
Валентина ЕРОФЕЕВА. ВАМ – КРУПНОМУ И КРУТОМУ… О поэзии и около неё
Валентина ЕРОФЕЕВА
ВАМ – КРУПНОМУ И КРУТОМУ…
О поэзии и около неё
Скорее всего, многим знакомо это чувство – родом из подросткового буйного возраста, – когда выходишь даже из-под собственного контроля, рьяно «воспитывая» и направляя в «нужную сторону» родителей, друзей, знакомых… А чувство это вот какое: мама, дорогая (или папа, дорогой… – но над мамой проще поиздеваться), останови ты меня, пожалуйста! Что, не видишь разве, не ощущаешь, как я уже все границы дозволенного перешагнул в раже обличительства и поучительства? Останови-и!! Пощёчиной… Подзатыльником, ремнём – если ты отец… Да просто заори, наконец, на меня! Рыкни!..
А-а, вспомнили!.. Покраснели даже… Да, такие эпизоды из жизни знакомы, видимо, многим. По крайней мере, из детства.
Вот и нам сейчас криком кричат со страниц одного уважаемого литературного издания (которое, родившись не так давно, почему-то позаимствовало – практически один к одному – название другого литературного издания):
О, сколько ляпов,
сколько огрехов
в книгах моих!
Но самое ужасное,
что кроме меня
этого не замечает никто…
И как-то очень нехорошо
начинаешь думать, в частном и целом,
обо всём прогрессивном
и непрогрессивном
человечестве, в рот ему дышло!
Это вопиет страдальчески с двухстраничной, двухполосной обширной публикации один именитый поэт, крутая крупная личность… Назовём его пока условно Л.К.
Ладно, придётся помочь от имени прогрессивного и непрогрессивного человечества, если поэт так просит, так жаждет, чтобы увидели, поняли, одёрнули его. Наказали, наконец, хотя бы ответным словом… Ему будет легче от этого. Вздохнёт свободнее.
Измучился ведь вконец талантище. В опубликованных последних двадцати шедеврах двадцать восемь раз (простите, не поленилась… ведь спасать и человека и человечество надо) встречается яркое местоимение «Я». А уж притяжательных: мой, моё, моя, обо мне (но тут я испугалась громады задачи и считать не стала – просто навскидку) – на порядок больше. Да-да, не верите – проверьте.
Есть чудная уловка в литературе – списывать все огрехи на так называемого лирического героя. Спишем? – Спишем, конечно, а куда ж денемся. Итак, лирический герой весь, как ёжик в иголках, в энтих самых местоимениях. Тем не менее – голый. Ещё Евтушенко в лучших своих стихах когда-то признался, что «поэты голы». И в голизне этой у нашего поэта Л.К. «глухо, беспробудно, тяжело», «тухло … как в тюрьме». Любовь по имени Сарра давно уехала и «вышла за какого-то засранца» (прости, мой добрый читатель, за лексику – не моя она, клянусь):
Разошлись любовные пути,
Пролетела жизнь без остановки…
И нигде еврейки не найти,
Сплошь одни хохлушки и жидовки.
Вот так, измельчал народ дамский вкруг крутой крупной личности и рассосался сам собой:
И я, позабытый дамами,
Под ранний метельный свист
В межвременье вмёрз меж рамами,
Как жаркий кленовый лист…
Вроде бы всё, конец – «сгинул грустно праздник милый». Ан нет – резкая сублимация произошла, переход одного вида энергии в другой. Какой? И какого качества? Ну-ка, ну-ка, глянем…
Селянин встретился по дороге лирическому герою… но оказался стихобрёхом:
И вонючими дрянь-стихами
Про берёзки и зеленя,
Про навоз, без роз, с лопухами,
Словно дятел достал меня.
А далее друг ушедший вспомнился ненароком парою строк, но опять к себе, любимому, закольцевался:
И в круговертях чёрных
Затравленно дышу,
Но не живых, а мёртвых
О помощи прошу.
К родословной душа потянулась, застыдившись содеянного-сотворённого, но и тут (опять двадцать пять!):
Живу с неизбывной виною,
Что мог жить Судьбою иною,
Что следствием стал и виной
Каких-то безвестных событий,
Где явность моя, как вина!
Судите, но лучше простите!..
А впрочем, а впрочем, идите
Идите подальше, чем на!..
В общем, послал всех… Далеко… Но для верности уцепившись параллельно (или перпендикулярно?) за лже-лермонтовский мотивчик:
Прощай, немытая Россия,
Страна бессмысленных жлобов.
И что, вы думаете, дальше произошло с нашим героем? Да ничего: встал, отряхнулся, пошёл дальше и скромно пристроился в очередь:
Я за Господом стою
Пред вратами ада.
Настолько высокое раскаянье, что прямо вот так и стоит за тем-то и тем-то?! – Да нет, здесь опять именем чужим прикрылся наш лирический герой в «Поминая Владимира Высоцкого». Кстати, весьма и весьма достойный стих. Как только наш герой выходит за пределы притяжательных местоимений и «Я» – его можно начинать с интересом изучать.
И вот ещё пример: классически выверенное по внутренней музыке и высокой гармонии мысли стихотворение (приведу его полностью – оно этого достойно):
Всё сильней занимается
Мой высокий костёр
И туман поднимается
С одиноких озёр.
Светоносное марево
Окружает меня,
Как бесплотное зарево
Неземного огня.
Высшей волей влекомый,
Жажду душу спасти,
И во тьме невесомой,
Словно ангел почти…
Тень чужая мелькает –
И темна тишина…
Но в тумане сверкает
Золотая струна.
