ОТ РЕДАКЦИИ / МЫ БЛАГОДАРНЫ! Ко Дню рождения Юрия Павлова
РЕДАКЦИЯ

МЫ БЛАГОДАРНЫ! Ко Дню рождения Юрия Павлова

 

Здравствуйте, дорогая редакция «Дня литературы»! 

Мы, студенты разных курсов факультета журналистики КубГУ, решили общими усилиями сделать большое поздравление для нашего преподавателя, литературного критика и главного редактора журнала "Родная Кубань" Юрия Михайловича Павлова.

4 июня у него день рождения. Будем очень благодарны, если вы опубликуете нашу работу на сайте 

в день его рождения, чтобы мы совместно смогли  сделать ему сюрприз и порадовать его. 

С уважением и надеждой на оперативную помощь – студенты журфака КубГУ

 

ОТ РЕДАКЦИИ:

Вот такое письмо от студентов факультета журналистики Кубанского госуниверситет мы получили.

Ну как же не откликнуться на этот зов, на этот порыв души.

Публикуем все студенческие поздравления любимому преподавателю – Юрию Михайловичу Павлову.

Присоединяемся сами к этим поздравлениям и нашего многолетнего автора и друга редакции Юрия ПАВЛОВА.

С днём рождения, дорогой Юрий Михайлович!

Неиссякаемой энергии и душевного тепла, в котором так нуждаются ваши ученики и читатели вашей "Родной Кубани"!

===================================================================

МЫ БЛАГОДАРНЫ!

Ко Дню рождения Юрия Павлова

 

Что дарит родителям большее счастье, чем первые шаги и смех их ребенка? Что приносит человеку радость, если не надежное плечо и поддержка верного друга? Чем может отблагодарить своего преподавателя студент, если не приобретёнными знаниями и навыками, применёнными в жизни?

4 июня свой день рождения отмечает человек, которого студенты факультета журналистики КубГУ могут назвать не только преподавателем. Он подобно близкому товарищу верит в каждого из них. И подобно родителю преодолевает весь тернистый путь, идя рука об руку с каждым «ребенком».

Юрий Михайлович Павлов – литературный критик, профессор, доктор филологических наук, главный редактор журнала «Родная Кубань», заведующий кафедрой публицистики и журналистского мастерства журака КубГУ. Долгие годы он говорит со студентами о важном, ценном, вечном. Настало и их время сказать о нём и поблагодарить за все, что он для них делает.

 

Ольга Митрохина, 4 курс:

Забегая вперёд, скажу, что ни один преподаватель в моей жизни не оказал такого большого влияния, как Юрий Михайлович Павлов. 

Даже нет, неправильно будет назвать его «преподавателем». Лучше наставником. Потому что все, что я старалась перенять от него за эти годы, выходит за рамки занятий, которые он вёл. 

Впервые узнала о Юрии Михайловиче, когда он начал рассказывать об истории литературы 19 века. Помню эти первые лекции, когда нас, второкурсников, поражала его эмоциональность и экспрессивность. Диктуя информацию из головы, он ходил из стороны в сторону и повествовал нам о том, о чем мы даже не могли подумать. Каждая лекция была для нас целым открытием.

Благодаря ему, за все время обучения нам посчастливилось узнать огромное количество прекрасных русских авторов. Уверена, мы бы нигде больше не изучали творчество Рубцова, Казакова или Белова... Познакомившись однажды с их произведениями, я, видимо от какой-то обиды, написала материал (ещё тогда мало похожий на аналитический), где жалела о том, что эти авторы не изучаются в школах. 

Я никогда не придавала большого значения русской литературе. И если со школы у меня был привит просто интерес к ней, то Юрий Михайлович научил ее любить. Я стала все чаще задумываться о ее роли. Через неё он с каждым разом давал понять, как важно чтить историю, любить страну. Как прекрасны в России деревни и люди, проживающие в них. Как важно уметь сострадать, сочувствовать, любить ближнего. Через нее он учил правильно жить. Сейчас я пишу диплом на литературную тему и не представляю, о чем бы я могла ещё писать с таким интересом. 

