Владимир БОНДАРЕНКО. ЖИВАЯ КЛАССИКА. О романе Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад»
Владимир БОНДАРЕНКО
ЖИВАЯ КЛАССИКА
О романе Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад»
Читаю новый роман Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад». Читаю уже просто как классический русский роман. И одновременно как хронику реальных событий на Донбассе. Да и объективности у Прилепина хватает.
Не случайно же роман сравнивают с «Василием Теркиным» Александра Твардовского или же с «Белой гвардией» Булгакова.
Почти 400 страниц великолепного текста. С одной стороны, это на самом деле реальная хроника реальной войны на Донбассе, с реальными событиями, с реальными фамилиями. Захар Прилепин описывает все, что видел на этой войне собственными глазами…
С другой стороны – это уже эпос о минувшей войне, где и он сам, как участник, тоже вписан в реальную историю прожитой эпохи. Не только личный опыт, но и опыт всей истории минувших войн. Сам Захар определяет свой роман как фантасмагорию, хотя и написанную крайне просто и откровенно.
Захар как бы примеривает на себя опыт всей великой прозы о войнах ХХ века. Сразу задает себе самую высокую мерку. И вполне справляется с этой меркой. Он не хочет выдумывать, на войне событий и без выдумки хватает. Не случайно, он и сам написал во врезе к роману, что «Кто-то романы сочиняет – а я там живу…».
Я предчувствовал, еще когда Захар только собирался на Донбасс, писал о том, что за поездкой неизбежно последует его новая проза о Донбассе. Даже Захар тогда еще так не думал. Вообще, Прилепин – писатель не по расчету. Скорее, жизнь свою он еще может планировать, а уж прозу вряд ли.
Проза у него просто пишется. Вот Захар приезжает на Донбасс, формирует свой батальон, участвует в боях, встречается с главой Донбасса Захарченко. Друзья, враги, и все живые люди.
Роман написан за месяц. Такую книгу и нельзя было долго писать. Месяц и все. Потому что не выдумывал, а писал о реальном мире войны.
Конечно, убедителен образ главы Донбасса Александра Захарченко, убедительны все герои книги, до предела реальные. Но дело не только в этом. Донецкая война стала фактом большой литературы, и уже навсегда. Как было с прозой Ремарка и Хемингуэя, с прозой Василя Быкова и Юрия Бондарева. Остается только понять, кому это все нужно? Для чего гибли эти люди, для чего ведутся войны? Убедителен и образ самого Захара Прилепина. Ему веришь.
Веришь даже тому, что у него и в мыслях, когда собирался на Донбасс, не было сочинять такую книжку.
Как сам Прилепин пишет: «Сорок раз себе пообещал: пусть все отстоится, отлежится – что запомнится и не потеряется, то и будет самым главным. Сам себя обманул.
Книжка сама рассказалась, едва перо обмакнул в чернильницу. Известны случаи, когда врачи, не теряя сознания, руководили сложными операциями, которые им делали. Или записывали свои ощущения в момент укуса ядовитого гада, получения травмы. Здесь, прости Господи, жанр в чем-то схожий…».
Вот так книжка не столько писалась, сколько жила. И доживала до Победы.
Это принцип Прилепина. Жить, а потом писать.
Это уже часть новой литературы двадцать первого века. Доказательство того, что великая русская литература жива, и будет жить. Захар не просто воевал на Донбассе, а сам же создал свой батальон, вооружил его и стал воевать. Впрочем, не воевал, а жил, жил со своими детьми, со своей женой, которых перевёз туда. Все неразрывно, война и жизнь.
«В деревню, где прятались от городских животных мои сердечные, мои тёплые, мои единственные, закатились мы на «круизёре» ликующей компанией: Араб, Граф, Тайсон, Шаман, Злой, Кубань.
