СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ / Сергей КОТЬКАЛО. СВЕЧА ПАМЯТИ. 22 июня ровно в 4 часа...
Сергей КОТЬКАЛО

Сергей КОТЬКАЛО. СВЕЧА ПАМЯТИ. 22 июня ровно в 4 часа...

 

Сергей КОТЬКАЛО

СВЕЧА ПАМЯТИ

22 июня ровно в 4 часа...

 

Ровно в 4 утра на окраине поселка Малониколаевка Антрацитовского района, на месте гибели Ивановского партизанского отряда в далёком 1942 году, участники традиционной литературно-исторической экспедиции «Донбасс – земля героев» в ЛНР вместе со школьниками, депутатами Народного Совета ЛНР, сотрудниками Генеральной прокуратуры ЛНР, Народной милиции Республики, студентами и преподавателями ЛНУ имени Т.Шевченко, молодыми коммунистами Луганщины возложили цветы и зажгли свечи. 

Именно с этой целью, по инициативе Всемирного Русского Народного Собора и Центра Фёдора Ушакова накануне прибыла в Луганск делегация Союза писателей России из Белгорода и Москвы. В состав делегации вошли писатели Сергей Бережной и Виталий Мальков, поэты Владимир Казмин, Сергей Постолов и Вера Кобзарь, публицисты Светлана Горбачева и Сергей Токарь…

После поминальной молитвы представители клуба «Подвиг» провели участников акции по рукотворному народному мемориалу «Партизанская стоянка». Это особое место на карте, здесь нет ничего искусственного, ничего придуманного: каждый кусочек земли, каждое дерево в партизанском лесу помнит события Великой Отечественной войны.

Все здесь создано руками членов патриотического клуба «Подвиг» в свободное от работы и учебы время, без единой копейки денег…

В штабной землянке партизанского отряда, экспонируются карта действий отряда, портреты командного состава, протокол заседания бюро Ивановского райкома парии о деятельности партизан…

 

***

«Когда после девятимесячной обороны Красного Луча (383-й шахтерской дивизией) стало ясно, что город придется оставлять врагу, еще раз проверили базу Ивановского партизанского отряда, еще раз поговорили с будущими партизанами. 

В отряд в основном зачисляли членов истребительного батальона, который был сформирован в самом начале войны. 

Первоначально (на 12 июля 1942 г.) Ивановский партизанский отряд насчитывал 38 человек, 20 из них были коммунистами, 11 – комсомольцами. 

Командиром назначили бухгалтера Ивановского районо Владимира Ивановича Быкодорова. Комиссаром – начальника политотдела МТС Дмитрия Федосеевича Киреева, начальником штаба – заведующего отделом пропаганды и агитации райкома партии Николая Андреевича Приза. 

Отряд состоял из трех групп. Они должны были действовать самостоятельно. Командирами групп назначили Ивана Васильевича Пацюка, Михаила Петровича Лукьянова и товарища Овсянникова. 

Группа Пацюка расположилась в Зеленом Гае, Овсянникова – в балке Песчаной, Лукьянова – в балке Тамара, неподалеку от шахты № 21. В апреле 1986 г. в балке Тамара учащийся школы № 22 Женя Еременко и другие члены клуба «Подвиг» установили памятный камень. Как и предписывалось, группы законспирировались на своих базах. Спустя некоторое время после оккупации гитлеровцами района, они начали действовать. 

Комсомольцы Виктор Жерздев и Георгий Абинякин, например, взорвали немецкий самолет, сделавший вынужденную посадку в поле. 

25 августа 1942 г. группа под руководством И.В. Пацюка и Н.А. Приза совершила нападение на железнодорожную комендатуру станции Петровеньки. В результате перестрелки было убито несколько немецких солдат, захвачен автомат и три винтовки. 

В Ивановке, Красном Луче, в окрестных селах время от времени появлялись листовки со сводками Совинформбюро. Анна Олейникова работала в типографии. Она приносила в отряд бумагу и ленту для шапирографа (прибор для размножения текстов, работающий по принципу гектографа).

На партизанской базе было все самое необходимое: оружие, продовольствие, медикаменты, но все это пришлось оставить. Дней через десять после начала действий партизанского отряда один из его членов по фамилии Гнутенко с задания не вернулся. Начались аресты. На отряд гитлеровцы устроили облаву. Уже после войны, когда Гнутенко предстал перед военным трибуналом, выяснилось, что он был провокатором. 

