Марина МАСЛОВА. МНЕ СКУЧНО, БЕС… Нелитературные размышления о кризисе супружеских отношений
Марина МАСЛОВА
МНЕ СКУЧНО, БЕС…
Нелитературные размышления о кризисе супружеских отношений
Что делать, Фауст?
– Всё утопить.
А.С. Пушкин, «Сцена из Фауста»
Когда мудрость войдёт в сердце твоё,
и знание будет приятно душе твоей,
тогда … разум будет охранять тебя,
дабы спасти тебя от пути злого,
от человека, говорящего ложь…
дабы спасти тебя от жены другого,
от чужой, которая… забыла завет Бога своего.
Книга притчей Соломоновых
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это весьма спорное высказывание Толстого вспомнилось, когда в очередной раз довелось прочитать на литературном сайте материал о кризисе супружеских отношений. Почему спорное? Да ведь сам же роман «Анна Каренина», который начинается этой фразой, и опровергает этот авторский тезис. Все счастливые семьи похожи только в том, что они стремятся сохранить чувство ценности своего семейного союза, а формы этого «сбережения» у каждой семьи свои. А вот все несчастливые семьи несчастливы одинаково – утратой связи между супругами по причине охлаждения чувства. Но не любви как полового влечения, нет. Семья распадается, когда утрачено чувство… святости брака. Других причин нет. Даже если происходят в семье страшные трагедии, а супруги всё равно сохраняют тепло и доверие друг к другу, семья выдерживает любые испытания и знает цену своему счастью. И главное – цена тут у каждого своя, нет никакой «похожести», потому и не нужно оглядываться по сторонам в поисках подтверждения своего счастья. Оно сугубо индивидуально. Второго такого нет. Потому что каждому Бог даёт своё. Но как только возникнет мысль о каком-то стандартном счастье, которое должно быть у всех, вроде регулярного оргазма, тут уже начало распада…
На сайте «День литературы» довелось прочесть статью известного театрального критика Марка Любомудрова «ТРИУМВИРАТ: БЕРГМАН, КОНЧАЛОВСКИЙ, БОЯКОВ. О спектакле «Сцены из супружеской жизни» в МХТ им. М.Горького» (ДЛ, 12.04.2019). Не будучи театралкой, не стала бы заглядывать в этот материал, если б не привлекло меня, с одной стороны, упоминание «супружеской жизни», о коей тоже имею известное представление, и с другой – интерес к имени автора, мимо работ которого никогда не прохожу.
И вот автор раскрывает содержание происходящего на сцене:
«В отношениях персонажей нарастает разлад, утрачивается доверие друг к другу, довлеет атмосфера недовольства, умножаются конфликты и начинают преобладать разрушительные для семьи импульсы. Супруги бесконечно выясняют отношения. Они ссорятся и мирятся, обрушивают каскад встречных обвинений, даже вступают в драку. В их переживаниях чередуются истеричность, взрывы строптивости и холодная бесчувственность. Эти смены сближений и отторжений проистекают из взаимной разочарованности, которая воцаряется в психологическом климате данной семьи. Детей нет, и почти ничто не связывает пару».
Тут уже возникает некоторое недоумение: а что, разве только наличием детей определяется связь между супругами? А когда дети выросли и разлетелись, супругам что, разводиться? И что же связывало их, когда создавалась семья? Если они были чем-то связаны до момента «взаимной разочарованности», то куда же делось то, что их связывало?
Театральный критик не обязан отвечать на эти вопросы. Он констатирует происходящее на сцене. Но зритель-то должен задавать их себе! Если режиссёр претендует на жизнеподобие своей пьесы и показывает якобы то, что есть в нашей жизни, то надо же сразу озадачиваться: в чём причина? куда делась любовь? Ведь в реальной жизни разрешение любого конфликта начинается с осознания его причины. Иначе просто тупик, пробуксовка всех смыслов, дурная бесконечность бессмысленности…
«Засасывающая тина приземленной бытовой повседневности поглотила обе души – Марины и Ивана. На сцене они умываются, чистят зубы, пьют чай или кефир, многократно переодеваются, смотрят телевизор, иногда подходят к окну, интересуясь уличной суетой. Марина делает макияж и педикюр, Иван сибаритствует на диване. Бытовую монотонность все чаще прорезают всплески иных чувств. Марина выкрикивает накопившееся – "я не знаю, чего я хочу... нет никакой любви, нет ничего... мне скучно с тобой спать". Иван мог бы бумерангом вернуть супруге эти жесткие слова. Беда в том, что оба не знают, отчего так все сложилось. Их обывательское жизнеощущение лишено духовных скреп и опор, а значит и прозрений, способности понять друг друга. Иван уходит из семьи к любовнице, Марина тоже находит себе партнера».
Вот ещё один образчик из миллионов абсолютно одинаковых несчастных семей – «не знаю, чего хочу… мне скучно…».
Тут уже неважно, что именно скучно: чистить зубы, смотреть в окно или спать с мужем, – скучно вообще всё!