Три дня плавно, по-пластунски, перебежками переползали из бани в реку, из реки за стол, из-за стола в баню. Мои бродяги, мои стреляные, убитые, восставшие из праха, прах поправшие, – переиграли с детьми во все игры, переговорили с женою все разговоры; на четвёртый день она нас провожала – беззвучные слёзы текут по лицу, говорит: «Я приеду к вам, мои родные, и всех детей привезу».
Вот так: от детей и пирушек к войне, от журналистских расследований к взятию языка по приказу своего президента…
«На Донбассе жило и молча тянуло лямку великое множество людей, которые были несравненно храбрей меня и куда лучше знали военное дело. Которые свершали немыслимые подвиги и не всегда получали за свершенное награды и благодарность… Я никогда не смогу так жить и так умирать. Рядом с ними я – пыль земная».
Не думаю, что Захар равен пыли, но у него и задача была иная – оставить уже навсегда в истории и эту войну, и этих людей. Кто бы и как ни относился к этой прозе, но она уже есть, и навсегда.
Критики, недолюбливающие Прилепина, еще не прочитав книги уже заявили, мол, пиарится. А я думаю, даже если бы и пиарился, но о войне-то сказал вовремя и все, что нужно, и за тех, и за других. Даже за тех, кто по другую сторону фронта. Такие же славянские ребята. Он наделил своей любовью и добротой всех своих героев. Мне интересно было узнать, а как же к нему относятся сами боевые друзья? Читаю у Александра Казакова, ближайшего советника Захарченко, что думали о Захаре в кругу донецкого руководства: «Есть такой фильм – «Свой среди чужих, чужой среди своих». Там есть эпизод, когда местные руководители решают, кого послать в опасное сопровождение особо ценного груза. И обсуждают кандидатуру Егора Шилова (Богатырёв играет которого). Так вот, при обсуждении главный руководитель говорит: тяжёлое время и так далее, а Егор Шилов… и тут лица его товарищей озаряют улыбки, звучит правильная музыка и пробивается луч света.
Вот так и к Прилепину относились Захарченко и его товарищи. Принесли какую-нибудь кляузу на Прилепина, а Захарченко говорит: «А Захар…», и тут у всех добрые улыбки и луч солнца пробивается сквозь тучи.
Ну как-то так относились к Прилепину руководители Донецкой Народной Республики. И я вместе с ними….».
Скажу честно, у меня точно такое же отношение к Прилепину, невольно улыбаюсь ему навстречу. Да и в романе его, несмотря на весь ужас и кровь, прорывается тонкая улыбка надежды. Все-таки, как говорил Захар: «Некоторые не попадут в ад». Книга – гениальная. Надеюсь, у нас в России начнется с нее новый великий литературный период.
Как уже не раз бывало: начало девятнадцатого, начало двадцатого, сейчас начало двадцать первого. Ещё держатся ветераны: Проханов, Куняев, Личутин… Еще сильно среднее поколение: Петр Краснов, Алексей Варламов… Но впереди уже литература ХХI века.
Думаю, она будет равна своему веку. Сам Захар Прилепин попадать в ад точно не намерен, но он еще и не одну тысячу людей от этого ада отвлечет на более важные дела. Детей, к примеру, рожать (у Захара их четверо), писать книги, воевать за Россию, строить везде, и всегда и не унывать. Может, за это его и недолюбливают наши «патриоты», уже десять лет ноющие, что Россия пропала. А вы не нойте, а стройте её, господа-товарищи. Как строит её Захар Прилепин.
ПРЕДЫДУЩЕМУ
Не надо уж так бить наотмашь автора его же романом, г-жа комментатор. Может быть, вам самой не по силам такой масштаб охвата, какой представлен в "Обители"?
Может, за что-то попроще стоило взяться для критики? Глубина финала оказалась вам недоступной, хотя, скорее всего, вы до финала так и не добрались. При диагональном чтении до него трудно добраться. Ведь Захар Прилепин в нём никак не лобовым писателем проявлен, а глубоко и тонко психологичен. (Речь не о дневниковом довеске к финалу, а о самом финале. Хотя, возможно, вас смутил именно этот довесок. И тут бы мы с вами пришли к согласию в его, довеска, оценке.)