Не всем жителям окрестных сел можно было сказать кто ты и зачем тебе столько продовольствия, марли, медикаментов, но те, кому можно было доверять, всячески помогали партизанам. Один из активнейших помощников – врач ивановской больницы Василий Никитович Брагин. Он лечил партизан, снабжал медикаментами. 

Вскоре партизаны имели новую базу и снова заявили о себе. В сентябре группа партизан под руководством Дмитрия Федосеевича Киреева арестовала, а затем расстреляла двух полицейских в совхозе «Сталинский забой». 

Возвращаясь из разведки, партизаны заминировали железнодорожный путь на перегоне Штеровка-Эротейдовка. Взорвалась дрезина с тремя немецкими солдатами и одним офицером. Движение поездов на Сталинград было прервано на 14 часов. 

Захватчики всюду искали пути к партизанскому отряду, стремясь уничтожить его. 23 сентября отряд всем личным составом принял бой. Наступление полиции начинали два раза, но оба раза закончили их позорным бегством. Партизаны захватили одного полицая. Отряд потерь не имел. 

Немцы усиленно грабили население. Зерно забирали под метелку. Однажды поступило сообщение, что возле разъезда Козаковка захватчики приготовили для отправки в Германию эшелон с награбленным зерном. Несмотря на усиленную охрану, партизаны пробрались на станцию, блокировали подходы, сняли часовых, открыли вагоны, хлеб раздали населению. 

Связные отряда ходили на Большую землю. Они передавали собранные в тылу врага сведения, приносили свежие сводки Совинформбюро, листовки, которые расклеивали на биржах труда, в церквях, в других людных местах. 

В листовках говорилось о том, что готовится большое наступление и что Красная Армия еще вернется, и что не взяли Москву и Сталинград.

Партизаны мешали насильственному угону в Германию молодежи района. Однажды стало известно, что из Никитовки в Ивановку на биржу труда выехал полицай со списками молодежи для отправки в Германию. Выследили полицая, уничтожили и спасли от фашистской неволи 100 человек. 

Захватчики искали партизан. Они хватали и бросали в тюрьму всех, кто казался им подозрительным. Но волю советских людей им так и не удалось сломить. Партизанам помогали во всех селах. Во всех поселках у них были явочные квартиры. В Ивановке работал Павел Топчиенко, в Штеровке – Анастасия Бурлака, в Петровское – Евдокия Гуленко. Благодаря им партизаны располагали сведениями о действиях фашистов, о прохождении войсковых частей. Эти сведения партизаны использовали для борьбы с оккупантами, переправляли их через линию фронта нашему командованию. 

По заданию отряда в Ивановке на бирже труда работала Валентина Лютая, в Петровском – Виктор Жерздев. Валентина, рискуя жизнью, доставала для партизан документы. Виктор через знакомого полицая добывал ценные сведения, взорвал автомобиль с продовольствием, предупредил отряд о готовящейся облаве. Фашисты расстреляли Валентину. А Виктору спастись помог случай. 

Отряд, несмотря на трудные условия, продолжал жить и бороться. После каждой операции численность его увеличивалась. Пополнялся он в основном за счет молодежи, не желавшей ехать в фашистскую Германию, и тех людей, которые понимали, что только в борьбе можно обрести свободу. В сентябре в отряде было уже около 70 боевых штыков. 

Однажды ночью Иван Васильевич Пацюк и политрук штаба, бывший секретарь Ивановского райкома комсомола Николай Антонович Олейников вернулись в расположение отряда возбужденными. Несмотря на поздний час, командование отряда собралось в штабе. Олейников и Пацюк доложили, что уничтожили старшего следователя жандармерии Кротова и следователя Моцака. В портфеле у Кротова оказался отпечатанный на машинке список партизанского отряда и сведения о расположении баз отряда. Пришлось делать из этого выводы и срочно менять расположение. 

Облавы на партизан следовали одна за другой. 2 октября 1942 г. в облаве участвовали полицаи Антрацита, Красного Луча и Ровеньков. Они окружили партизан в балке Христофоровская и хотели прижать к балке Колпаковой. Там ждали приказа действовать части румынской армии. Но партизанам удалось перехитрить врагов. По балке вдоль русла ручья проскользнули, как сквозь пальцы вода, и ударили с тыла. Завязался бой. 

Первым полицаев заметил Иван Васильевич Пацюк. Он проверял посты и, увидев врагов, подал условный сигнал. Но в ту же минуту прозвучала автоматная очередь. Фашисты схватили раненого Пацюка и сразу отправили в комендатуру. Попытки партизан освободить Ивана Васильевича были тщетны. Его уже не были в лесу. В отместку они убили пятерых полицаев, а под вечер еще семерых. 