Если кому-то кажется, что герои нашли выход – у мужа любовница, у жены партнёр, – то придётся разочаровать: это лишь начало трагедии.
Есть ли намёк на эту трагедию в работе Кончаловского?
Судя по критическому разбору спектакля Марком Любомудровым, ничего подобного там нет.
Если героине «скучно» пить чай или кефир с мужем, то не с этой ли проблемы нужно начинать анализ конфликта? Не её ли характер надо высветить, чтоб та «скука», которая заместила в человеке личность, была отчётливо обозначена в качестве её же собственной проблемы, независимо от того, как ведёт себя её муж. Потому что семья начинается с женщины. Она ответственна за духовное здоровье семьи и даже за внешнее её благополучие. Потому что глупая жена – несчастье для мужа, каким бы талантливым семьянином он ни был. «Благонравная жена приобретает славу мужу», по слову притчей Соломоновых. И ещё: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками».
Марк Любомудров пишет о героях спектакля: «Беда в том, что оба не знают, отчего так всё сложилось. Их обывательское жизнеощущение лишено духовных скреп и опор, а значит и прозрений, способности понять друг друга».
Не стоит ли здесь уточнить, что понять друг друга они и не смогут, пока каждый в отдельности (хотя бы один из супругов) не поймёт самого себя, не осознает эту свою внутреннюю «скуку». В противном случае ничего не изменится – никогда не поймёшь другого, если не понял самого себя, если не знаешь сам, чего ты хочешь.
Но герои показаны в равном противоборстве характеров, как равноправные… личности? А разве есть там личности? Индивиды, биологические особи… Личности нет, пока не найдена причина «скуки». У личности не может быть «скуки», она по определению – носитель смысла, а «скука» это бессмысленность.
«Засасывающая тина приземленной бытовой повседневности»? Ну, если у них это так, то очень грустно… А в общем-то о чём тут речь? О естественной повседневной жизни? Почему же «засасывающая тина»? Разве встать утром, почистить зубы, причесаться и налить себе и мужу по чашке чаю – это «приземлённая повседневность»? Нет, это обыкновенная живая повседневность. Что значит «приземлённая»? Ну, улыбнитесь друг другу, попивая чай, – может, оторвётесь от земли. А что же ещё нужно? Как ещё жизнь может быть не «приземлённой»?
Поэт Николай Асеев, к примеру, испытывал восторг, видя, как любимая женщина занимается весьма «приземлёнными» делами:
Ты моешь посуду,
Ты чинишь бельё.
Какое ты чудо,
Виденье моё!
Если этой обыденности бояться, скучать от неё, то жизнь искусственно «возвышается», «эстетизируется», как, например, в стихах Фета:
Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный,
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
Если бы это не было эстетическим манифестом поэта, стихи звучали бы обидно для живого человека, потому что «улыбка» и «взгляд» тут не согревают изнутри; ради идеи красоты здесь игнорируется личность: «не тебе… пою», «ты» здесь поэту не интересно, он видит только внешнюю «ненаглядную» красоту. Вряд ли эти строки можно отнести к любовной лирике, если сразу же звучит предупреждение: «не тебе песнь любви…». Но они прекрасно иллюстрируют ситуацию, когда в объекте любви не интересна личность.
* * *
Если человеку недостаточно утром встать и порадоваться, что проснулся живой, – значит, зажрался. Значит, нужна встряска в виде какой-нибудь напасти извне, если сам не догадается прийти в себя. А если вовремя заметил эту свою «тину», то и выскребай её из себя, никто другой за тебя этого не сделает. У «бытовой повседневности» нет никакой «засасывающей тины», она нейтральна, неизбежна и даже необходима, как необходимо для человека есть и спать, иначе умрёт от изнеможения. Если от элементарных повседневных действий в семье ожидать какой-то «возвышенности», можно просто сойти с ума. Жизнь возвышенна сама по себе, если просто радоваться каждому её моменту. А для этого надо периодически «выскребать тину» из самого себя, а не искать в супруге причины собственной «скуки».
В кавычках это слово потому, что такого состояния самого по себе нет в природе вещей, оно возникает как духовная гниль, только не в бытовой повседневности, а в душе самого человека. И если этого не понять, дурная бесконечность встреч и расставаний неизбежна, и «любовница» и «партнёр» всё равно через недолгое время будут вызывать всё ту же «скуку». Об этом давно известно нашей литературе. Первому свиданью посвящено столько восторженных стихов, всем оно кажется самым возвышенным явлением человеческих отношений… А если вспомнить пушкинскую «Сцену из Фауста»?
Ф а у с т
Мне скучно, бес.
М е ф и с т о ф е л ь
Что делать, Фауст?
Таков положен вам предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет –
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.
Ф а у с т
Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.
М е ф и с т о ф е л ь
Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
……………………………..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но, помнится, тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? всё по пустякам.
Желал ты славы – и добился,
Хотел влюбиться – и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?
