Георгий АБСАВА. ПЁРЛ-ХАРБОР: ПРОВОКАЦИЯ США?
Георгий АБСАВА
ПЁРЛ-ХАРБОР: ПРОВОКАЦИЯ США?
Пёрл-Харбор – блистательная операция японского военно-морского флота, когда самолёты, взлетевшие с палуб авианосцев, уничтожили все линейные корабли США и значительную часть авиации. Внезапный авиаудар предоставил Японии в первый период войны на Тихом океане огромные преимущества, американский флот был разгромлен, японцы овладели инициативой и, по сути, хозяйничали на море – но ненадолго. Япония потерпела поражение и 2 сентября 1945 г. императорское правительство подписало акт о капитуляции на борту флагманского линкора «Миссури». В чем заключались просчёты японского командования, не сумевшего развить тактический успех и превратить его в стратегическую победу?
Пёрл-Харбор
Основной военно-морской базой США на Тихом океане являлся Пёрл-Харбор на Оаху, одном из островов Гавайского архипелага. Туда по приказу Ф.Д. Рузвельта с началом II Мировой войны была перебазирована большая часть кораблей ВМС с западного побережья США. И хотя в первой половине 1941 г. американцы были вынуждены перебросить более 30% своего флота в Атлантику для помощи Англии, Пёрл-Харбор тем не менее оставался надежным форпостом США против Японии. Там базировалось несколько десятков кораблей Тихоокеанского флота, имелась вся необходимая портовая инфраструктура, включая гигантские хранилища для нефти и бензина. На Гавайях располагался также армейский округ, были сосредоточены несколько сотен стволов артиллерии ПВО (включая корабельную), и аэродромы морской и армейской авиации. Кроме Оаху существовал Филиппинский армейский округ и базировавшийся на Филиппинах Азиатский флот США, но расположенные там морские, воздушные и армейские силы были несоизмеримо слабее, удалены от метрополии на многие тысячи километров и в случае войны заранее приносились в жертву. Поэтому разгром Пёрл-Харбора являлся более сложной задачей из-за отдалённости от Японии, но зато сразу решал также и проблему Филиппин – в случае успеха они были обречены. С августа 1941 г. Японский Императорский флот начал подготовку к решающему удару по Гавайям с воздуха самолётами палубного базирования – т.н. «бомбовый план».
Подготовка
Планирование пёрл-харборской операции поражает своей тщательностью и продуманностью. Были приняты беспрецедентные меры дезинформации и маскировки. Чтобы скрыть от агентуры США исчезновение большого числа моряков, солдаты-пехотинцы были переодеты в морскую форму. Но как скрыть движение армады кораблей – ведь американские радиостанции «прослушивали» весь Тихий океан? Каждый радиопередатчик имеет свои характерные свойства, а каждый радист – свой «почерк»; все эти особенности радиопереговоров крупных японских судов хорошо знали американские операторы. Чтобы ввести их в заблуждение, штатных радистов перевели на корабли, не участвовавшие в походе, а на их место назначили новых. Были приняты и обычные меры соблюдения секретности: личный состав ударного флота считал, что отбывает на учения или боевое патрулирование.
Японцам удалось решить и ряд военно-технических проблем по уничтожению пёрл-харборского флота. Обычные авиабомбы оказались неэффективными против хорошо бронированных палуб линкоров. Но выход был найден – японские бомбардировщики должны были сбрасывать 16-дюймовые артиллерийские снаряды, вложенные в корпуса 800-кг бомб (т.е. фактически на корабль падал ствол орудия со снарядом, выстрел происходил в момент удара о бронепалубу). Другой проблемой была малая глубина бухты Пёрл-Харбора и прибрежных вод острова Оаху – 70-80 футов, поэтому стандартные торпеды, сбрасываемые с самолётов, могли зарыться в донный ил, не причинив вреда кораблям. Зная это, американцы даже не стали защищать свои линкоры стальными противолодочными сетями. Но ответ был найден – торпеды снабдили деревянными стабилизаторами, уменьшавшими их заглубление.
