ФОРУМ / Нина ШТАДЛЕР. ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК. О прозе Александра Леонидова
Нина ШТАДЛЕР

Нина ШТАДЛЕР. ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК. О прозе Александра Леонидова

18.04.2019
280
3

 

Нина ШТАДЛЕР

ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК

О прозе Александра Леонидова

 

Я не критик. Я всего лишь благодарный читатель, которому очень нравится творчество Александра Леонидова. Пишет Александр мощно, сильно и иногда – очень страшно, буквально оглушая мощным шквалом эмоций. Его произведения впечатляют потрясающей глубиной мысли, невероятной эрудицией и широчайшим кругозором. Умением видеть и, главное, образно и правдиво показывать ту эпоху, на фоне которой живут его герои.

Под его пером всплывает прошлое, проходят перед глазами страшные годы, когда "выла и корчилась убиваемая и расчленяемая страна", и страшно бывает, когда это читаешь, и жутко. Говоря словами самого Леонидова, «жизнь, как она есть, весь этот замысловатый калейдоскоп, смешение высокого и низкого, смешного и страшного, великого и ничтожного, мудрого и нелепого – что слипается и сплавляется до неразличимости, словно в горне металлурга, в бытие человеческое».

«Намертво вмёрз в эту зиму новорожденный ХХI век. Ударили на Урале свирепые холода, сковывая ледяными лесками всю зловонную гниль 90-х. Кува замерзала. Более миллиона заложников безумных и чудовищных «реформ», сволочённые судьбой в серые панельные коробки новостроек и угрюмые старые «сталинки» с заиндевевшим, отваливающимся ампиром лепнин, задыхались от холода и неопределённости…». В двух предложения – трагедия целой эпохи…

 

Его проза поражает яркими живыми образами, глубочайшим знанием женской психологии и потрясающим умением воспевать любовь. Ненавязчивый юмор, добродушное подтрунивание над героями и тонкое понимание психологии семейных отношений делают произведения невероятно интересными.

Больше всего из героев Леонидова я люблю семейство Имбиревых. Из рассказов о них вырастает великолепный роман-эпопея, охватывающий огромный пласт истории нашей многострадальной страны. Удивительно обаятельного и противоречивого главного героя удалось создать автору. Сентиментальный хулиган, порядочный мошенник и Бог знает кто еще – все это Иван Имбирев. Но главное для него – любовь, дом, семья. И, жертвуя собой, своей внутренней сущностью, он делает все от него зависящее, чтобы ее сохранить.

«Сколько лет он жил и спал с этим гнётом измены отцу и дедам, как он жертвовал своими убеждениями ради семьи, чтобы в доме была полная чаша… И как внутренне он разрывался, ненавидя самого себя…». Тяжело и страшно, но правда. Потому что «всегда кто-то берет на себя грязную работу, чтобы остальные могли жить, как умеют. И этим "чистильщикам" достаются потом и осуждение общества, и неприязнь людей».

Таков Иван Имбирев. Он прекрасно понимает, «если есть дело, которое нужно делать – делай его сам. И если кровь неизбежна – пролей её тоже сам. Не жди, пока другие закроют собой твой страх и отвращение к крови…». Понимает и делает то, что считает нужным.

 

В своей прозе Леонидов создает удивительно достоверные женские образы. Его Ольга кажется настолько живой и осязаемой, словно это моя давняя знакомая. Оренбургская казачка, гордая и своенравная красавица, живет, однако, по законам, завещанным ей матерью. А с каким непередаваемым изяществом Леонидов иронизирует над сильным полом:

«Еще в детстве мать научила её строго-настрого, что залог семейного счастья – не «доставать» мужчину. Женщина должна твёрдо помнить, что мужчину нельзя грузить мелкими вопросами, типа протекающих кранов, отклеенных обоев и расколовшегося кафеля. Он охотно поможет жене с определением экономической стратегии страны или с проблемами глобального потепления, а уж всякие мелочи изволь решать сама!». Забавно, но ведь как верно!

Или вот: «Ольга Имбирёва, психиатр-любитель со стажем, прикидывала уместные в создавшейся ситуации лекарственные средства: коньяк? абсент? смарт-джаз через домашнюю стереосистему? покаяние в мелком проступке с указанием на мудрость мужа?». Это чтобы отвлечь Ивана от горьких дум.

И из этого понимания, всепрощения и заботы вырастает редкая гармония взаимоотношений между мужчиной и женщиной. «Имбирёв в её жизни давно перестал быть десертом или острой пряностью. Он стал хлебом её жизни, тёплым, душистым и ароматным, и очень-очень насущным...». Семейные ценности у Леонидова всегда стоят на первом месте, какими бы разными ни были его сильные, страстные, не поддающиеся никаким классификациям и очень самобытные герои.

Когда я читаю его прозу, меня не оставляет впечатление, что в своих произведениях он невольно создает образ идеальной семьи, ДОМА. Такого, как у Льва Толстого или Михаила Булгакова – с оранжевым абажуром, печью с цветными изразцами, и всепонимающей и всепрощающей любовью между домочадцами. Такой семьи, где человек может быть самим собой и чувствовать себя любимым и защищенным, сколько бы ошибок он ни совершил. У Толстого есть эпизод, когда Николай Ростов проигрывает Долохову кучу денег. Ему нечем вернуть карточный долг. Он подавлен, потрясен случившимся, ему хочется умереть от сознания собственной глупости и подлости, но… С замиранием сердца слушает Николай волшебное пение сестры и понимает, что «можно украсть, убить – и все же быть счастливым». Семья – это то, ради чего человек живет.

И Александру Леонидову в своей прозе удалось найти формулу семейного счастья. Вот она: «Самый волнующий момент человеческого счастья, когда вот так падаешь, не посмотрев, вниз, и твёрдо, как закон тяготения, знаешь, что Он подхватит и удержит». Это величайшее доверие к человеку, с которым когда-то связал свою судьбу. Вот оно, семейное счастье. Высшая мера. Окончательная и обжалованию не подлежащая.

Это Александр Леонидов – последний романтик – поет гимн любви.

====================================================

От РЕДАКЦИИ:

Проза Александра Леонидова вышла отдельной книжкой нашего журнала-приложения (см. фото обложки ниже). 

Журнал можно приобрести в редакции (цена 100 руб.; 357 страниц).

Телефон редакции: 8 916 015 80 69.

 

 

 

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #16982 18.04.2019 в 22:10

Прекрасный разбор замечательного писателя. Нина Штадлер открыла в себе еще один талант - тонкого, вдумчивого критика. Леонидов - мэтр, и статья ему под стать. Спасибо, Нина, за такой подробный разбор творчества Александра, прямо в точку, и язык красивый, сочный, похожий на цветистый ковер!

Лора грайнер 18.04.2019 в 19:21

Спасибо большое за теплые слова. Писала то, что чувствую.

Комментарий #16975 18.04.2019 в 18:43

Леонидов пишет неплохо - но эта замечательная статья "пробой" будет даже выше того материала, о котором ведёт речь! Замечательный разбор, тонкий и по существу! Мечта любого писателя - чтобы о нём так написали!