КРИТИКА / Валентина ЕРОФЕЕВА. ВАМ – КРУПНОМУ И КРУТОМУ… О поэзии и около неё
Валентина  ЕРОФЕЕВА

Валентина ЕРОФЕЕВА. ВАМ – КРУПНОМУ И КРУТОМУ… О поэзии и около неё

 

Валентина ЕРОФЕЕВА

ВАМ – КРУПНОМУ И КРУТОМУ…

О поэзии и около неё

 

Скорее всего, многим знакомо это чувство – родом из подросткового буйного возраста, – когда выходишь даже из-под собственного контроля, рьяно «воспитывая» и направляя в «нужную сторону» родителей, друзей, знакомых… А чувство это вот какое: мама, дорогая (или папа, дорогой… – но над мамой проще поиздеваться), останови ты меня, пожалуйста! Что, не видишь разве, не ощущаешь, как я уже все границы дозволенного перешагнул в раже обличительства и поучительства? Останови-и!! Пощёчиной… Подзатыльником, ремнём – если ты отец… Да просто заори, наконец, на меня! Рыкни!..

А-а, вспомнили!.. Покраснели даже… Да, такие эпизоды из жизни знакомы, видимо, многим. По крайней мере, из детства.

Вот и нам сейчас криком кричат со страниц одного уважаемого литературного издания (которое, родившись не так давно, почему-то позаимствовало – практически один к одному – название другого литературного издания):

О, сколько ляпов,

    сколько огрехов

       в книгах моих!

          Но самое ужасное,

             что кроме меня

                этого не замечает никто…

И как-то очень нехорошо

начинаешь думать, в частном и целом,

обо всём прогрессивном

и непрогрессивном

человечестве, в рот ему дышло!

 

Это вопиет страдальчески с двухстраничной, двухполосной обширной публикации один именитый поэт, крутая крупная личность… Назовём его пока условно Л.К.

Ладно, придётся помочь от имени прогрессивного и непрогрессивного человечества, если поэт так просит, так жаждет, чтобы увидели, поняли, одёрнули его. Наказали, наконец, хотя бы ответным словом… Ему будет легче от этого. Вздохнёт свободнее.

Измучился ведь вконец талантище. В опубликованных последних двадцати шедеврах двадцать восемь раз (простите, не поленилась… ведь спасать и человека и человечество надо) встречается яркое местоимение «Я». А уж притяжательных: мой, моё, моя, обо мне (но тут я испугалась громады задачи и считать не стала – просто навскидку) – на порядок больше. Да-да, не верите – проверьте.

Есть чудная уловка в литературе – списывать все огрехи на так называемого лирического героя. Спишем? – Спишем, конечно, а куда ж денемся. Итак, лирический герой весь, как ёжик в иголках, в энтих самых местоимениях. Тем не менее – голый. Ещё Евтушенко в лучших своих стихах когда-то признался, что «поэты голы». И в голизне этой у нашего поэта Л.К. «глухо, беспробудно, тяжело», «тухло … как в тюрьме». Любовь по имени Сарра давно уехала и «вышла за какого-то засранца» (прости, мой добрый читатель, за лексику – не моя она, клянусь):

Разошлись любовные пути,

Пролетела жизнь без остановки…

И нигде еврейки не найти,

Сплошь одни хохлушки и жидовки.

 

Вот так, измельчал народ дамский вкруг крутой крупной личности и рассосался сам собой:

И я, позабытый дамами,

Под ранний метельный свист

В межвременье вмёрз меж рамами,

Как жаркий кленовый лист…

 

Вроде бы всё, конец – «сгинул грустно праздник милый». Ан нет – резкая сублимация произошла, переход одного вида энергии в другой. Какой? И какого качества? Ну-ка, ну-ка, глянем…

Селянин встретился по дороге лирическому герою… но оказался стихобрёхом:

И вонючими дрянь-стихами

Про берёзки и зеленя,

Про навоз, без роз, с лопухами,

Словно дятел достал меня.

 

А далее друг ушедший вспомнился ненароком парою строк, но опять к себе, любимому, закольцевался:

И в круговертях чёрных

Затравленно дышу,

Но не живых, а мёртвых

О помощи прошу.

 

К родословной душа потянулась, застыдившись содеянного-сотворённого, но и тут (опять двадцать пять!):

Живу с неизбывной виною,

Что мог жить Судьбою иною,

Что следствием стал и виной

Каких-то безвестных событий,

Где явность моя, как вина!

Судите, но лучше простите!..

А впрочем, а впрочем, идите

Идите подальше, чем на!..

 

В общем, послал всех… Далеко… Но для верности уцепившись параллельно (или перпендикулярно?) за лже-лермонтовский мотивчик:

Прощай, немытая Россия,

Страна бессмысленных жлобов.

                             

И что, вы думаете, дальше произошло с нашим героем? Да ничего: встал, отряхнулся, пошёл дальше и скромно пристроился в очередь:

Я за Господом стою

Пред вратами ада.

 

Настолько высокое раскаянье, что прямо вот так и стоит за тем-то и тем-то?! – Да нет, здесь опять именем чужим прикрылся наш лирический герой в «Поминая Владимира Высоцкого». Кстати, весьма и весьма достойный стих. Как только наш герой выходит за пределы притяжательных местоимений и «Я» – его можно начинать с интересом изучать.

И вот ещё пример: классически выверенное по внутренней музыке и высокой гармонии мысли стихотворение (приведу его полностью – оно этого достойно):

Всё сильней занимается

Мой высокий костёр

И туман поднимается

С одиноких озёр.

Светоносное марево

Окружает меня,

Как бесплотное зарево

Неземного огня.

Высшей волей влекомый,

Жажду душу спасти,

И во тьме невесомой,

Словно ангел почти…

Тень чужая мелькает –

И темна тишина…

Но в тумане сверкает

Золотая струна.

Этой ночью туманной –

Я, как в жизни иной!

Но следит неустанно

Ангел Смерти за мной…

У него на примете

Я всю жизнь, как во сне…

Только он в мире этом

Знает всё обо мне.