Поход
20 октября 1941 г. план операции, разработанный Главкомом ВМС адмиралом И.Ямамото, был одобрен Генштабом морских сил Японии; 17 ноября корабли ударной авианосной группы начали сосредоточиваться в бухте острова Итуруп (одного из Курильских островов!!). А 26 ноября 1-й авианосный флот в составе 6 авианосцев, 2 быстроходных (33 узла) линкоров, 2 тяжёлых и 1 лёгкого крейсера, 9 эсминцев и 3 подводных лодок глубокой ночью вышел в боевой поход. Авиагруппа состояла из 380 единиц: торпедоносцы, пикирующие и высотные бомбардировщики, истребители, разведсамолёты др. Для обстрела и нейтрализации авиабазы на острове Мидуэй отряду было придано ещё 2 эсминца. Кораблям предстояло покрыть несколько тысяч км и вернуться назад, поэтому снабжение горючим было поручено двум вспомогательным отрядам из 3 и 5 танкеров, рандеву с которыми планировалось перед выходом на рубеж атаки. Ударным флотом командовал адмирал Нагумо. Кроме того, чтобы исключить преследование флотом противника в случае неудачи, выдвигалось дополнительно 25 подводных лодок для создания завесы вокруг о-ва Оаху; они несли 5 мини-субмарин, имевших задачу проникновения в бухту и торпедирования стоящих там судов.
Корабли шли в походном ордере, развернувшемся на десятки км, с соблюдением режима радиомолчания, ночью – с погашенными огнями. При этом ни одно судно не потерялось, рандеву с танкерами состоялось в назначенном пункте, выход на рубеж атаки осуществлён в запланированное время. Секретность операции была необходимым условием, так как всё расчёты на успех основывались на внезапности атаки. В случае обнаружения противником за 2 суток флот должен был повернуть назад, за 1 сутки – решение отдавалось на усмотрение Нагумо.
Атака
В воскресенье 7 декабря 1941 г., в 5 час. 30 мин. японский флот выходит на рубеж атаки – около 200 миль от о-ва Оаху. Два самолёта вылетают для разведки: нет ли приготовлений для отражения удара? Нет – американцы не ожидают нападения, фактор внезапности сохранён.
6.00 – взлетают японские машины: 40 высотных, 51 пикирующий бомбардировщик, 40 торпедоносцев, 43 истребителя под командой молодого пилота капитана Футида.
7.15 – с палуб авианосцев отрывается вторая волна атакующих: 54 высотных, 80 пикирующих бомбардировщиков, 36 истребителей, которую ведёт капитан Гэнда. В резерве на случай контратаки остаётся 36 истребителей.
7.49 – головной бомбардировщик Футиды над Пёрл-Харбором; пилот видит: противник не ожидает нападения. Капитан выходит в эфир: "Тора! Тора! Тора!" (тора – тигр, яп.) – это сигнал внезапности для Нагумо. С флагманского самолёта летит ракета – приказ к атаке.
7.55 – первые бомбы обрушиваются на Пёрл-Харбор, с самолётов-торпедоносцев в воду соскальзывают первые торпеды. А в 9.00 в бой вступает вторая волна атакующих.
Американцы застигнуты врасплох. Часть плавсостава находится в увольнении на берегу, часть отсыпается в каютах и кубриках после весёлой ночи на берегу: "уик-энд" в армии и флоте США – дело святое. Четыре линкора на внешнем рейде пришвартованы друг к другу попарно, ещё один – к плавучей мастерской. Неподалёку от них на якоре стоят ещё два гиганта, а флагманский линкор «Пенсильвания» – в сухом доке: идеальные цели для японских лётчиков. На кораблях крюйт-камеры открыты для проветривания, но не задраены водонепроницаемые переборки. Не все зенитные орудия исправны, на многих судах хранилища боеприпасов к ним закрыты наглухо.
В линкор «Оклахома» врезались первые торпеды, вода ворвалась через пробоины и незадраенные переборки, корабль перевернулся и затонул. Получив несколько торпед, тонет «Вест-Вирджиния». Тяжёлые снаряды в японских авиабомбах тоже действуют безупречно: один из них пробил бронепалубу «Аризоны» и взорвался в трюме, вызвав детонацию запаса 14-дюймовых снарядов главного калибра. Горят «Пенсильвания» и «Мэриленд», переворачиваются и гибнут «Теннесси» и «Калифорния». Линкор «Невада» сумел отдать швартовы и попытался выйти из огненного ада бухты, но, получив несколько бомб и торпед, потерял плавучесть. В последние минуты старшему офицеру корабля удалось отвернуть в сторону, и фарватер оказался незаблокированным.
