Валентин КУРБАТОВ. ВРЕМЕНА И СРОКИ. О книге стихов Николая Рачкова «Посреди вселенских гроз»
Валентин КУРБАТОВ
ВРЕМЕНА И СРОКИ
О книге стихов Николая Рачкова «Посреди вселенских гроз»
Кажется, это ведётся в русской морали с пушкинской поры: в молодости надо дерзить, в старости – остепеняться: «Смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный». Поэт Николай Рачков из Ленинградской (Ленинградской, а никакой не Петербургской!) Тосны в последней книге подтверждает:
Я в молодости был лихой новатор,
Рубил безумно старое с плеча.
Прошли года. Теперь я консерватор –
Сужу о новизне порой ворча.
Я и сам – оглянусь: на Урале, в астафьевском Чусовом в конце пятидесятых в городской стенной газете на центральной площади числюсь в «стилягах». Мама стесняется мимо ходить. А теперь вон гляжу дожил – сам девчонкам запрещаю в автобусе материться: «Мужики тут, – говорю. Они народ ранимый. Вы уж их, пожалуйста, девочки, поберегите».
Да-а-а. Всё уже не по мне. Одно слово – консерватор. Какое кстати, хорошее, хоть и обидное, слово – словно тебя упаковали в баночку, как кильки в томате, и вон подают на стол нового времени. А там повертят, повертят и отвернутся.
Вот и Николай консерватор-то консерватор и сетует на новый век и прощается с минувшим и пишет, пишет осень любви, памяти, жизни «тайную печаль на сомкнутых устах природы», а то и прямо наше глобальное безумие:
И воздух отравлен, и пашни, и воды,
Всё меньше становится сил у природы,
Мы недра земли выгребаем вчистую
И радуем блестками душу пустую.
Живем, поклоняясь всё новым наукам.
А что же оставим мы внукам-то, внукам?
Но придет новая весна «юная и нежная, золотая, золотая, как ольха прибрежная», и вновь для поэта «сияет ночь, вселенная не спит» и опять, как у Александра Сергеича: «И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».
Книга Рачкова, о которой я говорю, называется «Посреди вселенских гроз» и там, конечно, отразится зло и искушения времени, и наши предательства самих себя, и нетерпение врагов повалить нашу милую Родину, желательно нашими же руками. И на время душа отодвинет лирическое перо, оглянется и потемнеет:
Люди считая свои барыши,
тонут во славе, грехах и во лжи…
Один в шелках, другой почти нагой.
Наивные рабы мечты своей благой.
О, эта жажда маленькой, но власти,
клубок гнетущей зависти в сердцах.
А тут еще и мир постарается расшатать твою Родину:
О, как им взять Россию хочется,
Как хочется её распять…
--------------------------------------
То капкан, и то засада,
В грудь ударят и сбоку.
Не надейтесь на Запад
И не верьте Востоку.
Все с тобой понарошку
Дружат, чтобы дать подножку.
У тебя один оплот –
Это армия и флот.
И ведь подлинно – уходит земная крепь и старая правда, общая наша, человечески естественная, наследованная правда, а вместо неё являются (простите – это я из последнего номера журнала «Свободная мысль»: «когнитивные технологии отрыва человека от земли для социума и общественного единства» – только вздохнуть и отойти). И желательно – именно протестного единства, которым пленяют молодого читателя эти умные нынешние технологии. Мир окончательно перебирается в интернет: мыслит, живет, противостоит и строит «в сетях» и «в контакте», который никогда уже не будет живым – плечом в плечо и глаза в глаза – контактом. Тут уже недалеко до того, чтобы ожесточить сердце: «Проблемы и грехи смакуй,/ всех, кто укрыт сенатской тогой,/ всех, кто при власти, критикуй…» – присоветует поэт вполне в духе времени, но закончит-то, закончит: «А Родину не трогай!». Не отождествляй её с теми, кто «при власти», и она защитит тебя и спасет, а с тобой, благодаря твоему слову, – и детей и внуков. И вот это и есть свет и спасение для Николая Рачкова, да и для нас, – его золотая лирика.
