Александр ЛЕОНИДОВ (Филиппов). ЛИБЕРАЛЫ: МЕЧТА И ДИАГНОЗ. Полемические заметки
Александр ЛЕОНИДОВ (Филиппов)
ЛИБЕРАЛЫ: МЕЧТА И ДИАГНОЗ
Полемические заметки
Социолог Игорь Эйдман рассуждает о своем видении острых различий в современном российском обществе. Из всей своей обширной исследовательской практики он сделал такие выводы: «Страна расколота. Существует, по крайней мере, три разных России, имеющих различные ценности и цели и мало пересекающихся между собой». Одна Россия – во всех смыслах плохая. Другая – хороша во всех отношениях. А третья – даже не то, чтобы плохая, но состоит из жалких недоумков. На них и ругаться-то неудобно – грех смеяться над Богом обиженными…
Россия-1, по словам автора[1] – это страна привилегированных, богатых и приближенных к власти людей. Их численность не превышает 1%, но им принадлежат три четверти национальных богатств страны.
Россия-2 – страна «русских европейцев», которые в основном живут в крупных городах. «Ее население – примерно 12% россиян, которым важно ощущать себя людьми западной культуры. Это, скорее всего, во многом те же люди, что и признающие Крым не нашим (10%), а права отдельного человека стоящими выше интересов государства (13%).
Очень интересно, что человек, причисляющий себя к учёным и интеллектуалам, пыжащийся всех «задавить интеллектом» Игорь Эйдман не знаком с логикой даже на уровне школьного курса. Логика как-то миновала этого человека, не опалив его коры головного мозга! Давайте вчитаемся, как забавно он рассуждает, что чёрное – белое:
«… те же люди, что и признающие Крым не нашим (10%), а права отдельного человека стоящими выше интересов государства (13%)».
Признать Крым украинским вопреки воле его населения, воле его жителей – это однозначно и радикально поставить права формально существующего государства выше прав отдельного человека. В одном предложении это сочетается с приоритетом отдельного человека над интересами государства!
Когда такие вещи пишут через запятую, то встаёт вопрос о вменяемости автора. Но он, скорее всего, просто ослеплён ненавистью к России, которая в его мирке – единственное государство. Он забыл, что Украина – как бы тоже государство… Государство, которое объявило на самом официальном из возможных уровней принцип нелегитимности референдумов, народных голосований, волеизъявлений, которые суть есть ничто по сравнению с феодальным принципом «легитимности» эпохи Венского Конгресса!
Далее Эйдман указывает, что «близок к этим цифрам и процент респондентов, показывающих свою приверженность европейским ценностям при ответах на другие важные вопросы (в реальности их несколько больше, не все решаются сейчас демонстрировать свое диссидентство)». Очень страшно, то есть. Ассанжу в Лондоне не страшно, Олесю Бузине перед пистолетом киллеров не страшно, гениальному Бобби Фишеру, бегавшему от убийц из США по всему миру – тоже страшно не было. Страшно жить только в РФ. Больше нигде…
Записав 12% городских постиндустриальных паразитов в соль земли, Эйдман переходит к глупому большинству страны, в которой имеет несчастье жить: основная масса россиян, по мнению Эйдмана, проживает в России-3. Ее жители не обладают привилегиями и неевропеизированы.
Это и есть то несчастное, жалкое большинство, которому не дала судьба ни ума, ни денег:
«Эти люди живут во многом по традиционному, мало меняющемуся на протяжении веков российскому «адату». По нему весь мир делится на «своих» и «чужих». Хороший, правильный хозяин: муж в семье, барин в поместье, офицер в армии, царь в государстве – должен быть строг до жестокости. Его задача – не только защищать от «чужих», но и наказывать зарвавшихся «своих», включая собственное окружение. Россияне традиционно готовы терпеть лишения и тяготы, налагаемые на них жестокими правителями, взамен на удовольствие лицезреть, как с лобного места катятся боярские головы. Главный внутренний враг для «глубинного народа» не либералы и оппозиционеры, а собственное зарвавшееся начальство...» – отмечает автор.
Понимая, что осуждает Эйдман, нетрудно вычислить и его идеал, который светит ему во мраке российской действительности.
Эйдман считает, что мир не делится на своих и чужих. Он то ли состоит из одних чужих, то ли из одних своих.
В обоих случаях нет смысла Эйдману беспокоиться по поводу Освенцима или Бабьего Яра: если все чужие, то и хрен с ними, а если все свои – то и гитлеровцы свои, чего их бояться?