Этой ночью туманной –
Я, как в жизни иной!
Но следит неустанно
Ангел Смерти за мной…
У него на примете
Я всю жизнь, как во сне…
Только он в мире этом
Знает всё обо мне.
Только он принимает
Всё как есть – наяву,
Только он понимает,
Что давно не живу…
Мотив – трагичен. Оттого, может быть, трагичен, что переизбыточны притяжательные местоимения в других стихах, когда почти все иные – не живущие, а существующие рядом – «немытые» и «жлобы»; когда доминируют пинки, тычки и адресный посыл туда-то и туда-то… Когда:
Все, кому не дали в рыло,
Получили по рогам.
И начинаешь сомневаться, не в гордом ли одиночестве останется такой вот мини-шедевр среди нагороженного вседозволенностью хлама и не заимствован ли и он (нечаянно) у кого-то из высоких творцов Поэзии?
Лев Котюков, ну вот и всё: я выполнила свою часть задачи. Надеюсь, освободила вас от того, что вас так тревожило:
И как-то очень нехорошо
начинаешь думать, в частном и целом,
обо всём прогрессивном
и непрогрессивном
человечестве, в рот ему дышло!
И, Лев Константинович, – просьба (чисто по-женски): никогда не опускать крылышки (даже остатки их), и навсегда забыть о местах,
Где никому не надо знать,
Что смысла нет себя спасать!
Везде и всюду будет жив этот святой смысл, озвученный ещё Серафимом Саровским: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
Вам ли, крупному и крутому, этого не знать…
Да, ну дай Бог, чтобы это был не Лев Константинович. Но вообще, конечно, ситуация беспрецедентная. Такого, по-моему, еще не происходило. Хотя и ему в результате досталось изрядно.
ПРОСЬБА:
Пожалуйста, не грешите на Л.К.
Вряд ли комментарии #19226, #19228, #19229, #19240 продиктованы им.
Практически совсем не знаю его лично, но основания не подозревать его в этом имею.
Поэтому в письмах ко мне и в личной беседе, пожалуйста, не вешайте на него ещё и этих "собак".
Валентина Ерофеева
Это что за угрожальщик тут такой безымянный выискался? Министр юстиции, что ли? Никак в тюрьму упечь хочет )))
СУТКИ! РОВНО СУТКИ. ИНАЧЕ ПРОДОЛЖИМ.
КАК ВИЖУ, ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛИ, ЖАЛЬ.
НЕ ДЕЛАЙТЕ ВИД, ЧТО СПИТЕ, ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ, НЕ ПОВЕРЮ. ВЫ СЛИШКОМ УПЕРТЫ, ЕРОФЕЕВА. ДРУГАЯ СРАЗУ БЫ ПОНЯЛА, ЧТО НЕ В ТУ СТЕПЬ И ВОВРЕМЯ РАЗВЕРНУЛА БЫ ОГЛОБЛИ. НО ВЫ НЕ ПОНЯЛИ И ПОЛУЧИЛИ ХАОС. ЗАКРЫЛИ ПОЧТИ ВСЕ СТАТЬИ И ОПЯТЬ НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛИ. ТОГДА Я! СДЕЛАЙТЕ ТО, ЧТО ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ПО СОВЕСТИ. НЕ ЧАСТИЧНО, А ПОЛНОСТЬЮ, И Я ОСТАВЛЮ ВАС В ПОКОЕ. Я НЕ КРОВОЖАДЕН, НО НИКОГДА НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛЯЮ ЗАДЕВАТЬ МЕНЯ БЕЗНАКАЗАННО. ЕСЛИ ОПЯТЬ НЕ ПОЙМЕТЕ, ТО ВСЕ, ЧТО БЫЛО РАНЕЕ ПОКАЖЕТСЯ ВАМ РОЗАРИУМОМ. Я ИСКРЕННЕ НЕ ЖЕЛАЮ ЗАХОДИТЬ ТАК ДАЛЕКО, ПОЭТОМУ ПОСТУПИТЕ ТАК, КАК ПОДСКАЖЕТ ВАМ ВАШИ МУДРОСТЬ И СОВЕСТЬ.
Да уж...
Рад, что теперь, когда вы установили виновника, то не будете грешить на Евгения Сергеевича Водолазкина. Вы должны были понимать, что все, что происходило, не его стиль, не его способ существования. И при любом отношении к нему, как к человеку и как к писателю не допускать столько грязных комментариев вокруг его имени. Вы убрали комментарии, это правильно, но люди ведь прочли их и запомнили. Как говорится, ложечки нашлись, а осадок остался. И статейка осталась, именно статейка, а не статья, и вы, как опытный профессионал не могли этого не видеть. Плохая история, плохая.
Ого, сколько просмотров и комментариев! Просто жизнь кипит ключом! Интересны: и расклад автора, и дискуссия, и даже новое теперь прочтение стихов Л. Котюкова, что так опрометчиво пококетничал. Ничего, холодный душ порой на пользу.
Льву Котюкову
Я сначала подумал, что мне повезло, когда я поднял с асфальта (было это с неделю назад около четвёртого дома по улице Черняховского вблизи станции метро «Аэропорт», где я разыскивал Издательство «Детская литература») слегка помятую, кем-то выброшенную неизвестную мне «Общеписательскую Литературную Газету» под пятым номером за 2019 год.