Скажу честно, первое время его боялись все мои однокурсники. Наверное, просто не отошли ещё от школы.

За последние два курса он провел у нас также много семинаров по аналитической журналистике, где я писала статьи, в основном касающиеся литературных вопросов. К концу университета Юрий Михайлович уже знал, кто как умеет владеть словом, по экзаменам за последний год ставил мне всегда «отлично». И вот недавно, принимая последний экзаменационный предмет  и листая мою зачетку, он удивился и произнес: «О, Ольга, я вам даже на втором курсе 4 по литературе поставил…». А я улыбнулась и вспомнила свою первую и последнюю в жизни пересдачу по этому предмету.

А отправилась тогда на нее именно потому, что наслушалась от старшекурсников о строгости преподавателя и количестве «двоек», переволновалась и даже не попробовала ответить. Перед ЕГЭ так не переживала, как на первом экзамене у Павлова.

Позже уже стала видеть за этой требовательностью сильное желание научить.

До знакомства с ним я мало задумывалась о ценностях, которые для меня важны. Юрий Михайлович полностью перевернул мое сознание, заставил задуматься и определить главные приоритеты в жизни. Сейчас многие мои действия совершаются в соответствии с ними. 

На третьем курсе именно он сплотил нашу только что сформировавшуюся группу. Атмосфера на его семинарах особенная. Во время них мы взаимодействуем друг с другом. Всегда. Осуждаем, спорим, поддерживаем. А самое главное – мыслим. Мыслим, когда кого-то слушаем. Мыслим, когда сами что-то говорим. Мыслим, когда пишем.

Юрий Михайлович никогда не ставит нам сроков для написания материалов, для него главное, чтобы тема в них была рассмотрена глубоко и с разных сторон. Мы не следуем шаблонам. Пишем, как чувствуем. Вырабатываем свой авторский стиль... 

Сейчас я понимаю, что все это время он не преподавал, а воспитывал. И от лица всех здесь присоединившихся к поздравлению могу сказать, что воспитал! Как минимум, благодарных студентов. 

Юрий Михайлович – настоящий учитель жизни. Его настойчивость, желание добиться справедливости, характер борца и максимальная отдача своему делу станут для меня прекрасным жизненным примером. 

Я благодарна за критику, поддержку и за все усилия. Желаю побольше понимающих студентов, сил и крепкого здоровья!

 

Виталий Карнаух, 3 курс:

Юрий Михайлович всю жизнь борется с незнанием. Это меня привлекает в нем. Мне повезло: любовь к литературе привила ещё школьная учительница, а Юрий Павлов эту любовь направил в нужное русло. И русло это поистине интересное! Однозначно деревенскую литературу я полюбил благодаря Павлову. Да, его взгляды контрастны, в некоторых случаях строги и, быть может, даже суровы. Но этот контраст – есть фактура литературной жизни. Ни одно занятие с профессором не было бесфактурным, неинтересным и поверхностным. Этот человек – литературный гений факультета журналистики, Кубани, строгий судья всей России –  и старой, и новой.

Я помню нашу первую с ним встречу. Это был курс русской литературы, обсуждали Онегина. Подошла моя очередь отвечать. А к тому времени мы уже знали, что Юрий Михайлович –  известный критик, отвечать ему надо точно, чётко, не ошибаясь. Я что-то ляпнул лишнего об Онегине, профессор поднял на меня глаза. Я понял, что сказал это зря... Весь покраснел, вспотел! Услышал поправки от Павлова, опустил глаза и больше про Онегина ничего не говорил. Таким было первое знакомство с Юрием Михайловичем. Конечно, потом, на следующих занятиях, курсах — он много шутил, мы смеялись. Один из его «приколов»: отмечает присутствующих, доходит до моей фамилии, смотрит, сижу в аудитории. Говорит: «Так, Виталия нет». Поначалу, конечно, говорил, что я тут. А потом понял, что шутит так. Теперь смеёмся вместе.

Павлов резок во взглядах. Это мне нравится. Таким людям всегда есть что сказать, они не стесняются, не сторонятся, не молчат. Для журналиста это важно.

Я благодарен, что он оказался рядом в дни моего становления в журналистско-литературно-публицистическом поприще.

