КРИТИКА / Илья КИРИЛЛОВ. ОПАСНЫЕ СИМПТОМЫ. О прозе Александра Леонидова
Илья КИРИЛЛОВ

Илья КИРИЛЛОВ. ОПАСНЫЕ СИМПТОМЫ. О прозе Александра Леонидова

 

Илья КИРИЛЛОВ

ОПАСНЫЕ СИМПТОМЫ

О прозе Александра Леонидова

 

Журнал-приложение  "День литературы" и интернет- сайт с тем же названием широко публикует прозу уфимского писателя Александра Леонидова (род. в 1974). Это новое имя в современной российской словесности. В облике его прозы нет никакой рафинированности. В столичных литературных салонах творчество Леонидова, возможно, посчитают грубым и неотёсанным. Может быть, не без оснований. Отчасти и из зависти. Судя по сюжетам произведений, он вполне преуспевающий бизнесмен, то есть с материальной точки зрения человек состоятельный. И, несомненно, умный. Эрудированный. Даже по всевозможным эпиграфам и цитатам, которыми он щедро оснащает свою прозу, можно сказать, что у него очень широкие знания не только в технической, но и в гуманитарной сфере.

В творчестве Леонидова есть нечто первобытное, стихийное. Чем-то он напоминает писателей раннего соцреализма. Например, Николая Ляшко. Такой же пассионарий.

При постижении творчества любого писателя требуются разные подходы – и образный, и аналитический. Вначале я отдал должное образам, теперь анализ, конечно, пунктирный, ведь читателю вовсе неинтересны "исследования" на целую газетную полосу. Кто-то когда-то с правильной иронией заметил, что писателей много, а читатель один.

Как я уже сказал, все вещи Александра Леонидова так или иначе связаны с темой бизнеса, все они про дельцов и купцов. Для отечественной литературы эта тема, можно сказать, сторонняя. "Фома Гордеев" прозвучал в своё время громко, но духу русской литературы остался чуждым. Не в последнюю очередь потому, что наша литература не любит Übermenschen и тех, кто себя ими воображает. Что же, интеллигентность, рафинированность – это прекрасно, ну, а всё остальное, в том числе сила и грубость, разве не составляющие жизни? А раз так, разве это не достойно творчества? Вопрос в том только, насколько талантливо говорить о чём бы то ни было.
Леонидов даёт сильный по своей остроте и точности  анализ современного российского бизнеса, делает попытку исследовать его психологию и социальные факторы, с ним связанные. Есть страницы, которые забыть невозможно. Вот коммерсант-проходимец, главный герой романа "Мускат и ладан", скупая по деревням картошку, самым жестоким образом обманывает доверчивую нищую старуху. Эта сцена слезу не выжимает,  напротив, глаза сухие и ясные. Только сердце при чтении этих страниц ноет очень...

Это, однако, с позволения сказать, дела мелкие. Описывается вообще вся изнанка современного российского бизнеса: и непроходимое взяточничество, и даже бухгалтерские махинации, разобраться в которых неподготовленному читателю трудно, но смысл которых ясен: уход от налогов. Вообще, автор стремится приблизиться к теме коррупции в том огромном римском смысле этого понятия, когда моральное разложение  проявляется через "неуставные отношения" властителей и торговцев, через смешение каст.

Но утверждать, что подлецы-коррупционеры не способны на любовь, – это, извините, выставить себя круглым глупцом. Вообще, всё лучшее в прозе Александра Леонидова – о любви. В его творчестве многогранная любовь, и плотоядная, и платоническая, и любовь-жалость, но не унизительная ни для мужчины, ни для женщины. Более всего – покровительственная любовь сильного пола к слабому полу. 

Но это что касается любви. А в целом в произведениях Леонидова слишком много истеричности в описании жизни. Честное слово, многие авторы-женщины гораздо мужественнее и трезвее. Например, Марина Степанова, написавшая замечательные по психологической стойкости романы "Женщины Лазаря" и "Безбожный переулок". Кстати, и у Леонидова лучшая вещь – повесть "Инферно", сухая, жёсткая, а вовсе не роман "Мускат и ладан", как он сам полагает, книга слишком эмоциональная. Хотя и похож его доминирующий коллективный персонаж на какого-то первозданного зверя, как я говорил выше, внутри-то "человеческое, слишком человеческое". Автор – человек сильный, но слишком много жалости у него, а для художника это губительно. Поэтому самым слабым произведением, на мой взгляд, у него является сентиментальная повесть "После ноля". (Кстати, это самостоятельное название? Или привет Натану Дубовицкому? Или Владиславу Суркову?)