Ф а у с т
Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет –
Я проклял знаний ложный свет,
А слава... луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон... Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ...
М е ф и с т о ф е л ь
И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать,
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?
Ф а у с т
О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там – где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи –
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был...
М е ф и с т о ф е л ь
Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокий,
Как вы вдвоем – всё помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
……………………………….
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?
Ф а у с т
Говори. Ну, что?
М е ф и с т о ф е л ь
Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал!
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она...
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем…
Так что героев спектакля «Сцены из супружеской жизни», сколько бы они ни выясняли отношения, пытаясь развеять скуку, всё равно ждёт этот финальный возглас, на который, впрочем, они вряд ли способны по уровню эмоционального и вообще культурного развития:
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
И этой тоски и скуки будет тем больше, чем настойчивее они будут стремиться к удовольствию как суррогату семейного счастья.
Елена Сударева, рассуждая о смысле эпиграфа к роману «Анна Каренина» и о том, что ждёт читателя в романе, исходя из «духовного масштаба» эпиграфа («Мне отмщение и Аз воздам», (Рим, 12:19)), в статье «Отмщение Анны» (ДЛ, 26.03.2019) пишет: «А ждет читателя прежде всего драма духовная, а только потом – любовная, психологическая, социальная, бытовая…».
И драму эту можно всё теми же словами Фауста обозначить:
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем…
Это почти что мысли Вронского об Анне: «Он посмотрел на нее. Он видел всю красоту ее лица и наряда, всегда так шедшего к ней. Но теперь именно красота и элегантность ее были то самое, что раздражало его». И Елена Сударева тут же комментирует эти строки романа: «Главная забота и оружие Анны превращается в обоюдоострый клинок, обращенный своим острием против нее самой». И далее слова почти о том, что происходит и сегодня во многих становящихся несчастными семьях: «Гордыня Анны – вот дверь, через которую дух разрушения проникает в ее душу и полностью завладевает ее сердцем. Она заболевает гордостью и, забыв саму любовь, сломя голову бросается в омут борьбы с возлюбленным».
И измена, поиск «партнёра», во многих семьях – это своего рода попытка первоначальной борьбы за своё право на счастье. А потом – как в известной песне: эх, раз, ещё раз, ещё много, много раз…
Прелюбодеяние, осквернение святости брака – это как раз духовная драма личности, а не бытовая оплошность в семейных отношениях…
Марк Любомудров упомянул об отсутствии «духовных скреп и опор» в семье сценических героев Бергмана-Кончаловского.
Но кто ж согласится с тем, что утрата влечения к супругу – это духовная проблема?! «Духовное» – там, в церкви, а у нас тут постельный кризис, скучно спать вдвоём…
Видимо, предваряя подобное возражение читателя, критик далее рассуждает:
«Кто же будет спорить с тем, что проблема интимных отношений в браке имеет важное значение, и эта "проблемность" для членов семьи с годами возрастает. Как очевидно, в спектакле плотские мотивы являются определяющими. В отношениях сценических персонажей преобладают вибрации инстинктов и не слишком глубоких чувственных переживаний. С них начинается сюжет и похожими акцентами завершается.
Финальные реплики фильма Бергмана – "мы любим друг друга – тогда быстрей под одеяло" – достаточно красноречивы. Кончаловский смягчает прямолинейность шведского режиссера. Воссоединившиеся в очередной раз персонажи сплетаются в спазматически гротескном танце, создавая свою "прелюдию". Приглашающе раскрытая постель-тахта рядом. Режиссер даже выдвинул ее на авансцену, во избежание сомнений... Финал как бы открытый – не исчерпана череда встреч-расставаний героев сюжета?».
Эта «неисчерпанность», кажется, означает, что любовницы и партнёры будут меняться, а семья Ивана и Марины будет оставаться? Ой, ли? А будет ли тогда семья? И зачем ей тогда называться семьёй?
Это вопросы к режиссёру и зрителю, не к театральному критику. А Марк Любомудров как раз ответил, намекая на обманчивость «полноты завершения»:
«Всепобеждающая биологизация венчает спектакль, его сквозное действие с протуберанцами постельных радостей обретает полноту завершения. Все заканчивается в духе обыденности и даже фатальности. Так бывает, и нынче – все чаще... В шведском сознании тема, возможно, имеет доминантный характер. А в русском? Что несет она нашему уму и сердцу?».
Если этот вопрос обращён и ко мне как читателю статьи, честно отвечу: могильный холод отчаяния… если только принять её на веру. Но это ложь, придуманная режиссёром. Нет такой темы для русского ума и сердца!
В русском сознании тема семьи как «малой церкви» всегда преобладала, и никакая «шведизация» не в силах заместить этот генетический код русской культуры!