Средства ПВО уцелевших кораблей открывают огонь. Зенитчики поливают небо наобум, из-за облаков и чёрного дыма целей не видно. Не лучше обстояло дело и у армейцев – лишь нескольким орудиям удалось открыть беспорядочную стрельбу.
Пока японские бомбардировщики и торпедоносцы терзали флот, другая часть самолётов с красными кругами на крыльях обрушилась на аэродромы (американских авианосцев в то время в Пёрл-Харборе не было). Из 300 машин морской авиации после боя осталось готовых к взлёту только 52, не меньше пострадала и армейская авиация. Почти все самолёты были уничтожены на земле.
А что же командование армии и флота? И оно оказалось неготовым. Генерал Шорт прибыл на свой командный пункт через 2 часа после начала атаки; не на высоте оказался и адмирал Киммел, хотя и приступил к своим обязанностям раньше. Оба потеряли управление боем, их команды не исполнялись, обоим осталось только наблюдать за разгромом.
В итоге боя Тихоокеанский флот США потерял все 8 линкоров, 3 крейсера, 3 эсминца и 4 др. корабля. Потери личного состава ВМС – 2117 человек безвозвратно, ранено 779; в армии соответственно 237 и 360 чел. Потери японцев составили всего 29 самолётов, из них сбито 20 машин, а 9 недотянули до кораблей из-за нехватки горючего. Интересно, что по отчёту адмирала Киммела, американская ПВО израсходовала около 300 тыс. боеприпасов различного калибра (в том числе и к малокалиберным зенитным пушкам «Эрликон» и «Бофорс»). Учитывая, что часть японских самолётов была сбита американскими пилотами, сумевшими подняться в воздух – это крайне низкая эффективность зенитного огня.
Япония наступает
Безусловно, фантастический успех при низком уровне потерь объясняется прежде всего фактором внезапности атаки японцев. Но неужели разведслужбы США, уже тогда имевшие радары, проворонили передвижение огромного флота адмирала Нагумо и прозевали вылет сотен самолётов, которым предстояло покрыть расстояние более чем в 200 миль?
Разгром флота США открыл Японии путь к другим победам на Тихом океане. Уже через 3 дня японские палубные бомбардировщики отправили на дно ещё два английских дредноута «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». К 10 декабря США, Англия и их союзники располагали всего лищь устаревшим британским линкором «Малайя» и несколькими крейсерами и эсминцами – лёгкой добычей для японского линейного флота с его 410- и 460-мм орудиями главного калибра. Правда, у американцев оставались их авианосцы, не пострадавшие в пёрл-харборской катастрофе: «Лексингтон», «Саратога», «Энтерпрайз» и «Йорктаун», каждый из которых нёс авиакрыло по 80-90 машин: за день до разгрома они получили приказ выйти в море. Но вскоре на дно Кораллового моря лёг крупнейший авианосец мира «Лексингтон», а «Йорктаун», получивший тяжёлые повреждения, едва доковылял до Пёрл-Харбора. Японская армия была победоносна в Индокитае, а флот – в битвах за острова: 6 мая 1942 г. пал последний оплот США на Филиппинах – о. Коррехидор. Но затем чаша весов склонилась в пользу американцев, японская армия и флот были разбиты.
В чём причина резкого перевеса военного счастья? Но прежде всего самый главный вопрос: разве не было безумием со стороны Японии, не имевшей природных ресурсов, ввязаться в войну против своего могучего тихоокеанского соседа?
Япония и США
Развитие Японии по европейской модели, начиная с 1854 г. оказалось на удивление стремительным, и к началу XX в. страна достигла высокого уровня военной и экономической мощи. В «концерте» великих держав «Страна Восходящего Солнца» начала играть самостоятельную партию. Победоносная русско-японская война 1904-1906 гг., позволившая с помощью Англии нейтрализовать Россию, прорывавшуюся на тихоокеанские коммуникации, ещё более укрепила позиции Токио. В Белом доме ужаснулись возросшей мощи ими же взращённого тигра, но было поздно. Отсюда берёт начало антагонизм между двумя державами.