 

Полина Гаврилова, 4 курс:

Влияние Юрия Михайловича на мою ещё зеленую голову на втором курсе – безмерно. Благодаря ему сформировалось четкое понимание об обязательной идеологической политике каждого издания, пришла привычка видеть общую картину того или иного явления, а не только его отдельные куски.

Больше всего я ценю в нем потрясающую стойкость и веру в свое дело, веру в нужность тех истин, которые он доносит до молодого поколения. Никогда не изменять себе – этому Юрий Михайлович  учит нас собственным примером.

Мы все помним массу забавных случаев с Юрием Михайловичем, я уверена. Ведь он всегда так восторженно и искренно проводит свои пары! Да и в чувстве юмора ему не откажешь. С ним можно и самой пошутить и посмеяться, не уходя далеко от темы семинара... Но больше всего мне запомнилось, как однажды Юрий Михайлович, разочаровавшись нашими ответами, открыл окно и сказал: "Ну, я пошел…". Сразу стало ясно – он действительно очень хочет образовать нас, раз может так пошутить.

Мне навсегда запомнилась одна его фраза, запомнилась не своей уникальностью или курьезностью, а той правдой, которую она отражает… На одной из лекций Юрий Михайлович заметил, что русским не свойственна матерщина, ее нет в русской классике. Российская литература, содержащая обсценную лексику, является не русской, а русскоязычной. Из аудитории послышался голос студентки: "Я так не считаю". На что Юрий Михайлович ответил: "Это не важно – что вы считаете".

Хочу отметить, что в его ответе нет ни капли презрения к чужому мнению, пресловутой нетолерантности или обскурантизма. Просто он дал нам понять – есть ценности, которые выше нас, и мы должны всегда на них опираться. Наше собственное "я" ничто по сравнению с ними.

Я благодарна Юрию Михайловичу за все, что он делает и для нас, и просто для русских людей... Желаю ему побольше умных и чутких студентов.

 

Виктория Тищенко, 2 курс:

Мы с Юрием Михайловичем работаем не так давно, но в отличие от многих групп, мне повезло с ним встретиться еще на первом курсе. Сначала все были в неком смятении и напряжении, ведь давно наслышаны о его строгости и требовательности, но чуть позже уже расслабились и привыкли  друг к другу. Он нестандартный преподаватель, очень многое из того, что рассказывает, не найти ни в одном учебнике. Всегда помогает студентам мыслить, выдвигать свое мнение. Хоть и боязно бывает дискутировать с таким убежденным и знающим человеком, но в том, что ты, высказав свою позицию, будешь услышан, можно быть уверенным. Если ответ аргументирован, он будет принят всегда.

Юрий Михайлович сильно повлиял на меня в плане мировоззрения: я стала более убежденной в своих взглядах, своих принципах, пусть они несколько расходятся с ним, но они определены, и это главное.

Невозможно без улыбки вспоминать наши пары. Был очень приятный момент, когда у нас была поздняя пара в шесть часов вечера. Все уже устали, хотели кушать, и Юрий Михайлович, дабы скомпенсировать усталость и улучшить настроение студенток, купил всем девочкам по шоколадке. Мелочь, но так приятно! И вообще, он всегда очень вежлив к дамам. Обращается на вы и называет полное имя. Это знак уважения и приятно понимать, что преподаватель общается со студентами на одном уровне.

Опять же, затронем тему уважения. На одной из лекций студентка нашего курса поднимает руку и хочет что-то спросить, на что Юрий Михайлович говорит: «Не слышу, что вы там говорите, но вам можно все».

Я благодарна ему за реальные знания, ведь не зря многие старшекурсники говорят, что нигде нельзя узнать столько нового и важного, как на лекциях Павлова. Поэтому хочу пожелать ему терпения, умных студентов, понимающих коллег. Я верю, что он выпустит еще не одно поколение толковых студентов. Крепкого здоровья и благополучия во всем!

 

Юлия Жерноклюева, 4 курс:

При нашей первой встрече, на первом курсе, мне показалось, что нет человека более жесткого, резкого и прямолинейного. Каждое слово – как удар обухом. Каждая мысль – почти крамольная. Я уныло «предвкушала» годы общения с этим преподавателем.