И роман Толстого о том же. Именно об этом навязываемом нам сегодня «духе лжи» писала и Елена Сударева в своём анализе духовного смысла «Анны Карениной»: «…невидимая сила, этот дух лжи, овладел Анной. И Толстой вместе со своей героиней будто со стороны наблюдают, какие перемены происходят в ее душе. Но есть еще один, третий, не менее проницательный, наблюдатель всех перемен, происходящих в Анне, – это Алексей Александрович Каренин: “Она смотрела так просто, так весело, что кто не знал ее, как знал муж, не мог бы заметить ничего неестественного ни в звуках, ни в смысле ее слов. Но для него, знавшего ее... знавшего, что всякую свою радость, веселье, горе она тотчас сообщала ему, – для него теперь видеть, что она не хотела замечать его состояния, что не хотела ни слова сказать о себе, означало многое. Он видел, что та глубина ее души, всегда прежде открытая перед ним, была закрыта от него”».
С этой «закрытости» и начинается распад семьи. В каждой рушащейся семье она проявляется по-разному, но смысл у неё один – ложь, фальшь, предательство прежнего единства. Один начинает лгать, другой – даже не зная пока о предательстве – начинает чувствовать сквозящий холод этой лжи.
«Страсть, поселившаяся в Анне после встречи с Вронским, что-то необратимо меняет в ее характере и начинает вызывать в близких людях страх. Пугает красота Анны на балу Кити, которая раньше так восхищалась ею и как молоденькая девушка была влюблена в нее. Пугается Каренин, наталкиваясь на «веселую» стену непонимания, которую Анна воздвигла между собой и мужем. Но придет черед и Вронского испугаться перемен, произошедших в Анне: “Эти припадки ревности, в последнее время все чаще и чаще находившие на нее, ужасали его и, как он ни старался скрывать это, охлаждали его к ней, несмотря на то, что он знал, что причина ревности была любовь к нему”».
То есть ложь, как и красота Анны («красота и привлекательность Анны в тексте романа начинает словно раздваиваться, мерцать, неожиданно превращаясь в свою противоположность – жестокость и разрушение»), стала тем обоюдоострым клинком, который, вонзившись сначала в её собственную семью и разрушив её, неуправляемо развернулся теперь и против любви Вронского, а значит и против самой Анны.
«В романе Толстого не мнение лицемерного светского общества губит Анну, не ее двусмысленное положение, невозможность развода и разлука с маленьким сыном, нет – именно духовный, внутренний разлом приводит ее к трагическому концу. …Кажется, что сила разрушительной страсти, раз вселившись в Анну, не может остановиться и продолжает свое страшное дело, пока не погубит окончательно одержимого ею человека».
О той же «силе страсти» писал Николай Лесков в повести «Леди Макбет Мценского уезда». Страшен у него итог страстной любви героев. Потому что неудержимая страсть сопряжена с духовной ложью – предательством Бога.
Страшно, когда страсть приводит к гибели тела. Но ещё страшнее, когда одержимые блудной страстью признают таковое положение нормальным и даже желаемым для всех. Когда культура насыщается этим смертельным для духа концептом страсти как неким героическим волеизъявлением, она воспитывает рабов греха.
Александр Леонидов в эссе «Главная тайна «писателей-деревенщиков» (ДЛ, 17.04.2019) утверждает: «Понимание свободы как свободы от греха – красной нитью проходит через все произведения «деревенщиков», и является вполне объяснимым в них проявлением русизма и православности. Если человек связан с русской традицией и православным духом – он просто не сможет понимать свободу иначе».
Рабство греху в «Анне Карениной» долгое время у нас пытались понимать как героическое волеизъявление. Муж Анны, Алексей Каренин, казался скучным, занудным стариком, когда роман читался в юности (мы, к примеру, обсуждали его в школе в конце восьмидесятых годов). А гибель Анны оказывалась следствием давления на героев светских приличий, поправ которые, они могли бы жить счастливо. О том, что жить Анна уже не могла, потому что сама убила свою душу, речи быть не могло, и таковое понимание тогда никому не могло прийти в голову. С упоением цитировали Марину Цветаеву: «В мешок и в воду – подвиг доблестный! Любить немножко – грех большой». При этом не замечали идею Толстого в «Анне Карениной», что любить страстно – ещё больший грех. Потому что любить надо – евангельски. То есть нести любимому благо.
Потому на вопрос Марка Любомудрова о том, что несёт нашему уму и сердцу тема спектакля Андрея Кончаловского, можно ответить аксиомой: свобода личности – свобода от греха! И нам должно быть абсолютно всё равно, что думает по этому поводу сам режиссер, пытающийся внушить нам обратное. Думать должен зритель! И делать выводы не во вред самому себе, своему духу, своей личности, если, конечно, она ему дорога… Иначе ему без конца придётся жаловаться на тупую и холодную скуку, повторяя вслед за известным литературным персонажем: «Мне скучно, бес…».
А что же Фауст? Он-то здесь причём?
Пушкинская сцена, диалог скучающего доктора с Мефистофелем, завершается напоминанием Фаусту о его самообмане относительно чистоты его любви к Гретхен и финальным жестом Фауста, раздражённого на весь мир:
…Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо...
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье...
Ф а у с т
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!