Нынешний Зоил может блеснуть зоркостью и знанием и иронически заметить, что поэт нет-нет и тайно «процитирует», скажем, Тютчева:
Есть некая тайна в природе вечерней,
В ней звуки медлительней и равномерней
И в шелесте ивы, и в шорохе ржи,
И в скрытой тревоге заросшей межи…
Ну, как тут, правда, не услышать «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…».
Или как не примерещиться за строками Рачкова Фету: «Вечерняя дорога. Вечерние луга. От тихого порога Слышнее пустельга…». А там и Кольцов мелькнет («Ах ты полюшко, поле русское…»). Да и Рубцова Николай Рычков не забудет, и Есенина. А только Зоил может повременить с торжеством, потому что своими укорами скорее обнаруживает глухоту, чем живое слышание. Зоил бегает за словом, а поэт за живым миром. Мир не так суетен, как сегодняшнее слово. Он не стесняется «цитировать» свои зори, восходы, тишину ночи и сияние дня, потому что знает, что глаз Тютчева увидит их иначе, чем глаз Рачкова, но это будет одни сумерки и полдни, которые не устают всходить, потому что знают, что их увидят поэты и омоют зрение читателей своего века, чтобы те поняли, что Бог рождает одни и те же рассветы и закаты, чтобы человек радовался им на языке своего времени и мира. А поэты переглядывались через столетия, как дети одного райского сада.
Ну, вот хоть это:
Вышла, нам улыбку светлую даря,
В алом сарафане алая заря.
И теплом улыбки радостной согрет,
Взял её на руки молодой рассвет.
В голубой рубашке, – смелый, погляди, –
И поцеловал её и прижал к груди.
В роще им навстречу грянул птичий хор,
Вольно распахнулся. Засверкал простор.
Снова повернулась к нам земная ось:
Царственное солнце в небо поднялось…
Когда это написано? Только и можно сказать – всегда! При Державине, Пушкине, Фете. И разве это оглядка на поэзию? Это всегда единственный день сердца. И если примерещится «цитата», то потому, что и природа, и Бог слушают поэта и любя «цитируют» его, как дитя и брата. Так что выйдешь утром солнечного морозного дня и поневоле скажешь: «Мороз и солнце! День чудесный!», а окажешься в сжатом осеннем поле и поневоле пробормочешь: «И паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».
И сколько таких чудес у Рачкова:
Снега осели. Небо выше
С утра сегодня поднялось.
А в полдень с нашей мокрой крыши
Капели полетели врозь.
И радостно, неудержимо,
Взбежав на солнечный откос,
Веснапоцеловала Зиму,
И та не удержала слёз.
Теперь уже при каждой весенней капели вспомнишь этот поцелуй. И с матушкой природой придет и слово, и живопись, и музыка, как дети одного целого мира и целой души, которая каждый день собирает и обновляет мир. И как деревья и травы, облака и птицы естественно явятся и великие дети:
Так много васильковой сини
Над светлой рощицей простой.
Здесь лес и поле… Здесь Россия.
Здесь Пушкин. Лермонтов, Толстой.
И земляника в перелеске,
Черёмух вешних холодок,
Грачи и церкви… Достоевский
Тургенев, Тютчев, Гоголь, Блок.
Здесь снежные бывают бури,
Шагнешь – и не сыскать концов.
Но здесь Иван Шмелев и Бунин.
Есенин, Шолохов, Рубцов…
Вся музыка русского мира. Только открой сердце с поэтом, и эта музыка хлынет в душу вечностью и новизной, тревогой и утешением, болью и спасением. И вчера соглашаясь со старцами, что «времена прошли, остались сроки», опять повернешься к миру с любовью, потому что это ведь не только ты зависишь от него, но и он от тебя.
И опять, как по прочтении всякой живой и любящей книги, вскрикнешь с толстовским Пьером Безуховым потрясенным сердцем: «И все это моё, и всё это во мне, и всё это я!».
г.Псков
Какая радость - слушать стихи русского по духу поэта, читать рассуждения русского по духу критика и снова возвращаться и созерцать русскую природу!