Александр БОБРОВ. ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ… Памяти Николая Старченко (4.04.1952 – 7.07.2019)
Александр БОБРОВ
ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ…
Памяти Николая Старченко (4.04.1952 – 7.07.2019)
«С прискорбием сообщаем, что сегодня, 7 июля, после тяжелой болезни ушел из жизни Николай Николаевич Старченко». Открыл в телефоне это леденящее сообщение под старыми липами словацкого городка Пьештяны, где листья падают от жары. Просто опешил, не поверив глазам. Только что были вместе на выездном секретариате в Орловской области, где он живо уточнял программу и маршрут, вникая в любые мелочи, как всегда умел – лучшая школа комсомола. Я ведь и увидал его впервые в году 1984-м, когда Коля организовывал от ЦК ВЛКСМ Всесоюзное совещание молодых поэтов во Львове. Я с грузинским критиком Акакием Васадзе помогал руководить семинаром Владимиру Николаевичу Соколову, который приехал вместе с Марианной, и тогда они со Старченко – единственные из нас! – не выпивали. Русофобские настроения только набухали, но не принимали безобразных форм. Во всяком случае, я пел свои русские песни в молодёжным кафе «Ватра» и шутил с львовянками, не опасаясь националистических выходок. Но вся программа лежала на нём, на Коле с неизменной папочкой, организовавшем всё блестяще. А уже и тогда, наверное, были трудности. Да и молодые подобрались с норовом. Помню, как обиделись в смерть за резкую критику стихов покойный Александр Шаталов и Симон Иосиашвили. Последний всё спрашивал: «Выйдет из меня что-нибудь?» – «Навряд ли! – отвечал я резко. – Еврей с грузинской фамилией, пишущий на русском в западенском краю…». А Коля смягчал, переводил в шутку, улаживал…
Через два года мы встретились с ним в одной группе аспирантов на Миуссах, на кафедре культуры Академии общественных наук, куда нас направила партия, решившая обновлять руководящие кадры в сфере культуры-литературы. Но было уже поздно, или «обновители» не те подобрались. Однако три года мы жили и общались душа в душу, отстаивая наши русские взгляды на всё творящееся. А в АОН те ещё подходы царили: нас, помню, собрали в актовом зале, и Ольга Кучкина из «Комсомолки» принялась обличать новый роман Василия Белова «Всё впереди!». «Да кто она такая?! Как смеет публично называть новый этап в творчестве великого Василия Ивановича «мужским климаксом», – возмущались мы публично с Николаем Старченко и Вадимом Дементьевым. Вот что творилось под видом перестройки!..
Николай мог после выпуска возглавить любой участок работы, любую редакцию, но он, любитель и знаток природы, заядлый охотник, младший друг Василия Михайловича Пескова, понял, какие времена приближаются, и создал журнал своей мечты – «Муравейник» – не просто журнал о природе и красоте России для детей, а целый мир добра и восхищённого взора на всё вечное и русское. Я постоянно сотрудничал с журналом, откликался на любую просьбу Старченко. «Саня, приближается 200-летие Бородино – ты там бывал, снимал телепрограмму, писал в книгах – расскажи, как нашим войскам и Кутузову помогала сама природа». Или: «Услышал по радио твою программу «Реки Московии» – дай нам обзор для майского номера про фронтовые реки Подмосковья!».
Он вообще внимательно следил за творчеством своих друзей и товарищей по поколению, искренне радовался их удачам, приходил на юбилеи в ЦДЛ. В Союзе писателей России Старченко возглавил Совет-объединение тех писателей, которые пишут о природе. Мы с ним планировали усилиями этого Совета и возрождённого Совета по песне организовать осенью поэтический и бардовский фестиваль авторов, воспевающих дорогу и красоту России. Теперь тем более надо провести такой фестиваль, но уже – памяти Николая Старченко… Как писал Виктор Фёдорович Боков:
Падают листья – что это значит?
Падают листья – это зачем?
Кто-то по мне очень искренне плачет,
Кто-то простился со мной насовсем…
==============================================
Печально, что безвременно уходят такие люди...
Редакция "Дня литературы" скорбит о потере для русской литературы такого её подвижника.