М е ф и с т о ф е л ь
Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я –
Я даром времени не трачу.
Ф а у с т
Что там белеет? говори.
М е ф и с т о ф е л ь
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Ф а у с т
Всё утопить.
М е ф и с т о ф е л ь
Сейчас.
(Исчезает.)
Статья Марка Любомудрова открывается такими тревожными симптомами: «Планета Земля переживает кризис супружеских отношений. Традиционная семья распадается. Мир сползает к промискуитету первобытной эпохи. Отношения упрощаются, любовь сводится к сексу, брак вырождается в свингерство. Сознание человечества снижается к уровню неандертальцев. Гедонизм, приятности физиологии оттесняют иные ценности. Дети воспринимаются как обуза, формируется и растет демографическая катастрофа. В первую очередь это касается белой расы, которую стремительно вытесняют цветные этносы. Белые неотвратимо уступают цветным, у которых "супружество" часто исчерпывается неистощимой работоспособностью детородных органов.
Поэтому обращение МХТ к "Сценам из супружеской жизни", как может показаться, имеет обоснованные мотивировки...».
Вот ключевая фраза! – «может показаться».
Потому что на самом деле изображение проблемы без попытки анализа её внутренних причин – это всё тот же соблазн, «сползание… к уровню неандертальцев». Мало показать на сцене, что происходит в жизни. Это мы и сами видим. А вы поищите и покажите выход.
«Мы должны понимать современность не в идиотском примитиве либерального взгляда, как продукт выборов-перевыборов, митингов и их разгонов.
Мы должны видеть в современности общий итог духовной жизни и духовного состояния всех наших современников», – предлагает, например, писатель Александр Леонидов в статье «Идеи требуют носителей» (газета «День литературы», №6 2018). «Нельзя победить тьму сгущением тьмы. …Нужно обожение человека. Нужно принести людям Истину – и так принести, чтобы люди поверили (мученики Истину кровью свидетельствовали). Иначе мы с вами и с нашими чертежами «прекрасного завтра» окажемся там, где мы сейчас и пребываем: в социальном пространстве, гноящемся отовсюду чёрным глумом и мертвечиной игнора; в социальном пространстве, где все поступки и мотивации зверины, а люди, даже изображающие из себя образованных, – стоят на самой низкой ступени духовного развития», – он же, там же.
А что предлагает режиссёр Кончаловский?
Если сцена только копирует формы духовной болезни людей, то режиссёр – не творец, не художник. Соглашаясь с дьявольской формулой – «И всех вас гроб, зевая, ждёт», – он всего лишь бессильно командует бесу: «Всё утопить»!
***
«Мне скучно, бес…», «…нет никакой любви...».
«Всё утопить»! – решение проблемы?
Курск
Посмотрел. Замечательный человек, замечательные мысли, родственная душа. Слава Богу за все. Геннадий Русских.
Да, предупреждала меня администрация сайта, что со ссылками не работает. Какая-то трансформация происходит с ними при копировании на сайт.
Раз уж заинтересовались моей персоной, наберите в поисковике: "Этим вечером" с Мариной Масловой 06.07.2018. ТРК "Сейм". Я как раз и про байкальскую тему в своём творчестве здесь упоминаю.
Новостной сюжет того же канала открывается по запросу "Курянка написала акафист преподобному Андрею Рублёву".
Новостной сюжет другого канала: "Неседальное пение": курянка написала акафист..."
Курский Дом литератора ещё представляет "Видеоуроки Марины Масловой". Ну, заодно ещё много чего может открыться, я несколько лет читала видео-лекции в Школе Православия при Духовной семинарии.
Как говорится, приятного просмотра, и прошу прощения, что приходится нечаянно рекламировать себя. Да уж, где наша не пропадала... Осуждайте, люди добрые! А Господь, может, и простит...
Не открывается ничего.
В сетях меня не надо искать, я в них не запутывалась))) А просто в инете - присутствую. И видео, и статьи. Если вдруг заинтересовались, придётся мне самой себя вам представить, вот новостной сюжет с моим участием, курское ТВ: https://www.youtube.com/watch?v=NJR36GC0zgQ
Или получасовая передача, если есть время смотреть:
https://www.youtube.com/watch?v=_inENvzbGiw
"Этим вечером" 06.07.2018 - YouTube
Свою благодарность и признательность дорогому "Дню литературы" присоединяю к Вашей!