Только он принимает

Всё как есть – наяву,

Только он понимает,

Что давно не живу…

 

Мотив – трагичен. Оттого, может быть, трагичен, что переизбыточны притяжательные местоимения в других стихах, когда почти все иные –  не живущие, а существующие рядом – «немытые» и «жлобы»; когда доминируют пинки, тычки и адресный посыл туда-то и туда-то… Когда:

Все, кому не дали в рыло,

Получили по рогам.

 

И начинаешь сомневаться, не в гордом ли одиночестве останется такой вот мини-шедевр среди нагороженного вседозволенностью хлама и не заимствован ли и он (нечаянно) у кого-то из высоких творцов Поэзии?

Лев Котюков, ну вот и всё: я выполнила свою часть задачи. Надеюсь, освободила вас от того, что вас так тревожило:

И как-то очень нехорошо

начинаешь думать, в частном и целом,

обо всём прогрессивном

и непрогрессивном

человечестве, в рот ему дышло!

 

И, Лев Константинович, – просьба (чисто по-женски): никогда не опускать крылышки (даже остатки их), и навсегда забыть о местах,

Где никому не надо знать,

Что смысла нет себя спасать!

 

Везде и всюду будет жив этот святой смысл, озвученный ещё Серафимом Саровским: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Вам ли, крупному и крутому, этого не знать…

 

Комментарии

Комментарий #19286 18.07.2019 в 11:34

Да, ну дай Бог, чтобы это был не Лев Константинович. Но вообще, конечно, ситуация беспрецедентная. Такого, по-моему, еще не происходило. Хотя и ему в результате досталось изрядно.

Комментарий #19268 16.07.2019 в 23:18

ПРОСЬБА:
Пожалуйста, не грешите на Л.К.
Вряд ли комментарии #19226, #19228, #19229, #19240 продиктованы им.
Практически совсем не знаю его лично, но основания не подозревать его в этом имею.
Поэтому в письмах ко мне и в личной беседе, пожалуйста, не вешайте на него ещё и этих "собак".
Валентина Ерофеева

Комментарий #19253 16.07.2019 в 11:09

Это что за угрожальщик тут такой безымянный выискался? Министр юстиции, что ли? Никак в тюрьму упечь хочет )))

Комментарий #19240 15.07.2019 в 08:52

СУТКИ! РОВНО СУТКИ. ИНАЧЕ ПРОДОЛЖИМ.

Комментарий #19239 15.07.2019 в 08:32

КАК ВИЖУ, ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛИ, ЖАЛЬ.

Комментарий #19229 15.07.2019 в 01:14

НЕ ДЕЛАЙТЕ ВИД, ЧТО СПИТЕ, ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ, НЕ ПОВЕРЮ. ВЫ СЛИШКОМ УПЕРТЫ, ЕРОФЕЕВА. ДРУГАЯ СРАЗУ БЫ ПОНЯЛА, ЧТО НЕ В ТУ СТЕПЬ И ВОВРЕМЯ РАЗВЕРНУЛА БЫ ОГЛОБЛИ. НО ВЫ НЕ ПОНЯЛИ И ПОЛУЧИЛИ ХАОС. ЗАКРЫЛИ ПОЧТИ ВСЕ СТАТЬИ И ОПЯТЬ НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛИ. ТОГДА Я! СДЕЛАЙТЕ ТО, ЧТО ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ПО СОВЕСТИ. НЕ ЧАСТИЧНО, А ПОЛНОСТЬЮ, И Я ОСТАВЛЮ ВАС В ПОКОЕ. Я НЕ КРОВОЖАДЕН, НО НИКОГДА НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛЯЮ ЗАДЕВАТЬ МЕНЯ БЕЗНАКАЗАННО. ЕСЛИ ОПЯТЬ НЕ ПОЙМЕТЕ, ТО ВСЕ, ЧТО БЫЛО РАНЕЕ ПОКАЖЕТСЯ ВАМ РОЗАРИУМОМ. Я ИСКРЕННЕ НЕ ЖЕЛАЮ ЗАХОДИТЬ ТАК ДАЛЕКО, ПОЭТОМУ ПОСТУПИТЕ ТАК, КАК ПОДСКАЖЕТ ВАМ ВАШИ МУДРОСТЬ И СОВЕСТЬ.

Комментарий #19228 15.07.2019 в 01:10

Да уж...

Комментарий #19226 15.07.2019 в 01:03

Рад, что теперь, когда вы установили виновника, то не будете грешить на Евгения Сергеевича Водолазкина. Вы должны были понимать, что все, что происходило, не его стиль, не его способ существования. И при любом отношении к нему, как к человеку и как к писателю не допускать столько грязных комментариев вокруг его имени. Вы убрали комментарии, это правильно, но люди ведь прочли их и запомнили. Как говорится, ложечки нашлись, а осадок остался. И статейка осталась, именно статейка, а не статья, и вы, как опытный профессионал не могли этого не видеть. Плохая история, плохая.

Комментарий #18856 12.07.2019 в 18:43

Ого, сколько просмотров и комментариев! Просто жизнь кипит ключом! Интересны: и расклад автора, и дискуссия, и даже новое теперь прочтение стихов Л. Котюкова, что так опрометчиво пококетничал. Ничего, холодный душ порой на пользу.