Второй курс – паника. Мне же сдавать экзамен! Меня же просто «завалят»! Было правда страшно. Резкость в суждениях пугала и отторгала не меньше, чем при первой нашей встрече. А на экзамене вдруг – отличная оценка. И никаких «заваливаний», и никакого самодурства, которого я ожидала. Просто потому, что Юрий Михайлович Павлов никогда не был несправедлив. Чем больше я начинала осторожно присматриваться к нему, тем явственнее это видела.

К концу второго курса я поняла: я не хочу учиться ни у кого другого, кроме него. За всей его внешней строгостью и резкостью я (жаль, что не сразу) увидела невероятно чуткого критика, интеллигентного, чрезвычайно умного, образованного – и в то же время потрясающе мудрого человека, который не боится быть откровенным и выступать против сложившихся норм и правил – ложных, навязанных нам. Я помню свои жаркие споры с родителями, когда мне было 14, по поводу современной культуры. Они посмеивались надо мной и говорили, что когда я вырасту, я пойму, о чём они говорят. Если честно, то без Юрия Михайловича, наверное, и не поняла бы.

Он, точно ювелир, кропотливо и тонко работал над студентами, чтобы научить их главному – умению думать. Я не покривлю душой, если скажу, что никого я не уважаю и не люблю так сильно, как его! Он тот человек, который умеет вдохновлять – и который заставляет работать над собой каждый день, чтобы становиться лучше.

Хочу сказать, спасибо Юрию Михайловичу за то, что был рядом, спасибо, что был терпелив и добр, спасибо, что он один дал столько знаний, сколько не дал бы ни один университет. Спасибо за то, что научил критически мыслить и рассуждать. Спасибо за то, что помог мне «вылепить» себя.

Я желаю ему крепкого здоровья, долгих лет и, конечно, творческих и преподавательских сил – сил воспитать ещё не одно поколение разумных, талантливых людей из тех несмышлёнышей, которые впервые приходят на факультет журналистики!

 

Виктор Сидоренко, 4 курс:

На самом деле, без лести и сентиментальности, Юрий Михайлович главный катализатор развития меня, как студента. Поражает его страсть и желание учить и учиться. Я пришел на 1 курс, чтобы стать спортивным журналистом и развлекать людей, а после трех лет обучения у профессора Павлова, мне начало казаться, что мир нуждается не в развлечении, а в помощи; теперь же хочу думать, что я могу как-то отблагодарить этот мир за свое рождение. Мои взгляды, благодаря ему, развернулись из созерцания внутрь, на взор на вне. И это в том числе благодаря ему.

 Что я в нем ценю больше всего, как в преподавателе? Прежде всего, это желание работать. Помню, доцент нашего факультета сказала: «Я не понимаю, как Юрий Михайлович может столько читать!» Это, в частности, меня крайне удивило: человек работает, отдыхая и отдыхает, работая. Умение жить в подобном ритме, не терять силы и страсть к своей деятельности – то, что мне хотелось бы перенять у него.

Моя любимая история, связанная с Юрием Михайловичем, произошла на втором курсе. На лекции, посвященной деревенской прозе, профессор Павлов учил меня убивать куриц. Так и сказал:

- Виктор, думаю, что вам нужно переехать в деревню, где вы женитесь, нарожаете 10 детей, огород заведете.

- Тогда, наверное, и скот нужен, – отвечаю я.

- Да, правда! Вот вы знаете, как нужно правильно убивать куриц?

И начал описывать процесс. Моя любимая история.

Некоторые его высказывания я запомню навсегда: «Человеку нужно лечить душу!», «Я отлично разбираюсь в футболе, чуть хуже в политике и немного в литературе», «Писать вы умеете, я хочу научить вас думать!», «Знаете, кто должен стать новым тренером «Кубани»? Правильно, я!», «Она говорит «само-, само-, само- (имеется в виду реализация и прочее), в этом главная проблема нашего общества».