«Хороший, правильный хозяин» в семье, в армии, в государстве – должен быть нестрог до размазни. А чего ему не быть размазнёй, когда у него нет не только задачи защищать от «чужих», но и наказывать зарвавшихся «своих» тоже нет задачи! Пусть чужие приходят, когда хотят, и делают, что хотят, да и свои пусть тоже делают, что хотят – хорошему, правильному хозяину это всё пофиг. Сколько просуществует семья, армия, государство с таким «хорошим, правильным хозяином» – Эйдман не уточняет, но мы и без него понимаем, что долго мучиться оно не будет.
Далее, социальным идеалом Эйдмана выступает неприкосновенность «собственного окружения» лидера государства. Что бы ни вытворяли фавориты – головы их требовать не смей! Безнаказанность титулованных преступников – это, видимо, и есть «европейская ценность» для Эйдмана. И в этом с ним солидарна «Великая Хартия Вольности» английского дворянства, запретившая королю защищать народ от баронов. Так что корни – глубокие…
Идеальные, нетрадиционные россияне не должны быть готовы терпеть никаких лишений и тягот, чуть заболело где – сразу заказывать эвтаназию. Зачем жить, если в магазин сосисок не подвезли?!
Главным же внутренним врагом для «глубинного народа» в идеальном государстве Эйдмана являются либералы и оппозиционеры, а вовсе не собственное зарвавшееся начальство.
Таково желанное общественное устройство, которого жаждут Эйдман и 12% его городских паразитов. Но в реальности, конечно, всё не так, о чём социолог и сетует, посыпая голову пеплом:
«Цель России-1 – стабильность системы, Россия-2 желает перейти к европейским политическим и правовым стандартам, а Россия-3, прежде всего, озабочена проблемой социальной справедливости».
Поскольку автор с логикой не дружит самым решительным и радикальным образом, то он и не понимает, что снова одним предложением противопоставил стабильность системы и социальную справедливость «европейским политическим и правовым стандартам».
И получается, что эти вожделенные стандарты – в нестабильности и несправедливости. То есть пока что-то справедливо или хотя бы просто устойчиво – это не Европа. Вот когда беззаконие и распад там восторжествуют – тогда туда Европа и придёт, не раньше…
* * *
Размышления Эйдмана – не просто бред сивой кобылы, как может показаться на первый взгляд. Если мы вывернем логику наизнанку, как это делали персонажи Оруэлла (с их «мир» – война, «изобилие» – голод и т.п.), мы сразу обнаружим, что антилогика у Эйдмана есть. Он ведь неспроста превозносит до небес прослойку городских «креаклов», тусовщиков, голубей, разжиревших на социальной помойке. Этих помойных голубей он противопоставляет как полезным птицам, так и хищным ястребам. Голубь на современной помойке – классический паразит: он не растительноядный, как лесная горлинка, и не плотоядный, как коршун.
Два главных качества городского помойного голубя – лень и миролюбие. К ним добавим такие очевидные черты, как неразборчивая всеядность помойника, связанная с образом жизни, тупость, доходящая до гомерических величин, полная зависимость от помойки-кормилицы.
Паразит обладает своим, перевёрнутым мышлением, одинаково враждебным и к угрозам среды, и к тем, кто пытается мобилизовать его против этих угроз. Паразит говорит своё «фи» как фашистам, так и тем, кто пытается мобилизовать его в армию против фашистов. Паразит ненавидит и тяготы труда и тяготы воинской службы. Ведь он – поскольку паразит – не производит и не защищает своих средств к существованию. Они достаются ему в готовом виде, отчего он, презирая рабочих и служащих, считает себя вершиной пищевой цепи и вершиной цивилизации.
Всё это продолжается лишь до тех пор, пока бомжи не отловят ленивого голубя и не сварят: но помойный голубь, утративший и стыд, и страх, и птичьи навыки на помойке, этого понять не в силах.
* * *
Эйдман – зеркало хипстерского паразитизма, как был Лев Толстой «зеркалом русской революции». Мы не зря потратили время, разбирая его, с виду бредовые, записки.
Перед нами живой и чуткий компас устойчивых настроений того майданно-паразитического городского сброда, который убеждён, что весь мир существует лишь для «качественного обслуживания» «его величества».
Хуже того!