В I Мировую войну Япония примкнула к своим геополитическим противникам – России и США – из-за желания отобрать германские колонии на Маршалловых, Каролинских и Марианских островах (что ей и удалось). Россия-СССР на два десятилетия выключилась из тихоокеанского геополитического процесса, и Япония оказалась один на один со своим соперником – США. Обе страны рвались к господству на Тихом океане.
Безусловно, экономика США, в 1914-1918 гг. разбухшая на военных заказах стран Антанты, была несоизмеримо мощнее японской. Сейчас может показаться безумием стремление Японии, не имевшей природных ресурсов, к войне. Опыт I Мировой показал, что исход войны решает не только качество армии и оружия, а также развитие производительных сил, но и наличие природных ресурсов, позволяющих вынести гигантские военные расходы. Представляется, что в войне с богатыми, обладавшими ресурсами и технологиями Соединёнными Штатами, Япония не могла иметь реальных шансов на победу.
Однако шансы у Страны Восходящего Солнца были. К середине 30-х гг. США имели всего 15 устаревших линкоров; затишье в кораблестроении закончилось в 1936 г., когда американцы начали постройку современных кораблей класса «сверхдредноут». У Японии каникул не было, её флот регулярно пополнялся новейшими сверхдредноутами. В этом деле японские кораблестроители сумели даже добиться технологического превосходства: они первыми построили «быстроходные линкоры» (со скоростью линейного крейсера – 33 узла) и установили на них мощнейшие орудия калибра 406-410 мм; у американцев главный калибр составлял 380-406 мм. На японских верфях были заложены гиганты водоизмещением более 70 тыс. т. с артиллерией главного калибра 460 мм. Первый такой линкор «Ямато» начал службу в декабре 1941 г., второй, «Мусаси» – в 1942 г. Но США такого позволить себе не могли: даже им было не под силу содержать два одинаково сильных флота в Тихом и Атлантическом океанах. Поэтому военно-морская доктрина США и поныне основана на возможности оперативной переброски флота через Панамский канал. Ширина его шлюзов 35 м не позволяет проводку таких левиафанов, вследствие чего водоизмещение американских линкоров не могло превышать 43 тыс. т, а ширина корпусов – 33 м. Японские ВМС подобных проблем не имели, т.к. предназначались только для действий на Тихом океане.
В мае 1940 г. США были вынуждены перевести часть боевых кораблей (в том числе и все новейшие линкоры) в Атлантику для помощи Англии. В тихоокеанском флоте остались, в основном, суда постройки времён I Мировой войны. Организация и управление американских ВМС страдали тяжелейшей военной болезнью – отсутствием единого командного центра. Дисциплина и выучка личного состава хромала на обе ноги, координация действий армии и флота отсутствовала: Объединённый комитет начальников штабов со своими задачами не справлялся.
Всё это давало Японии существенные шансы на победу, которых не отрицали стратеги США. В Белом доме не только обсуждали возможность войны, но и готовились к ней. Президенту Ф.Д. Рузвельту удалось частично вытащить страну из кризиса, в чём ему немало помог СССР: США были вынуждены отменить эмбарго и начать поставку нам стратегических товаров и технологий. Благодаря этому И.В. Сталин получил возможность быстро осуществить индустриализацию СССР. Но окончательный выход из кризисного тупика Рузвельт видел только во вступлении во II Мировую войну. В Овальном кабинете желали войны и готовились к ней, удерживало только ожидание выгодной политической конъюнктуры и пацифизм населения. Почему же тогда нападение японцев на Пёрл-Харбор стало «неожиданностью» для США?
Не ждали?