Главный недостаток творчества Леонидова – это неумение созидать образы полнокровных героев. Вот даже главный герой "Муската и ладана" Егор Сеченев, по прозвищу Сечень, казалось бы, такой колоритный! Святой и грешный, стяжатель и филантроп, робко влюблённый в монахиню и решительно раскапывающий могилу своего дяди, чтобы украсть у мёртвого дорогой перстень. Кстати, из романа Александра Леонидова я узнал, что изначальный смысл перстня был в том, чтобы служить кастетом. (А я-то всю жизнь гадал, отчего мне так неприятны перстни, сколь роскошными бы они ни были.) Но сейчас не об этом. Хочется взять пластилин (избави Бог, я не посягаю на глину), неумело вылепить этого Сеченя, поставить на тумбочку, чтобы он стал зримым. Критикуя, хочу оговориться, что я не враг автору. Если Леонидов жаждет стать по-настоящему достойным писателем, ему нужно неустанно и максимально оживлять своих персонажей. 

Разумеется, я не могу не отметить самую сильную сторону его творчества. Он хороший сюжетист, склонный в сюжетостроении к детективному началу. Повесть "По ту сторону заката", собственно, в детективном жанре и выполнена, да и в романе "Мускат и ладан" сюжет закручен лихо. Нажива, злоба, месть – хорошие ингредиенты для приготовления острых блюд. Не обходится дело и без приправы, известной уже три или четыре тысячелетия. Называется Соломон Пинхусович. Да, двигателем злой развязки в романе является торгаш и вор Соломон Пинхусович Привин. Соломон Пинхусович. Как же не обратить внимания на такое подчёркнутое имя? Можно многое говорить. Можно не говорить ничего. Но можно и нужно вспомнить стихотворение замечательного поэта Бориса Слуцкого "Евреи хлеба не сеют". Многие ведь считают, и с этого начинается стихотворение, что Иван пахарь и воин, а Абрам вор и торгаш. Так вот лирический герой стихотворения, еврей-фронтовик, alter ego автора, вопрошает:

Не торговавший ни разу,

Не воровавший ни разу,

Ношу в себе, как заразу,

Проклятую эту расу!

Пуля меня миновала,

Чтоб говорили нелживо:

Евреев не убивало,

Все воротились живы!

 

Между прочим, Иван, Абрам, а также Илья, имя вашего покорного слуги, – все имена эти древнееврейского происхождения. (Кстати, совсем скоро, 7 мая 2019 года, наступит 100-летие со дня рождения Бориса Слуцкого). 

Надо сказать, Александр Леонидов по-настоящему-то и сам не верит в то, будто есть хорошие и плохие нации. И вот тогда, когда он начинает говорить о человеке как таковом, ему  открываются такие бездны душевных падений, что становится не по себе... Слава Богу, по своему художественному масштабу это не Фёдор Достоевский и не Михаил Шолохов, поэтому легко отпускает. Но вообще талант крупный.

Ну, а в более узком, так сказать, в морально-политическом смысле
Александр Леонидов, конечно же, патриот. Даже в том, какие у него удивительные размышления о водке, о смысле русского пития. Не веселия ради, а чтобы вынести этот страшный труд в огромной, северной, раздираемой противоречиями стране. Как истинный патриот, Леонидов не боится говорить о язвах России. Как и все мы, приверженцы просвещённого патриотизма, он считает долгом не умалчивать о них. Диагноз ещё требует уточнений. Леонидов ценен тем, что это зоркий и въедливый наблюдатель. Симптомы, которые он достоверно описывает в своём творчестве, поистине страшные. Но Леонидов, в отличие от многих других авторов, пытается искать и находит выходы для своих персонажей из этих сложных, но не тупиковых ситуаций. Его герой всё же в большей мере жизнелюб и оптимист. Наверное, за такими будущее.

 

Комментарии

Редакция Дня Литературы 17.04.2019 в 01:34

Лоре ГРАЙНЕР. ПРОСЬБА.
Лора, не смогли бы вы прислать ваши размышления о прозе Александра Леонидова в чуть-чуть более расширенном виде, чем ваша реплика ниже.
У вас очень любопытные размышления по поводу этой прозы.
ПОЖАЛУЙСТА, пришлите для публикации в бумажной версии (denlitera@yandex.ru)!
С добрыми пожеланиями -
РЕДАКЦИЯ

Комментарий #16925 17.04.2019 в 01:32

В текст моих заметок закралась опечатка. Не Марина Степанова, а Марина СТЕПНОВА. Автор нескольких примечательных романов, среди которых я особенно выделяю "Безбожный переулок". Даст Бог, я смогу через какое-то время более или менее подробно высказаться о ее прозе.
Марина СТЕПНОВА!
Извиняюсь перед Мариной Львовной и перед всеми читателями.
С уважением, Илья Кириллов.