Комментарий #18737 10.07.2019 в 12:16

Льву Котюкову
Я сначала подумал, что мне повезло, когда я поднял с асфальта (было это с неделю назад около четвёртого дома по улице Черняховского вблизи станции метро «Аэропорт», где я разыскивал Издательство «Детская литература») слегка помятую, кем-то выброшенную неизвестную мне «Общеписательскую Литературную Газету» под пятым номером за 2019 год.
Далёкому от литературных новостей, мне было интересно узнать, чем живёт Международное Сообщество Писателей; я полистал Газету и остановился на поэзии Льва Котюкова, неизвестно на какой Заречной улице и в какие времена встретившегося с «селянином-стихобрёхом» - Сергеем Есениным. Хотя имя «стихобрёха» названо не было, зная немного произведения Есенина, я на его счёт отнёс взятые Львом Котюковым в кавычки слова: «Старый дом мой давно ссутулился, Старый пёс мой давно издох...». Это цитата? Но почему слова Есенина искажены, ведь у него «Низкий дом без меня ссутулится ...» Может, это полемика с давно умершим поэтом? Полемика?!
Посмотришь на помещённый на фоне берёз, дальнего поля и до краёв наполненного водоёма портрет седеющего Льва, и легко представишь, как будут плясать потомки (если вирши Льва Котюкова станут им известны) на его костях. Да разве только потомки? Стоит шире донести до любителей поэзии виршу о блудном сыне «последних времён» - «стихобрёхе», как люди станут не только кривиться, но зажмут носы от сочинённого Котюковым, говоря его словами, - вонючего дрянь-стиха, от его брехни, которую можно определить как крайнюю степень разнузданности.
Из представленной в Общеписательской Газете поэтической мути Льва Котюкова, в частности его «Личной» вирши, можно сделать вывод о его приписываемой себе смелости, гениальности, безумью небожественных чувств, ледяным цветам, восходящим в его душе на крови...
В течение недели я гнал от себя осевшую в памяти грязь «разминувшегося с новым веком» Льва Котюкова, и решил очистить душу написанием этой записки - авось, полегчает.
Михеев Вячеслав Андреевич

Комментарий #18722 08.07.2019 в 16:56

Вряд ли Котюков сам себя так неодобрительно трактует. ..

Комментарий #18719 08.07.2019 в 14:08

Здесь место для комментариев или для строк великого Котюкова, которые упорно кто-то размещает? Или сам Лев старается?

Комментарий #18718 08.07.2019 в 10:59

Вавилон - нечестие и грех, который опустошил благочестие и добродетель и покорил себе душу.

Младенцы - нарождающиеся греховные мысли и стремления, которых надо уничтожать в зародыше, пока они не укрепились. Кто борется с ними и разбивает о камень при первом появлении, тот блажен.

Камень же сей, страшный для этих «младенцев» - Христос.

Комментарий #18717 08.07.2019 в 10:22

...Но сатана бесстрастно карал врагов Сиона,
И разбивал младенцев о камни Вавилона.

У Котюкова абсурд! Хрень какая-то, простите меня, а не переложение псалма...
В оригинале славянском: Дщи вавилоня окаянная... блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
Это сатана-то блажен у него?! Ну довыпендривался поэт... Читать мерзко!
Почитал бы сначала толкование - кто такие "младенцы"...

Комментарий #18715 07.07.2019 в 19:53

"Из ничего не выйдет ничего" (У.Шекспир, "Король Лир")

Комментарий #18714 07.07.2019 в 19:05

Значит, есть представители... Просто так человек не может стать председателем. Есть какие-то причины, почему его поддерживают. Или он сам знает, как манипулировать людьми и чем их привлекать, и люди на это покупаются. Если масса не может его "сдвинуть", значит, он сильнее. Я только констатирую, не защищаю его. Мне совсем нет дела до этого всего. Но он пока сильнее, на мой взгляд. Кто-то его поддерживает, поэтому он уверен в себе. Соберите собрание и выберите другого, кто хороший.

Комментарий #18713 07.07.2019 в 17:45

Выбирают.... Напомните, когда было последнее общее собрание... Выбирают представители, которых выбирает он? Там надо Устав проверить...

Комментарий #18699 06.07.2019 в 11:32

Но ведь его выбирают. Поэтому он и не уходит.

Комментарий #18693 06.07.2019 в 09:18

Всем начальникам надо вовремя уходить с поста. Лева этого не почувствовал, ибо думает, что велик и безгрешен. Жаль. И присказка для других, а не для него. Или интуитивно чувствует, что без своего кресла он рухнет на два порядка ниже в своей значимости.

Комментарий #18672 04.07.2019 в 21:43

"При реках Вавилона — там сидели мы и плакали,
когда вспоминали о Сионе.
Дочь Вавилона, опустошительница!
Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!"
Псалтырь, 136 Псалом Давида

На реках Вавилона, вдали от гор и моря,
Как вербы над песками звенели арфы горя.

Звенели арфы горя, сияли в реках Луны,
И слёзы орошали немолкнущие струны.

В дыму над облаками светились в росах розы,
И реки Вавилона смывали в море слёзы.

Но сатана бесстрастно карал врагов Сиона,
И разбивал младенцев о камни Вавилона.

Рыдали арфы горя. Темнели в реках Луны.
И слёзы высыхали на поседевших струнах.

Но сладок дым свободы. Смолкали арфы-вербы.
И осыпались розы на прах Сиона с неба.

И всё опять сойдётся в последней тайне века —
Вдали от гор и моря на Вавилонских реках…

Комментарий #18671 04.07.2019 в 21:36

Презрев пустое время,
Судьба даёт отсрочку.
Но медленно и верно
Я обращаюсь в точку.

И всё ж ещё поётся!
И в даль иду по росам.
И пусть в лицо смеётся
Огромный знак вопроса.

Я вечен в невозможном,
Где рай не помнит ада!
Где никому не должен,
Где ничего не надо…

Комментарий #18670 04.07.2019 в 21:34

Обратились пеплом травы,
Улетает пепел в высь.
И безумный призрак славы
Обращает в пепел жизнь.

И душа, как пламя тает,
И тревожен мой ночлег…
И Россию заметает,
Словно пепел, вечный снег…

Комментарий #18668 04.07.2019 в 21:26

Предыдущему КОММЕНТАТОРУ
Видимо, придётся и попробовать, если по-другому не получится. Если у кого-то откажет здравый смысл. И кого-то понесёт по кочкам.

Комментарий #18645 04.07.2019 в 13:33

18643! Попробуйте, а мы посмотрим, как это у вас получится.

Комментарий #18643 04.07.2019 в 12:20

Действительно, дорогие коллеги, давайте все вместе поможем хаму стать человеком! Возьмем на поруки, так сказать. Для начала проведем для хама мастер-классы по этике и потом заставим его сдать экзамен. Хам сразу перевоспитается )) Вот только самое надежное средство - убрать из-под него кресло, пусть станет рядовым литератором. Вполне возможно, что и писать будет лучше.