Существующие факты опровергают миф о «внезапности» японской атаки. Движение огромного флота адмирала Нагумо вовсе не было тайной для американцев: корабли просто не могли соблюдать режим полного радиомолчания из-за необходимости координации обширного походного ордера. Станции радиослежения разведки США неоднократно перехватывали японские радиопереговоры и пеленговали корабли (всего перехвачено около 60 переговоров). В ночь на 7 декабря вблизи Пёрл-Харбора было обнаружено и уничтожено несколько японских субмарин, но и это не заставило принять меры по усилению боеготовности. Японскую воздушную разведку засекли три РЛС, одна из них даже сообщила об этом в Армейский информационный центр (прочие и этого не сделали), но там решили, что это свои патрульные самолёты, однако уточнить их полётные задания не удосужились. Две волны японской палубной авиации, летевшей к Пёрл-Харбору, рано утром обнаружили операторы мобильной РЛС: в 7 час они должны были отключить аппаратуру и уехать на отдых (как-никак воскресенье!), но машина за ними запаздывала, и солдаты от скуки решили продолжать наблюдение. Их сообщение о крупных авиацелях в штабе долго отказывались принимать: дежурный офицер от кого-то слышал, будто отряд бомбардировщиков «Б-17» должен перебазироваться на Гавайи, и решил, что они-то и на подлёте. Поэтому не стал отправлять рапорт, закрыл помещение и уехал на честно заслуженный отдых.
Ещё один факт: американские флотоводцы были твёрдо уверены в невозможности торпедной атаки авиации на стоящие на мелководье корабли. Но ведь ранее английские палубные самолёты «суордфиш» вдребезги разнесли с воздуха стабилизированными торпедами малого заглубления итальянскую эскадру в мелководной бухте Таранто; добросовестные британцы своевременно проинформировали об этом своих союзников. Тем не менее, командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Киммел, уже зная о таком усовершенствовании, не потрудился установить противоторпедную защиту своих линкоров.
Вопиющая беспечность и отсутствие дисциплины царили в армии и флоте США! Ещё большая вина ложится на командование и военную разведку, не сумевших преодолеть разобщённость в действиях родов войск и создать стройную систему военного управления; отсутствие боевого опыта оправданием не является.
Вероломное нападение Японии позволило Белому дому сломить миролюбивые настроения американского народа (ранее большинство населения было против прямого вступления США в активные боевые действия II Мировой), и добиться объявления войны японским агрессорам. Советский Союз в войну не вступил, т.к. не мог воевать на два фронта. США остались один на один с Японией, но президент был уверен в превосходстве американской экономики над японской, что и доказало развитие последующих событий.
Мозги стратегов
Разгром Пёрл-Харбора оказался временной неудачей американцев. Флот США быстро залечил раны: повреждения большей части кораблей удалось быстро устранить, затонувшие на мелководье линкоры (за исключением «Аризоны») были подняты, прошли модернизацию и впоследствии успешно осуществляли поддержку десантных операций. Мощную экономику США удалось быстро перевести на военные рельсы, выпуск боевых судов и более совершенных палубных самолётов нарастал с каждым месяцем, и американцы быстро добились численного превосходства в морской авиации и флоте. Но и это, возможно, не решило бы их победы, если бы японцы не допустили тяжёлого стратегического просчёта.
Роковая ошибка японцев заключалась в том, что они не уничтожили инфраструктуру единственной базы флота на Тихом океане. Склады боеприпасов, судоремонтные мастерские, а главное – нефтехранилища остались практически невредимыми. Но если бы они стали основной целью вместо отдельных кораблей, то ВМС и авиация США понесли бы непоправимый урон. На Гавайях находился стратегический запас нефти – 4,5 млн баррелей, – который легко можно было уничтожить несколькими 20-мм снарядами авиапушек. Это и был фатальный просчёт японских стратегов, не сумевших развить тактический успех в отдельном сражении и превратить его в победу в целой войне: без горючего корабли не смогли бы выйти из гавани, а самолёты – взлететь с аэродрома. Быстро возобновить запасы нефти на расстоянии 4000 морских миль от западного побережья США было невозможно, а другой, столь же удобно расположенной базы не имелось. Страна Восходящего Солнца могла получить полное господство на океане с большими шансами на выигрыш войны, но японские адмиралы сознательно отказались от удачи.