Благодарен ему за то, что он учит правильно писать тексты, учит думать, учит работать, даже шутить. Я желаю ему не терять страсть к своей работе. Помню, самое приятное, что услышала от него наша группа, это: «Зашел к вам на пару, сразу появилось желание ходить на работу». Мне хотелось бы верить, что таких студентов у него будут еще сотни.

 

Мария Снигирева, 3 курс:

Я пришла на факультет в надежде получить профессию, определить для себя – чему стоит посвятить жизнь. Но вышло всё куда глобальнее.

Настоящее просвещение началось с объемных лекций Юрия Михайловича Павлова. Я видела человека, горящего и болеющего своим делом, каким именно мне стало ясно гораздо позже в процессе. Это было интереснейшим временем становления в стенах университета.

В начале появилось доверие к предлагаемому профессором курсу изучения, затем необходимый труд с моей стороны, затем интерес, затем... затем и вспомнить не могу,как я могла понимать жизнь иначе – не через призму того великого кладезя русской литературы.

Я вынесу из обучения гораздо большее, чем подозревала, чего многие не дополучат за всю жизнь и не по своей вине, а потому что каждый человек заслуживает встретить наставника пусть и негласного.

Много чуши я говорила, читала, и, конечно, буду впредь ошибаться, пока сама не разберусь в том, что было «понастроено» до меня, и что выпадет уже на мой век.

Но одно я знаю точно – в жизни мне повезло встретить человека, который научил сомневаться и доверять, который через себя пропустил целую плеяду мыслителей и выдал нам, студентам, лучшее.

Один же завет профессора оказался мне ближе и важнее – не отделять друг от друга талант и нравственный долг при восприятии писателя, нельзя доверять «убедительным» словам такого поэта, который в жизни оказался человеком с низменными поступками. Не будет истинный поэт жить для себя, оставив семью и Родину. Юрий Михайлович нам преподал не литературу для удовольствия, он нам преподал культуру для честной жизни. Спасибо.

Поздравляю Юрия Михайловича с днём рождения, желаю долгих лет и плодотворной работы.

 

 

Екатерина Висицкая, 4 курс:

Помню, как на первом курсе вместо преподавателя по русскому языку в кабинет вошел Юрий Михайлович. Мы открыли тетради, готовясь писать скучную лекцию, но он достал из сумки не привычные конспекты, а газету, затем еще одну, за ней еще и еще. Названия для нас были в новинку, заголовки казались слишком серьезными и  даже слегка пугающими. Первое, что он сказал, было что-то вроде: «Русским языком будете заниматься с другим преподавателем, а со мной займетесь журналистикой». С тех пор пары Юрия Михайловича стали для меня эталоном и никому не удалось его переплюнуть, хотя достойных преподавателей у нас на факультете немало.

Мы читали разные статьи, после которых в обязательном порядке следовало коллективное обсуждение. Он спрашивал мнение каждого из нас, и хотя мы едва соображали, что отвечать и говорили что-то невнятное, он внимательно нас слушал, то многозначительно улыбаясь, то сомнительно покачивая головой. Наверное, именно тогда я впервые почувствовала, что мое мнение важно. Проблема была лишь в том, что своего мнения у меня-то и не было. Были позиции, навязанные другими учителями, преподавателями. Но никто из них ни разу не спросил, что думаю я. Каждый лишь учил думать так, как они. А Юрий Михайлович учил меня просто думать. Своей головой. И это самое важное – иметь свою позицию, свои ценности и свою идеологию. И отстаивать их при любых условиях.

Казалось, на сложных вопросах стресс от первого знакомства закончится. Но тут в дверь постучал выпускник, держа в руках плотную стопку бумаг. Он принес критическую статью на проверку, на что Юрий Михайлович сказал: «Заходите и прочтите ее всем нам, а мы послушаем, и после каждый выскажется». Ладошки снова вспотели. Помню, как все мы сидели в гробовой тишине, стараясь даже не дышать, чтобы не пропустить ни единого слова. Было сложно улавливать суть текста, а вкупе с волнением и вовсе практически невозможно. Когда студент закончил, мы стали выдавать шаблонное «мне понравилась статья, написана интересно, претензий нет». Это было ужасно. И прекрасно. Прекрасно тем, что спустя буквально две пары мы настолько воодушевились подходом Юрия Михайловича, что наперебой спорили друг с другом, смело высказывали свои суждения, дискутировали и открывали для себя новые истины. Мы не боялись говорить открыто, хоть где-то это могло звучать глупо или резко, но мы не испытывали страх. Быть смелыми и уверенными в себе – это одно из тех многих качеств, которые так тщательно прививал нам Юрий Михайлович.