Комментарий #18636 04.07.2019 в 00:43

Браво, Валентина! Статья и замечательная, и нужная, как нужен и завязавшийся разговор, и комментарии, в большинстве своем - единодушные.
Лев Котюков - человек талантливый, но зазнавшийся, исхамившийся и давно позабывший о том, что душу поэт в чистоте держать
должен. Иначе - какой он поэт? Я за творчеством Котюкова давно не слежу, ибо давно все катится в сторону того, что процитировано
в этой статье, а сие - не поэзия, а достаточно небрежная и неприятная версификация, к сожалению, абсолютно холодная, механическая,
лишенная чувства и мысли. А жаль - по дару мог бы быть настоящим поэтом. Наталья Егорова.

Комментарий #18635 03.07.2019 в 23:44

Сегодня на сайте Российский писатель в материале о секретариате впервые указали Льву Котюкову, что он не прав как начальник. И думаю, это только начало. Пока лишь мягкое. Посмотрим и за этим сюжетом.

Комментарий #18633 03.07.2019 в 22:44

Свидетель - не участник. Давайте закончим. Речь не обо мне.

Комментарий #18631 03.07.2019 в 22:28

Комментатору 18639. Вовсе не к вам лично был обращен тот комментарий, которым вы возмутились. Комментировал только то, что вы описали. И если вы пишете, что "крик стоял страшенный" или "подчинённому грубо указывали на место", то как не подумать, что вы сами были свидетелем того, о чем написали?

Комментарий #18629 03.07.2019 в 21:40

Предыдущему комментатору. Послушайте, я за "народ", то есть подчинённых Котюкова, не отвечаю, ибо не отношусь к ним. С какой стати Вы предъявляете претензии мне? Вы вправе возмущаться их поведением, но что-то мне подсказывает, что храбрость Ваша хороша потому, что неосуществима. Возможно, я ошибаюсь. Возможно, Вы родились воином. Ну и возмущайтесь на здоровье. Только не обращайте своё праведное возмущение на ничуть неповинного меня.

Комментарий #18626 03.07.2019 в 20:07

Комментатору # 18624. Что тогда сетовать на Котюкова, если "народ берег свои нервы и помалкивал, изливаясь разве что в кулуарных разговорах между собой [это еще ничего] и даже с посетителями [по мне, так это уж совсем никуда не годится]"? Мне не страшно, и я с таким начальником работать бы не стал, если ваше "поработайте с таким начальником" адресовано мне. И если это никому было не надо, то тогда что возмущаться Котюковым: все сидели с полными штанами, пикнуть не смели и обсуждали его за его спиной. В то же время пишете, что он не безнадежен и помочь ему можно. Вот и помогли бы, указав ему на то, что вам не нравится в его руководстве в открытом общем разговоре.

Комментарий #18624 03.07.2019 в 19:46

Предыдущему комментатору. Отвечаю. Критики были. И даже обличительные и сатирические статьи были. Но толку никакого. По той простой причине, что Л.К. не обращал на это никакого внимания, считая себя неизмеримо выше всех этих критикующих пигмеев. Это о критике "прочих". Что же касается критики "своих", как выразилась Валентина, то ответ дала она сама. "Своих" не трогали. Но я-то имел ввиду не "своих" руководителей, а "своих" подчинённых, которые и пикнуть супротив не смели. Иначе крик стоял страшный и подчинённому грубо указывали на его место. Поэтому народ берёг свои нервы и помалкивал, изливаясь разве что в кулуарных разговорах между собой и даже с посетителями. Скажете - не страшно? А Вы поработайте с таким начальником и в такой обстановке. И кому это надо было?
Как ни странно, существовал и другой Котюков, который, приходя на работу, галантно целовал ручки и щёчки работавших в соседних кабинетах женщин, а обычный междусобойный разговор вёл во вполне дружеском тоне, мягко жаловался на здоровье, выслушивал и даже делал добрые дела.
Вот поэтому и надо помочь этому сложному человеку. Он не безнадёжен.

Комментарий #18623 03.07.2019 в 19:02

На комментарий "18620. Вы написали, что Котюкова никто не смеет критиковать ("...и где был бы тот смельчак? " - это ваши слова). А что такого может сделать Котюков смельчаку? Какие у него инструменты власти против критики? Чем он так страшен любому критику его стихов? Где был бы тот смельчак?

Комментарий #18621 03.07.2019 в 17:38

ПРЕДЫДУЩЕМУ КОММЕНТАТОРУ
Ну да, возможно именно "жеманное кокетство", как вы пишите, со стороны Л.К.
Согласная я, думаете, буду возражать? - Нет...
Просто вписалась в этот нечаянный поток, надо было с чего-то начинать. К тому же я не в гордом одиночестве в нём. Не сердитесь так уж на меня.
Вообще, как мне кажется, мы - русские люди - не умеем вовремя корректировать наших "властителей" больших и малых, в том, чтобы они нам служили, а не мы им - подобострастно. Своевременная коррекция многие бы проблемы решала вовремя. А то мы копим-копим силушку недовольства, а потом как жахнем этой скопленной массой по голове надоевшего до чёртиков "властителя". Вот и случается совсем по Пушкину - русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Коррекции - постепенной, деликатной и вовремя производимой надо бы всем нам пожелать, я думаю.
Ваша -
В.Е.

Комментарий #18620 03.07.2019 в 16:28

"Но вот этот сигнал SOS меня "разбудил":
"О, сколько ляпов,
сколько огрехов
в книгах моих!
Но самое ужасное,
что кроме меня
этого не замечает никто…
И как-то очень нехорошо
начинаешь думать, в частном и целом,
обо всём прогрессивном
и непрогрессивном
человечестве, в рот ему дышло!".
Разве он оставит кого-то равнодушным - этот крик? Поверьте, на сей раз без иронии."
Да бросьте Вы, Валентина. Знающие Котюкова никогда не поверят в искренность этих котюковских строк. Его ляпов "не замечает никто"? Враньё. Это он сам "не замечал" никого, кто робко пытался сказать об этом. А тут он просто жеманно кокетничает. Он же убеждён в своей гениальности и явно ждёт ответного подобострастного хора, убеждающего в обратном. Попробовал бы кто-нибудь из его окружения опубликовать такое о его стихах. И где была бы тогда котюковская самокритичность и где был бы тот смельчак? А на мнения всех "прочих" ему, "гениальному", вообще наплевать. И Вы это прекрасно знаете. И для Вас это не причина, а повод.

