ПРОЗА / Дмитрий ВОРОНИН. ДИСПУТ. Рассказы
Дмитрий ВОРОНИН

Дмитрий ВОРОНИН. ДИСПУТ. Рассказы

 

Дмитрий ВОРОНИН

ДИСПУТ

Рассказы

 

ОДИНОКАЯ ПАРТА

 

Шестиклассник Алёша шел в школу последний раз, хотя мог и не идти. Но он всё-таки решил пойти. Зачем? Если бы его спросили об этом, он, наверное, и не сумел бы ответить. Что-то притягивало Алёшку к этому ненавистному до последнего кирпича зданию. То, что здесь живет зло, он понимал и внутренне содрогался от отвращения всякий раз, когда переступал порог этого дома.

Жёсткий ветер хлестал мальчика по лицу, как будто хотел своими пощёчинами остановить его, выбить из головы засевшую там смертную тоску, заставить вернуться домой. Снег, помогая ветру, впивался в непокрытую голову тысячами колючих иголок. Казалось, что в лице непогоды все силы добра стараются выстроить преграду на Алёшкином пути. И чем ближе он подходил к школе, тем медленнее становился его шаг.

Мимо пробегали школьники, стараясь побыстрее оказаться в тепле. Кто-то из них дал Алёшке по шее портфелем и расхохотался, кто-то толкнул, может, и не нарочно, просто спешил и не мог вовремя остановиться. Но Алёшка уже давно перестал реагировать на них. Они были частью зла, окружавшего его со всех сторон.

Школа сверкала десятками глаз. Постояв в раздумье с минуту, он вошёл в нее, и дверь тут же захлопнулась, погрузив мальчишку в обстановку лжи и лицемерия.

Через минуту кто-то вцепился ему в рукав. Алёшка знал, что этот кто-то – она. Она всегда хватала его за руку и, глядя куда-то в сторону, начинала визжать, брызгая при этом слюной ему в лицо. «Явился, свинья! И как только таких земля носит?! Опять наследил! Не пущу в раздевалку, пока сапоги свои сраные не вымоешь! Тут тебе не хлев, а школа! – И тут же кричала дежурным: – Смотрите, ворьё пришло! За карманами смотрите!».

И все смотрели на Алёшку, смотрели как на вора. А он, опустив глаза, старался поскорее раздеться и скрыться в какой-нибудь закуток – подальше ото всех. Алёшкины опущенные глаза и руки, которые почему-то всегда не находили себе места, – то оправляли рукав, то лезли в карманы брюк, то слишком долго встряхивали старое пальто, доставшееся ему от отца, – ещё больше раздражали окружающих, убеждая их в том, что он и есть вор. Что деньги, пропадающие у них из карманов, присваиваются им, хотя при частых обысках денег у Алёшки не находили. Это ещё больше злило всех, и его били. А он молчал, да и что он мог сказать! Вначале Алёшкой делались попытки оправдать себя, но эти попытки ещё больше распаляли школьников, ведь они больше верили ей – взрослому человеку, уборщице, а не ему. Она же всегда любила напомнить при всех: «Лично схватила за руку!».

И были свидетели. Оправдываться было уже поздно и бесполезно.

А началось всё с того, что, возвращаясь из туалета, Алёшка увидел, как она в раздевалке шарит по карманам. Он хотел пройти незамеченным, но она вдруг резко повернулась, заметив его, вздрогнула, побледнела и чуть ли не прыжками бросилась к нему, схватила за руку и испуганно зашептала: «Ты не выдавай меня, слышь, не выдавай! На, возьми деньги, все возьми!».

Алёшке стало плохо и противно. Он замотал головой, при этом стараясь освободиться от ее хватки. Но она, будто клещ, вцепилась в его руку. После нескольких секунд испуга ее недалёкий умишко сообразил невероятно паскудную мысль. Она вдруг резким движением засунула ему в карман украденные деньги и тут же, пока он не успел опомниться, схватила его за обе руки, втащила в раздевалку и завопила на всю школу: «Вора, вора поймала! Скорее, вора!».