Журналистика – объективное изложение событий, в котором журналист остается лицом за кулисами. Об этом твердят все учебники. Глупость и вздор! Писать нужно о том, что болит, что волнует, что будоражит и о чем невозможно молчать. Именно с этим посылом мы писали свои первые тексты. Кто-то начинал с литературных тем, кто-то говорил о культуре, кто-то брался за политику. Я же, вдохновившись нашими невероятными парами, взялась за критику. Читать свой первый текст было безумно волнительно. Для меня, как и для всех в аудитории, было важно услышать мнение присутствующих, но особенно – преподавателя.

Несмотря на резкий тон его суждений (казавшийся таким с непривычки), он всегда был очень тактичен в комментировании наших работ. Находил недочеты и тут же советовал, как их исправить. Вспоминая наши нелепые тексты сейчас, мои щеки начинают краснеть от стыда. Но слегка перематывая время на один семестр вперед, я вижу, насколько мы смогли продвинуться благодаря Юрию Михайловичу. И успех этот просто ошеломителен. Сегодня те самые неопытные стеснительные первокурсники публикуются в СМИ, о которых даже не могли мечтать. Это и «Родная Кубань», и «День литературы», и «Наш современник» и множество других изданий. Он верил в нас и его вера и усилия дали плоды. Не передать словами, насколько вера и поддержка преподавателя ценны для студента.

Юрий Михайлович это не тот человек, который ходит на работу, чтобы просто отчитать студентам материал по программе. Для него это важнейшая часть его жизни и он проживает каждый момент, стараясь не упустить ни единой минуты, щедро передавая нам знания и опыт, которые у него есть. Помню, как долго мы удивлялись, что он диктует лекции не из книги, тетради или ноутбука, а из своей собственной головы! Такое сейчас нечасто встретишь, тут сложно поспорить. Да и преподавателя, который настолько радеет за каждого студента, тоже.

Честно говоря, мы никогда не знали, как пройдет наше следующее занятие с ним. Однажды, еще на первом курсе, читая материал одного журналиста, моя одногруппница стала выражать неприкрытый восторг, а Юрий Михайлович не подавая виду достал телефон, набрал прямо на паре чей-то номер и со словами «тут моя студентка хочет с вами поговорить» передал ей трубку. Сказать, что мы все были в шоке – не сказать ничего. А на один из сложнейших экзаменов вместо билетов он принес розы. И это в свой день рождения! В тот день мы были самыми счастливыми девочками на факультете и до сих пор вспоминаем его с улыбками.

В моей жизни Юрий Михайлович сыграл важнейшую роль. Он, как настоящий наставник, шел со мной все годы, помогая понять этот сложный мир и найти себя в нем, определиться со своими желаниями и целями, сформировать свою личную позицию, научиться мыслить и выражать эти мысли через слово.

Спасибо огромное Юрию Михайловичу за все, что он сделал и продолжает делать. Обещаю, что это не было напрасно и его мысль будет продолжаться через наше слово.

С днем рождения!

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #17692 05.06.2019 в 10:34

Дорогой Юрий Михайлович! Желаю Вам здоровья крепкого и творческих открытий! Русская литература этого тоже желает. Ваш Виктор Бараков.

Комментарий #17685 04.06.2019 в 09:19

Дорогой Юрий Михайлович!
Желаю Вам и дальше оставаться в такой же прекрасной творческой форме, в какой мы Вас привыкли чувствовать.
И, чтобы физическая форма была с ней в гармонии.
Новых Вам строк.
А за те, что уже написаны, огромное спасибо.

С теплом и благодарностью,
Григорий Блехман.

Комментарий #17681 03.06.2019 в 22:43

Поздравления уважаемому критику, преподавателю, просветителю, продолжателю дела Вадима Кожинова!