Далёкому от литературных новостей, мне было интересно узнать, чем живёт Международное Сообщество Писателей; я полистал Газету и остановился на поэзии Льва Котюкова, неизвестно на какой Заречной улице и в какие времена встретившегося с «селянином-стихобрёхом» - Сергеем Есениным. Хотя имя «стихобрёха» названо не было, зная немного произведения Есенина, я на его счёт отнёс взятые Львом Котюковым в кавычки слова: «Старый дом мой давно ссутулился, Старый пёс мой давно издох...». Это цитата? Но почему слова Есенина искажены, ведь у него «Низкий дом без меня ссутулится ...» Может, это полемика с давно умершим поэтом? Полемика?!
Посмотришь на помещённый на фоне берёз, дальнего поля и до краёв наполненного водоёма портрет седеющего Льва, и легко представишь, как будут плясать потомки (если вирши Льва Котюкова станут им известны) на его костях. Да разве только потомки? Стоит шире донести до любителей поэзии виршу о блудном сыне «последних времён» - «стихобрёхе», как люди станут не только кривиться, но зажмут носы от сочинённого Котюковым, говоря его словами, - вонючего дрянь-стиха, от его брехни, которую можно определить как крайнюю степень разнузданности.
Из представленной в Общеписательской Газете поэтической мути Льва Котюкова, в частности его «Личной» вирши, можно сделать вывод о его приписываемой себе смелости, гениальности, безумью небожественных чувств, ледяным цветам, восходящим в его душе на крови...
В течение недели я гнал от себя осевшую в памяти грязь «разминувшегося с новым веком» Льва Котюкова, и решил очистить душу написанием этой записки - авось, полегчает.
Михеев Вячеслав Андреевич
Вряд ли Котюков сам себя так неодобрительно трактует. ..
Здесь место для комментариев или для строк великого Котюкова, которые упорно кто-то размещает? Или сам Лев старается?
Вавилон - нечестие и грех, который опустошил благочестие и добродетель и покорил себе душу.
Младенцы - нарождающиеся греховные мысли и стремления, которых надо уничтожать в зародыше, пока они не укрепились. Кто борется с ними и разбивает о камень при первом появлении, тот блажен.
Камень же сей, страшный для этих «младенцев» - Христос.
...Но сатана бесстрастно карал врагов Сиона,
И разбивал младенцев о камни Вавилона.
У Котюкова абсурд! Хрень какая-то, простите меня, а не переложение псалма...
В оригинале славянском: Дщи вавилоня окаянная... блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
Это сатана-то блажен у него?! Ну довыпендривался поэт... Читать мерзко!
Почитал бы сначала толкование - кто такие "младенцы"...
"Из ничего не выйдет ничего" (У.Шекспир, "Король Лир")
Значит, есть представители... Просто так человек не может стать председателем. Есть какие-то причины, почему его поддерживают. Или он сам знает, как манипулировать людьми и чем их привлекать, и люди на это покупаются. Если масса не может его "сдвинуть", значит, он сильнее. Я только констатирую, не защищаю его. Мне совсем нет дела до этого всего. Но он пока сильнее, на мой взгляд. Кто-то его поддерживает, поэтому он уверен в себе. Соберите собрание и выберите другого, кто хороший.
Выбирают.... Напомните, когда было последнее общее собрание... Выбирают представители, которых выбирает он? Там надо Устав проверить...
Но ведь его выбирают. Поэтому он и не уходит.
Всем начальникам надо вовремя уходить с поста. Лева этого не почувствовал, ибо думает, что велик и безгрешен. Жаль. И присказка для других, а не для него. Или интуитивно чувствует, что без своего кресла он рухнет на два порядка ниже в своей значимости.
"При реках Вавилона — там сидели мы и плакали,
когда вспоминали о Сионе.
Дочь Вавилона, опустошительница!
Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!"
Псалтырь, 136 Псалом Давида
На реках Вавилона, вдали от гор и моря,
Как вербы над песками звенели арфы горя.
Звенели арфы горя, сияли в реках Луны,
И слёзы орошали немолкнущие струны.
В дыму над облаками светились в росах розы,
И реки Вавилона смывали в море слёзы.
Но сатана бесстрастно карал врагов Сиона,
И разбивал младенцев о камни Вавилона.
Рыдали арфы горя. Темнели в реках Луны.
И слёзы высыхали на поседевших струнах.
Но сладок дым свободы. Смолкали арфы-вербы.
И осыпались розы на прах Сиона с неба.
И всё опять сойдётся в последней тайне века —
Вдали от гор и моря на Вавилонских реках…
Презрев пустое время,
Судьба даёт отсрочку.
Но медленно и верно
Я обращаюсь в точку.
И всё ж ещё поётся!
И в даль иду по росам.
И пусть в лицо смеётся
Огромный знак вопроса.
Я вечен в невозможном,
Где рай не помнит ада!
Где никому не должен,
Где ничего не надо…
Обратились пеплом травы,
Улетает пепел в высь.
И безумный призрак славы
Обращает в пепел жизнь.
И душа, как пламя тает,
И тревожен мой ночлег…
И Россию заметает,
Словно пепел, вечный снег…
Предыдущему КОММЕНТАТОРУ
Видимо, придётся и попробовать, если по-другому не получится. Если у кого-то откажет здравый смысл. И кого-то понесёт по кочкам.
18643! Попробуйте, а мы посмотрим, как это у вас получится.
Действительно, дорогие коллеги, давайте все вместе поможем хаму стать человеком! Возьмем на поруки, так сказать. Для начала проведем для хама мастер-классы по этике и потом заставим его сдать экзамен. Хам сразу перевоспитается )) Вот только самое надежное средство - убрать из-под него кресло, пусть станет рядовым литератором. Вполне возможно, что и писать будет лучше.