Майданный сброд верит, что весь мир тоже прекрасно осознаёт их сверхценность, и одержим единственной страстью, одной лишь думы властью – как бы ему, миру, наиболее качественно обслуживать этот сброд?
Это нерушимая и фанатичная вера помойной крысы в то, что мосты и дороги, вокзалы и порты, города и люди созданы для производства питающего крыс мусора. И в качестве технического придатка к помойке.
– А зачем иначе они нужны? – удивится крыса, если вы выразите сомнение в её символе веры. – Должны же они понимать, что их жизнь станет совершенно бессмысленной без производства питающего меня мусора!
Не надо таких "мыслителей" читать, а надо добиваться, чтобы у них не было финансирования.
К -ру 17667.Да ,при нынешнем "модусе вивенди" соц-ой справедливости/даже приблизительной/ не добиться.
Комментатору # 17651. Хотелось бы узнать от вас, где есть не гипотетическая социальная справедливость. Каковы ее суть и особенности. И каким образом или способом, или какими мероприятиями ее можно добиться при таком состоянии нашего общества и экономики.
К-ру 17657. Ясно, что идеальной справедливости никогда не добиться /это-верно-утопия/. Но -в целом,с погрешностями- можно.Что и было в позднем Сов.Союзе -в брежневские годы. Единственно -надо было эволюционировать в сторону смешанных /как в Скандинавии/ соц-экс-ских моделей.Но нас подвела наша нац-ая чрезмерность /см Мих Ходороковский и ему подобные/.
То, что одному кажется справедливым, может казаться несправедливым другому.
Предыдущему комментатору. История повторяется, только не один в один, а с вариантами. Была во Франции революция с лозунгами свободы, равенства и братства. Не получилась справедливость. Потом Октябрьская революция с обещаниями свободы и равноправия, и социальных благ. У нас перестройка тоже под лозунгом свободы шла, шумели много. Прошло время, и опять требования справедливости те же самые. Как же не повторяется история, если то и дело за справедливость ратуют веками. А ее нет как нет. Хотя революций тьма разных цветов случилось. Ни эволюционно, ни революционно никто справедливости не добился за столько веков.
К- ру 17652. История не повторяется ;сколько её "не заговаривай".
Для бес-словес-ных: будем ждать нового Ленина и мировую революцию.
К-ру 17650. Хитроумное "плетение словес". Нет,социальная справедливость есть и не гипотетически .А если нет -её надо добиваться .В целом.
Предыдущему. Совесть есть у каждого человека, но у разных людей она проявляется по-разному: в зависимости от того, что именно индивид вкладывает в это понятие. Совесть, если упрощенно, видимо, это способность индивида оценить свои нравственные обязанности; осознание степени собственной греховности. Что касается справедливости, то чувство справедливости можно включить в понятие "совесть", но земной человек сам не имеет прав требовать справедливости. Справедливость реализуется, как минимум, среди двух субъектов. Когда же говорят о совести, имеют в виду одного человека. Справедливось и чувство справедливости - разные вещи.
ПРЕДЫДУЩЕМУ.
По вашей логике и совести, видимо, тоже нет и не бывает?!
Для 17643. Справедливости не существовало, не существует и не будет существовать. Ее не бывает, прежде всего, потому что не должно быть. Это эфемерное, гипотетических и обманывающее понятие. Как пустышка ребенку.
К-ру 17642. Выходит, по Вашей логике нужно добиться социальной справедливости. Но как? Вы знаете -напишите.
ВСЕМ, КТО ТВЕРДИТ О ПОГОЛОВНОЙ ЛЕНОСТИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА.
ВОТ ВАМ ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА:
"В конце мая «Росстат» представил исследование, согласно которому пенсионеры не могут позволить себе товары длительного пользования, такие как холодильник, стиральная машина, мебель и т.д. По данным ведомства, почти половине российских семей хватает денег только на еду и одежду".
ОДНИ С ЖИРУ БЕСЯТСЯ, ДРУГИЕ ЕЛЕ-ЕЛЕ КОНЦЫ С КОНЦАМИ СВОДЯТ.
Разные эйдманы не либералы, а понимаете кто. Важно не давать им питаться от бюджета.
Либералом был Эдвард Кеннеди. Собчачки не либералы.
К-ру 17633. Верно! Но крот истории роет медленно и верно. "Слом" ,похоже, будет.