Что касается вашего размаха для битья романа "Некоторые не попадут в ад" - и тут позволю себе не согласиться. Судя по вашей лексике, вы специалист рубить наотмашь. Знаю Прилепина как автора честного и искреннего. Ну куда же деваться от того факта, что АВТОР САМ ТАМ БЫЛ? И так, именно так, а не по-другому ему виделись эти люди и эти события.
Ваше видение - иное, к тому же сомневаюсь, что вы сами там были...
Глянул на вашу прозу.ру. Разочарованно понял, что вы уровня серенькой мышки, но говорунья та ещё.
Совет: если нужно выговориться во что бы то ни стало - беритесь за что-то попроще и помельче, нежели проза Захара Прилепина.
Написала критический отзыв сейчас и забыла подписаться под ним, получилось,как трусливый доброжелатель, да?
Это я, Марина Славянка.И повторяю. Получив представление о необычных возможностях этого писателя, о его таланте
на примере его "Обители" считаю, что роман "Некоторые не попадут в ад"захар Приоепин запорол.
И именно потому, что он там был, что материал собрал замечательный, дорогой материал, он мог, ему это по силам ,написать грандиозную вещь...
А и правда ведь было бы чуть ли не начало новой эры в литературе.
А так...Насчет месяца на писание романа , спешка нужна при ловле блох, а не при работе над романом.
У Солженицына в "В круге первом" хорошие слова есть про "вершки", про важность последних мазков...
Не перехвалите! Роман-то местами совсем сырой. Прилепин очень талантлив,
Свой класс он показал в "Обители"... Неплохое произведение, но для этого автора- слабовато.
А материал-то собрал мощный. Для другого автора и это исполнение было бы отличным, а для Прилепина в какой-то степени угроблен материал.
Потому, что он не выложился, причем далеко не выложился в этом романе.
Взяв такой высокий уровень а "Обители" он не сумел тут удержаться на набранной им высоте.
Имея такой ДОРОГОЙ маериал, мог бы сделать очень сильную вещь. Жаль...
"Когда мужик войны не видел, то он вроде нерожавшей бабы — идиотом живет". (А. Платонов, Котлован). Завтра Андрею Платоновичу - 120 лет...
С уважением, благодарностью Владимиру Георгиевичу за рецензию, горечью, что не могу приобрести, прочесть роман,
Л. Владимирова (Одесса).
С каждым словом В.Бондаренко о книге согласна. Очень сильный роман!
В России всегда покупаю книги. Этим летом сразу купила Прилепина " Некоторые не попадут в ад" и тут же начала читать. Когда мне интересно, переодически книгу откладываю на несколько минут , чтобы переварить.Читала медленно, целых три дня. Всех его героев знаю, следила за ними по публикациям в СМИ. А Захар Прилепин открывает- вот она какая -эта война! " Наш несчастный неприятель". Никакой ненависти, только снисходительность. Не враг , не оккупант, а оболваненный. Книга о людях разных и о себе. Книга предельно честная. "Какие-то твари лепили на меня липовые дела"."На меня нет никакого компромата. Весь компромат на себя я рассказываю сам". Захар , его командир, друзья - люди мужественные,честные и светлые. Всё своё окружение Захар описывает как-то графически, без ярких мазков масляных красок ,но люди видятся реальные, симпатичные, настоящие. Я как читатель - с ними, с этими людьми. Спасибо за книгу!
Поразительно светлая рецензия! А ведь речь о книге, где главный герой – обжигающая правда войны. И если вначале не было Слова, чтобы отвести беду, то сейчас, братья-славяне, не во спасение ли Слово, выстраданное Захаром Прилепиным? Виктор Петров