Браво, Валентина! Статья и замечательная, и нужная, как нужен и завязавшийся разговор, и комментарии, в большинстве своем - единодушные.
Лев Котюков - человек талантливый, но зазнавшийся, исхамившийся и давно позабывший о том, что душу поэт в чистоте держать
должен. Иначе - какой он поэт? Я за творчеством Котюкова давно не слежу, ибо давно все катится в сторону того, что процитировано
в этой статье, а сие - не поэзия, а достаточно небрежная и неприятная версификация, к сожалению, абсолютно холодная, механическая,
лишенная чувства и мысли. А жаль - по дару мог бы быть настоящим поэтом. Наталья Егорова.
Сегодня на сайте Российский писатель в материале о секретариате впервые указали Льву Котюкову, что он не прав как начальник. И думаю, это только начало. Пока лишь мягкое. Посмотрим и за этим сюжетом.
Свидетель - не участник. Давайте закончим. Речь не обо мне.
Комментатору 18639. Вовсе не к вам лично был обращен тот комментарий, которым вы возмутились. Комментировал только то, что вы описали. И если вы пишете, что "крик стоял страшенный" или "подчинённому грубо указывали на место", то как не подумать, что вы сами были свидетелем того, о чем написали?
Предыдущему комментатору. Послушайте, я за "народ", то есть подчинённых Котюкова, не отвечаю, ибо не отношусь к ним. С какой стати Вы предъявляете претензии мне? Вы вправе возмущаться их поведением, но что-то мне подсказывает, что храбрость Ваша хороша потому, что неосуществима. Возможно, я ошибаюсь. Возможно, Вы родились воином. Ну и возмущайтесь на здоровье. Только не обращайте своё праведное возмущение на ничуть неповинного меня.
Комментатору # 18624. Что тогда сетовать на Котюкова, если "народ берег свои нервы и помалкивал, изливаясь разве что в кулуарных разговорах между собой [это еще ничего] и даже с посетителями [по мне, так это уж совсем никуда не годится]"? Мне не страшно, и я с таким начальником работать бы не стал, если ваше "поработайте с таким начальником" адресовано мне. И если это никому было не надо, то тогда что возмущаться Котюковым: все сидели с полными штанами, пикнуть не смели и обсуждали его за его спиной. В то же время пишете, что он не безнадежен и помочь ему можно. Вот и помогли бы, указав ему на то, что вам не нравится в его руководстве в открытом общем разговоре.
Предыдущему комментатору. Отвечаю. Критики были. И даже обличительные и сатирические статьи были. Но толку никакого. По той простой причине, что Л.К. не обращал на это никакого внимания, считая себя неизмеримо выше всех этих критикующих пигмеев. Это о критике "прочих". Что же касается критики "своих", как выразилась Валентина, то ответ дала она сама. "Своих" не трогали. Но я-то имел ввиду не "своих" руководителей, а "своих" подчинённых, которые и пикнуть супротив не смели. Иначе крик стоял страшный и подчинённому грубо указывали на его место. Поэтому народ берёг свои нервы и помалкивал, изливаясь разве что в кулуарных разговорах между собой и даже с посетителями. Скажете - не страшно? А Вы поработайте с таким начальником и в такой обстановке. И кому это надо было?
Как ни странно, существовал и другой Котюков, который, приходя на работу, галантно целовал ручки и щёчки работавших в соседних кабинетах женщин, а обычный междусобойный разговор вёл во вполне дружеском тоне, мягко жаловался на здоровье, выслушивал и даже делал добрые дела.
Вот поэтому и надо помочь этому сложному человеку. Он не безнадёжен.
На комментарий "18620. Вы написали, что Котюкова никто не смеет критиковать ("...и где был бы тот смельчак? " - это ваши слова). А что такого может сделать Котюков смельчаку? Какие у него инструменты власти против критики? Чем он так страшен любому критику его стихов? Где был бы тот смельчак?
ПРЕДЫДУЩЕМУ КОММЕНТАТОРУ
Ну да, возможно именно "жеманное кокетство", как вы пишите, со стороны Л.К.
Согласная я, думаете, буду возражать? - Нет...
Просто вписалась в этот нечаянный поток, надо было с чего-то начинать. К тому же я не в гордом одиночестве в нём. Не сердитесь так уж на меня.
Вообще, как мне кажется, мы - русские люди - не умеем вовремя корректировать наших "властителей" больших и малых, в том, чтобы они нам служили, а не мы им - подобострастно. Своевременная коррекция многие бы проблемы решала вовремя. А то мы копим-копим силушку недовольства, а потом как жахнем этой скопленной массой по голове надоевшего до чёртиков "властителя". Вот и случается совсем по Пушкину - русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Коррекции - постепенной, деликатной и вовремя производимой надо бы всем нам пожелать, я думаю.
Ваша -
В.Е.
"Но вот этот сигнал SOS меня "разбудил":
"О, сколько ляпов,
сколько огрехов
в книгах моих!
Но самое ужасное,
что кроме меня
этого не замечает никто…
И как-то очень нехорошо
начинаешь думать, в частном и целом,
обо всём прогрессивном
и непрогрессивном
человечестве, в рот ему дышло!".
Разве он оставит кого-то равнодушным - этот крик? Поверьте, на сей раз без иронии."