После бомбардировки на борт японских авианосцев возвратился 351 самолёт; боевой дух пилотов был высок, они рвались в новый бой. Но напрасно молодые авиационные командиры Футида и Гэнда доказывали своему командующему адмиралу Нагумо необходимость уничтожения нефтехранилищ: генералы и адмиралы, как известно, готовятся к прошлой, а не к будущей войне. Нагумо был флотоводцем старой школы и мыслил по старинке: главная сила на море – линкоры – уничтожена, значит, цель операции достигнута, и слава богине Аматерасу. Отсутствие стратегического мышления погубило плоды блестящей победы.
Вторая ошибка японцев заключалась не столько в том, что не были обнаружены и уничтожены авианосцы США, а в непонимании роли авиации на море. Создав крупное авианосное соединение, адмиралы Ямамото и Нагумо совершили революцию, но сами не заметили её, расформировав затем 1-й флот. Авианосец у них из основной ударной силы снова превратился во вспомогательное средство для обслуживания линкоров: тень Цусимской победы по-прежнему завораживала японских флотоводцев, и они возлагали все надежды только на могучие пушки бронированных гигантов. Между тем опыт Пёрл-Харбора и Таранто показал, что ни один корабль не в состоянии устоять против бомбардировщиков, особенно вооружённых торпедами. Но американцы, подошедшие к началу войны со слабым авианосным флотом, хорошо усвоили этот урок – за 1941-1945 гг. они построили 132 авианосца, которые и решили в их пользу исход битвы на Тихом океане.
Одним из важнейших слагаемых победы являются мозги военных стратегов, и этого ресурса не хватило Японии.
Ф.Д. Рузвельт: провокатор или жертва?
Сразу после окончания II Мировой появилась версия, обвинявшая в развязывании войны не Японию, а президента Ф.Д. Рузвельта; считают, что именно он подстроил нападение японцев, пожертвовав концептуально устаревшими линкорами, но сохранив новейшие авианосцы, и тем самым получил повод для вступления в войну. Действительно, правительство Рузвельта проводило подстрекательскую политику в отношении Японии; Белый дом наложил эмбарго на поставки нефти и этим спровоцировал японцев на вторжение в Индонезию и Вьетнам, где были нефтеносные земли. Известно также, что и сам ФДР собирался пожертвовать парочкой крейсеров в целях провокации у японских берегов.
Военные эксперты США предвидели кровопролитные боевые действия и прогнозировали победное окончание только на 1947 год. Чтобы уменьшить потери американской армии и флота президент Ф.Д. Рузвельт неоднократно пытался втянуть Советский Союз в войну с Японией, играя на его заинтересованности в возвращении Курильских о-вов и Южного Сахалина – исконно русских территорий, отторгнутых от России по итогам проигранной русско-японской войны. Уже осенью 1941 г. он направил в Кремль послание, в котором сообщал о том, что японцы якобы намерены совершить нападение на советское Приморье, и в этой связи предлагал разместить американские военные авиабазы на Дальнем Востоке. Однако из сообщений Р.Зорге и других разведчиков И.Сталин знал о решении Токио переориентировать удар с северного, сухопутного (война с СССР), на южное, морское направление (война с США). Ему было известно, что стратегический запас стали Японии уже направлен на строительство надводного флота и субмарин, а алюминия – на морскую авиацию. Советское правительство справедливо оценило предложение Рузвельта как провокационное и отклонило его.
И в дальнейшем президент США не оставил этих попыток: летом 1942 г. он снова предупреждает о готовящихся боевых операциях японцев в Приморье и опять поднимает вопрос о базах для американских бомбардировщиков на Дальнем Востоке. Но и это предложение, прямо направленное на нарушение перемирия и втягивание СССР в войну с Японией, не было принято в Москве. На встрече «Большой Тройки» в Тегеране И.Сталин обязался открыть военные действия против японцев только после победы над Германией; тем самым он не позволил ослабить Советский Союз войной на 2 фронта и заставил США выполнять военные поставки в полном объёме.