Лора грайнер 16.04.2019 в 20:48

С удовольствием прочитала умный вдумчивый анализ Ильи Кириллова. Статья отличная. Но я не критик. Я всего лишь благодарный читатель, которому очень нравится творчество А.Леонидова. Пишет Александр мощно, сильно и иногда - очень страшно, оглушая мощным шквалом эмоций. Его произведения впечатляют потрясающей глубиной мысли, невероятной эрудицией и широчайшим кругозором. Умением видеть и, главное, образно и правдиво показывать ту эпоху, на фоне которой живут его герои. Под его пером всплывает прошлое, проходят перед глазами страшные годы, когда "выла и корчилась убиваемая и расчленяемая страна", и страшно бывает, когда это читаешь, и жутко. Говоря словами самого Леонидова " ...жизнь, как она есть, весь этот замысловатый калейдоскоп, смешение высокого и низкого, смешного и страшного, великого и ничтожного, мудрого и нелепого – что слипается и сплавляется до неразличимости, словно в горне металлурга, в бытие человеческое". Больше всего из героев Леонидова я люблю семейство Имбиревых. Удивительно обаятельный и противоречивый типаж удалось создать автору! Сентиментальный хулиган, порядочный мошенник и Бог знает кто еще... Но главное для него - любовь, дом, семья. И, жертвуя собой, он делает все от него зависящее, чтобы ее сохранить. Я от такого мужа точно бы не отказалась! И еще Александр создает удивительно достоверные женские образы. Его Ольга кажется настолько живой и осязаемой, словно это моя давняя знакомая. А какой У Леонидова искрометный юмор! Я только что не рыдала от смеха, "...как мужу на радость организовать маёвку с требованиями пролетариата к буржуазии?" И главное, Александру удалось вывести формулу семейного счастья! Вот она: "Самый волнующий момент человеческого счастья, когда вот так падаешь, не посмотрев вниз, и твёрдо, как закон тяготения, знаешь, что Он подхватит и удержит." И Ольга в свою очередь " старалась заменить ему все утраты, всю горечь правильного человека в неправильном времени." И еще меня не оставляет впечатление, что все это - образ идеальной семьи. Такой, как у Льва Толстого, как у Булгакова - то единственное место, где человек может быть самим собой и чувствовать себя любимым и защищенным. Семья - это то, ради чего живет человек.

Комментарий #16913 16.04.2019 в 12:48

Как автор, отмечу глубину, доброжелательность и объективность анализа. Критик проник в самую суть - порой заставляя вздрогнуть от проницательности. Я и сам как-то писал в статье об "истерике неуслышанности моего поколения". В точку. Подмечены недостатки, что совершенно справедливо и поможет в работе. Персонажи поняты и осмысленны именно так, как замышлялось - радуюсь, что донёс изначальный замысел. Только вот Залмону уделяете слишком много внимания. Никакого "подмигивания" тут нет, а есть просто отдельно взятый отрицательный персонаж еврейского происхождения, активно "русящийся"(мне такие знакомы по бизнесу), давно уже "нашенский". Вся эта гоп-компания живёт одной семьёй, если обратили внимание, и даже подкалывает друг друга по родственному. Чем Привин (даже не еврей, а некто еврейского происхождения) хуже Махачина, Оливковых, самого Сеченя? Плоть от плоти... (А. Леонидов)

Комментарий #16911 16.04.2019 в 08:51

Проза Александра Леонидова - очень многопланова, начиная от протестной и продолжая оптимизмом о будущем. Прочитал всё, что на этом сайте опубликовано, и увидел талант автора и его широту по темам и проблемам, которые он охватывает.
И ни у кого из современных авторов не встречал такого крепкого оптимизма о будущем России.

Комментарий #16907 15.04.2019 в 23:50

Евреи, емли верить Ветхому Завету, сеяли полбу и ячмень. Из ячменной муки пекли хлеб. В Израиле они работают на земле. Самый короткий анекдот был "Еврей-дворник".

Комментарий #16904 15.04.2019 в 19:36

"Евреи хлеба не сеют".
В СССР ходил самый короткий анекдот "Еврей-колхозник".
Николай Денисов

Редакция Дня Литературы 15.04.2019 в 18:52

Проза Александра Леонидова вышла отдельным журналом-приложением "День литературы" №1(7) - 2019.
Журнал можно приобрести в редакции (стоимость 100 рублей).
Тел.: 8 916 015 80 69.