ПОЭЗИЯ / Виктор ПЕТРОВ. ГОРИТ СОБОР – ГОРИТ ЕВРОПА. Французский маршрут
Виктор ПЕТРОВ

Виктор ПЕТРОВ. ГОРИТ СОБОР – ГОРИТ ЕВРОПА. Французский маршрут

16.04.2019
900
14

 

Виктор ПЕТРОВ

ГОРИТ СОБОР – ГОРИТ ЕВРОПА

Французский маршрут

 

                                       Владимиру Бондаренко

 

НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ

Возносит душу к небесам

Собор Парижской Богоматери

Не потому ли, что он сам

Двоится, выплыв на фарватере?

 

Как будто старый город весь,

Перемежая отражения,

Сливается соборно здесь

На колокольный звон служения.

 

Парижем сенная струя

Перетекает в стены, в портики

И в башенные острия –

Святую устремлённость готики.

 

Собору больше восьмисот,

Каменья россказнями гранятся.

Хранят исповедальни сот

Такое... Стены содрогаются!

 

Свечу поставить у креста,

Да разве в том одно спасение?

Спасают душу красота –

Соборы, женщины весенние...

 

Провозглашай, церковный хор,

Мою парижскую религию:

Я в Бога верю, как в собор –

Окаменелую реликтовость.

 

Он будет пению внимать,

Короновав, как женщин Франции,

Витражной розой Божью Мать –

И что другие коронации!

                                                        1997

P.S.

Горит собор – горит Европа:

О, знаменье, что мир – другой!

А разгадать его не пробуй,

Крестясь при вести неблагой,

На месте шпиля ведь недаром

Зияет чёртовый провал...

Зажёгся красный свет пожаром –

Жилетов цвет предупреждал.

2019

 

ЧАСОВНЯ

                 В Париже есть часовня, где во время оккупации

             обречённые на смерть проводили последнюю ночь.

Боль откроет засов мне,

Поведёт за собой.

Я в предсмертной часовне –

И в груди моей сбой.

 

Ожидаю расстрела:

На рассвете расстрел...

Вместо Божьего тела

Сотни жертвенных тел.

 

Здесь висело распятье,

Да война сорвала.

Помолись о расплате,

Обречённая мгла.

 

Напиши поколеньям –

Буквы не сведены.

Станут Сопротивленьем

Все четыре стены!

 

Я в предсмертной часовне –

Не уйти из ночи:

Караульные совы,

А чуть свет – палачи.

 

Окроплённая кровью,

Почва красная тут.

Но к последнему крову

И везут, и везут...

 

От часовни дорога,

А в конце ведь – Конец...

Где же Бог? Выше Бога

Автоматный свинец.

 

Есть единственный выход,

Если выхода нет, –

Записать вдох и выдох,

Тем уйдя за рассвет.

 

Записать напоследок

Жизнь свою для других,

Снять с души своей слепок

И с раздумий своих.

 

Процарапали руки

И прощанье и месть.

Эту Библию муки

Затвердить – не прочесть.

 

Вот начертано с краю

На столетья вперёд:

«Завтра я умираю,

Франция не умрёт!»

 

БЕРЕЗНЯК

Вдруг ослепил за Луарой,

Как роднения знак

Русского с Францией старой,

Белый свет – березняк.

 

Нет понимания проще,

Чем свеченье ствола:

Край не чужой, если роща

По-рязански светла.

 

Встречное галльское чудо

Свет аукало мне...

Тянет не зря отовсюду

К родственной стороне

 

РУССКИЙ БАЛ

На масленицу эмиграция

Устраивает Русский бал.

Пускай Париж поумиляется,

Кого он только не собрал.

Снуют сомнительные личности,

Заглядывая в душу всем,

И говорит без околичностей,

Что скоро, мол, взойдёт посев.

Всё меньше тех, кто сам из прошлого,

Всё больше тех, кто в прошлом сам,

И о снегами запорошенной

России знает по словам.

Безродинной судьбой ранимые,

Здесь водку пьют... За чей помин?

И бредят русскими равнинами

Не видевшие тех равнин.

У самовара чай вприкуску,

Неистовый цыганский хор...

И вроде бы слова, как русские,

Да вот с акцентом разговор.

Усталый господин печалится

Под балалаечным дождём:

Воспоминание впечаталось –

Оно ещё от деда в нём.

Как будто шёл по лесу зимнему,

Где пахнет снегом... Боже мой!

И дочь его с французским именем

Прислушалась к себе самой.

Мерещатся морозы хрусткие

Да солнечный в полнеба блин...

Исчезнут сновиденья русские,

И слёзы вытрет господин.