О! Только сейчас на сайт выложили рассказ Кольцова. Успел прочитать. Обратитесь-ка к нему, спорщики! Может, он отчасти станет вашим третейским судьёй. Конечно, это касается умеющих слушать и слышать. Тема-то поднимается сложнейшая. Поднимается не умствованиями, а самой реальной жизнью.
Кто написал о "социалистической справедливости, к которой мелкими шажками приближается Западная Европа, а мы - идиоты - шарахнулись от нее, как зачумленные"?
КОММЕНТАТОРУ #17628
Такое ощущение, что здесь глухой с глухим в комментариях говорит. Кто агитирует за Западную Европу?! Где эту агитацию в комментариях вы увидели? Хватают верхушки мысли и треплют их как красную тряпку у себя же под носом.
УЧИТЕСЬ СЛЫШАТЬ И ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА.
И не обязательно свои "пять копеек" совать в любую публикацию, в любой комментарий и пережёвывать бесконечно одно и то же.
Русский народ - замечательный, но не надо его в Западную Европу агитировать, где меньше всего коллективизма. Там давно уже нет деревень в нашем понимании. Там как раз фермочки. Легче всего ругать власти. Труднее самому предложить выход.
Ответ #17624
Что я предлагаю? - Надоела ваша самодовольная бесконечная сказка про белого бычка! Надоело ваше самодовольное обвинение русского - почти нищего, в большинстве своём, обобранного народа - в лености. Он карабкается и выкарабкается из ямы, в которую его вбросили либеральные экспериментаторы. Но он - КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАРОД, а не народ огородов, фермочек и наделов друзей из Средней Азии. Он вкусил социалистической справедливости, к которой мелкими шажками приближается уже вся Западная Европа. А мы - идиоты - шарахнулись от неё, как от зачумлённой с помощью наших поводырей, типа Гайдара и Чубайса. Ринулись в капитализм, глотать и нюхать свободу. Но, кажется, наелись ею все, даже либералы наши, те, у которых ещё не совсем прогнила душонка.
А вы, видимо, с рождения деревню русскую не ведали и не знали. А только теленовостями с "азиатских роскошно возделанных полей" кормитесь.
Посему хватит обливать и клеймить народ, столько сделавший для всего мира в 20-м веке...
Для # 17622. Не потому ли наши опустевшие деревни заселяют приезжие из азиатских стран и не гнушаются распахивать заросшие бурьяном поля, заброшенные местным населением, и получать там солидные урожаи? Они и скотные фермы потихоньку обустраивают, пока вы сетуете на сантехников и жэки ругаете. И хотелось бы у вас спросить - что вы предлагаете? Жаловаться непонятно на кого? Ругать правительство, Президента, местные власти?
К -ру 17622. Вашу картину можно и обобщить -наша/!/ахиллесова пята -правительство ,где идейный вдохновитель "горожанин "/теоретик, а заодно и либерал /г-н Кудрин. Так что делайте выводы.
Ответ #17621
Ну да, счастливые и самодовольные горожане, а о страшной безработице в сёлах России вы, видимо, не слышали никогда?
Там не только сантехником, но и сторожем на полтора рубля в день устроиться нельзя было. И до сих пор невозможно.
Поля заросли травой выше головы, которая и создаёт грандиозные пожарища весной. Скотные фермы загнобили в 90-х. А теперь какой-то счастливчик ленью русский народ попрекает. А ведь лягушка до сих пор бьётся в том кувшине, а вы хихикаете и учите её терпению. И советуете в сантехники пойти. Говорят, что зарплата у них более или менее человеческая. Ведь это мы платим жэкам безумную квартплату за собственные квартиры. Поэтому - да здравствуют сантехники и жэки!!!
К # 17617. "Глобальные сломы" коснулись каждого. Есть притча о двух лягушках в кувшине молока. Одна не сопротивлялась и утонула. Другая барахталась, сбила масло, оттолкнулась от него и выпрыгнула. В период глобальных сломов мой родственник - главный инженер крупного завода - потерял работу из-за рейдерского захвата и пять лет работал сантехником в ЖЭКе, а был раньше заслуженным изобретателем. Семью кормил и детей выучил в вузах. Таких историй могу рассказать несколько.
Согласен с к-ром 17616. Глобальные сломы /термин к-ра 17617/ от маленьких людей не зависят,увы. Да,можно сидеть на печке и ругать обстоятельства -вот,мол, лихие 90 -ые гг что /!/принесли .И не буду служить "буржуям" /капиталистам/. И что толку /это и есть дурь/. А иные ,познавшие глубоко ИТ и современные технологии если и служат так обновлению России да и сами живут зажиточно. Что слом?! Может, когда-то такой слом произойдёт как глобальное потепление. Опять кто-то будет виноват?!
