ПУБЛИЦИСТИКА / Сергей ЛЁВИН. МЁРТВОЙ ГОЛОВЕ – БАНТИК. О голосах указующих
Сергей ЛЁВИН

Сергей ЛЁВИН. МЁРТВОЙ ГОЛОВЕ – БАНТИК. О голосах указующих

23.04.2019
421
6

 

Сергей ЛЁВИН

МЁРТВОЙ ГОЛОВЕ – БАНТИК

О голосах указующих

 

В воскресный апрельский день в станице Гостагаевской, расположенной неподалёку от Анапы, случилась страшная трагедия. Погибла четырёхлетняя девочка – ей перерезала горло собственная мать. Вывела во двор и хладнокровно убила ножом. Аргументировала, что это приказали ей сделать «голоса».

Женщина страдает психическим расстройством, проходила курс лечения в стационаре, её отпустили домой на выходные. Все обстоятельства чудовищного преступления выяснят правоохранительные органы, немало работы предстоит психиатрам, но разговор сейчас не о том.

В наш век высокоскоростного интернета быстрее всего по новостным лентам разлетается негатив. Стоит одному информагентству раскопать «жареное», остальные тут же растаскивают резонансную новость, соревнуясь лишь в сомнительном таланте перефразировать чужие тексты (на профессиональном сленге это именуется неблагозвучным иностранным глаголом «копипастить») и нередко передёргивать факты.

Неофитам-журналистам, устраивающимся на работу в телерадиокомпании, газеты и электронные издания, сразу объясняют главный принцип игры: «Хорошие новости – плохие новости». Это легко проверить: вечерние, да и утренние выпуски что на Первом канале, что на «России», что на НТВ начинаются даже не политической хроникой, а известиями о том, что где-то взорвался дом, сгорел торговый центр или упал самолёт. Затем трагедия муссируется каждые два-три часа, обрастая новыми подробностями, свидетельствами очевидцев и кадрами с места событий.

Упрекать СМИ нелепо – журналисты следуют законам жанра и ориентируются на запросы публики. А она, как это ни прискорбно, возбуждается при виде крови. Многие века назад это отлично усвоили устроители гладиаторских боёв, подкупая невзыскательную публику.

Главный редактор одной из анапских газет не так давно обмолвился, цитируя Пушкина: «Чтобы нас читали, нужны «мальчики кровавые в глазах»».

Что ж, пожалуйте: в Гостагаевской, правда, девочка. Но это не менее трагично. Даёшь лайки и перепосты! Налетай! – Счётчик просмотров исправно крутится, рейтинг растёт, и всё больше людей в лентах соцсетей видит фотографию суровой женщины, которая держит на руках малышку – у той лицо замазано, цензура. Самые «одарённые» мастера фотошопа добавляют на картинку нож – для пущей наглядности и усиления эффекта.

Как в античную эпоху, в топовых телепередачах и на первых полосах популярных изданий правят бал Эрос и Танатос. Оптимален вариант, когда они подаются в комплекте. Один из показательных примеров – недавняя смерть Юлии Началовой. В газетах, теленовостях и ток-шоу крупным планом бесконечно показывали фото и видео молодой и привлекательной попсовой певицы (Эрос), которая из-за тяжёлой болезни скоропостижно покинула этот мир (Танатос).

Замечу, что ушедшие из жизни в этот же период и внёсшие значительный вклад в культуру нашей страны Владимир Этуш, Сергей Юрский и Георгий Данелия получили несопоставимо меньше эфирного времени и газетных площадей. Танатос есть, Эроса нет – публике неинтересно.

Копошиться в грязном белье, выискивая подробности о тайных любовниках, застарелых семейных дрязгах и родовых проклятиях, давно стало информационной нормой. Каждый вечер центральные каналы потчуют зрителей этим сомнительным блюдом, настойчиво размещая его в так называемый прайм-тайм – время, когда большинство семей собираются дома и включают телевизоры, иногда просто для фона.

Персонажи клонированных ток-шоу практически не умеют разговаривать – оно постоянно орут: обвиняют друг друга в смертных грехах, брызжут слюной, иногда дерутся. Однако современного зрителя ещё со времён незабвенных «Окон» такими боями в грязи не удивишь. Нужно что-то поострее.