Да бросьте Вы, Валентина. Знающие Котюкова никогда не поверят в искренность этих котюковских строк. Его ляпов "не замечает никто"? Враньё. Это он сам "не замечал" никого, кто робко пытался сказать об этом. А тут он просто жеманно кокетничает. Он же убеждён в своей гениальности и явно ждёт ответного подобострастного хора, убеждающего в обратном. Попробовал бы кто-нибудь из его окружения опубликовать такое о его стихах. И где была бы тогда котюковская самокритичность и где был бы тот смельчак? А на мнения всех "прочих" ему, "гениальному", вообще наплевать. И Вы это прекрасно знаете. И для Вас это не причина, а повод.
ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #18613
Признаюсь вам честно - на полный конспирологии комментарий предыдущего "оратора": социальные заказы не выполняла НИКОГДА.
И уж вряд ли придётся это делать. Тем более, поверьте, заказные материалы не пишутся так, как написан этот.
Достал просто Л.К. - именно этой своей подборкой стихов! Никогда склочницей не была, и своих - не трогала. Кстати, чаще именно защищала его от словесных нападок других - за талант поэта. Прозу его - активно отторгаю. В поэзии - находила поэзию, правда, далеко не всегда.
Если бы ни вот этот "крик души" - не прикоснулась бы и на сей раз к разговору о Л.К. и его поэзии. Некогда! Не до него, своих редакционных дел по горло...
Но вот этот сигнал SOS меня "разбудил":
"О, сколько ляпов,
сколько огрехов
в книгах моих!
Но самое ужасное,
что кроме меня
этого не замечает никто…
И как-то очень нехорошо
начинаешь думать, в частном и целом,
обо всём прогрессивном
и непрогрессивном
человечестве, в рот ему дышло!".
Разве он оставит кого-то равнодушным - этот крик? Поверьте, на сей раз без иронии. Поскольку я сама немножко поэт, то и восприняла этот сигнал как весьма и весьма тревожный, что заставило вернуться к первым строкам подборки и прочесть её уже заново - именно с этой точки зрения.
Что поделать, если стихийно это вылилось в иронию и сарказм.
Поймите меня правильно - я защищала всё "прогрессивное и непрогрессивное человечество".)))
И одновременно пыталась облегчить совесть Л.К. от лёгких угрызений.
Навечно ваша -
В.Е.
Так я и думал, что дело не в поэзии или прозе Котюкова, а в его внелитературной деятельности. Стихи плохие, скажет он, не читайте. Или еще огрызнется на автора публикации: мол, сама-то лучше? Сейчас не существует органа, оценивающего, печатать или нет автора. Можно публиковаться за свой счет. Издательству лишь бы прибыль или некие бонусы от Котюкова. Как начальник он кого-то не устраивает. Но ведь его выбирают давно председателем областной организации. Значит, есть люди, которые там его поддерживают. Кому-то он хорош. Я сторонник того, чтобы выслушать и самого Котюкова, если в деле участвуют две стороны. И еще: если не Котюков, то кто? Может быть, дело именно в этом "кто"? Может быть, он и есть инициатор "наезда" на Котюкова. Только не говорите, что я его защищаю: я вижу некий "расклад", поэтому и честно пишу, что думаю. Зачем иначе, как не снять Котюкова, затевать его критику? Не лучше ли было выделить это место для анализа хороших стихов талантливого поэта?
Споры о бездарности или талантливости Котюкова бесполезны. Всё равно никто никого не убедит. Да и сама статья возникла не по поводу поэзии Котюкова-поэта, а по поводу поэзии Котюкова-начальника, поскольку именно Котюков-начальник во многом сделал Котюкова-поэта "крупным и крутым". В этом нет ничего неожиданного, ибо начальники, не использующие служебное положение, чрезвычайно редки и в большинстве случаев встречаются в кино ("Любить по-русски", "Слуга народа" и т. д.). Однако начальнические методы возвеличивания себя раскрывают суть человеческого характера Котюкова: грубость, чванство, убеждённость в собственной гениальности. Он не стесняется самого себя вслух называть гением и затыкать рот даже своему ближайшему окружению. Не было бы Котюкова-начальника - не было бы и статьи о Котюкове-поэте. Но рассуждения о Котюкове-поэте ничего не дадут. Лучше, чем дано ему Богом, он писать не сможет. И никто ему в этом не поможет. А вот рассуждения о Котюкове-начальнике весьма полезны. Тут мы должны помочь ему избавиться от диктаторского стиля руководства и стать таким начальником, как, скажем, оба наших Ивановых, Бояринов, да и другие, то есть демократичными, готовыми на диалог и поиски консенсуса. Не поможет - нужны будут радикальные меры. И хотя поверхностно это - не тема статьи, истоки её именно в этом.
Еще странно, почему он в Переделкине обитает? Ему жить негде?
#18608-му
Ну, дык, своя рука владыка. Брежневу вон сколько навешали, а мне чаво? - И мне положена по статусу.
А окружение: да, вашсиятельства, положена тябе. Усе побрякушки твае.
Короля играет свита, а когда король слаб и падок на лесть, он ломается.
Ломаясь сам, крушит всё вокруг. в этом драма и трагедия властителей и их народов.
А премии-то за что и звания? Ужели написал что-то значимое? ))
Охохонюшки! Котюков за годы своего затянувшегося "царствования" в Подмосковной писательской организации стольких настроил против себя и поэзией своей, с оттенком вечной затаённой истеричности, и поведением своим, уже открыто истеричным и отталкивающим многих. Да, его заслуги несомненны и в том, что тянул альманах "Поэзия", и в по иным параметрам решения задач писательского вожака. Но в этой статье автор ведёт речь лишь о Котюкове-поэте.
Что будет, если прикоснуться к Котюкову-прозаику? Кто-то сразу прикроет нос платочком, чтобы не нюхать разворошённое цитатами, кто-то придёт в ужас, объединив властителя-главу с организацией, мало в чём повинной.