Комментарий #18614 03.07.2019 в 13:05


ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #18613
Признаюсь вам честно - на полный конспирологии комментарий предыдущего "оратора": социальные заказы не выполняла НИКОГДА.
И уж вряд ли придётся это делать. Тем более, поверьте, заказные материалы не пишутся так, как написан этот.
Достал просто Л.К. - именно этой своей подборкой стихов! Никогда склочницей не была, и своих - не трогала. Кстати, чаще именно защищала его от словесных нападок других - за талант поэта. Прозу его - активно отторгаю. В поэзии - находила поэзию, правда, далеко не всегда.
Если бы ни вот этот "крик души" - не прикоснулась бы и на сей раз к разговору о Л.К. и его поэзии. Некогда! Не до него, своих редакционных дел по горло...
Но вот этот сигнал SOS меня "разбудил":
"О, сколько ляпов,
сколько огрехов
в книгах моих!
Но самое ужасное,
что кроме меня
этого не замечает никто…
И как-то очень нехорошо
начинаешь думать, в частном и целом,
обо всём прогрессивном
и непрогрессивном
человечестве, в рот ему дышло!".
Разве он оставит кого-то равнодушным - этот крик? Поверьте, на сей раз без иронии. Поскольку я сама немножко поэт, то и восприняла этот сигнал как весьма и весьма тревожный, что заставило вернуться к первым строкам подборки и прочесть её уже заново - именно с этой точки зрения.
Что поделать, если стихийно это вылилось в иронию и сарказм.
Поймите меня правильно - я защищала всё "прогрессивное и непрогрессивное человечество".)))
И одновременно пыталась облегчить совесть Л.К. от лёгких угрызений.
Навечно ваша -
В.Е.

Комментарий #18613 03.07.2019 в 12:17

Так я и думал, что дело не в поэзии или прозе Котюкова, а в его внелитературной деятельности. Стихи плохие, скажет он, не читайте. Или еще огрызнется на автора публикации: мол, сама-то лучше? Сейчас не существует органа, оценивающего, печатать или нет автора. Можно публиковаться за свой счет. Издательству лишь бы прибыль или некие бонусы от Котюкова. Как начальник он кого-то не устраивает. Но ведь его выбирают давно председателем областной организации. Значит, есть люди, которые там его поддерживают. Кому-то он хорош. Я сторонник того, чтобы выслушать и самого Котюкова, если в деле участвуют две стороны. И еще: если не Котюков, то кто? Может быть, дело именно в этом "кто"? Может быть, он и есть инициатор "наезда" на Котюкова. Только не говорите, что я его защищаю: я вижу некий "расклад", поэтому и честно пишу, что думаю. Зачем иначе, как не снять Котюкова, затевать его критику? Не лучше ли было выделить это место для анализа хороших стихов талантливого поэта?

Комментарий #18611 03.07.2019 в 10:33

Споры о бездарности или талантливости Котюкова бесполезны. Всё равно никто никого не убедит. Да и сама статья возникла не по поводу поэзии Котюкова-поэта, а по поводу поэзии Котюкова-начальника, поскольку именно Котюков-начальник во многом сделал Котюкова-поэта "крупным и крутым". В этом нет ничего неожиданного, ибо начальники, не использующие служебное положение, чрезвычайно редки и в большинстве случаев встречаются в кино ("Любить по-русски", "Слуга народа" и т. д.). Однако начальнические методы возвеличивания себя раскрывают суть человеческого характера Котюкова: грубость, чванство, убеждённость в собственной гениальности. Он не стесняется самого себя вслух называть гением и затыкать рот даже своему ближайшему окружению. Не было бы Котюкова-начальника - не было бы и статьи о Котюкове-поэте. Но рассуждения о Котюкове-поэте ничего не дадут. Лучше, чем дано ему Богом, он писать не сможет. И никто ему в этом не поможет. А вот рассуждения о Котюкове-начальнике весьма полезны. Тут мы должны помочь ему избавиться от диктаторского стиля руководства и стать таким начальником, как, скажем, оба наших Ивановых, Бояринов, да и другие, то есть демократичными, готовыми на диалог и поиски консенсуса. Не поможет - нужны будут радикальные меры. И хотя поверхностно это - не тема статьи, истоки её именно в этом.

Комментарий #18610 03.07.2019 в 09:55

Еще странно, почему он в Переделкине обитает? Ему жить негде?

Комментарий #18609 03.07.2019 в 08:54

#18608-му
Ну, дык, своя рука владыка. Брежневу вон сколько навешали, а мне чаво? - И мне положена по статусу.
А окружение: да, вашсиятельства, положена тябе. Усе побрякушки твае.
Короля играет свита, а когда король слаб и падок на лесть, он ломается.
Ломаясь сам, крушит всё вокруг. в этом драма и трагедия властителей и их народов.

Комментарий #18608 03.07.2019 в 08:44

А премии-то за что и звания? Ужели написал что-то значимое? ))

Комментарий #18607 03.07.2019 в 07:44

Охохонюшки! Котюков за годы своего затянувшегося "царствования" в Подмосковной писательской организации стольких настроил против себя и поэзией своей, с оттенком вечной затаённой истеричности, и поведением своим, уже открыто истеричным и отталкивающим многих. Да, его заслуги несомненны и в том, что тянул альманах "Поэзия", и в по иным параметрам решения задач писательского вожака. Но в этой статье автор ведёт речь лишь о Котюкове-поэте.
Что будет, если прикоснуться к Котюкову-прозаику? Кто-то сразу прикроет нос платочком, чтобы не нюхать разворошённое цитатами, кто-то придёт в ужас, объединив властителя-главу с организацией, мало в чём повинной.
А если прикоснуться к Котюкову-человеку с анализом его поступков? - Не надо!!! Лучше не прикасайтесь!
Ах, если бы он был просто поэтом и прозаиком. Не главою, не начальником. Может, это был бы - человек и талант...