Снова пришлось оставлять обжитое место и перебираться на новое. Новая база партизан была здесь, в балке Пасечной урочища Западное. Еще регулярные части Красной Армии, готовясь встретить врага, создали хорошую линию оборону: блиндажи, землянки, хода сообщения, противотанковый ров, и партизаны решили воспользоваться восемью компактно расположенными землянками, построили еще 10 шалашей. 

 

***

Многие удивляются, почему, мол, партизаны расположились на краю балки. Можно долго дискутировать по этому вопросу. Но ясно одно: ни эта, ни другие балки, как впрочем, и весь Донбасс, для партизанской борьбы не пригодны. Но был приказ Государственного Комитета Обороны о создании партизанских отрядов повсеместно. И в Донбассе такие отряды были созданы. Один из них – Ивановский. Коммунистам и комсомольцам партия поручила остаться в тылу врага и они, зная, что идут на верную смерть, остались. И всячески вредили врагу. Всем известно, что в сорок втором происходило под Сталинградом (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва), а железнодорожная ветка Дебальцево-Зверево, вокруг которой действовал Ивановский партизанский отряд, была звеном в железнодорожном пути на Сталинград. Несколько раз партизаны взрывали железную дорогу и останавливали на 10-15 часов движение поездов с техникой, боеприпасами, продовольствием, живой силой, которые направлялись на Сталинград. 

Конечно, Ивановский партизанский отряд – это не прославленные соединения Сидора Артемьевича Ковпака или Алексея Федоровича Федорова, но перед ними стояла и другая задача, были и другие условия. 

Кстати, 9 августа 1982 г. А.Ф. Федоров побывал здесь. Он сказал тогда оставшимся в живых членам Ивановского партизанского отряда:

– Нам было трудно бороться с врагом. Представляю, каково приходилось вам. 

Всего несколько слов. Но они величайшая оценка мужества, стойкости народных мстителей Донбасса. Что бы там ни говорили скептики и наши враги, важно понять одно: советские люди стремились приблизить День Победы. И приближали его, как могли. Эти люди погибли, защищая честь и независимость нашей Родины. И уже поэтому они для нас герои. 

В этой балке отряд не собирался задерживаться долго. Было решено после соответствующей разведки перейти линию фронта, к своим. 

Но пока разведчики отряда изучали возможность перехода через линию фронта, партизаны не удержались и еще раз взорвали железнодорожное полотно. И снова немцы искали партизанский отряд. И снова был бой. 

16 октября 1942 г. на отряд в балке Пасечная фашисты бросили большое количество своих головорезов. Лишь забрезжил рассвет, дозорные с разных сторон доложили, что приближаются враги. С востока и запада балку прочесывали полицаи. С севера, со стороны Ворошиловградского шоссе балку блокировали оккупанты. Слышался лай овчарок. Отряд оказался окруженным. Единственный путь к отступлению – поле. Правда, в то время оно было заросшим мелким кустарником. Но кустарник – плохое прикрытие. Ведь с северного склона балки это поле как на ладони. Больше того, с бугра хорошо видно и следующую балку, и поле, которое за ней, и еще одну балку, словом, просматривается все до самой Ивановки. Партизаны приняли бой. 

По словам командира партизанского отряда Владимира Ивановича Быкодорова в это время на базе находились около 50 человек. 

На флангах врагов встретили пулеметчики Виктор Степанович Романенко и Николай Антонович Олейников. 

Трудно сказать, сколько в том бою партизанам удалось уничтожить фашистов – сыпались они с бугра, как горох. Мы не располагаем официальными донесениями фашистского командования об операции по уничтожению Ивановского партизанского отряда. Но надо полагать, что многие из фашистов нашли свою смерть в том бою. Погиб и Ивановский партизанский отряд. 

Лишь нескольким товарищам во главе с командиром удалось перейти через поле смерти и добраться до Красной Поляны, а затем – через линию фронта. 

Прикрывать отход товарищей остался Андрей Григорьевич Мезеря. Он строчил из пулемета, пока не кончились патроны.

Те, кому посчастливилось перейти линию фронта, сражались в регулярных частях Красной Армии, отмечены орденами и медалями… 

 

***

После знакомства с материалами в Штабной землянке можно пройти по ходам сообщения от землянки к землянке. В каждой висят фотографии партизан. Всмотритесь в их лица и запомните. Почитайте о них и тоже запомните. 

