КРИТИКА / Александр БОБРОВ. ПОКРОВ ДЛЯ МИЛОССКОЙ БОГИНИ. Парадоксы современной поэзии
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ПОКРОВ ДЛЯ МИЛОССКОЙ БОГИНИ. Парадоксы современной поэзии

 

Александр БОБРОВ

ПОКРОВ ДЛЯ МИЛОССКОЙ БОГИНИ

Парадоксы современной поэзии

 

Прочитал в «Российском писателе» список вновь принятых членов Союза писателей России – из 30 новобранцев 16 поэты, больше половины. Так оно обычно и на семинарах бывает: критиков днём с огнём не сыщешь, а уж драматургов… Россия, выходит, страна поэтов? Да вот парадокс: книжки поэтические – пылятся, журналы с подборками и умными статями не востребованы, а все поэтические программы закрыты на ТВ из-за низких рейтингов – не смотрят сотни тысяч пишуших вирши…

«Поэзия в конце концов прекрасная вещь надо с этим согласиться...» говорил Федор Тютчев. Безусловно, соглашаясь с Фёдором Ивановичем выдающимся поэтом и мыслителем, всё-таки вынужден ответить на мучительный вопрос: нужна ли давно задуманная книга о прекрасной вещи поэзии? Для кого может быть предназначено это пособие, что ли, в форме свободных раздумий, строгих лекций, заметок на полях и рецензий на творческие работы студентов? С одной стороны, круг её целенаправленных читателей вроде бы ограничен студентами-филологами и питомцами творческих вузов, специализированных гимназий и курсов. С другой стороны, он практически – неохватен, если говорить о любителях поэзии, а особливо о сочинителях: ведь сегодня только на одном сайте Стихи.ru присутствует невероятное количество авторов. Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более 2 000 000 страниц по данным счетчика посещаемости. Больше населения Литвы разъехавшейся! Сайт Стихи.ру коммерческое предприятие. Некоторые пользователи возмущаются, что сайт успешно зарабатывает на продаже баллов для размещения анонсов. Так, например, анонс на главной странице на сайте Стихи.ру стоит 1000 рублей (5000 баллов), в ленте произведений – 500 рублей (2500 баллов), а в ленте рецензий –  200 руб. (1000 баллов). Между тем, беда типичных авторов этого сайта в том, что они никогда не купят недавно вышедший учебник «Поэзия» за 1000 рублей или хорошую литературоведческую книжку, включая данное пособие за 500, или даже стихи талантливого современника за 200, чтобы развивать вкус, учиться мастерству, понимать разницу между поэзий и графоманией, но выложат сколько угодно, чтобы продвинуть себя, любимого. А ведь есть ещё 40 раскрученных сайтов, чтобы публиковать рифмованные сочинения! – от «Виртуального клуба поэзии» до «Графоман.нет». Как раз, увы – есть!

 

* * *

Беда в том, что графоманы – не читают книг. Мы в Литинституте прочитывали за неделю книги классики, учебники по мастерству, сборники новинок поэтов, а сами, дай бог, одно стихотворение сочиняли. Сегодня – наоборот! Будь по-другому – книги по поэзии и литературоведению были бы сметены с прилавков, а журналы снова стали выходить огромными тиражами: ведь миллионная армия пишущих! Говорят: книги дороги, но есть библиотеки, есть интернет, где можно бесплатно или за весьма умеренную цену скачивать книги. Но ведь нет же – пишут, строчат, размещают, публикуют. Для кого?.. На последнем награждении «национальной премией» сам председатель Роспечати утверждал, что для народа. Это не шутка?

Да, надо отдать должное учредителям сайтов и премий: они сумели уловить и реализовать вечное желание пишущего увидеть своё пусть и несовершенное произведение обнародованным во что бы то ни стало. Раньше для этого ходили в литобъединения, печатались в многотиражках, но там был один нервирующий недостаток: тебя могли жестоко раскритиковать коллеги по студии, товарищи по работе, читатели районки, а тут – печатай что хочешь, а отзыв не понравился – убери! Студентка группы литтворчества МГИК Александра Кузнецова, чьи стихи были переведены в 20 лет даже на китайский язык, написала излишне эмоциональную курсовую работу: «Сетевая поэзия и графомания», где с отчаянием пишет: «Графомания – это бич литературы. Современная литература с каждым днем умирает все быстрее и быстрее, потому что на это поприще приходит большое количество дельцов и графоманов. Родоначальником отечественной графомании считают Дмитрия Ивановича Хвостова:

Нельзя прославиться чужими нам трудами;

Виной себе хулы, или похвал, мы сами.