Комментарий #18606 03.07.2019 в 07:38

Для # 18600. Что вы предлагаете, чтобы исправить положение вещей? Котюкову не писАть? Не публиковаться? Снять с себя все свои полномочия? Отказаться от премий и званий? Съехать из Переделкина?

Комментарий #18601 03.07.2019 в 06:14

Что же так - редактор не смог отказать? Почему он так неуважительно к "пиплу"? Подозревал, что внелитературные соображения тоже бывают причиной нелюбви к Котюкову...


Комментарий #18600 02.07.2019 в 23:49

НА КОММЕНТАРИЙ #18595
А разве кто-то здесь утверждает, что Л.К. бездарен? Но его уже давно "понесло по кочкам". До такой степени, что кажется, что он сам себе уже иногда неприятен бывает.
Поэт-то не бездарный, мастеровитый. А в анализируемой подборке он и редактора газеты подставил, который не смог ему, видимо, отказать в публикации этой непровеянной шелухи (пипл схавает, Л.К. его уже к этому приучил).

Комментарий #18595 02.07.2019 в 23:03

Для # 18572. Ему рекомендацию в Союз давал Наровчатов.

Комментарий #18582 02.07.2019 в 18:15

КОММЕНТАТОРУ #18578
Я?! - да боже упаси!
В котюковскую Сарру просто влюбиться можно (без иронии). К тому же это - одно из самых интересных стихов Л.К.
А КОММЕНТАРИЙ #18576 - не мой. Это кого-то вычищенный г-н Бузловский достал (успели, видимо, прочесть его "крик души").
Ваша -
В.Е.

Комментарий #18580 02.07.2019 в 17:59

Комментатору 18570. Это чьи перлы? Ваши?

Комментарий #18578 02.07.2019 в 17:54

Юдофобка

Комментарий #18576 02.07.2019 в 17:42

Это что за "ми зера Исраэль" Бузловский тут нарисовался? Вот тебя-то и надо вычистить навсегда отсюда, с литературного сайта. Сиди в "Одноклассниках" и там сплетничай.

Комментарий #18572 02.07.2019 в 17:10

Повыползали никому не известные Котюковы заступнички, с кличкой вместо имени, обыкновенное хамло. Такое вот окружение "крупного" поэта! А кто-то именитый, имеющий свой голос в литературе, может заступиться за обиженного?

Комментарий #18571 02.07.2019 в 17:07

Вот реклама-то Котюкову вышла! Обратный эффект от статьи. Братцы! Поругайте меня! Может, читать начнут. Кто меня не знает, обращайтесь к Валентине. Она меня отлично знает. И не раз ругала. Но всё как-то потихоньку, втихаря. Валентина! Напишите, пожалуйста, ругательную статью про меня. То есть, не про меня, а про мои стихи. Ну, заодно и про меня. Очень прошу. Ей-Богу, не обижусь. Лишь огромное спасибо скажу. И простите старого хулигана. За старое хулиганство. Я больше не буду. Клянусь старостью.

Комментарий #18570 02.07.2019 в 16:48

ОСЕННИМ ВЕЧЕРОМ

Самое ужасное, что я уже почти семьдесят лет

терплю не только чужие недостатки, но и свои собственные!..

Тёмный ветер несёт полову.

Куст терновый почти опал.

Я отдал свою душу Слову,

Всё, что мог, до конца отдал.



Но, однако, для самых близких

Золотые слова припас:

«Слава Богу, без вас родился!

Слава Богу, умру без вас!»



В ПАРКЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА «ПЕРЕДЕЛКИНО»

Мелкий люд отдыхает,

в меру весел и пьян,

Но, как зверь, возникает

из кустов графоман:

«Эй, уроды, налейте!

Или всех разорву!

Я один после смерти

в этом мире живу!»



И внимая явленью,

в алкогольном дыму,

Все уроды с почтеньем

наливают ему.



И, с воскресшим из праха,

пойло мерзкое пьют,

Без опаски и страха,

что друг друга убьют.



И упорно, хоть тресни,

не спешат никуда,

Будто сами воскресли –

и уже навсегда!



И вещает уродам,

как пророк, графоман:

«…Что любовь и свобода

в этой жизни обман!



Только смерть без обмана

в этом мире живёт!..»

И речам графомана

не перечит народ.



Стихобрёху внимая,

возникать не хочу…

И стакан поднимая,

как погибший, молчу.



Как навеки пропавший –

ну, совсем ни за что!

Как случайно попавший

в мир, где люди – никто!



И вот-вот, хоть убейте,

сам в сердцах заору:

«Эй, уроды, налейте!

Или всех разорву!

…………………………………...

Я один после смерти

в этом мире живу!»

вернуться к списку

Комментарий #18569 02.07.2019 в 16:36

МОЙ ПАРУС

Белеет парус одинокий…

Александр Бестужев-Марлинский

Белеет парус одинокий…

Михаил Лермонтов



Белеет парус в жуткой сини…

Ревёт простор без берегов…

Прощай, немытая Россия

Страна бессмысленных жлобов.

Бог выше жизни, выше смерти,

И Бог совсем не человек…

Белеет парус в круговерти,

И беспощаден новый век.



Вот-вот я с парусом иссякну,

И всё страшнее злая новь.

И жизнь уносит парус в бездну,

Как будто в бездне есть любовь.

Я сгину в заданные сроки,

Но только не в краю родном!

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…



САРРА

Женщина есть зло неизбежное, но необходимое!



Юность обратилась в дивный сон.

Старость обратилась в ожиданье.

Где ты нынче, Сарра Эйдельсон, –

Кроткое еврейское созданье?!



Кончилось советское кино,

И в дыму всемирного кагала –

Сам-то я пропал давным-давно,

А вот ты когда пропала, Сарра?!



