, и компания смогла благополучно вернуться на берег. А на суше – «с волной играет дерево нагое». На ветке сидел орел и настороженно глядел на людей. «Здравствуй, птичий царь», – поприветствовал его Константин Скворцов строкой из своего стихотворения. Орел вдруг ощутимо и почтительно наклонился вперед, отвечая на приветствие. И это движение птицы заметили все присутствующие. Но иначе и быть не могло. Константин Скворцов чувствовал родство с птицей, потому что когда-то и сам испытал ощущение полета. Находясь на Уральских горах, он вдруг захотел стремительно сбежать вниз с хребта Уреньга. И побежал, полетел, почти в реальности ощущая себя птицей, при этом пел, только издавая не птичьи крики, а оглашал вольные окрестности стихами.
В мероприятиях, связанных с юбилеем Александра Сергеевича Пушкина, Константин Скворцов принимал активное участие, и с группой литераторов приехал в Святогорский монастырь. Погода тогда не радовала. Сквозь завесу дождя в сером пространстве с трудом различались памятник на могиле поэта, люди, стоящие на пьедестале и ступенях. Подошла очередь декламировать свои стихи Константину Васильевичу. И снова – торжественность песни:
…И взойдет
Великое немеркнущее Солнце.
И этот свет есть Бог, и есть любовь.
Внезапно просветлело, грянул хор птиц, и на небе над святогорским монастырем засияло солнце, пушкинское «дневное светило».
За полушутливыми рассказами проглядывает более глубокая мысль. Если человек может проникнуть в тайны явлений природы, уловить ее непостижимые законы, это «знание» незримо пронизывает творчество, и поэзия тогда приобретает характер стихии, в ней способно отразиться вечное начало.Поэзия несомненно должна приносить духовное потрясение.
На небе лебеди, иль мне мерещится?
Куда летят они? Куда – Бог весть…
А здесь на озере казарка плещется.
Спасибо Господу за то, что есть…
Пообщавшись с Константином Васильевичем Скворцовым, прикоснувшись к его поэзии, стало понятно, что его 80-летний юбилей – не итог, а начало нового жизненного и творческого этапа. Воспоминания прошлого откликнутся новым переосмыслением в стихах, весна 2019 года принесет свежие жизненные впечатления, а всегда молодая, поющая жена-муза окружит заботой, подарит теплоту ощущений, внушит уверенность в собственных силах. И поэт Константин Скворцов в очередной раз состоится! И еще раз зазвучит его песня! Для всех нас и для литературы. Верно сказанное им: «Мне рано жизни подводить итог».
Хорошая статья. Искренняя и теплая. ПОЗДРАВЛЯЕМ Константина Скворцова с юбилеем.