А если прикоснуться к Котюкову-человеку с анализом его поступков? - Не надо!!! Лучше не прикасайтесь!
Ах, если бы он был просто поэтом и прозаиком. Не главою, не начальником. Может, это был бы - человек и талант...
Для # 18600. Что вы предлагаете, чтобы исправить положение вещей? Котюкову не писАть? Не публиковаться? Снять с себя все свои полномочия? Отказаться от премий и званий? Съехать из Переделкина?
Что же так - редактор не смог отказать? Почему он так неуважительно к "пиплу"? Подозревал, что внелитературные соображения тоже бывают причиной нелюбви к Котюкову...
НА КОММЕНТАРИЙ #18595
А разве кто-то здесь утверждает, что Л.К. бездарен? Но его уже давно "понесло по кочкам". До такой степени, что кажется, что он сам себе уже иногда неприятен бывает.
Поэт-то не бездарный, мастеровитый. А в анализируемой подборке он и редактора газеты подставил, который не смог ему, видимо, отказать в публикации этой непровеянной шелухи (пипл схавает, Л.К. его уже к этому приучил).
Для # 18572. Ему рекомендацию в Союз давал Наровчатов.
КОММЕНТАТОРУ #18578
Я?! - да боже упаси!
В котюковскую Сарру просто влюбиться можно (без иронии). К тому же это - одно из самых интересных стихов Л.К.
А КОММЕНТАРИЙ #18576 - не мой. Это кого-то вычищенный г-н Бузловский достал (успели, видимо, прочесть его "крик души").
Ваша -
В.Е.
Комментатору 18570. Это чьи перлы? Ваши?
Юдофобка
Это что за "ми зера Исраэль" Бузловский тут нарисовался? Вот тебя-то и надо вычистить навсегда отсюда, с литературного сайта. Сиди в "Одноклассниках" и там сплетничай.
Повыползали никому не известные Котюковы заступнички, с кличкой вместо имени, обыкновенное хамло. Такое вот окружение "крупного" поэта! А кто-то именитый, имеющий свой голос в литературе, может заступиться за обиженного?
Вот реклама-то Котюкову вышла! Обратный эффект от статьи. Братцы! Поругайте меня! Может, читать начнут. Кто меня не знает, обращайтесь к Валентине. Она меня отлично знает. И не раз ругала. Но всё как-то потихоньку, втихаря. Валентина! Напишите, пожалуйста, ругательную статью про меня. То есть, не про меня, а про мои стихи. Ну, заодно и про меня. Очень прошу. Ей-Богу, не обижусь. Лишь огромное спасибо скажу. И простите старого хулигана. За старое хулиганство. Я больше не буду. Клянусь старостью.
ОСЕННИМ ВЕЧЕРОМ
Самое ужасное, что я уже почти семьдесят лет
терплю не только чужие недостатки, но и свои собственные!..
Тёмный ветер несёт полову.
Куст терновый почти опал.
Я отдал свою душу Слову,
Всё, что мог, до конца отдал.
Но, однако, для самых близких
Золотые слова припас:
«Слава Богу, без вас родился!
Слава Богу, умру без вас!»
В ПАРКЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА «ПЕРЕДЕЛКИНО»
Мелкий люд отдыхает,
в меру весел и пьян,
Но, как зверь, возникает
из кустов графоман:
«Эй, уроды, налейте!
Или всех разорву!
Я один после смерти
в этом мире живу!»
И внимая явленью,
в алкогольном дыму,
Все уроды с почтеньем
наливают ему.
И, с воскресшим из праха,
пойло мерзкое пьют,
Без опаски и страха,
что друг друга убьют.
И упорно, хоть тресни,
не спешат никуда,
Будто сами воскресли –
и уже навсегда!
И вещает уродам,
как пророк, графоман:
«…Что любовь и свобода
в этой жизни обман!
Только смерть без обмана
в этом мире живёт!..»
И речам графомана
не перечит народ.
Стихобрёху внимая,
возникать не хочу…
И стакан поднимая,
как погибший, молчу.
Как навеки пропавший –
ну, совсем ни за что!
Как случайно попавший
в мир, где люди – никто!
И вот-вот, хоть убейте,
сам в сердцах заору:
«Эй, уроды, налейте!
Или всех разорву!
…………………………………...
Я один после смерти
в этом мире живу!»
вернуться к списку
МОЙ ПАРУС
Белеет парус одинокий…
Александр Бестужев-Марлинский
Белеет парус одинокий…
Михаил Лермонтов
Белеет парус в жуткой сини…
Ревёт простор без берегов…
Прощай, немытая Россия
Страна бессмысленных жлобов.
Бог выше жизни, выше смерти,
И Бог совсем не человек…
Белеет парус в круговерти,
И беспощаден новый век.
Вот-вот я с парусом иссякну,
И всё страшнее злая новь.
И жизнь уносит парус в бездну,
Как будто в бездне есть любовь.
Я сгину в заданные сроки,
Но только не в краю родном!
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
САРРА
Женщина есть зло неизбежное, но необходимое!
Юность обратилась в дивный сон.
Старость обратилась в ожиданье.
Где ты нынче, Сарра Эйдельсон, –
Кроткое еврейское созданье?!
Кончилось советское кино,
И в дыму всемирного кагала –
Сам-то я пропал давным-давно,
А вот ты когда пропала, Сарра?!
Старый друг мне про тебя сказал:
«Вышла за какого-то засранца!..