Старый друг мне про тебя сказал:

«Вышла за какого-то засранца!..

Зря ты эту Сарру обжимал

В тёмном уголке на наших танцах…»



Разошлись любовные пути,

Пролетела жизнь без остановки…

И нигде еврейки не найти,

Сплошь одни хохлушки и жидовки.



Глухо, беспробудно, тяжело,

Но себя упорно не жалею…

Мне к тому ж совсем не повезло,

Ибо не родился я евреем.



Обратилась жизнь в незримый сон,–

Остаётся отвалить красиво…

И не сыщешь Сарру Эйдельсон

На сухих погостах Тель-Авива…



Тухло в этой жизни, как в тюрьме.

Тихо в старом доме Эйдельсона…

Только бродит призрак в полутьме –

Сарры – верной дочери Сиона.

Комментарий #18568 02.07.2019 в 16:31

Лев Котюков - выдающийся русский поэт!!!
Кто-то против???
Вытрете этот пост как предыдущий ?
Чекан

Комментарий #18562 02.07.2019 в 15:34

- Не нашел в Инете журнал «Поэзия».
Существует ли?
Какая периодичность?

Комментарий #18561 02.07.2019 в 15:00

Нарифмовал, блаженный, на кучу книг и издал всю эту кучу. Для чего и для кого? Тут десяток его т. н. стихов выдержать бы и не швырнуть книжицу куда подальше, ведь читать невозможно - не получаешь удовольствия и положительного заряда. Один мрак, пустота и ни одной светлой мысли. Гражданская тематика так и не встретилась, а ведь она определяет творческий уровень.

Комментарий #18560 02.07.2019 в 14:48

Предыдущему комментатору. А где Вы видите "мягкий, деликатный, товарищеский разговор о творческой этике..."? По-моему, вся статья построена в издевательском тоне к "крупному и крутому" поэту. Как Вы думаете, "крупный и крутой" действительно не обидится, как советует ему Блехман, прочитав о себе такое: "Измучился ведь вконец талантище. В опубликованных последних двадцати шедеврах двадцать восемь раз (простите, не поленилась… ведь спасать и человека и человечество надо) встречается яркое местоимение «Я». А уж притяжательных: мой, моё, моя, обо мне (но тут я испугалась громады задачи и считать не стала – просто навскидку) – на порядок больше. Да-да, не верите – проверьте." Это и есть "мягкий, деликатный и товарищеский разговор"? И он прочитает это, не обидится, а радостно улыбнётся, осознает товарищескую критику, поблагодарит автора и тут же все противоречия разрешатся? Так, что ли? Сильно сомневаюсь. И кто предлагает вместо этого "носить камень за пазухой и заниматься интригами"? Нет спору, конечно "лучше публично и уважительно обсуждать такие темы". А если публично и неуважительно?

Комментарий #18558 02.07.2019 в 12:45

Не хочу защищать от критики Автора статьи, но при прочтении некоторых комментариев у меня возникают вопросы? Например, здесь литературное объединение или семинар поэзии в литинституте, чтобы оказывать помощь в тексте? Мягкий, деликатный, товарищеский разговор о творческой этике мешает устранить внутрисоюзные противоречия? Лучше носить камень за пазухой и заниматься интригами? Нет, дорогие коллеги, лучше публично и уважительно обсуждать такие темы... А Валентине Григорьевне спасибо за смелость и за талантливый материал.

Комментарий #18557 02.07.2019 в 11:55

Простите, забыл поставить кавычки.

Комментарий #18556 02.07.2019 в 11:50

"Классик" - это вы серьёзно?

Комментарий #18554 02.07.2019 в 08:29

Великолепно, Валентина! Умно, грациозно, с тонким сарказмом! Иногда необходимо спускать на землю зазвездившихся классиков. Пусть знают, что не все " пипл хавает", в том числе и хамство по отношению к читателю, и неуважение к собратьям по перу. А время и читатель все расставят по своим местам.

Комментарий #18536 01.07.2019 в 21:06

Эта статья - прекрасная, изящная и даже поэтически элегантная форма литературоведческого фельетона.
Для меня это отдельное, высококачественное литературное произведение.
Браво, Валентина Григорьевна.
Я бы на месте Льва Константиновича не обиделся, потому что он ведь умеет ценить литературное качество.
Тем более, такое изящество в наши дни, мягко говоря, не так уж часто встретишь.

Григорий Блехман.

Комментарий #18531 01.07.2019 в 20:34

Котюков...Мотюков...Сотюков...несть им числа и не только в литературе. Амбиций -то, амбиций! Верно подмечено -"Я" гипертрофированное. Знаю одного автора ;он в сборник стихов дал около 20-ти своих фото. Чем не дурной вкус?!

Комментарий #18530 01.07.2019 в 20:13

Открываю книгу Льва Котюкова «Крест и пламя». Листаю… Тягостное впечатление…

У каждого поэта есть несколько десятков излюбленных слов. Например, у Блока – голос, музыка, вихрь, звезда, душа, нежный. железный, одичалый… У Лермонтова – страсть, огонь, пламя, буря, трепет, мечта, блеск, шум, тоска, пустыня, святой, холодный, отрада…

У Котюкова – тьма, мрак, морок, смерть, безумие, время, душа, кровь, вечность… Самое любимое слово, кочующее из стихотворения в
стихотворение – бездна! Взгляните:

Полярные бездны от мрака знобит… / И ночная свободная бездна…/ О, если б опять восстать над бездной?! / Он душой возродиться из бездны сумел…/ Во тьме над бедной пустых могил…/ И вся Россия, как холм над бездной…/ Перед небом, над бездной, перед вечным забвеньем…/ Мрак змеиный над бездной незримой…/ Рёв звериный из бездны времён…/ Над летящими в бездну дорогами…/ Но сгинул в бездне образ нежный…/ Бездна одинокая внутри, бездна одинокая снаружи…/ И слышится из бездны: «Смерти нет!… / Змеиные бездны. Горящие чащи…/ Я перепутал с бездной высь…/ Тварь последняя скребётся, как последний человек, тьму из бездны выскребает…/ Из бездны огневой восходит пламя ввысь…/ И кружит в бездне высота, и воет в бездне тварь последняя…/ Затаилась душа над бездной… В безднах мрака скитаюсь…/ Лик бездны безобразно раздвоился…/ В какие бездны нас судьба забросила!.../ Да лицо Сатаны над бездною в лунной яме седой зари…/ И пылают вселенские домны, и безумная бездна ревёт…/ И в грядущей бездне – в воскрешенье – смерть!../ И мертвецы плюют в глаза открытой бездны…/

И так до бесконечности.