Двери кабинетов распахнулись, и ученики с учителями тут же окружили его с ней. «Проверьте у него карманы!».

Алёшка стал вырываться, кричать, что это неправда. Но его не слушали, деньги у него вынули, а она тут же показала пальто, из которых эти деньги были украдены. Ей вынесли благодарность за бдительность, а Алёшку в тот же день побили. Побили и дома.

Сегодня школа встретила его также враждебно. Сняв пальто, мальчик спрятался в свой закуток под лестницей, в надежде там переждать общешкольную линейку, зная при этом, что всё равно будет найден и препровожден в спортзал. Эта игра в прятки игралась между ним и другими обитателями школы уже давно. И они ещё ни разу не проигрывали.

Прозвенел звонок, и игра началась, закончившись в спортзале, где проходила линейка. Сейчас выступит директор. Будет говорить о том, что надо подналечь всем на учебу и дисциплину, что за последнюю неделю было получено столько-то двоек, и что их очень много, и что раньше такого не было, и что надо не подкачать и вывести школу на передовые позиции. Ему похлопают, хотя его никто и не слушал. Потом начнёт свое выступление заместитель директора. Она вызовет на середину зала наиболее отчаянных ребят и начнет их казнить. Особенно достанется ему, Алёшке. Будет сказано, что он постоянно грязен, что от него вечно пахнет навозом и возле него неприятно находиться, что костюм его не чищен, а рубашка похожа на половую тряпку, что за последнюю неделю он получил массу двоек, что на переменах он позволяет другим подметать собой пол. И все снова станут смеяться, а после линейки завалят его и протащат за ноги по коридору на глазах у учителей. Учителя же, отвернувшись, заговорят о том, какой он неприятный ребенок, и что давно пора избавиться от «этого идиота», который дурно влияет на всех остальных, собрать, наконец-то, все документы, свозить Алёшку к психиатру, создать комиссию и отправить его в заведение для умственно отсталых детей. А заняться всем этим должна классный руководитель.

Получая такие указания, Тамара Егоровна покрывалась пятнами. Она начинала кричать, что не обязана заниматься «этим быдлом», что пусть кто-нибудь другой идет к нему домой и составляет акт, а ее тошнит от «этого нужника», что с нее довольно походов в «этот хлев».

Тамара Егоровна и сама верила в то, что часто бывала в Алёшкином доме, хотя заходила туда один раз и вспоминала об этом с отвращением.

Кровати были не прибраны, бельё на них грязное, маленькие дети ползали по чёрному полу и не переставая хныкали. Особенно невыносим был запах, кислый и затхлый. Спросив, где родители, и узнав, что они на работе, она ушла.

На следующий день вся школа знала про ее посещение этого дома. Тамара Егоровна поделилась своими впечатлениями даже с учениками. Ох, и устроили они Алёшке…

С того дня за мальчишкой прочно утвердилась кличка «Вор-навозник».

Со временем впечатления классного руководителя обросли новыми наслоениями, как снежный ком. Она уже теперь и сама не могла отличить, что правда, а что ложь. Особенно она любила рассказывать о кучах испражнений, покрывавших пол, и тараканах, кишащих на драных обоях.

Как ненавидел ее Алёшка, ее и всех остальных! Мысленно он расстреливал их, представляя, как они ползают перед ним на коленях, моля о пощаде. Порой он воображал себя героем, даже генералом, и они с завистью смотрели на него и отдавали ему честь.

Но это было давно. А сейчас вязкая тоска обволакивала Алёшкино тело и тёмные его глаза были плотно затянуты пленкой безразличия.

