
Константин ШАКАРЯН. СТАВШИЙ ТОЧНОЙ СТРОЧКОЙ. К 100-летию со дня рождения Бориса Слуцкого
Константин ШАКАРЯН
СТАВШИЙ ТОЧНОЙ СТРОЧКОЙ
К 100-летию со дня рождения Бориса Слуцкого
Век назад, в мае 1919 года, родился Борис Слуцкий — воин, политрук, литературный "дядька" не одного поколения поэтов. Крупнейший русский советский поэт.
Сочетание это — "русский советский" — в приложении к слову "поэт" всегда отторгало меня, хотя бы потому, что русские поэты второй половины XX века в подавляющем большинстве своём едва ли могут быть названы "советскими", и наоборот. Всё, вроде, просто и ясно. Но Слуцкий выламывается и из этой простенькой схемы, как иные "советские" стихи его не вписывались в советский же стиходельческий поток, вследствие чего или не печатались, или печатались со "сломанными руками" и "рублеными ногами", по собственному признанию их автора.
Волей-неволей приходится назвать Слуцкого "русским советским" поэтом. Впрочем, он, полагаю, не обиделся бы и на одно-единственное определение — "советский".
Но я не хочу иного.
Я век по себе нашёл,
И если б родиться снова,
Я б снова в него пошёл.
Начала его не заставши,
Конца не увижу его...
* * *
Расспросите меня про Сталина —
Я его современником был.
Если кого и стоит из поэтов "расспрашивать", то в первую очередь Слуцкого, ибо:
О Сталине я думал всяко-разное,
Ещё не скоро подобью итог.
Выставлять Слуцкого антисталинистом, пожалуй, не менее глупо, чем махать на него руками, как на сталиниста. Слуцкий был до конца честен перед собой и перед своим временем. И дело тут даже не в одном отношении к "хозяину" и "богу" (ни больше ни меньше!), о котором он в то же время писал:
Он был мне маяком и пристанью.
И всё. И больше ничего.
И, строк через десять:
Не думал, а потом — подумал.
Не знал, и вдруг — сообразил
и, как с пальто пушинку, сдунул
того, кто мучил и грозил...
(Сдунул ли?..)
Художники рисуют Ленина,
Как раньше рисовали Сталина,
А Сталина теперь не велено:
На Сталина все беды взвалены.
Их столько, бед, такое множество!
Такого качества, количества!
Он был не злобное ничтожество,
Скорей — жестокое величество.
Если брать шире, то можно сказать, что в Слуцком сидел некий глубинный советский патриотизм, который не дал ему сделаться диссидентом, ренегатом, "шестидесятником" (в истинном понимании этого слова, представленного такими лицедеями и дельцами от литературы как Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и проч.)...
На перестройку же и к шабашу 90-х Борис Абрамович не успел, но сейчас такие его строки можно в какой-то степени приложить и к этим недавним горе-временам:
Странная была свобода:
делай всё, что хочешь,
говори, пиши, печатай
всё, что хочешь.
Но хотеть того, что хочешь,
было невозможно...
* * *
Опубликованному чуду
я больше доверять не буду.
Выстраданное признание поэта. Как тут не вспомнить издевательский отзыв Ахматовой о стихах Слуцкого:
"Пока они ходили по рукам, казалось, что это стихи. Но вот они напечатаны, и все увидели, что это неумелые, беспомощные самоделки...". Каково? Небось, не одна Ахматова высказывала такие обывательски-презрительные "мнения". А что же Слуцкий? А он сам мучился:
Лакирую действительность —
Исправляю стихи...
...Выдаю с головою,
Лакирую и лгу...
Всё же кое-что скрою,
Кое-что сберегу.
Самых сильных и бравых
Никому не отдам.
Я ещё без поправок
Эту книгу издам!
Или:
Был печальный, а стал печатный
Стих.
Я строчку к нему приписал.
Я его от цензуры спасал.
В этом была его трагедия. А точнее, это было одним из кусочков её мозаики. То, что Слуцкий — фигура поистине трагическая, думаю, и подчёркивать не нужно.
Те, кому не открылось истинное значение Слуцкого после книги "Память" (1956), осознали его уже после смерти поэта, когда хлынул поток публикаций лежащих некогда под спудом стихов. И сколько их было!.. Это было открытие Слуцкого для многих, и что удивительно — открытие это продолжается и сегодня. Слуцкий требует подвижнического труда, и подвижники эти всегда находятся — люди, занимающиеся наследием поэта, работающие с его рукописями.
Книги "без поправок" были изданы, но Борис Абрамович их уже не увидел. Он умер в 1986 году, смирившись с невозможностью публикации тысяч своих стихов, пребывая в уверенности насчёт СССР, что "это всё на тысячу лет, как Византия".
Слуцкий остался в своём времени, прочно осел в нём. Но не протяни он свои стихи в будущее, не было бы и необходимости в нём сегодня. А она, эта необходимость, есть. И "смахнуть крошкой со стола" вместе с ушедшей эпохой её певца и воина не получится, вопреки его же словам.
К тому же, неслучайно он написал, едва ли не попросил:
Народ, за спиной мастера
Нетерпеливо дышащий,
Но каждое слово внимательно
Слушающий и слышащий,
Побудь с моими стихами,
Постой хоть час со мною,
Дай мне твоё дыханье
Почувствовать за спиною.
Слуцкий остался сильнейшим поэтом своего (отнюдь не бедного на таланты) поколения. Более того — его можно с полным правом назвать одним из лучших "русских советских" поэтов ХХ века. Или даже так — лучшим "советским". Сам о себе он сказал в стихах сдержанно и верно, назвав себя попросту "точной строчкой":
Не знающей покоя,
волнующей строкою...
И нам она, эта строчка Слуцкого (Строчка-Слуцкий), покоя не даёт. И дыхание читателя за спиной поэту чувствовать долго — дольше, чем он сам, может, и предполагал когда-либо. Сегодня это уже очевидно.
С Юбилеем, Борис Абрамович!