Марина Маслова
Вон оно как! Здорово. За добрые слова - поклон нижайший. За любовь к моему городу - двойной. Искал вас в сетях - не нашел. С глубочайшим уважением и признательностью вам и нашем дорогому "Дню литературы". Геннадий Русских
Дорогой Геннадий Герасимович, нравятся мне Ваши песни про Иркутск! Этот город неисповедимыми путями Божьими вошёл и в мою судьбу, литературную, или даже шире - духовную. Дивны дела Твои, Господи! - но вот только сегодня утром, когда ещё не читала я Вашего комментария, звонил мне священник, живущий на берегу Байкала, говорили мы об иконе Святых Мучеников Иркутских, написанной в Курске, иконе, к которой приложила свою руку и я, грешная. Тексты тропаря и кондака сподобил Господь составить по благословению духовного наставника. И то, что на мою литературную деятельность теперь откликаются читатели с Байкала, из Иркутска - это кажется мне проявлением возникших духовных связей, каким-то таинственным отзвуком давних событий, о которых упоминают церковные песнопения. Мне пришлось изучить биографии иркутских священников и мирских горожан, ознакомиться с документами, протоколами допросов, отчётами о расстрелах... Ради нескольких строчек в строгом каноническом жанре - погружаешься в историю города, историю мук и страданий его лучших людей. Но вместе с тем - приобщаешься и к истории духовного подвига!
А что касается понятия рефлексии, которую я закавычила как цитату, то сегодня Вы исчерпывающе "объяснились", и я улыбалась, принимая и соглашаясь с Вашим пониманием, потому что бедному человеку, в общем-то, деться некуда от самого себя: хоть "объектно" он рефлексирует, хоть "субъектно", а всё толку мало, пока Господь не вразумит. Бесплодное самоуничижение, как и агрессивная гордыня, созиданию образа и подобия Божия не способствует. Обойдёмся без них, сосредоточившись на молитве.
Спасибо Вам за внимание к моей работе. Низкий поклон "славному граду" Иркутску! Пусть процветает он, "укрепившись навек" молитвами небесного покровителя своего Святителя Иннокентия Иркутского!
С искренней симпатией, Марина Маслова
Уважаемая Марина. Автор "светской рефлексии" - я. Видимо такое словосочетание вас не совсем устроило, поскольку вы его закавычили. Попробую объясниться. Мне кажется, что светский человек рефлексирует более "объектно", что-ли. «Гордыня Анны – вот дверь, через которую дух разрушения проникает в ее душу..." Гордыня всегда направлена на других: я - лучше, все остальные козлы. Отсюда же и беспредельный эгоизм, который основа всякой нелюбви к другим. Саможаление, обиды и прочие "прелести". Рефлексия же человека верующего - самокопание, более "субъектна", поскольку направлена на выявление собственных недостатков - я плохой, я не понял кого-то, я причина раздрая и т.д. Геннадий Русских.
Уважаемая Марина!
Прошу прощения, что встрял в разговор, не обозначив его первоисточника - Вашей блестящей статьи! Она, должно быть, так захватила моё воображение, что я увлёкся, распалился и не удосужился связать концы и начала. Причины этого - давно волнующая меня тема, а ещё новое появление Андрона Кончаловского, этой противоречивой персоны.
После бегства Андрона за границу, после ленты «Курочка Ряба» я инстинктивно отодвинул его на периферию сознания – «чужой». Картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» дала надежду, что Кончаловский, обратившись к жизни северной глубинки, меняется. Увы! Я, видимо, ошибался. Ваша публикация, Марина, тому подтверждение. Он не меняется в бытийном смысле. Его по-прежнему кидает из стороны в сторону, словно неоперившегося юнца.
Отчего срываюсь на такой тон? От досады. Хотелось бы эти бесконечно-кончаловские метания объяснить творческими поисками. Только, сдаётся мне, что в основе этих поисков не отражение времени и судьбы народа, породившего его, народа, попавшего в трагический переплёт, а неудовлетворённые амбиции.
Он талантливый человек, Андрон Кончаловский, это - несомненно. Но, создаётся впечатление, что, мечась туда-сюда, он разменивает свой талант на потребу славе. Да простится мне резкость, ему не даёт покоя блеск, не полученного Оскара, или, может быть, Оскара, полученного младшим(!) братом. (Кстати, лента «Утомлённые солнцем», на мой взгляд, - чисто политическая номинация. Уж если за что и следовало награждать, так за «Неоконченную пьесу для механического пианино».)
Не посетуйте на высокие параллели, но в каком-то смысле Кончаловский повторяет судьбу гениального поэта Артюра Рембо. (Спасибо, Марина, за развёрнутую аннотацию моей маленькой повести!) Только там была не слава, а деньги. Мягкую иронию по поводу меткого выстрела и его последствий для отечественной словесности принимаю. Однако находка со встречей Чехова и Рембо на юге Аравии мне дорога. Она даёт иной «исток» пьесы «Чайка», а главное – возможность показать два мировоззрения в их отношение к Божьему дару.
С душевной признательностью - Михаил Попов (Архангельск)
Михаил Константинович Попов в своём комментарии упомянул о том, что режиссёр Кончаловский с лёгкостью признаёт себя циником. Можно подумать, что это бравада, наигранная аморальность, за которой прячется какое-нибудь глубокое и ответственное, «непоказное» мировоззрение.