Не так давно по Первому каналу показывали очередную криминальную «нетленку» про маньяка-каннибала. У него в квартире нашли расчленённые трупы, с которыми тот проводил кулинарные эксперименты. Камера крупным планом демонстрировала тазик, в котором лежала человеческая голова. Изображение, правда, было «запиксилено», чтобы детали не просматривались, но не настолько, чтобы зритель ничего не видел – он был обязан прочувствовать всю дикость и мерзость сполна.

Ведущий бодро комментировал оперативную съёмку, неестественно ужасаясь и во всех подробностях описывая процесс расчленения, содержимое морозильной камеры и прочие шокирующие детали. Этакая школа для начинающего людоеда.

Всё это транслировалось часов так в семь вечера: отрезанная голова, методы убийства, рецепты. И никто не удосужился хотя бы попросить убрать от экранов детей. Для сравнения, одна из немногочисленных оставшихся на ТВ интеллектуальных передач «Что? Где? Когда?» выходит многим позже 22.00. Трупы же актуальнее.

Новости культуры давно стали тем, что телевизионщики промеж собой называют бантиком – необязательным завершением выпуска. Не уместится сюжет о музейной выставке или презентации новой книги в рамки ограниченного хронометража, его безболезненно перенесут на следующий выпуск. Или на последующий. А если очередная беда грянет, вовсе позабыть можно. Без крови малоинтересно.

Детоубийца из станицы Гостагаевской объяснила свои действия приказом «голосов». Так вот: эти голоса мы слышим каждый день. Они открывают выпуски новостей, переполняют ток-шоу, кричат заголовками с газетных полос и журнальных обложек. Насилие прорастает сквозь эфир корнями в людских умах, и есть серьёзная опасность того, что известия из мира культуры и искусства вскоре вовсе исчезнут за ненадобностью – ибо зачем мёртвой голове бантик?

Анапа

 

Комментарии

Комментарий #17077 25.04.2019 в 13:15

Хотели рынок и отсутствие цензуры — получите. Всё решают рейтинги, кто популярнее, туда течет реклама. А не будет рекламодателей, не будет ни зарплат у журналистов, ни аппаратуры, ни-че-го. Проблема — почему это так интересно людям, почему люди это смотрят и читают с таким упоением? Изменится запрос, изменятся новости. И вполне возможно, мы снова будем рады прочесть о том, сколько намолотили в закрома.

Комментарий #17062 24.04.2019 в 09:40

Но все-таки есть и хорошие познавательные каналы. Есть из чего выбрать. И музыкальные есть неплохие, и научно-популярные. Смотреть Малахова и Кудрявцеву совершенно необязательно. Если, тем не менее, их передачи имеют высокий рейтинг, то есть популярны, то это уже проблема образования, воспитания, культурного просвещения. А интеллектуальная передача "Что? Где? Когда" это тот же невысокий нравственный уровень, только в смокингах, галстуках-бабочках, поддержкой банками. И там всегда были отвратительные музыкальные паузы. Тоже противно смотреть из-за коммерческой составляющей и склок между фигурантами из-за денег.

Комментарий #17055 24.04.2019 в 01:05

Все так и есть в наше время,в нашей жизни.Действительно в прайм тайм показывают все,что показывать нельзя и смотреть это ,человек с нормальной психикой и нравственными принципами не будет,да и не сможет.Потому что противно,и больно за наше общество,смакующее и обсуждающее во всех подробностях всю эту грязь,мерзость и ужас...Трагедия страшная...

Комментарий #17053 23.04.2019 в 20:27

Я согласна с автором на все 100. И похоже вся эта грязь льётся на умы наших детей специально. А потом мы удивляемся: что-же это происходит с нами.

Комментарий #17052 23.04.2019 в 19:36

- В России идет агрессивная информационная Гражданская война, которая резко усилилась с 2014 года (я имею в виду дебилизирующие население России телевизионные треп-шоу и прочих малаховых). И, безусловно, сегодня здоровые силы должны давать постоянный, резкий отпор деструктивным силам.
Николай Денисов

Комментарий #17045 23.04.2019 в 12:56

Как Вы правы, товарищ Сергей Лёвин! Создаётся впечатление, что это и есть национальная идея нашего правительства!