Игорь ШУМЕЙКО. ОТРЯСАЯ РЕАГЕНТ. Новые стансы к Москве
Игорь ШУМЕЙКО
ОТРЯСАЯ РЕАГЕНТ
Новые стансы к Москве
Не читавшие книгу Евгения Лесина «Кормление уток на берегу реки Сходни», поди не представляют, что течение столь тяжелой социопатии может быть записано в таких бодрых, даже бойких ритмах:
Хорошо, когда есть дело,
Затаился и молчи.
И Москва похорошела,
Жаль мешают москвичи.
Вот бы их куда поближе
К пеплу, яме и траве.
Патриоты все в Париже,
А предатели – в Москве.
Улетели птичьи стаи,
Кошки выгнали собак.
Покидают нас трамваи,
Остается только мрак…
Вместо законно ожидаемых читателем надрыва, блюза – под обложкой книги рок-н-ролл. Причем настоящий: я нарочно попробовал пропеть этот стих (и еще несколько) под «Rock Around the Clock» Билла Хэйли – прекрасно ложится, при небольшом проглатывании окончаний строк, что, кстати, принято и в «зарубежной эстраде».
Пауки не лезут в банки,
До утра закрыты рынки,
От Ходынки до Хованки,
От Хованки до Ходынки.
Жизнь ушла, а я на базе.
Давят круглые томаты
То китайцы на Кавказе,
То в Китае азиаты.
Мир как воля для тростинки,
Пир души и дело блуда,
От Хованки до Ходынки.
Как отсюда и дотуда.
Не ходите в комитеты
Где решаются решенья.
Да какие там бюджеты?
Ну какие улучшенья?
Вы на Кипре и на Крите,
Там и плюйте, дорогие,
Вы, товарищи, пилите,
Гири точно золотые.
Вы пилите, вам зачтется
В избирательной кабинке,
От Хованки Русь несется
До Ходынки без запинки.
Неопытный в поэзии и психологии читатель (о нем далее) ошибочно определил основной тон книги Лесина «агрессивная ностальгия, плач по утраченной Москве, мизантропия…».
Нет, как раз к антропам, сиречь людям, автор относится довольно терпимо, но вот окружающий «экзистенциальный порядок вещей»… Что ж рассмотрим список предметов и обстоятельств об утрате (или порче, или «уже не те») которых он выразительно сожалеет: снег, лёд, московский район Тушино, трамваи (особенно польские), немного троллейбусы, утки (видно и по титулу книги), водка.
И список новшеств вызывающих его неприятие: новостройки, реагент сыплющийся на улицы (съедающий любимые снег и лёд), телеканалы (все), благоустройство улиц и дворов, саранча из Бирюлева (интересно, о ком это?), дождь.
И что мы видим на страницах книги? Ведь, известно: «ностальгия – тоска, печаль по утраченному». Примерами настоящей ностальгии Анна Наринская, спецкор ИД «Коммерсантъ» (им ли не знать!), называет "Другие берега" Набокова, прозу Бунина, Шмелева.
Но у Лесина и об утраченном (список 1) говорится с той же злой веселостью, что и о реагенте. Так что это: социопатия, как и было сказано…
Одна бывшая моя студентка, увидев книгу, взяла почитать. Я преподавал когда-то журналистику, встретились мы на скучнейшей пресс-конференции (что-то о новых технологиях в строительстве). Собственно, вышеупомянутый «читатель» и была она, симпатичная троечница, а не как выражаются в переносном смысле: «сегодня наш зритель/читатель…». Это она обвинила Е.Э. Лесина в «ностальгии, мизантропии», возвращая книжку в конце мероприятия. С популярным ныне у молодежи выражением лица, словно жалеет о пропущенных новостях строительного комплекса.
Что ж, «преподов бывших не бывает» (сейчас ветераны практически всех профессий применяют к себе этот бодрый штамп) и я вспомнил, как настаивал на «введении в ткань репортажа, очерка – цитат, аллюзий, примеров из литературы. Даже если они в принципе не могут быть знакомы аудитории вашего СМИ, все равно, эта зацепка будет будоражить»… В общем, принялся за старое.