За партой с ним никто не сидел. Брезгливость переполняла одноклассников до краёв. Парта стояла в дальнем углу класса. Была она какая-то измученная, похожая на своего хозяина. За нее никто никогда не садился. Она считалась как бы прокажённой, на ней лежало клеймо, табу. Другие парты постоянно верещали, скрипели, эта же боязно молчала, опасаясь лишним звуком привлечь к себе негодующее внимание учеников. Тяжёлые камни обличений сыпались до тех пор, пока Алёшка не ронял голову на парту и не начинал обливаться слезами.

Уже все давно забыли Алёшкино имя. Для учеников он был «Вор-навозник», для учителей – «дебил, «УО», «идиот», «кретин», «дурак».

– Посмотрите на этого придурка, этого дебила, – распалялась Тамара Егоровна. – Разве можно понять, что он тут нацарапал? Это же бред сумасшедшего! Не соблюдаются элементарные правила грамматики, ошибка на ошибке! Что может дать нашей Родине этот… Боже мой, боже мой! Ничего не знает и знать не желает. Идиот! Твою тетрадь в руки брать страшно, ей место в туалете!

И тут же вступали одноклассники:

– Мы же вам говорили! Он же навозник, вор-навозник! Эй, навозник, в какой куче навоза ты раскопал свои тетради?

Те, которые сидели рядом с Алёшкой, начинали почти открыто плевать на него, корчить рожи и хохотать ему в лицо. Алёшка падал на парту, закрывался руками и… В классе устанавливала относительная тишина. Дело было сделано.

Каждый учитель поступал с мальчиком по-разному. Один постоянно хватал его за ухо и выталкивал к доске, другой заставлял Алёшку приседать под общее веселье, третья не обращала на него никакого внимания, будто он и не существовал вовсе, четвертая кричала ему, что яблоко от яблони недалёко падает, и что сын уголовника – сам будущий уголовник, и что она запретила бы рожать таким матерям «таких уродов».

Когда-то в мыслях Алёшка убивал и эту четвёртую, а ещё раньше представлял ее своей бабушкой. У него не было бабушек, и он представлял ее доброй и заботливой, своей защитницей от отца и матери.

Отец, когда не сидел в тюрьме, его часто и жестоко бил. Бил всем, что попадало под руку, бил пьяным и трезвым, бил палкой и стулом, бил головой о стену и пол, бил всегда. Он всех бил и матерно ругался. Когда отца не было, Алёшку била мать, била и обзывала «ублюдком». А он представлял ту, четвертую учительницу своей доброй бабушкой. Но это было давно, очень давно. Он уже забыл об этом.

Алёшка уже забыл обо всём, он только помнил, что сегодня последний его день в этой школе и вообще последний его день.

Закончились уроки, и все заспешили домой. Мальчик одел пальто и вышел на улицу. Ветер стих, ярко и холодно светило зимнее солнце. Алёшке вдруг на минуту стало грустно, грустно от того, что сейчас не лето. Но тоска задавила грусть, и он побрёл к лесу. Солнце постепенно скрылось за тучи, пошёл снег. Снег обволакивал мальчишку, заставил сесть. Алёшке стало хорошо, так хорошо, как будто его обнимала добрая бабушка. Снег укрывал его мягким тёплым одеялом.

Наутро его начали искать и, как ни странно, очень быстро нашли.

В тот же день заменили парту.

 

 

ДИСПУТ

 

В средней параллели объявили диспут о Родине. На большой перемене, взяв с собой стулья и разместившись в холле второго этажа, ученики приготовились выслушать очередной монолог замдиректора по воспитательной работе Фаины Цезаревны Тарелкиной по прозвищу Тарелка. Фаина Цезаревна диспуты проводить очень любила и серьезно готовилась к этим мероприятиям, ощущая себя  в такие моменты великим воспитателем, лучше которого провести сии захватывающие, важные, патриотические беседы никто в этой жизни не сможет. Потому Тарелкина никогда и никому, кроме себя, их не доверяла. Вот и нынче она вышла в холл, как на сцену. И начала:

– Ребятки, сегодня мы проведем диспут на очень важную тему, тему, которая интересует каждого умного человека на земном шаре, – тему Родины. А вы ведь умные люди, правда?  Ну, конечно, правда, – сама же и ответила на свой вопрос. – Так вот, ребятушки, Родина – это что? Я знаю, что все вы без исключения готовы ответить, что Родина – это наша великая страна. И правда, наша страна такая большая, что ее и за день не объедешь. Это вам, ребятки, не Англия там какая-то. А вот с чего начинается Родина? На этот вопрос вы тоже можете ответить моими словами из песни. Давайте ее вместе и споем.

