Николай ИВАНОВ. НА НАПРАВЛЕНИИ ГЛАВНОГО УДАРА. О книге Александра Боброва «Сосна у селенья Бобровка»
Николай ИВАНОВ
НА НАПРАВЛЕНИИ ГЛАВНОГО УДАРА
О книге Александра Боброва «Сосна у селенья Бобровка»
...Я ехал в Ельню целенаправленно: посмотреть места, где родилась советская гвардия.
У стелы первогвардейцам ко мне подошла женщина, оказавшаяся заведующей местной библиотекой. Она и показала затем снимок-идиллию: аисты свили на стеле гнездо, которое существовало там не менее десятка лет.
А потом аисты улетели. И когда я покручинился по этому поводу, женщина улыбнулась: они правильно сделали. Аистам нужен чистый горизонт. Деревья в парке подросли, закрыли небо, и птицы улетели искать себе новую высшую точку, с которой можно было бы обозревать всю округу.
Что обозреваем мы вокруг себя? Каковы горизонты нашей памяти? Соглашаемся ли на то, чтобы свет сужался, видимость терялась? Зато в таком случае ведь не нужно напрягать усилия в поисках нового места для гнездовья и его строительства…
Передо мной книга известного поэта и публициста Александра Боброва «Сосна у селенья Бобровка». Она вроде как бы о его старшем брате, Герое Советского Союза Николае Боброве, погибшем при защите Ленинграда на Карельском перешейке. О том, как все эти годы он, общественный деятель и писатель, искал любую зацепку о его памяти. О поисковиках, которые в конечном итоге нашли останки экипажа самолета СБ-2. О торжественном захоронении героического экипажа...
…И отзвук разносится грустный,
Но как-то спокойнее мне,
Что прах упокоен на русской,
На взятой с боями земле!
И в то же время книга Александра Боброва – не о войне. Она о России. О её душе. Она и о тех, кто наполнял эту душу не только песней, но и крепил её стержень. И Бобров в этой своём повествовании не только и не просто брата искал. Он искал себя в этом мире. Искал и утверждал главенствующую роль России в Победе.
Он написал о поколении победителей и затронул больные темы жития-существования нынешних политиков-популистов, готовых в демократическом угаре предлагать на заседаниях своих городских Дум не тратить деньги на «пустопорожние» – с их точки зрения – мероприятия в честь Дня победы в Москве…
И автор делает вывод: трагедией станет не то, что истратятся какие-то деньги в канун очередной годовщины Победы, а наша самоуверенность, будто мы поставили точку в истории Великой Отечественной. Что отдали вроде все почести ветеранам и их памяти.
Но опыт показывает, что наша победа слишком уязвима, она не может жить в окружении или без поддержки. Сколь бы значима она ни была, ее сломают, переиначат, укроют бронированным саркофагом, если не будет каждодневного сопротивления фальсификаторам истории, потокам лжи и дезинформации, подменам ценностей. Если не будет каждодневного влияния на умы и чувства человека. В Англии издали 40-томную историю Второй мировой, где 90% текста посвящено, естественно, британцам. Японская история войны – это уже 110 томов, из них только 3 тома посвящены не японской армии.
Советская история Второй мировой – всего 12 томов. Мы надеялись, что о нас кто-то напишет? Что этого достаточно? Что все будут помнить о подвиге советского солдата и это незыблемо?
Вспомним историю: когда Македонский подходил к городу, то для того, чтобы с ним не воевать, он передавал горожанам: «Если вы не сдадитесь, я уничтожу ваш город. Я уничтожу ваши библиотеки, уничтожу все, что связано с вами. Вас не будут помнить никогда!».
Горожане были в ужасе от подобной кары. И зачастую сдавались, потому что потерю памяти, преемственности считали неприемлемыми.