Собственно, и запоминать-то особенно нечего. У всех патриотов биографии похожи. Родился, учился, работал, отдал жизнь за наше счастье. 

В пятой землянке располагалась кухня партизан.

От пятой землянки по ступеням поднимаемся из хода сообщения к шалашам. Они расположены вокруг костра. Над ним висит чайник.

По каменной дорожке обходим вокруг него и попадаем на мостик через осыпавшийся окоп на участок мемориала, который создатели назвали Следы войны.

Всмотрись, товарищ:

Следы войны повсюду.

Рыдает лес, израненный войной,

Осколки мин и вражеские пули

Еще сидят под толстою корой.

 

Будьте внимательны и вы поймете, что до сих пор помнят войну деревья, увидите, как плачут они, израненные фашистами. 

После гибели партизанского отряда фашисты заминировали лес, опутали его колючей проволокой... Шло время, росли деревья, а проволока душила их, сжимала стволы.

Многие деревья не выдержали. Погибли. Но не все. Всмотритесь и вы увидите: из самого сердца дерева торчит колючая проволока. Даже самого толстокожего такие убедительные доказательства варварства заставляют содрогнуться. 

Тропа на участке Следы войны заканчивается у могучего дуба. У его основания – щиток от пулемета, памятный камень с надписью:

Здесь Мезеря Андрей врагов задержал.

Раненый ствол, словно крепкими латами,

Долго героя собой защищал.

 

***

По ступеням спускаемся снова в ход сообщения. Указатель направляет нас к шестой землянке, затем к седьмой и восьмой.

В седьмой землянке во время раскопок удалось сохранить часть сгнивших бревен старого перекрытия. На задней стенке землянки четко видна линия наката, металлические фрагменты покрытия землянки.

В восьмой землянке разместилась экспозиция «Сражающееся искусство». Здесь представлены репродукции картины Васнецова «Апофеоз войны», многочисленных фотографий – свидетельства фашистских злодеяний, плакатов времен Великой Отечественной войны.

Ступени выводят из ходов сообщения на площадь, к Кругу Славы.
Маленькие холмики с плитами – это условные захоронения погибших в последнем бою партизан.

А под большой каменной плитой в центре, на которой высечены слова: «Вечная слава павшим героям» покоятся останки Неизвестного солдата, которые обнаружили во время раскопок во второй землянке.

Пройдите по Кругу Славы, прочитайте имена погибших.

В центре площади, выложенной из камней, стоит обелиск. Его члены клуба «Подвиг» установили в 1969 году.

Впервые на партизанскую стоянку их привела разведчица Ивановского партизанского отряда Юлия Федоровна Жукова. Она рассказала членам клуба о своих товарищах, о том, как они жили, боролись и погибли. Тогда ребята поклялись отметить место гибели партизан памятником. И слово свое сдержали. Осенью 1969 года установили вот этот обелиск, созданный природой и написали на нем: 

Партизанская стоянка. 

Тут спит беда, 

ступайте осторожно:

окопы – шрамы на лице земли. 

 

Именно эти слова написаны не случайно. Если пройти по партизанскому лесу, всюду увидите следы войны, множество шрамов на лице земли, подобных тем, которые вы только что видели. Они – следы варварства и свидетели смерти тысяч и тысяч советских людей, отдавших свои жизни за родной Донбасс, за свободу любимой Родины. 

В 1973 году мы заложили Аллею Памяти. В честь каждого партизана посадили дерево и возле него поставили камень, на котором вырубили имя героя. Оставшиеся в живых партизаны посадили на Аллее свои деревья. Пройдите по Аллее Памяти...

 

***

Уже с первыми лучами солнца участники акции приобщились к приготовлению солдатского кулеша, спели песни военных лет, а писатели из России прочитали свои произведения о героических подвигах наших солдат. Особенно вдохновенно читали стихи поэтов-фронтовиков школьницы…

Не могла сдержать своих эмоций белгородская поэтесса Вера Кобзарь: «Акция заставила нас еще вздрогнуть и заплакать от гордости за свой народ... Отрадно видеть, что с нами вместе дети, что не потерян наш духовный потенциал…». 

«Главная цель акции – почтить память павших на местах сражений Отечественной войны, в день и час её начала, горькой вехи нашей истории… – от лица своих коллег, организовавших проведение акции, говорил Владимир Мельник, председатель правления Союза социальных предпринимателей ЛНР И Луганского Центра Федора Ушакова. – Мы пришли, чтобы снова вернуться!».

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (4)

Комментарии