Ответ #17616
Да, если это неудачи его - локальные. А если это глобальные сломы, которые мы пережили в 90-ых?
Кто-то зелёненький пытается здесь в комментариях нарисовать из себя Учителя. Так и сыплет афоризмами...
Умный человек винит себя в своих неудачах. Дурак - окружающих и обстоятельства.
К -рам 17605 и 17611. Каждый к-р имееет право на свое мнение -пусть оно и не нравится. И к чему эмоциональное напряжение и лепить ярлыки?
Обычно в таком случае говорят -от дурака и слышу. Давайте,друзья,соблюдать банальные рамки спора.
Ответ #17605-ому
Ты, видимо, прыткий молодой и городской всезнайка. С высоты своего тупого снобизма говорить такое: "Другие прозябают -у них задача -просто поесть докатились до нищенства .Они на обочине из-за лени. Ведь труд -это деньги!"?!
Это ПОЗОР. Как бы ты заговорил, когда в девяностых тебя обокрали как народ, обобрали до липки, а теперь требуют вписаться в капитализм, то есть за гроши обслуживать потребности тех же воров, ставших на твоих деньгах жирными нуворишами. Ведь практически все государственные предприятия угроблены - фабрики, заводы уничтожены, сельское хозяйство крупно в лужу посажено. Чуть-чуть только в самые последние годы стало кое-что оживать в экономике.
Молодой человек, мозги надо проветрить и научить их думать, а не вещать сквозь зубы что попало.
Ну а если ты в солидном возрасте, то - уж извини! - просто Дурак Дуракович.
А вдруг все не так? Вдруг этими 12%-тами движут страх, ужас остаться одинокими и брошенными? Они похожи на известную фракцию, которая болтается в одном месте. Они никому не нужны - ни зажравшимся павлинам, ни це-европейцам. Но они и не нужны той массе, тому глубинному народу, который безмолвствует. Это безмолвие пугающее. Оно пугает всех: павлинов, це-европейцев местного разлива и весь запад.
"В деревне русской баба Дуня
Внутри холодных старых стен,
На кипяток сердито дуя,
Молилась за Марин Ле Пен. "
Им не понять, что бабе Дуне не то, чтобы нравится ходить в нужник в 40 градусный мороз, просто она не видит в этом особой проблемы. Как и в том, что ей приходится топить печку, растить морковку, ходить на могилку к близким. Она не изнежена, она выживет и в зной и в холод. А придет супостат возьмет вилы и уйдет в леса и там пропитается, "яко пташка небесная". Бабу Дуню всячески пытаются сбить с панталыку и прельстить теплым сортиром, чтобы сломить изнеженностью ее волю, способность к выживанию и тогда бабу Дуню можно взять голыми руками. Геннадий Русских
Россия расколота! Это я знаю сам /без либералов и патриотов/. Одни -верно-овладели ИТ и живут в больших городах .У них новые кв-ры, авто, отдых и прочее.Другие прозябают -у них задача -просто поесть докатились до нищенства .Они на обочине из-за лени. Ведь труд -это деньги!И как на грех таким бедолагам еще и пенсионный возраст повысили. А в Германии,кстати,можно на пенсию и досрочно выйти -правда,не на полную пенсию. Вот так и живёт страна "победителей".
Несмотря на то, что автор прав, я против таких, не по делу унижающих оппонента выражений, как "пыжащийся", "не опалив коры головного мозга", "логика миновала этого человека", "хрен с ними", "вера помойной крысы" и тому подобных. Не стоит забивать пространство статьи, вместо этого разумнее написать еще что-нибудь полезнее и убедительное. К тому же такая эмоциональность вместо твердой логики только раззадорит противную сторону и даст им право на такие же оскорбительные выпады. Зачем?
Любопытно: почему это люди определённой национальности вот уже второй век лезут нас, природных русаков, учить уму разуму? Все эти гозманы, эйдманы и... Попробовали бы они свой Израиль расчертить по категориям, поумничать, как это делают у нас. Остались бы от этих козликов рожки да ножки... И правильно их сравнивает автор с помойниками: лишь откроют своё хайло - завоняет так, впору противогаз надевать!