И Тарелкина затянула пискляво:

 С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

Вот с чего она начинается. Оказывается, с картинки в вашем букваре. Все помнят букварь? Ну, конечно, все. Поэтому каждый знает, с чего она начинается. А еще она начинается, ребятки, с хороших и верных товарищей. Поэтому нам всем нужно дружить. И если мы не будем дружить, а станем обижать друг друга, плохо себя вести на уроках, обзываться, ходить по школе без сменной обуви, учиться на двойки и тройки, не слушаться учителей, если не будем помогать пенсионерам, не уступим место в автобусе женщине с ребенком и так далее, то что может случиться? Правильно. Мы можем потерять свою Родину, потому что враги воспользуются нашими ссорами и захватят нас. Поэтому с соседями нужно жить в мире и дружбе. И с соседом через забор, и с соседом другой страны, и с  соседом другой национальности. Когда я жила в Таджикистане, мы всех нерусских называли чурками. Так вот, детки, чурками нерусских называть нельзя! Запомните это на всю жизнь. А то можно очень просто и ошибиться. Например, назвал бульбаша чуркой, а он обидится и дружить с тобой перестанет. Или хохла салом попрекни, так он потом, когда тебе станет плохо, ничем тебе не поможет, и даже салом, а еще и скажет, что ты москаль. Поэтому надо очень любить свою Родину, ведь она очень богата. А чем? А вот чем:

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Родину, ребяточки, ее поля и речки, горы и равнины надо беречь и защищать. Вы не должны бросать мусор в лесу и возле костра, а также на улице. Вам же самим стыдно становится, когда немцы на своем языке говорят: «У, как у них грязно!». Мне, например, всегда приходится краснеть, когда я вижу разбросанные везде клочки бумаги. Лучше брось мусор у своего дома, чем у дома соседа, и красней за свой дом, а то бросаете где попало. Возле школы уже пройти стыдно. Любить Родину – это значит ее защищать. А вы знаете, что это такое? Как в одной песне поется, что-то вроде этого, я немного подзабыла, но смысл помню:

Нам чужой земли не надо,

Но и своей мы тоже не дадим…

Вам, мальчишки, предстоит идти в армию, защищать Родину. Сейчас многие не хотят служить, отлынивают от священного долга перед Родиной. А нужно защищать свой дом, своих родителей, свои поля и леса. В армии трусы не нужны. А вы ведь не трусы? Я знаю, что среди вас, ребятки, предателей нет и никогда не будет! Нужно всегда быть честным и смелым, и тогда наша Родина будет процветать. А еще, когда вы, ребятушки, закончите школу, вы должны пойти учиться дальше, как я, и стать уважаемыми людьми, честно работать учителями и врачами, танкистами и комбайнерами, космонавтами и даже министрами. Это будет тоже большой пользой для Родины! И хотелось бы закончить такими словами: нет ничего дороже Родины, она – ваша мать, и вы должны любить ее и помогать ей, как своей маме!  А теперь можно разойтись. Не забудьте отнести в классы на место стулья.

Фаина Цезаревна с чувством глубокого удовлетворения от прекрасно проведенного диспута направилась в учительскую. И лишь только за ней закрылась дверь, как в коридорах началось:

– Что ты свой стул не взял?

– А ты мне друг? Так если друг, возьми и отнеси, покажи, как Родину любишь.

– Сам отнесешь, чурка нерусский!

– Что, в морду давно не получал, хохол?

– Эй, москаль, ты зачем бумажки разбросал?