– Видишь ли, Оля. Это не Лесин Е.Э. гонит москвичей к яме, пеплу, а его «лирический герой» (без этого посредника опять не обойтись!) Это он, герой лирический, на засыпанных тротуарах и опустевших трамвайных линиях выискивает, конденсирует по каплям истерию «москвичей», предугадывая(!) за несколько месяцев до… (книга вышла весной) – митинги, визги. Ну, как… лирический герой «Записок из подполья» – это ж не Достоевский. А у Лесина Е.Э. как раз одна книга и называлась «Записки из похмелья»…
– А почему утки?
– Ну-у, Оля... Это как «Утиная охота» Вампилова, но наоборот. Не разговорной прозой, а в рифму, не в Иркутске, а в Москве, не с двумя охотничьими двустволками, а четырьмя буханками хлеба уткам. А так все сходится: там распалась семья и герой идет на утиную охоту, тут расстроилась свадьба…
Видно свадьбу отметить решили,
А невеста, убив жениха,
Убежала с любовником в Чили,
Продавать дорогие меха.
Не случилось разгула и пьянки,
Вот и вынесли свадебный стол.
Взял я хлеба четыре буханки
И на Сходню к оврагу побрел.
Где-то плещется тёплое пиво,
Кто-то в спину стреляет врагу.
Утки, крякая нетерпеливо,
Ждут меня на моем берегу.
Плохо – не было свадьбы и пьянки.
Утки злобно в ответ: «Хорошо!».
Я скормил им четыре буханки
И еще за добавкой пошёл.
А по существу разбираемой книги могу сказать следующее. С оценкой Евгением Лесиным примеров нынешнего благоустройства я решительно не согласен. Более того, являясь некоторым образом экспертом по городской инфраструктуре, автором многих очерков в НГ-Наука (спросите у А.Ваганова) и даже пяти статей по этой теме в научных, ВАКовских изданиях, могу утверждать: последние 10 лет – один из самых успешных периодов в истории города, сравнимый с концом XIX века, когда в Москве под руководством городского головы/мэра князя В.М. Голицына в считанные годы появилась: канализация, электричество, трамвай, телефон… Автор и сам неожиданно признает высокий уровень комфорта МЦК, хотя в поездке и распивает спиртные напитки (впрочем, может и благодаря им).
Однако при полном онтологическом несогласии с Евгением Лесиным не могу не отметить следующее. Строки, рифмы ложатся прочно. Как тротуарная плитка под киянкой опытного гастарбайтера:
В квартире чепуха,
Отметили победу
Я до ВДНХ
из Бабушкина еду.
И это постукивание индуцирует два невольных поворота настроения: сначала начинаешь сожалеть об этих польских трамваях, а затем, в опустошающем ритме, отупев от нескончаемого перечня несущихся городской фактур – словно машешь рукой: Да и катись они!
Заразительность ритма рецензируемой книги, кратко, я могу доказать пожалуй лишь собственными двумя четверостишиями, невольно индуцированными, шамански навеянными её чтением:
Не терплю больше этот Содом,
Тут и жители все: содомиты.
Знаю, что с ними станет потом –
Не пророки, но лыком не шиты!
Не хотел их судьбу разделить,
Переехал, за прессой слежу.
Скоро-скоро!
Тут соседи: ОК! Можно жить.
Да и город уютный… Гомор-ра!
типа P.S.
Не хотел особо травить автора «Кормления уток на реке Сходне», но слишком уж интересен мне всякий опыт общения с другим поколением, которое, как ни крути, но сменит нас. О своем преподавании истории (в другом Универе) публиковал очерки и даже как-то раз стихи. Что там у них на уме? Порой кажется, один только рэп (наличие в их поколении исполнителей и слушателей(!!) этого словесного дерьма) – аргумент против попыток поиска всяких взаимопониманий, но все же любопытство пересиливает. Вот и свою экс-студентку, аттестовавшую Лесина Е.А. «ностальгирующий мизантроп… добренький только с утками» я тогда решил немножко поддразнить. Не без элементов зондажа, «литературного теста» (или «квеста»?): как наше слово отзовется? Объяснил, что это «Кормление на Сходне…» - было только «Прикармливание...», что скоро выйдет и продолжение «На Сходне-2», и уж там, собрав всю стаю, он, Лесин Е.А. им покажет! Никаких сантиментов, только дробь №8 и десятый калибр… Заинтересовал? Не знаю – потому и оставляю этот «сиквел» - за пределами статьи, «в каментах»…