Валентина Ерофеева не поленилась посчитать любимое местоимение Котюкова – «я». Но мне кажется, что у этого поэта есть более любимая часть речи – союз «и»! Полюбуйтесь на четверостишия, взятые из разных стихотворений. Поверьте, подобных в книге очень много!

И немолкнущий шум осыпается с неба в траву,
По колено в песке я бреду под шумящей листвою,
И зелёный огонь пожирает мою синеву,
И незримый песок засыпает меня с головою.

И обратилось в кровь железо,
И пустота упилась всласть,
И всё в себе навек исчезло, -
И камню некуда упасть.

И душа содрогнётся живая,
И заплачет душа надо мной…
И посыплется ржавь кровяная,
И обломится ключ разводной.

И старое небо мерцает над старой землёю,
И новое небо не видит земли под собой,
И время сгорает в забытом костре под сосною,
И странник продрогший обходит костёр стороной.

И вечным светом возле дымной нивы
И я, и тень просвечены насквозь.
И здесь под солнцем мы до срока живы,
И одиноки вместе и поврозь.

И не видят лес деревья,
И душа себя не зрит.
И себя не помнит время,
И песок во тьме шуршит.

Техника стихосложения повсюду хромает. Рифмы очень бедные. Читаю стихотворение «Время и место на Родине»: возвращаться-встречаться, не те-пустоте, отрешившись-возвратившись, сойти-найти, века-река, навзничь-напрочь, не спеша-душа. Ни одной изюминки. Рифмуется глагол с глаголом, деепричастие с деепричастием, однокоренные слова…

И это – редактор журнала «Поэзия», к которому на суд авторы несут свои стихи! Я уж не говорю о том, что Лев Котюков – руководитель МОО СП России. О том, как он по-львиному царствует – разговор отдельный. Здесь обсуждаем только поэзию.







Комментарий #18528 01.07.2019 в 19:27

Комментатору 18525.
"Вам ли, крупному и крутому, этого не знать…". Это последнее предложение статьи. Крупным и крутым его называет сама Валентина. Разумеется, с иронией. Я лишь процитировал эту иронию. Надо было кавычки поставить. Но подумал, что поймут и так. Если до конца статью дочитают. Вы, видимо, не дочитали. Но гляньте в начало статьи. Там тоже "именитый поэт, крутая крупная личность…". И тоже с иронией. Ну нельзя же так невнимательно читать.

Комментарий #18525 01.07.2019 в 17:47

Комментатору 18522.
Л.К. крупный поэт?! Тогда вы крупный дилетант в поэзии. "Якает" он потому, что пишет только о себе любимом. Более высоких тем он не осилит, так как дальше своего носа ничего не видит. В этом и разница между поэтом и подельщиком.

Комментарий #18524 01.07.2019 в 17:17

Сожалею, я на самом деле не знала, что это издание - закрылось! Искренне сожалею...
Но это единственное, о чём я сожалею.
Всё остальное - по заявке самого Льва Константиновича, по его настоятельному обращению (читайте внимательно начало статьи).
Что касается слухов о моём здоровье (вернее, нездоровье) - поверьте, они преждевременны: "Лет до ста расти нам без старости...".
Тем не менее, благодарю, что печётесь обо мне. И извините, что вычистила этот комментарий, как и тот, где нас с Л.К. объединяют любовным сердечком. Вот чего не было - того не было. У нас с ним совершенно разные вкусы на сей счёт.
Ваша -
В.Е.

Комментарий #18522 01.07.2019 в 16:19

"Придётся помочь" - говорите? Ну и чем Вы ему помогли? Цитированием его стихотворений? Он их и так знает? Чем ещё? Подсчётом в них собственных местоимений? Тогда почитайте, будьте любезны, Есенина. Да и любой поэт в любом стихотворении, о чём бы он ни писал, пишет о себе, потому что доносит до читателя своё субъективное видение действительности. И пишет искренно, ничего не скрывая. Поэтому он и гол. ВСЕ стихи ВСЕХ поэтов в конечном итоге автобиографичны. Неужто будете спорить с этим? В чём здесь грех? И к чему же Вы призываете Л.К.? Свести к минимуму количество собственных местоимений? И тогда, по-Вашему, качество его стихов резко возрастёт? Но разве качество поэзии зависит от этого? Тут Вы какое-то открытие сделали. Читайте, поэты! Мотайте на ус! Как писать хорошие стихи.
Так чем Вы крупному и крутому поэту помогли? Где в тексте эта помощь? И с чего бы это такая расплывчатая статья с невнятной моралью?
Зачем подбрасывать в горящий костёр существующих, к сожалению, внутрисоюзных противоречий дополнительные дровишки раздора? По-моему, наша общая задача состоит в том, чтобы искать точки соприкосновения, стараться погасить пламя во имя единения Союза писателей. Да, это трудно. Но надо! Очень надо! Ваша статья, по-моему, служит прямо противоположной цели.

Комментарий #18520 01.07.2019 в 15:53

О, Лев Константинович написал прекрасные строки о себе самом, тоже с "Я". Но - честно. и звучат они так: "И тотчас понял с я с тоской, Что я взаправду никакой!" Гениально. Правда, после этого он что-то говорит еще, но главное сказано! И где десятки литпремий, выданных самому себе? Через друзей полученных? Кто будет печатать теперь гения, коли вынужденно закрылась в МСПС "Общеписательская литгазета"? Спасибо автору за дотошное прочтение Л.К. Оно того стоит, чтобы кто-то первым сказал "А король-то голый"...