Роман «Циники», пожалуй, и не случайно мне вспомнился в связи с фигурой режиссёра. Он как раз и обнаруживает истинную суть такого явления, как цинизм. Будучи по видимости явным «здравомыслием», логической трезвостью без лишних эмоций, на самом деле цинизм, как мне показалось, не более чем болезнь логики. И даже – болезнь психики. Циник не умеет подняться выше физиологии. Во всём он видит только физиологию. Понятие духовного у него искажено, заменено «целесообразным», «полезным», «изящным», даже «прекрасным». Но всё это «прекрасное» у него – не выше физиологии. Он не различает действия духа и плоти. У него всё – через плоть.
Вот характерное рассуждение циника из романа Анатолия Мариенгофа:
«Что может быть отвpатительнее музыки! Я никак не могу понять, почему люди, котоpые жpут блины, не говоpят, что они занимаются искусством, а люди, котоpые жpут музыку, говоpят это. Почему вкусовые "вулдыpчики" на языке менее возвышенны, чем баpабанные пеpепонки? Физиология и физиология. Меня никто не убедит, что в гениальной симфонии больше содеpжания, чем в гениальном салате. Если мы ставим памятник Моцаpту, мы обязаны поставить памятник и господину Оливье. Чаpка водки и воинственный маpш в pавной меpе пpобуждают мужество, а pюмочка ликеpа и мелодия негpитянского танца – сладостpастие».
Вот она – больная логика.
«Жрать блины» и «жрать музыку»? Но блины идут в желудок и «афедроном исходят». И на этом их действие заканчивается. А музыка воздействует на психику, она воспитывает, насыщает дух, а не плоть. Она влияет длительно, формируя характер, мировоззрение. Хорошая музыка гармонизирует, плохая – разрушает, вносит в психику диссонанс. Потому «блины» – это только физиология, а вот музыка – это уже явление духа, воздействующее на душу и дух. Симфония может формировать личность. А может ли её формировать «гениальный салат»? «Чарка водки» пробуждает мужество только на час, не меняя сути натуры, не делая труса мужественным человеком. Как и «рюмочка ликёра» пробуждает сладострастие только на время. А вот «воинственный марш» и «мелодия негритянского танца» – это уже методы воздействия на глубинные пласты психики. По видимости – физиология, по факту – трансформация духа.
Если человек не различает этих воздействий, он духовно незрел, у него извращённое мировоззрение.
«Не бойтесь убивающих тело», – сказано в Евангелии. Потому что страшнее, когда убивают душу, когда растлевают дух. И на это растление сегодня нацелены все силы циников, и тех, кто сознательно действует, и тех, кто не ведает, что творит…
Марина Маслова
Уважаемый Михаил Константинович, Ваш пространный комментарий сочту за позитивную оценку моей работы, хоть Вы и не выразили по этому поводу конкретного мнения. Мне доставляет удовлетворение тот факт, что моя статья позволила Вам высказать несколько критических мыслей относительно театральной постановки, привлекая для разговора чеховскую "Чайку", с которой, как мне показалось, у Вас связано много заветных идей. Могу судить об этом по Вашей повести "Золотая дорожка поперёк летейских вод", которую читала в журнале "Наш современник", а также по совсем недавней публикации в журнале "Дон", повести "Белая птица. Чёрная тень", где Вы снова пишете о Чехове и той чайке, что прилетела, кажется, из того самого "серебряного века", романтичного и вместе с тем циничного. У Вас это чайка, убитая поэтом-символистом Артюром Рембо в присутствии Антона Павловича во время их нечаянной встречи в Адене, на юге Аравийского полуострова. Этот меткий выстрел "французского конкистадора", как оказалось, имел свои последствия для русской литературы...
И то, что под моей работой Вы снова вспоминаете чеховскую "Чайку", говорит мне о многом. Я рада, что у нас возник этот разговор по существу, а не просто обмен любезностями.
А что касается признания Кончаловского, что он циник, то здесь, мне кажется, тоже отсылка к серебряному веку русской культуры. Тогда цинизм был в моде, как и сейчас. Вспоминается роман одного из лучших друзей Сергея Есенина, Анатолия Мариенгофа, "Циники", где есть такая сцена: в первые годы революционной действительности героиня с изысканными манерами обращается к брату своего возлюбленного, большевику, с предложением "быть полезной мировой революции". Возникает диалог:
-- Делать-то вы что-нибудь умеете?
-- Конечно, нет.
-- H-да...
И он деловито свел бpови.
-- В таком случае вас пpидется устpоить на ответственную должность.
Сеpгей pешительно снял телефонную тpубку и, соединившись с Кpемлем, стал pазговаpивать с наpодным комиссаpом по пpосвещению.
То, что творится у нас сегодня в деле просвещения, в том числе и посредством театрального искусства, - это, судя по всему, как раз то самое истое служение циников, стремящихся быть полезными мировой революции...
С уважением, Марина Маслова
Вся эта «безлюбая чесотка» тянется по меньшей мере с т.н. серебряного века. О том прекрасно написал в своей недавней книге «Любовь, исполненная зла…» Станислав Куняев.