Пусть образ мой внесут туда, где Россов Царь

Щедротою своей воздвиг олтарь…

 

Графоманы существовали всегда и при любом явлении жизни они давали о себе знать, но сегодня им слишком вольготно».

Да, над безобидным графом Хвостовым иронизировал сам Пушкин, а некий типичный баловень Стихиры попросился к нам в поэтическую студию «На Никитской», размножил свои гладенькие вирши, прочитал их на занятиях спокойно, но заинтересованные суждения и критические замечания совсем не воспринимал и… больше не появлялся. Зачем? – заявил и тут о себе, а работать над стихами – увольте. Но бывает и прямо противоположное отношение: человек не собирается посвящать себя литературе, а тянется к поэзии, ходит в какой-то литературный кружок, в библиотеку, читает книги о поэзии. Такие остались в России, но что самое удивительное – в прагматичных США.

Евгений Евтушенко 15 лет, до самой кончины, преподавал в Университете Талсы (Оклахома). Это частный университет почти с вековой историей. Да, в нём есть колледж искусств и наук Генри Кендалл, но есть и колледж бизнеса Коллинза, и колледж технических и естественных наук. Ведь Оклахома – нефтяной штат, и казалось бы – какая повальная поэзия? Но студенты Евтушенко, среди которых было много будущих нефтяников и инженеров, признавались, что они не просто выучили что-то новое его курс помог посмотреть на мир другими глазами, раскрыться творческому потенциалу. Некоторые начинали даже учить русский. Почему в США раньше поняли, что поэзия – не просто рифмованные строчки или верлибры в книжках и в сети, а суть восприятия мира, залог образного мышления и творческого подхода к любой деятельности. А какие есть прозрения у поэтов, предвосхищавшие открытия учёных: ведь зрительно кажется, что молния раскалывает небеса и тёмную тучу, но Пушкин гениально описал видимое только ему:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала…

 

Через много лет учёные-физики доказали: что ветвистая молния тучу не раскалывает, не прошивает, а именно – обвивает.

 

* * *

Мария Евтушенко – последняя жена поэта, с которой он познакомился, выступая в Петрозаводске на телевидении, вспоминает: «Евгений Александрович преподавал русскую литературу и русское и европейское кино в Университете Талсы (Оклахома). Каждый семестр у него была разная программа: иногда только фильмы Феллини или Михалкова. То же по литературе – он мог рассказывать и о поэтах Серебряного века, и о шестидесятниках, и поэтах Великой Отечественной войны. Мы часто обсуждали с ним занятия и учеников. Евгений Александрович был своеобразным преподавателем. Не писал традиционные планы уроков, не требовал традиционные papers – сочинения. Он говорил студентам: «Напишите, что вы думаете об этом фильме. Только не нужно писать, о чем фильм. Вы мне напишите, какие струны он затронул в вашей душе, каким образом судьба героя или героини затронула вас». Обычно после двух-трех уроков они открывались и писали очень откровенные работы, во многом исповедальные. Курсы его были очень популярны. Запись обычно закрывалась быстро, народу было очень много. Однажды декан сказал ему: «Профессор Евтушенко, я не могу, чтобы все записались на ваш курс. У нас же есть другие преподаватели, им тоже нужно работать». Однажды газета New York Times сделала большое интервью о Евгении Евтушенко. Они приехали в Университет Талсы, но не стали разговаривать с ним, а поговорили со студентами после занятий. И один из этих студентов сказал: «Вы знаете, Евгений Евтушенко нам не преподает русскую литературу и кино, он нам преподает совесть и нравственность». Нам эти понятия в студенческих курсах ни к чему?!