Зря ты эту Сарру обжимал
В тёмном уголке на наших танцах…»
Разошлись любовные пути,
Пролетела жизнь без остановки…
И нигде еврейки не найти,
Сплошь одни хохлушки и жидовки.
Глухо, беспробудно, тяжело,
Но себя упорно не жалею…
Мне к тому ж совсем не повезло,
Ибо не родился я евреем.
Обратилась жизнь в незримый сон,–
Остаётся отвалить красиво…
И не сыщешь Сарру Эйдельсон
На сухих погостах Тель-Авива…
Тухло в этой жизни, как в тюрьме.
Тихо в старом доме Эйдельсона…
Только бродит призрак в полутьме –
Сарры – верной дочери Сиона.
Лев Котюков - выдающийся русский поэт!!!
Кто-то против???
Вытрете этот пост как предыдущий ?
Чекан
- Не нашел в Инете журнал «Поэзия».
Существует ли?
Какая периодичность?
Нарифмовал, блаженный, на кучу книг и издал всю эту кучу. Для чего и для кого? Тут десяток его т. н. стихов выдержать бы и не швырнуть книжицу куда подальше, ведь читать невозможно - не получаешь удовольствия и положительного заряда. Один мрак, пустота и ни одной светлой мысли. Гражданская тематика так и не встретилась, а ведь она определяет творческий уровень.
Предыдущему комментатору. А где Вы видите "мягкий, деликатный, товарищеский разговор о творческой этике..."? По-моему, вся статья построена в издевательском тоне к "крупному и крутому" поэту. Как Вы думаете, "крупный и крутой" действительно не обидится, как советует ему Блехман, прочитав о себе такое: "Измучился ведь вконец талантище. В опубликованных последних двадцати шедеврах двадцать восемь раз (простите, не поленилась… ведь спасать и человека и человечество надо) встречается яркое местоимение «Я». А уж притяжательных: мой, моё, моя, обо мне (но тут я испугалась громады задачи и считать не стала – просто навскидку) – на порядок больше. Да-да, не верите – проверьте." Это и есть "мягкий, деликатный и товарищеский разговор"? И он прочитает это, не обидится, а радостно улыбнётся, осознает товарищескую критику, поблагодарит автора и тут же все противоречия разрешатся? Так, что ли? Сильно сомневаюсь. И кто предлагает вместо этого "носить камень за пазухой и заниматься интригами"? Нет спору, конечно "лучше публично и уважительно обсуждать такие темы". А если публично и неуважительно?
Не хочу защищать от критики Автора статьи, но при прочтении некоторых комментариев у меня возникают вопросы? Например, здесь литературное объединение или семинар поэзии в литинституте, чтобы оказывать помощь в тексте? Мягкий, деликатный, товарищеский разговор о творческой этике мешает устранить внутрисоюзные противоречия? Лучше носить камень за пазухой и заниматься интригами? Нет, дорогие коллеги, лучше публично и уважительно обсуждать такие темы... А Валентине Григорьевне спасибо за смелость и за талантливый материал.
Простите, забыл поставить кавычки.
"Классик" - это вы серьёзно?
Великолепно, Валентина! Умно, грациозно, с тонким сарказмом! Иногда необходимо спускать на землю зазвездившихся классиков. Пусть знают, что не все " пипл хавает", в том числе и хамство по отношению к читателю, и неуважение к собратьям по перу. А время и читатель все расставят по своим местам.
Эта статья - прекрасная, изящная и даже поэтически элегантная форма литературоведческого фельетона.
Для меня это отдельное, высококачественное литературное произведение.
Браво, Валентина Григорьевна.
Я бы на месте Льва Константиновича не обиделся, потому что он ведь умеет ценить литературное качество.
Тем более, такое изящество в наши дни, мягко говоря, не так уж часто встретишь.
Григорий Блехман.
Котюков...Мотюков...Сотюков...несть им числа и не только в литературе. Амбиций -то, амбиций! Верно подмечено -"Я" гипертрофированное. Знаю одного автора ;он в сборник стихов дал около 20-ти своих фото. Чем не дурной вкус?!
Открываю книгу Льва Котюкова «Крест и пламя». Листаю… Тягостное впечатление…
У каждого поэта есть несколько десятков излюбленных слов. Например, у Блока – голос, музыка, вихрь, звезда, душа, нежный. железный, одичалый… У Лермонтова – страсть, огонь, пламя, буря, трепет, мечта, блеск, шум, тоска, пустыня, святой, холодный, отрада…
У Котюкова – тьма, мрак, морок, смерть, безумие, время, душа, кровь, вечность… Самое любимое слово, кочующее из стихотворения в
стихотворение – бездна! Взгляните:
Полярные бездны от мрака знобит… / И ночная свободная бездна…/ О, если б опять восстать над бездной?! / Он душой возродиться из бездны сумел…/ Во тьме над бедной пустых могил…/ И вся Россия, как холм над бездной…/ Перед небом, над бездной, перед вечным забвеньем…/ Мрак змеиный над бездной незримой…/ Рёв звериный из бездны времён…/ Над летящими в бездну дорогами…/ Но сгинул в бездне образ нежный…/ Бездна одинокая внутри, бездна одинокая снаружи…/ И слышится из бездны: «Смерти нет!… / Змеиные бездны. Горящие чащи…/ Я перепутал с бездной высь…/ Тварь последняя скребётся, как последний человек, тьму из бездны выскребает…/ Из бездны огневой восходит пламя ввысь…/ И кружит в бездне высота, и воет в бездне тварь последняя…/ Затаилась душа над бездной… В безднах мрака скитаюсь…/ Лик бездны безобразно раздвоился…/ В какие бездны нас судьба забросила!.../ Да лицо Сатаны над бездною в лунной яме седой зари…/ И пылают вселенские домны, и безумная бездна ревёт…/ И в грядущей бездне – в воскрешенье – смерть!../ И мертвецы плюют в глаза открытой бездны…/
И так до бесконечности.