А в «Русской мысли» информация

Появится про Русский бал.

Повеселилась эмиграция,

И слёз никто не вытирал.

 

ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЛЮБОВЬ

На Севастопольском бульваре –

Ажанка и ажан.

Зачем дежурство сводит в паре

Парящих парижан?

 

Они по рации прошепчут

О чём-нибудь своём,

Паря в грядущем ли, в прошедшем,

Как ангелы, вдвоём.

 

А крылья синие крылаток

Раскрыты за спиной...

Ах, как мучителен и сладок

Любимый позывной!

 

За неслужебное вздыханье

Ругает комиссар,

Но молодое покаянье

Напомнит, как он стар.

 

Угонщики, ворьё из банды

Дежурство портят вновь...

И полицейские команды

Спешат спасти любовь.

 

РУССКАЯ МАДЕМУАЗЕЛЬ

Ищет Клавдию француз

Через много с лишним лет:

Душу отягчает груз –

Нет её повсюду, нет!

Но за тридевять земель

Снится переулок тот,

Где жила мадемуазель

Возле каменных ворот.

 

Голова белым-бела,

Столько видел за войну!..

Впрямь ли молодость была

Здесь, в Ростове-на-Дону?

Занесла тогда его

В тыл судьба на пять недель,

И запомнил из всего

Русскую мадемуазель.

 

Переулок разыскав,

Отпускает он такси,

А ему: «Тут нету Клав...»

Что полегче, мол, спроси.

Из Парижа – да в Ростов!

Ищет Клавдию теперь

Посреди безумных снов,

Как потерю из потерь.

 

Может, горечью она

Испепелена дотла!

Чья вина? Ничья вина.

Жизнь была, как не была.

И молоденький пилот

Знаменитого полка

Возле каменных ворот

Превратится в старика.

 

БРИЖИТ БАРДО

В ресторане, где цвет бордо

Расплескался на все оттенки,

Одиноко глядит со стенки

Молодая Брижит Бардо.

 

Как тоскуют её глаза

По несыгранной лучшей роли

Или тайно по бабьей доле –

Смотрит в зал и не видит зал!

 

Наливает вино Бордо

Затемнённый уют интима...

Невозможно проехать мимо

Ресторана «Брижит Бардо».

 

И заходит порой сюда

Просто женщина... Безыскусна.

Посидит с кинодивой грустно,

Как вернётся в её года.

 

По лицу не слеза бежит,

А быть может, вся боль на свете,

Что, предчувствуя на портрете,

Знает нынешняя Брижит.

 

РЕМЕСЛО

Ошеломляя наповал

Толпу народа на углу,

Затейник пламя выдувал

И шёл по битому стеклу

 

Не ранило, не обожгло...

У всех туристов на виду

Предшествовало ремесло

Талантам в центре Помпиду.

 

Казалось, может всё и вся –

По кругу не ходил, порхал,

У жизни большего прося,

Чем град монеток и похвал

 

Он походил на журавля,

Который должен бы взлететь,

А не взлетает... Вуаля!

Попал в невидимую сеть.

                                                    Ростов-на-Дону

 

Комментарии

Комментарий #17197 03.05.2019 в 08:12

Виктор Гюго однажды описал пожар в Соборе Парижской Богоматери, и его предсказание сбылось. Это предостерегает от плохих предсказаний и прогнозов. Мысли притягивают обстоятельства даже через много лет после их, мыслей, рождения в головах.

Комментарий #17027 21.04.2019 в 12:50

Вчера жилеты увязали свой протест с пожаром в Нотр-Даме, на восстановление коего уже и деньги отыскались. Жгли "самодельные" соборы. Автор в "P. S." чуть ли не об этом сказал. Строки "Есть единственный выход,/Если выхода нет, –/Записать вдох и выдох..." отношу и к писанию стихов.

Комментарий #17021 20.04.2019 в 22:21

Первое стихотворение давнее - скан из книжки, выпало ОДНО (само, кстати, теперь назвалось) слово. Насторожившая читателей СТРОКА ВЫПРАВЛЕНА, ВСЕХ БЛАГОДАРЮ! Виктор Петров

Комментарий #17010 20.04.2019 в 03:02

На #16993 Можно и так. Зависит от смысловой нагрузки, что автор закладывает.

Комментарий #16993 19.04.2019 в 13:49

Наталье Радостевой. Если по-Вашему, тогда уж "но разве только в том спасение". То-есть, не разве спасение", а "спасение только в том, [что...]. Акцент на "в том". ИМХО и ничего личного. Случайный читатель.