Андрон Кончаловский и его окружение – дети обеспеченных родителей, не знавшие ни в чём отказа, получили хорошее образование, блестящие профессиональные возможности и могли бы стать подлинно народными художниками. Но… Они рано всем и во всём пресытились, заигрались в "нездешность", и в итоге только в начале своего пути в рамках высоких эстетических советских образцов и требований кое-что и создали. Что вспоминается у Кончаловского в кино? Экранизация «Дворянского гнезда», «Романс о влюблённых», аукающийся с «Шербургскими зонтиками» и «Сибириада». А остальное?! Да как-то не запало в памяти, не говоря уже о сердце.
Нет, вспомнил: фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», снятый у нас, на Русском Севере. Казалось бы, можно было порадоваться, что режиссёр обратился к народной глубинке. Увы…. Если рассматривать на бытийном уровне, эта лента – почти приговор дорогому нам русскому миру. В таком аспекте кенозерскую историю можно сравнить с апокалипсической пьесой Константина Треплева из чеховской «Чайки», которую он сочинил и ставит с Ниной Заречной на фоне «колдовского озера». Лента эта - как прелюдия к той пьесе, где человека уже нет, а вселенная захвачена дьяволом. Здесь человек пока есть, но он явно мутирует и деградирует, на взгляд рафинированного московского сноба. По всем признакам Кончаловский и не замышлял бытийное произведение. В объектив камеры не попала ни одна здешняя церковь или часовенка, что свидетельствует не о богооставленности этих мест, а прежде всего о заземлённости режиссёра. Но, спрашивается, что можно было и ожидать от родителя «Курочки Рябы», злой, антирусской ленты?!
Впрочем, это относится, видимо, ко всему нынешнему кончаловскому творчеству, включая театральный ремейк «Сцены из семейной жизни». Ведь Андрон сам признаётся в своей книге, что он – циник.
Михаил ПОПОВ (Архангельск)
Благодарю читателей за отзывы.
Надеюсь, мои рассуждения не вызывают впечатления "светской рефлексии". Без христианского самосознания ничего подобного написать, пожалуй, было бы невозможно. Семья как "малая церковь" - это ведь только христианину можно принять. А вот проблема гордыни, "заносчивости сознания" - это всегда проблема, в любой мировоззренческой системе и в любом духовном опыте. Что касается "либерализма", то он ведь прежде всего свобода во грехе, а не свобода от греха. Это болезнь духовной незрелости.
Я включилась опять в эти размышления, потому что сегодня вот нечаянно прочитала в книге Валентина Курбатова "Пришвин" такие слова, которые обязательно взяла бы эпиграфом, если бы взялась развивать тему борьбы с духовной гнилью, именуемой скукой. О своём герое, Михаиле Пришвине, Курбатов написал так: "...он знал, что подвиг художника как раз и состоит в преодолении скуки обыденности личной волей".
Я восприняла эти слова как девиз! Потому захотелось тут же поделиться с другими такой отчётливой формулой.
Мне кажется, тут совершенно очевидно, что это не только подвиг художника, но и всякого человека - преодолевать скуку обыденности личной волей. Но это должна быть именно воля к добру, воля к духовному преображению. Тогда и художник, как и всякий другой человек, становится со-работником, со-творцом Богу.
Пришвин не любил богословской отвлечённости. Но принцип "духовного преображения" - это не отвлечённость, а именно ежесекундная наша повседневность, преломляющая "скуку обыденности" в яркий и глубокий опыт, созидающий нашу личность. Тут "подвиг художника" как раз в том, чтобы именно созидание было, а не распад. Подвиг духа, подвиг личной воли... Подвижничество. Тут никакой отвлечённости, только дело!
С уважением, Марина Маслова
Блестящий анализ. Но какой это тяжкий труд копаться в себе. Светская рефлексия никогда не приведет человека к свободе от греха. Только к скуке. Эгоизм (себялюбие) в человеке неискореним. Его можно только подавить через его осознание, что это грех и бесконечным раскаянием. "Не стоит ли здесь уточнить, что понять друг друга они и не смогут, пока каждый в отдельности (хотя бы один из супругов) не поймёт самого себя, не осознает эту свою внутреннюю «скуку». Кстати, больше всего этой "болезни" подвержены "продвинутые" на либерализме люди. Да и не только на либерализме. Заносчивость сознания, всезнайство и через это категоричная оценка собственной непогрешимости присуща многим людям. А нелюбовь к другому человеку приходит только через гипертрофированный эгоим.
И будут одна плоть...Одна!!! У отдельного человека больная часть плоти не может покинуть всю плоть иначе,чем через хирургическое удаление. Удаляемое мертво, остающееся неполноценно. С точки зрения духа тоже самое. Единство как совершенство, а любовь это совокупность совершенства!,исчезает. Человек, оставляя ОДНО, разделяет его, но и другого ЦЕЛОГО не приобретает. Это радиоактивность человеческих отношений, вечный непокой, разрыв, инферно и конец один - распад. Чудная статья. Дерзайте!