– Хочу посмотреть, как Тарелка краснеет.

– Зойка, слышь, у тебя «Букварь» сохранился?

– А зачем тебе?

– Да хочу картинку найти, с которой Родина начинается.

– Их там много, я уже искала в прошлом году. Помнишь, Тарелка тогда то же самое долдонила?

– Так, может, отнести ей «Букварь», пусть сама покажет.

– Давай, поприкалываемся.

– Эй, чурка, уступи место даме.

– А ребенок где?

– Витек, а если бы немцы вернулись, что бы ты делал?

– Что? Ничего. У них порядок, и зарабатывают классно, уж хуже бы не стало.

– Ну, чё, Булкин, в армию пойдешь, Родину защищать?

– Что я, с дуба грохнулся? Пускай Тарелка сама защищает свои речки и поля.

– А я мамке сегодня скажу, что Тарелка наказала любить другую мамашу – Родину.

Прозвенел звонок, и все участники диспута тут же забыли о нем, переключившись на учебные проблемы. И только Тарелкина никак не могла успокоиться. Фаина Цезаревна, раскрасневшаяся под впечатлением собственной речи, продолжала делиться мыслями о Родине с учителями.

 

Комментарии

Комментарий #21703 01.12.2019 в 17:48

У меня такое ощущение. что эти "Тарелкины" уже везде со своим псевдопатриотизмом. И в школах, и в полиции, и в армии, и особенно среди чиновничества. Тупые, агрессивные, малограмотные. Автор в одном рассказе показал всю вредоносность этих горлопанов. Но. к сожалению, эти идиоты такие рассказы не читают, а если вдруг случайно натыкаются на них. себя там не видят. Именно они и развалят когда-нибудь это государство. Но остановить их некому.

Комментарий #20223 15.09.2019 в 15:25

Воронин - молодец!
Смело. С уважением!

Комментарий #20044 02.09.2019 в 19:29

Дмитрий, рассказ "Одинокая парта" высший пилотаж. Читаешь и в душе все переворачивается. Браво! Жду новых работ.
Екатерина.

Комментарий #19874 23.08.2019 в 00:39

"Одинокая парта" очень сильный, глубокий по своему смыслу и очень жёсткий рассказ. Трагедия Алексея - трагедия всего русского мира, всего общества. Равнодушие, лицемерие, лживость и злорадство, вот то, что убивает сегодня русское дерево жизни.

Комментарий #19510 06.08.2019 в 13:20

Здорово!
Первый рассказ прочитаю сыну)

Комментарий #19502 05.08.2019 в 11:58

Отличное владение сатирическими приемами. Этому не научишься, с этим нужно родиться. Действительно, мы только меняем парты, а не людей - главный объект нашей литературы.

Григорий Блехман 04.08.2019 в 21:36

Присоединяюсь ко всем добрым словам в адрес прекрасного прозаика Дмитрия Воронина.
От себя лишь добавлю, что он обладает редкой способностью передать читателю ту внутреннюю энергию, из какой рождается его произведение.
И это создаёт магию чтения.
А магия восприятия - это главное в искусстве.
Отлично, Дмитрий Павлович.
Новых Вам строк.

Комментарий #19493 04.08.2019 в 20:19

Сказать, что страшно - это ничего не сказать. Очень живо написано, очень больно и жёстко. Дай Бог, чтобы литература меняла мир.

Комментарий #19490 04.08.2019 в 16:38

КРУТЬ и ЖЕСТЬ!!! Но, увы, так в жизни бывает… Автору — браво за честность!

Комментарий #19476 04.08.2019 в 10:05

"Диспут" также хорош. По сути о том же, но с иного ракурса. Легковесность общества. Отсутствие глубины. Слова ничего не значат и не доходят до душ детей (людей, которые как дети). И люди не способны воспринять эти высокопарные слова... Общество, в котором ритуалы заменяют подлинную духовность. Настоящая социальная проза!