Что поразило немцев более всего в начале войны? Не техника, не города и сёла, не территории... Удивило, в какой-то степени испугало массовое мужество советского солдата. Им внушали, что русские – это варвары, недочеловеки, загнанные в угол репрессиями, что они хлебом-солью будут встречать освободителей. Встретили огнем! И великий Македонский на поверку впервые оказался глобально неправ: мы теряли свои библиотеки, людей, города, но приобретали и укрепляли значительно более весомое – генетическую память народа-победителя.
Такие, как Александр Бобров, как его книги как раз и не дают потеряться ни одному звену в этом коде национальной памяти. Они вновь и вновь напоминают о цене Победы. Ведь если сложить расстояние от Бреста до Москвы и обратно до Берлина и разделить эти километры на 1418 дней и ночей войны, то получится, что наш солдат шел к Победе по 1,9 км в сутки. Скорость и расстояние вроде бы ничтожные, но если учесть, что на одном только Невском пятачке погибло 18 советских бойцов на 1 квадратный метр, то цена победы становится недосягаемой для обывателя и наших идеологических противников. А мы просто знаем, за что воевали и кого защищали наши отцы и деды. Знаем и помним то, что они оставили нам не только отчество, но и Отечество.
При этом понимаем: зачастую история – это не то, что происходило на самом деле, а то, как это осталось написанным на бумаге. И тем важнее каждое свидетельство героического прошлого нашей страны, готовящейся встретить 75-ю годовщину великой Победы. В Израиле всех (!!!) молодых офицеров стараются провести через экскурсию по Освенциму. Через что проводит искусство сегодня у нас молодое поколение? В кино – через сплошные «Штрафбаты» и «Левиафаны», в литературе – через «Солдата Чонкина», в театре – через «Нуреева»? Такие книги, как «Сосна у селенья Бобровка», и встают Брестской крепостью на пути подобного извращения фактов, прямой фальсификации истории. И вспомню снова Ельню и причину, по которой было решено 18 сентября 1941 года возродить гвардию. Это была ликвидация вражеского плацдарма, с которого фашист стремился ударить по Смоленску.
Наши книги о Великой Отечественной – это ликвидация вражеских, теперь уже идеологических плацдармов по фальсификации нашей истории.
Спасибо тебе, сын и брат наших солдат Отечества! За твою битву за честь Родины, за светлое имя брата и его однополчан. За нашу память. Ты написал в этой своей книге, что Россия стоит на граните. И будем стоять! – в том числе благодаря тебе и твоим строкам Памяти.
Прошу простить на опечатку "Запоздалый дождь" - с заглавной буквы.
Каждый раз читая Александра Боброва, стихи, прозу и статьи в газете, удивляюсь его углубленности в материал, досконального знания дела. "Отгремели державные годы, Отзвенели хоров голоса. Наши песни ушли в переходы, на поверхности - только попса". (Из книги А. Боброва "запоздалый дождь"). Да, в 90-ые мы профукали, проспали страну - отсюда и все беды. По пресловутому "Плану Даллеса"(советую прочитать в интернете) продолжают уничтожать нашу страну. Язык, память, семейные устои, религию, и даже покушаются на земли исконно русские, российские со всеми народами, по принципу - разделяй и властвуй. Рецензия Николая Федоровича "Сосна у селенья Бобровка" - это своевременная помощь боеприпасами бойцу авангарда, очередной противотанковый ров на пути тех, кто хочет раздербанить страну "до основания и за тем" - не выйдет! Надо построить надежный заслон тем, кто пытается переписать историю, стереть из памяти людей о Победе в Великой Отечественной войне. Убрать из телевидения передачи разлагающие сознание "ток-шоу" с утра до ночи пытающихся с помощью приглашённых из Украины и Запада, так называемых "политологов"и своих же доморощенных псевдо-либералов, за наши же деньги, охаивающих нашу страну, поставить под сомнение нашу Победу, принадлежность Крыма и четырёх островов на Дальнем востоке.