СОБЫТИЕ / Михаил ПОПОВ. «СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ». К итогам Московского книжного фестиваля «Красная площадь – 2019»
Михаил К. ПОПОВ

Михаил ПОПОВ. «СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ». К итогам Московского книжного фестиваля «Красная площадь – 2019»

 

Михаил ПОПОВ

«СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ»

К итогам Московского книжного фестиваля «Красная площадь – 2019»

 

Четырёхтомник под таким названием получил Гран-при Московского книжного фестиваля «Красная площадь», обойдя 700 лучших изданий России.

Если бы в отрочестве мне попал в руки такой четырёхтомник, я, возможно, стал бы полярником. Оттого-то, наверно, разглядываю его теми юными восторженными глазами, коим не довелось в свои поры такое узреть. Здесь много диковинок и для зрелого человека, но для отрока – целый океан открытий, тем более что речь идёт о Северном Ледовитом океане и его великой магистрали – Северном морском пути, именем которого назван четырёхтомник.

Прежде всего приводят в изумление старинные карты, которых здесь великое множество. Даже мне, жителю приарктического Архангельска, связанного с морем, таких навигаторских изображений доселе видеть не доводилось. Тут, сдаётся, собраны все карты Арктики, начиная с самой первой известной – карты Меркатора 1569 года. Большинство отображают всю Русскую Арктику – ледовую крышу России. Но есть тут карты Белого моря – начала русской дороги в Северный Ледовитый океан; карты архипелага Шпицберген, по-русски Грумант, который первыми открыли поморы, мои пращуры; карты Обской губы, где первопроходцами были также поморские лодейные кормщики, которые заложили невиданный по тем временам порт на побережье Ледовитого океана, теперь известный как Златокипящая Мангазея; карты Сибири, Чукотки, Дальнего Востока, кои осваивали поморы и служивые казаки – люди одного человеческого замеса и норова.

Что ещё бросается в глаза по первому знакомству – изображения морских судов. Поморские лодьи, кочи, раньшины, шняки… Новоманерные, петровских времён, парусники – гукоры, галиоты… Более поздние – фрегаты, шлюпы, шхуны… Первые паровые суда и корабли… Первые ледоколы…Современные атомные исполины, способные взломать любые льды…

А какие здесь изображения самой Её величества Арктики! Тончайшей выработки гравюры, офорты… Репродукции с картин Александра Борисова, Степана Писахова, Тыко Вылки, которые творили свои полотна посреди ледяной Гипербореи… Дагерротипы конца Х1Х и начала ХХ веков… А ещё блистательные современные фото… Просто глаза разбегаются.

На осмотр иллюстраций всех четырёх томов, как для постижения Эрмитажа, не хватит и жизни. Почти не преувеличиваю. Потому что к иным страницам четырёхтомника «Северный морской путь» хочется возвращаться и возвращаться, до того они привлекательны по чувству и содержанию. А ведь основа издания – тексты. Очерки, статьи, дневники экспедиций…Тут читать да не перечитать. Тем паче, что многое, если не всё, рассказано очевидцами, непосредственными участниками арктических событий.

Чтобы представить объём, географию, временные пространства издания, коротко коснусь хотя бы архангельской составляющей этого свода, особо мне близкой.

Само собой, здесь представлен великий помор Михайло Ломоносов, предрекавший, что российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Его труды красной нитью проходят через всё издание. 

Здесь достойное место занимают работы этнографа и исследователя Севера ХIХ века Сергея Максимова. Их дополняют заполярные записки Степана Писахова, исследователя и художника. Особую задушевную краску вносят сюда произведения певца Русского Севера Бориса Шергина. К ним органично примыкают очерки Сергея Маркова, журналиста, путешественника и поэта. Сюда же следует отнести работы мастера ледовой проводки – капитана Владимира Воронина и записки полярника Ивана Папанина…

Особый раздел четырёхтомника – «Святая Русь». Тут весомое слово принадлежит архангельским учёным – Василию Матонину и Сергею Морозову. Много места отведено современным исследователям, постигающим тайны Арктики. Целый ряд очерков публикует журналист и историк Олег Химаныч. Доктор исторических наук Михаил Супрун представляет Арктический бассейн времён Второй мировой войны. Журналист Алексей Сухановский публикует очерк о Тыко Вылке.

Это всё давнее и сравнительно недавнее прошлое. И тут же во множестве и в разнообразных жанрах показана нынешняя Арктика, которая по-прежнему полна тайн и загадок. Современным реалиям Арктики и перспективам Северного морского пути посвящена публикация нашего земляка доктора экономических наук Николая Залывского. 

Немало места в четырёхтомнике отведено художественному слову. Поэтическая составляющая Поморья начинается с Михайлы Ломоносова. Её продолжают Николай Клюев и Сергей Марков. Из современников, как здравствующих, так и ушедших, здесь представлены Николай Рубцов, Анатолий Лёвушкин, Мария Аввакумова, Геннадий Иванов. 

Заполярная проза Русского Севера идёт в разделе «Малый эпос». Здесь напечатаны произведения Бориса Шергина, Евгения Коковина, автора знаменитой повести «Детство в Соломбале», и Михаила Попова.

Это краткий свод публикаций только одного региона – поморского. Не меньший объём отведён всем другим краям и землям, которые примыкают к Русской Арктике и питают её теплом своих сердец. И если перечислить эти регионы, всех авторов этого грандиозного труда, все архивы и музеи, откликнувшиеся на призыв создать арктическую летопись, то окажется, что на издании четырёхтомника сосредоточилась вся наша арктическая держава – от Мурманска до Ростова-на-Дону, от Владивостока до Калининграда. Во, какой размах!

 

А теперь перейдём к тем, кто затеял это уникальное издание и осуществил его. Закопёрщик проекта – Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», которому в начале года исполнилось четверть века, персонально это – Аркадий Елфимов, председатель фонда, его единомышленники – Юрий Шафраник, председатель Союза нефтегазопромышленников России, Дмитрий Кобылкин, бывший губернатор ЯНАО, сейчас министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Что касается самой разработки четырёхтомника и его наполнения – это заслуга Юрия Перминова, главного редактора альманаха «Тобольск и вся Сибирь», редактора-составителя этого издания, и Ивана Лукьянова, главного художника его.

Четыре тома, каждый по шестьсот-семьсот страниц, две тысячи иллюстраций, сотни ссылок и сносок, множество пояснений и комментариев – это работа по силам большой полнокровной редакции. А тут всё создавали два человека. Понять, какой это титанический труд, может только тот, кто знает книжное дело, кто ведает, почём он, издательский хлеб.

Первое и самое сложное – это постичь не очень известную тебе доселе сферу жизни и истории. Уроженец и житель далёкого от океана Омска, Юрий Перминов как редактор четырёхтомника «Северный морской путь» «вошёл в тему» настолько, что теперь, ничуть не сомневаюсь, способен по истории и современности СМП защитить диссертацию. Известный в России поэт, поэт со своим характерным голосом, главное в котором любовь и милосердие, он незримо-зримо обогатил суровую полярную тему лиризмом и теплом своего большого сердца. В этом, на мой взгляд, состоит особое достоинство Книги.

И в завершение вот о чём. Это издание появилось очень вовремя, учитывая сложную геополитическую обстановку, в том числе в Арктике, которая становится местом споров за право владеть ею. «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим», – поётся в давней советской песне. Четыре тома «Северный морской путь» – это убедительное доказательство нашей незыблемой правоты.

Архангельск

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #17723 10.06.2019 в 09:06

Вполне солидарен с оценкой Михаила Попова! А.Кердан