Комментарий #19475 04.08.2019 в 10:00

Дмитрий, я вчера прочёл два твоих рассказа - о школе. Очень сильно задел первый - о мальчишке. Жестокий и очень тяжёлый рассказ. Написан мастерски - поэтому так больно бьёт по душе и нервам. Мне сравнить такую ситуацию не с чем - я учился в двух школах - и в наше время учителя были с большой буквы, а уж директора - оба фронтовики, с ними не забалуешь! Хотя и нам иногда, за наше поведение и тупоголовость доставалось линейкой или указкой по рукам и голове (учительница по алгебре - но это было шутейно, но больно))))) А хулиганы были наперечёт - ну, как же без них?! Без них жизнь была бы пресная))) Но такого прессования - просто жуткого прессования, моя память выудить не может. Видимо всё меняется - и от этого ещё страшнее. Второй рассказ - да ныне в ходу мимикрия дел и чувств - думать одно, делать другое...

Андрей Растворцев

Комментарий #19473 04.08.2019 в 09:29

Впечатлен. Проблема не столько в самом обмане ("Одинокая парта"), а в примитивности окружающего социума, его бездуховности. Этот социум легко обмануть, им легко манипулировать. Они глупые и дикие... Именно этот аспект больше всего интересен. Парту заменить легко, как заменить (пробудить) людей? Глубокий смысл рассказа дополняет безукоризненная стилистика изложения. С настоящей творческой удачей, Дмитрий!

Юрий Егоров

Комментарий #19468 04.08.2019 в 01:14

Читаю комментарии и не могу понять: то ли друзья пишут, то ли случайные доброжелательные гости. Всё благожелательно, обтекаемо и, главное, в общих чертах. Да разве можно при нормальном прочтении не захлебнуться болью после рассказа "Одинокая парта"? Страшный, очень страшный в своей трагичности текст. Дмитрий Воронин, судя по его произведениям, вообще автор трагического накала, который, подобно Достоевскому, скрывает душевную обнажённость за некоторым комизмом художественного пространства, гротескной остранённостью жизни его героев, Если бы Дмитрий Воронин написал что-либо подобное в жанре романа, чувствую, читатель открыл бы для себя новый мир мысли и переживаний. Жду от автора большого творческого прорыва и желаю ему удачи и успеха на этом пути!

Комментарий #19467 03.08.2019 в 21:51

Ну что ж, закономерный результат либеральных реформ в области образования. Дети сами по себе, учителя сами по себе. То, что травят в школах слабых и беззащитных, бедных и брошенных - это уже давно не секрет. То, что учителя безразличны и злы - это тоже факт ( а как иначе, при таком раскладе, когда у учителя никаких прав, зарплата нищенская, престиж профессии утрачен). Обществу наплевать на проблемы в педагогике, надзорные органы озабочены распилом денег. Итог страшен. Образование рухнуло! Ученики не учатся, учителя не учат (да и когда учить, если сплошные бумаги и отчеты, только успевай писать-заполнять).
И с "Диспутом" всё понятно. Какими должны ещё быть педагоги новой формации, прошедшие через систему ЕГЭ и нынешнюю вузовскую халяву? Именно такими - Тупыми!!! На смену профи советского времени пришли малообразованные недоучки, не владеющие, не читающие, не мыслящие.
Дмитрий Воронин на отлично высветил болячки образованщины нынешнего дня. Очень смело. Жёстко, верно и смело. Молодцом.

Комментарий #19464 03.08.2019 в 20:02

Чёрненько так, но вдохновляет! Спасибо автору за встряску.

Комментарий #19455 03.08.2019 в 19:04

Вот так! Есть Воронин-шутник, а есть такой вот жёсткий и беспощадный. И это прекрасно. Просто великолепно.

Комментарий #19452 03.08.2019 в 18:24

Сильная, качественная, профессиональная проза. Спасибо автору. Екатерина Вайнер.

Комментарий #19451 03.08.2019 в 17:20

Страшные рассказы, но похожи на правду.