Валентина Ерофеева не поленилась посчитать любимое местоимение Котюкова – «я». Но мне кажется, что у этого поэта есть более любимая часть речи – союз «и»! Полюбуйтесь на четверостишия, взятые из разных стихотворений. Поверьте, подобных в книге очень много!
И немолкнущий шум осыпается с неба в траву,
По колено в песке я бреду под шумящей листвою,
И зелёный огонь пожирает мою синеву,
И незримый песок засыпает меня с головою.
И обратилось в кровь железо,
И пустота упилась всласть,
И всё в себе навек исчезло, -
И камню некуда упасть.
И душа содрогнётся живая,
И заплачет душа надо мной…
И посыплется ржавь кровяная,
И обломится ключ разводной.
И старое небо мерцает над старой землёю,
И новое небо не видит земли под собой,
И время сгорает в забытом костре под сосною,
И странник продрогший обходит костёр стороной.
И вечным светом возле дымной нивы
И я, и тень просвечены насквозь.
И здесь под солнцем мы до срока живы,
И одиноки вместе и поврозь.
И не видят лес деревья,
И душа себя не зрит.
И себя не помнит время,
И песок во тьме шуршит.
Техника стихосложения повсюду хромает. Рифмы очень бедные. Читаю стихотворение «Время и место на Родине»: возвращаться-встречаться, не те-пустоте, отрешившись-возвратившись, сойти-найти, века-река, навзничь-напрочь, не спеша-душа. Ни одной изюминки. Рифмуется глагол с глаголом, деепричастие с деепричастием, однокоренные слова…
И это – редактор журнала «Поэзия», к которому на суд авторы несут свои стихи! Я уж не говорю о том, что Лев Котюков – руководитель МОО СП России. О том, как он по-львиному царствует – разговор отдельный. Здесь обсуждаем только поэзию.
Комментатору 18525.
"Вам ли, крупному и крутому, этого не знать…". Это последнее предложение статьи. Крупным и крутым его называет сама Валентина. Разумеется, с иронией. Я лишь процитировал эту иронию. Надо было кавычки поставить. Но подумал, что поймут и так. Если до конца статью дочитают. Вы, видимо, не дочитали. Но гляньте в начало статьи. Там тоже "именитый поэт, крутая крупная личность…". И тоже с иронией. Ну нельзя же так невнимательно читать.
Комментатору 18522.
Л.К. крупный поэт?! Тогда вы крупный дилетант в поэзии. "Якает" он потому, что пишет только о себе любимом. Более высоких тем он не осилит, так как дальше своего носа ничего не видит. В этом и разница между поэтом и подельщиком.
Сожалею, я на самом деле не знала, что это издание - закрылось! Искренне сожалею...
Но это единственное, о чём я сожалею.
Всё остальное - по заявке самого Льва Константиновича, по его настоятельному обращению (читайте внимательно начало статьи).
Что касается слухов о моём здоровье (вернее, нездоровье) - поверьте, они преждевременны: "Лет до ста расти нам без старости...".
Тем не менее, благодарю, что печётесь обо мне. И извините, что вычистила этот комментарий, как и тот, где нас с Л.К. объединяют любовным сердечком. Вот чего не было - того не было. У нас с ним совершенно разные вкусы на сей счёт.
Ваша -
В.Е.
"Придётся помочь" - говорите? Ну и чем Вы ему помогли? Цитированием его стихотворений? Он их и так знает? Чем ещё? Подсчётом в них собственных местоимений? Тогда почитайте, будьте любезны, Есенина. Да и любой поэт в любом стихотворении, о чём бы он ни писал, пишет о себе, потому что доносит до читателя своё субъективное видение действительности. И пишет искренно, ничего не скрывая. Поэтому он и гол. ВСЕ стихи ВСЕХ поэтов в конечном итоге автобиографичны. Неужто будете спорить с этим? В чём здесь грех? И к чему же Вы призываете Л.К.? Свести к минимуму количество собственных местоимений? И тогда, по-Вашему, качество его стихов резко возрастёт? Но разве качество поэзии зависит от этого? Тут Вы какое-то открытие сделали. Читайте, поэты! Мотайте на ус! Как писать хорошие стихи.
Так чем Вы крупному и крутому поэту помогли? Где в тексте эта помощь? И с чего бы это такая расплывчатая статья с невнятной моралью?
Зачем подбрасывать в горящий костёр существующих, к сожалению, внутрисоюзных противоречий дополнительные дровишки раздора? По-моему, наша общая задача состоит в том, чтобы искать точки соприкосновения, стараться погасить пламя во имя единения Союза писателей. Да, это трудно. Но надо! Очень надо! Ваша статья, по-моему, служит прямо противоположной цели.
О, Лев Константинович написал прекрасные строки о себе самом, тоже с "Я". Но - честно. и звучат они так: "И тотчас понял с я с тоской, Что я взаправду никакой!" Гениально. Правда, после этого он что-то говорит еще, но главное сказано! И где десятки литпремий, выданных самому себе? Через друзей полученных? Кто будет печатать теперь гения, коли вынужденно закрылась в МСПС "Общеписательская литгазета"? Спасибо автору за дотошное прочтение Л.К. Оно того стоит, чтобы кто-то первым сказал "А король-то голый"...