Автор этой книги преподаёт в двух вузах сверхгуманитарного направления – в Московском государственном институте культуры и в Московском гуманитарном университете. С первых же дней работы, будучи лично знакомым с Евтушенко, профессионально завидуя ему («не писал традиционные планы уроков, не требовал традиционные сочинения» попробовал бы с нашим Минобром!), слушая его рассказы о дальновидности американских университетов и даже колледжей, я пытался внушить, что и нам надо внедрять подобные творческие курсы для всех студентов, а не только для узкой группы литературного творчества и художественного перевода, которой я прямо читаю два семестра курс «Поэзия» и принимаю зачёт, курсовую и экзамен. Кстати, когда-то в беседе с тогдашним председателем правительства Владимиром Путиным неугомонный Евтушенко пытался внедрить такое новшество, я даже цитировал их кухонный трёп на этих страницах: «Вы назовите, кто мог бы преподавать в МГУ или МГИМО, например?» – «Ну, вот Юрий Корякин умер, а то он бы мог...». Смешно было слушать! Да полно в городах и весях грамотных литераторов, любящих поэзию, которые и семинары ведут, и клубы, и вполне могли бы читать такой курс в вузе»! В меркантильности и бездуховности погрязли, хуже янки…

Вот и я по наивности даже докладные записки подавал каждому новому ректору МГИК, а последней ректорской команде, хоть есть там проректоры из Литературного института, и предлагать не стал. Россия твёрдо встала на путь стандартизации и бюрократизации образования, всей общественно-культурной сферы, который к добру не приведёт. Сегодня и графоман пошёл какой-то деловитый, целенаправленный, утративший наивность, уповающий не на высокую миссию поэзии, а на личный успех. Уже и конкуры среди себе подобных проводят, и «национальные премии» вручают. Об этом тоже писал гневные заметки – не остановить!

 

* * *

Пока ещё раз хочу подчеркнуть для начала, что я пытаюсь в одиночку написать учебное пособие «Поэзия», хотя такие попытки были. В издательстве ОГИ вышел в 2016 году учебник «Поэзия». Над дорогой книгой под тысячу страниц работали семь составителей, среди которых – ведущий сотрудник Института языкознания РАН, литературоведы и переводчики, лингвисты и практикующие поэты. Вот что говорит в интервью один из его авторов – поэт, критик, кандидат филологических наук Кирилл Корчагин: «Учебник «Поэзия» – обширный 886-страничный труд, который формально состоит из двух блоков, следующих друг за другом (порядок чтения блоков – на выбор читателя). Первая часть – теоретическая, вторая – рекомендуемые стихотворения и переводы поэтов XVIII-XXI веков под заголовком «Читаем и размышляем». Такой диапазон авторов/текстов очерчивает хронологические границы русской поэзии. Благодаря тематическому принципу мы можем встретить стоящие рядом стихи Александра Пушкина и Геннадия Гора, баллады Иосифа Бродского и современного московского поэта Андрея Родионова».

Лично мне такое свободное соседство и некое уравнивание – не по душе, хотя и в знаменитом «Поэтическом словаре» Александра Квятковского приводятся примеры версификаторского мастерства самых разных авторов, но всё-таки неведомых мне, тоже кандидату филологических наук и опытному редактору, авторов (условного Гора) – в нём не встретишь. Авторы учебника предупреждают, что читателю стоит настроиться на информационно-критическую волну, «перед ним – море обсуждаемой информации, разделенной по темам. Уже после прочтения содержания с разделами – например, «Какой может быть поэзия» или «Поэтическая идентичность» – становится ясно, что авторы учебника хотят интегрировать поэзию в максимальное количество культурных полей».

Да, на это обречён любой учебник по поэзии, потому что она пронизывает отечественную литературоцентричную культуру, все виды и рода искусства, является бродильными дрожжами любого творческого процесса. Вот и в этом пособии я следовал той методике, которая сложилась во время преподавания курса «Поэзия». Он, упрощённо говоря, состоит из трёх направлений, трёх ипостасей, подобно тому, как сливаются реки в одно русло, но и тут не всё просто, как в природе: Например, за Бийском, где идущая с гор Катунь сталкивается с более равнинной и мутной Бией, в общей реке Оби алтайская Катунь долго идёт особой светлой и мощной струёй. Вроде бы уже одно, а есть своё течение. Так и в реке Поэзии нельзя обойтись без трёх условных потоков: 1 История поэзии как воплощение общественной, этической мысли и поэтического отражения развивающегося национального образа мира (раздел «Движение во времени»; 2 Мастерство в поэзии, вечная диалектика формы и содержания (раздел «В силу формы»); 3 Творческое поведение самого поэта-творца, который создаёт не только портрет времени, но и свой автопортрет и стихами, и всем образом жизни (раздел «Творческое поведение»). А ещё надо всем витает, не даёт сухо анализировать и поверять алгеброй гармонию вечная тайна Поэзии, её чудо, которое пока невозможно разрушить ни временем, ни техническим прогрессом, ни царящими нравами. Пока… Вот именно с этого, не строго филологического раздела «Палец к губам» я и хочу начать свою книгу, а пока хочу сразу дать объяснение её необычному, не мною придуманному названию – «Покров для Венеры Милосской».