Правящие круги США знали о подготовке нападения на Пёрл-Харбор: американские спецслужбы взломали японские шифры и президентская администрация практически полностью была в курсе военных планов Токио. Рузвельту было известно даже время атаки: именно поэтому приём японских послов в Белом доме, собиравшихся вручить ноту об объявлении войны в момент начала бомбардировки, был намеренно отсрочен. Послы были приняты только после того, как по радио было объявлено о разгроме на Гавайях. Это позволило обвинить в вероломстве Страну Восходящего Солнца и представить её агрессором в глазах мировой и американской общественности. Но морское и армейское командование Пёрл-Харбора было отрезано от стратегической развединформации (что не снимает с них ответственности за ротозейство); предупреждение командующим было послано с опозданием по коммерческому телеграфу, минуя средства спецсвязи, и доставлено им уже после боя (кстати, – японским мальчишкой-рассыльным). Пёрл-харборская трагедия вызвала негодование у американцев, и Конгресс США единогласно вотировал объявление войны.
К сожалению, многие документы того времени хранятся в архивах США под грифом «Хранить вечно. Не подлежит рассекречиванию», поэтому вопрос о роли ФДР в пёрл-харборской трагедии не удаётся прояснить до настоящего времени. Противники «конспирологической» версии указывают на несчастные случайности, разобщённость и головотяпство разведслужб, а также морского и армейского командования, как на основную причину. По их мнению, Рузвельт, трезвый и здравомыслящий политик планетарного масштаба, не мог решиться на такой гигантский риск, поставивший США под угрозу поражения в грядущей войне. И с этим можно было бы согласиться: президент, уже в 1913 г. ставший заместителем военно-морского министра, хорошо разбирался в проблемах ВМС, любил флот, был инициатором кораблестроительных программ и даже на рыбалку ходил на крейсере. Но мы вправе задать «антиконспирологам» вопрос: а такого ли ошеломляюще разгромного результата ожидал он от нападения японцев на Пёрл-Харбор?
Став президентом, Рузвельт уже в 1933 г. пробил 238 млн. долларов для строительства 32 военных кораблей, а летом 1940 г. Конгресс под его давлением принял законы о дополнительном строительстве 18 авианосцев, 7 линкоров, 27 крейсеров, 115 эсминцев и 43 подводных лодок; огромные возможности промышленной и финансовой системы США позволили выполнить эту программу. Он знал, что на Гавайских о-вах 14-й округ ВМС располагал несколькими десятками боевых кораблей, вооружённых не только морскими, но и зенитными орудиями; там же дислоцировались армейские части, имевшие батареи зениток и более трёхсот самолётов. На нескольких аэродромах на берегу была размещена и морская авиация наземного базирования. Кроме того, президенту было известно, что весь Тихий океан «прослушивается» в центрах радиообнаружения, и «просматривается» радиолокационными станциями.
Можно только предположить, что ФДР шёл на хорошо просчитанный риск: он имел право ожидать, что с такими силами японским самолётам будет оказано достойное сопротивление. Возможно, он считал, что атака будет отбита с минимальными для армии и флота США потерями. Ему не нужна была большая кровь – достаточно нескольких десятков убитых и раненых американских солдат и матросов. По-видимому, он готов был пожертвовать двумя-тремя устаревшими тихоходными линкорами с относительно слабым бронированием и недостаточным главным калибром артиллерии (все погибшие линкоры были заложены в 1910-1917 гг.). Рузвельту требовался всего лишь факт вероломного нападения Японии, как повод преодолеть пацифизм американского народа и сопротивление изоляционистски настроенного Конгресса, чтобы вовлечь США в войну, в которой он видел способ окончательно ликвидировать кризис и выйти на мировую арену в качестве ведущего игрока.
Но приняв версию о провокационной роли ФДР, следует идти дальше и допустить, что он, видимо, не ожидал вопиющей халатности от морского и армейского командования и их разведслужб, не предполагал такого ужасающего отсутствия дисциплины на кораблях и в армейских подразделениях, а потому ему и в страшном сне не мог присниться кровавый разгром Пёрл-Харбора, получивший в истории США название «День позора» (Day of Infammy). Но судьба была благосклонна к президенту: в лице японских адмиралов она сделала ему бесценный подарок, сохранив стратегические нефтехранилища с портовой инфраструктурой на Гавайских островах целыми и невредимыми.