Комментарий #16985 19.04.2019 в 02:10

Хорошая, цельная подборка.
Единственно, что заставило споткнуться - сбой ритма во второй строке строфы:
"Свечу поставить у креста,
Да разве в том спасение?
Спасают душу красота –
Соборы, женщины весенние..."
Я бы написала: "Да только разве в том спасение?" Впрочем, допускаю, что это слово здесь просто пропущено. Наталья Радостева

Комментарий #16974 18.04.2019 в 18:30

Ответ на коммент 16973. Вы не правы. Ясно же, что автор сознательно пошёл на отягощение слога. Под стать мощи (отмечено ранее) Собора. Это католицизм, а не православие. Слова складываются, будто камни, строится собор стиха. И должно быть "грубо, грузно". Зато в конце стихотворения появляется парящая легкость наподобие шпиля, увы, исчезнувшего. Про "сенную струю". Нет это не "из Сены", как пишите вы. Речь о том, что у Сены есть так называемая "главная струя". Как и у каждой реки. Любой речник и знающий человек может объяснить. Так что всё хорошо!

Комментарий #16973 18.04.2019 в 16:54

Слог какой-то малоподвижный, натруженный. Такие строки, как "окаменелая реликтовость", "каменья россказнями гранятся" и пр. не для четырехстопного ямба - слишком грубо, грузно. Да и что такое "сенная струя"? Из Сены, что ли? Плохо.

Комментарий #16972 18.04.2019 в 16:43

НА КОММЕНТАРИЙ #16949
Ау, защитники европейских ценностей и "удобств"!
Не забывайте, что та же Франция величиной с Оренбургскую, положим, область. Всего-то навсего. А теперь окиньте взором наши географические просторы. Нашли три отличия? Или их всё же больше?

Комментарий #16959 18.04.2019 в 12:20

Повреждения в Соборе более чем серьезные. Засыпан алтарь. Утрачена некоторая живопись. Пострадали витражи. Неизвестна судьба некоторых мощей и церковных реликвий. Пострадала кладка стен и фундамент. Европа собрала уже миллиард евро на восстановление Собора, и средства продолжают поступать. Если бы повреждения не были серьёзными, столько денег не собрали бы. Рухнувший шпиль Собора венчал бронзовый петух. Внутри петуха с 1935 года находились один из шипов венца Христа, частицы мощей Святой Женьевьевы и Святого Дионисия. Сама скульптура петуха найдена, но судьба мощей неизвестна пока. Шпиль рухнул в неф Собора, но петух сорвался и рухнул в боковой проход, таким образом, спасся от огня. И это лишь малый эпизод утрат.

Комментарий #16949 18.04.2019 в 04:55

Комментатору # 16932. Я серьезно. Имею права считать, что Европа не горит. Вся Европа поднялась сейчас на восстановление Собора. Вы не знаете Европу. Поезжайте в российскую глубинку и посмотрите, как там выглядят церкви. В российской Европе. Посчитайте, сколько сгорело деревянных церквей в России... Глупо думать, что об официальном заключении я писал автору стихов о Соборе.

Комментарий #16932 17.04.2019 в 14:06

На коммент №16931. "Горит" и "сгореть" - глаголы разные. Почувствуйте разницу. "Горит собор - горит Европа" это образ-обобщение действия во времени. Речь не о факте пожара, а о гибельности европейского пути развития. Пламя Парижа случайно ли? Рейхстаг тоже пылал; да, там другое, но тем не менее был знак Европе, всему миру... И чем кончилось? Точно сказала в своём комментарии Светлана Леонтьева "о любви не взаимной". Русские сострадают французам, но у России свой путь. И ещё, уважаемый комментатор: Вы это серьёзно про официальное заключение для написания стихов?! Дмитрий С.

Комментарий #16931 17.04.2019 в 11:55

Собор Парижской Богоматери сгореть не может. Он не хрупкий. Это мощь. Дождитесь официального заключения об утратах и не будьте доверчивы к СМИ.

Комментарий #16930 17.04.2019 в 10:51

Удивительные, пронзительные, строки! Напоминание нам о хрупкости мира. Сколько уже утеряно нами священных реликвий! Начиная с Пальмиры..." Из дырявой сумы
выпадает реликвия. Космос багров.
Кто кричит про диверсию, кто про теракт,
кто кричит про окурок, про провод, про шлак.
Стой, народ! Не об этом оно, о любви
не взаимной. Звони, Квазимодо, зови!" Спасибо, дорогой Виктор! ваши стихи - бесценны. И в унисон - "Нынче враг – это больше, чем пламенный друг.
нынче друг – это больше, чем пламя врага,
Понимает ли мир, что планета хрупка?
Всё, что предки хранили: сгорит с полщелчка!" СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА. Н. НОВГОРОД