Замечательный лирик – мой учитель не в аудитории и редакции, а в поэзии и жизни – Владимир Соколов, отвечая на вопрос интервью, «Что такое поэзия?», вспомнил статью Иннокентия Анненского «Что такое поэзия?», которая являлась наброском вступления к первой книге стихов, но была опубликована лишь посмертно в альманахе «Аполлон» в 1911 году: «Этого я не знаю. Но если бы я и знал, что такое поэзия (ты простишь мне, неясная тень, этот плагиат!), то не сумел бы выразить своего знания или, наконец, даже подобрав и сложив подходящие слова, все равно никем бы не был понят. Вообще есть реальности, которые, по-видимому, лучше вовсе не определять. Разве есть покрой одежды, достойный Милосской богини?»…

Вот отсюда и родилось не академическое название для пособия по поэзии: «Покров для Венеры Милосской». Оно не совсем точное, но покрой одежды длиннее и прозаичнее. Напишется ли эта книга, нужна ли онапока не знаю. Но ведь курс такой читаю, а привык всё доводить до конца и оставлять подсказки для наставников.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #17533 25.05.2019 в 08:57

Боброву. Пишите свое пособие о поэзии. Сначала для себя. Потом пусть выйдет. А уж жизнь покажет, сметут ли его с прилавков или только будут его читать студенты из института, где вы преподаете, или оно станет рекомендовано Министерством как обязательный учебник первой значимости для всех творческих вузов. Вот и образец для себя уже нашли - Евтушенко.

Комментарий #17521 24.05.2019 в 15:48

Евтушенко у меня не ассоциируеться с нравственностью. Как сказал о нем один болгарки писатель: "Он всегда на баррикаде - то по одну сторону, то по другую". В Россию приехал в последний раз, проехал по стране небескорыстно. Иногда требовал за выступление миллионы.

Комментарий #17518 24.05.2019 в 13:12

Что же тогда раньше было с нравственностью у американских студентов, до Евтушенко, если он, сам безнравственный, был для них учителем?

Комментарий #17452 20.05.2019 в 22:42

Заметки мои о поэзии рассыпаны по многим книгам, в том числе в тех, которые я и в Кстово дарил библиотеке. Но вот и решил их собрать, выстроить. Насчёт липы – Вы правы…
А.Бобров

Комментарий #17449 20.05.2019 в 18:50

- Александр, тему вы затронули важную. И поместить свои сочинялки в интернете, и напечататься за деньги сегодня может каждый. А еще появились "фейсбук", "в контакте", "одноклассники". Сегодня каждый - писатель и каждый - журналист.
Настораживает то, что читатели массово ринулись в интернет ПИСАТЬ. У каждого - свои страницы. Читать уже некогда. Но эта болезнь, думаю, пройдет.

- Вы много пишете о поэзии. А можно маленькую ссылочку на сайт, где можно было бы бесплатно прочитать хоть одну написанную вами главу из вашего учебника или брошюр о поэзии (не хронику, не репортаж, а анализ, разбор стихов)?

- Стихи.ру - отличный лит-портал. Я рад, что на мою страницу ежедневно приходят читатели.
И рад, что половина из них читает критику известного вам фестиваля. Стихи-ру нужен России.

- Да, лит-критикой сегодня мало кто занимается: для этого нужна смелость - даже на нормальную критику обижаются. На днях известная по своей необычной фамилии член СПР и нескольких редколлегий лит-журналов Диана Кан поместила в фейсбуке свой стих
"липа. Как пышно по весне цвела!.."
Я написал ей, что липа цветет летом. Дама заблокировала меня, следуя своим же строкам:
" Дерут друг друга за грудки
Поэты местного Олимпа...".

- Об упомянутом Евтушенко:
Советский на две трети, на треть - американец,
Увековечиться мечтал, себя загнав под глянец.
И упокоиться решил не где-нибудь, однако,
Не в Талсе Оклахомовской, а рядом с Пастернаком.
***
Николай Денисов