В целом, вопрос о том, является ли Ф.Д. Рузвельт жертвой или провокатором, до сих пор остаётся открытым. Можно только надеяться, что когда-нибудь время позволит получить документальное подтверждение его истинной роли в этой давней истории.
Но возникает другой вопрос – стоила ли такая кровавая игра свеч? Итоги II Мировой войны превзошли все ожидания. США окончательно вышли из кризиса, устранили опасных конкурентов – Японию и Германию, сломили протекционизм Британской колониальной империи, получив доступ к её ресурсам и переведя торговлю ими, в первую очередь, нефтью, с фунта на доллар, а затем добились установления долларового стандарта вместо золотого – и стали ведущей державой мира. Как видим, цель полностью оправдала средства.
Джентльмены с веткой сакуры
В последние годы в либеральных российских СМИ периодически всплывает версия о «вероломстве» СССР (читай – И.Сталина), напавшего на Японию в 1945 г., и соответственно, о «джентльменстве» японцев, свято соблюдавших условия перемирия. Однако после атаки на Пёрл-Харбор без объявления войны, а ранее – вероломного нападения на корабли русской эскадры в бухтах Порт-Артура и Чемульпо в 1904 г., рассуждать об этом всерьёз как-то некорректно. Военная доктрина бедной природными ресурсами и поэтому неспособной вести затяжную войну Японии традиционно опиралась на внезапный удар для выведения из строя основных сил противника. Но этот аргумент с правовой точки зрения не является оправданием.
Правящие круги Токио колебались в выборе между двумя равноценными планами ведения будущей войны – северным «сухопутным», с захватом территорий СССР, и южным «морским» – войной с США за господство в азиатско-тихоокеанском регионе. Но после заключения советско-германского пакта о ненападении в 1939 г. японцы оказались в изоляции – США и Великобритания никогда не согласились бы признать их захваты в Китае, а стратегический союзник, Германия, имела мирный договор со злейшим врагом Японии – Советским Союзом, только что нанесшим ей поражение при р. Халхин-Гол. Поэтому премьер Мацуока был вынужден срочно примчаться в Москву с предложением подписать аналогичный пакт о ненападении. Однако из-за дислокации в Манчжурии огромной Квантунской армии, которую японские милитаристы отказались вывести, советское правительство не могло пойти на это; было заключено только соглашение о перемирии.
Тем не менее, возможность «сухопутной» войны по-прежнему фигурировала в планах генерального штаба Японии и особенно оживлённо обсуждалась в военно-правительственных кругах Токио в связи с нападением Германии на СССР. План гитлеровского «блицкрига» заключался в разгроме основных сил Красной Армии в приграничном сражении, молниеносном захвате европейской территории Советского Союза и взятии Москвы до сентября 1941 г. (т.е., до наступления осенних дождей, распутицы, а затем морозов – немецкая армия не имела зимнего обмундирования и зимних морозостойких марок ГСМ). В таком случае нарушалось снабжение советских войск в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Приморье, которое было подвешено на единственной ж/д магистрали, идущей от крупнейшего московского транспортного узла, что повышало шансы японской армии на победу в войне по «сухопутному» варианту. Поэтому в июле 1941 г. было подписано секретное соглашение: Япония нападает на СССР после взятия немцами Москвы и Ленинграда.
Наступление вермахта проходило, в целом, успешно, однако темпы его оказались значительно ниже запланированных, а потери превысили все расчёты. Уже в конце августа японским генералам и политикам стало ясно, что блицкриг провалился, и они начали готовиться к войне с США. Однако планы нападения на СССР оставались в силе до ноября – в ожидании падения Москвы. И только когда все поняли, что германская армия уже не в состоянии взять советскую столицу, было принято окончательное решение в пользу «морской войны» и японский ударный флот приступил к выполнению плана атаки на Пёрл-Харбор.
Не мне , конечно , судить . Мне очень интересно было читать эту статью . Как много мы не знали ! Спасибо !
Да, пожалуй, даже и знака вопроса не надо ставить в названии - ПРОВОКАЦИЯ, и всё! История, к сожалению, полна таких примеров. Благодарствуем за тщательно и аргументированно выстроенную работу.