ПУБЛИЦИСТИКА / Александр БОБРОВ. СО ВРЕМЁН ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ… Заметки с 32-й ММКВЯ
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. СО ВРЕМЁН ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ… Заметки с 32-й ММКВЯ

 

Александр БОБРОВ

СО ВРЕМЁН ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ…

Заметки с 32-й ММКВЯ

 

Книжной ярмарке повезло: в Москве царило бабье лето, в выходные проходил День города, и на ВДНХ была пропасть народа – толпа на выход из метро, во все ларьки и шалманы. А вот на самой ММКВЯ ажиотажа не было, потому как на такие собрания по билетам, пусть и дешёвым, идёт своя публика, которая от массовости вокруг – не зависит.

Второй раз на выставке был  стенд Союза писателей России, на этот раз внутри самой сократившейся экспозиции, в которой особенную роль отводили художникам-иллюстраторам книги. Рядом с нашим стендом оборудовали обширное выставочное пространство таких иллюстраторов. Как автор книги «Родина облаков. Замоскворецкие встречи и были» сразу подошёл увидеть плоды любопытной акции:  17 московских художников мастерской «Простая школа» и комиксист Алессандро Марторелли из Италии совершили трёхдневную прогулку по моему родному Замоскворечью, получили просторную выставочную площадь и представили нечто невообразимое: детские по уровню, но не по свежести взгляда рисунки – неумелые, плоские, безликие. Редкий случай, когда их можно (и нужно для отрицательного образца) представить на газетной черно-белой  полосе. Что происходит? – уже и самый московский район Москвы не пробуждает ни вдохновения, ни профессионального старания… Откровенная халтура! Если это и «Простая школа» – то имени той простоты, которая хуже воровства, по русской поговорке. Публики – почти  не было. Кстати, если в день открытия на встрече с каким-то премированным и раздутым автором редакции Шубиной собирается 15-20 человек и продаётся 10 книг для автографа – то и это никак ярмарочным успехом не назовёшь. Что уж говорить про нераскрученных авторов? По моим наблюдениям, больше всего публики собрал на стенд «Молодой гвардии» Захар Прилепин, который отвечал на остро политические вопросы.

Посетовал в Фейсбуке, что и писатели не проявили особенного внимания к своему стенду, и студенты кафедры журналистики прогуляли выездное занятие, хотя именно студенты направления литературного творчества МГИК добросовестно помогали торговать на стенде. Тут же огрызнулся Григорий Шувалов, которому торжественно вручали билет на сцене ЦДЛ во время открытия 15-го Съезда Союза писателей России: « Да вы уже сами себе не интересны, не то что читателям». Вот так, всех чохом припечатал, отделяя нас от «интересного» себя. Лишь бы воздух испортить, словно он не знает, что какая-нибудь  книга, получившая премию Национальный бестселлер, может быть выпущена смехотворным для названия тиражом 2 000 экземпляром и долго оставаться в продаже. Да и чего ждать, если приходит на смену вот такое литературное пополнение? А как напыщенно вещает про выложенные собственные стихи: «Спрашивается, зачем это нужно читателю? Поэт не пророк: пророк говорит от имени Бога, поэт – от себя, а от себя можно сказать всё, что угодно, тем более в стихах. Поэту, как и всякому человеку, свойственно заблуждаться, он легко может сбиться в пошлость, ханжество, неверие. Но если он будет прислушиваться к своему таланту, он не потеряется, ведь талант Божий – это спасительный маяк, ведущий нас сквозь тьму наших заблуждений». О как! И тут же манерные стишки:

Любовь, отжившая давно,

во мне уже не возродится.

Не страшно жить, не страшно спиться,

а страшно то, что всё равно…

 

Пошлым, декларативным  равнодушием так и разит, а других именно в нём – обвиняет. Диву даёшься подобному «молодому» – лучше бы и впрямь спился! Упоминаю только потому, что это  типичный продукт безвременья.

 

На колоритно оформленном стенде Беларуси – почётного гостя 32-й Московской международной книжной выставки-ярмарки был воспроизведён печатный станок, на котором Франциск Скорина в 16 веке отпечатал Библию. Символично, что Владимир Лиходедов – автор историко-просветительского проекта «В поисках утраченного» – предложил провести мастер-класс со студентами Московского гуманитарного университета: «Вы будете первыми – кто самая бойкая?». Второкурсница Настя Голдабина изготовила форматный лист бумаги из льна и древесных волокон по старинному рецепту черпанной бумаги, а Кристина Луспарян сделала оттиск страницы Библии, которую вот так же бережно снимал со станка Скорина. Черпанная бумага доказала, что она со времён Франциска Скорины и Ивана Фёдорова – неисчерпаема по своему значению как носитель смыслов и премудростей веков.

Свои книги на форуме представили 33 страны, среди которых есть и Великобритания, и Венгрия, и Китай, и Украина, и даже Латвия с Эстонией. Со среды по воскресенье 8 сентября в 75-м павильоне ВДНХ для поклонников книги состоялось более 600 мероприятий с многочисленными дискуссиями по актуальным вопросам современности, прошли встречи с любимыми писателями. Кого предложили в пресс-релизе в «любимые» – я, правда, несколько опешил: большинство перечисленных я, многолетний редактор, публицист и профессор, – просто не знаю. Первый раз фамилии вижу: «Шамиль Идиатуллин, Булат Ханов (?!) и другие». Хотя, конечно, и неизменный Михаил Веллер присутствует, и названный писателем Владимир Познер, и вездесущий Дмитрий Быков, который выступал в первый же день на подиуме напротив сцены, где представлял новую книгу Юрий Поляков и вдруг закончил выступление взвизгом: «Ура! Мы победим…». Увы, так оно может и случиться. Да во многом так и происходит по воле Роспечати и определённых СМИ. Например, упорно рекламируется какая-то феминистская встреча и представлена как «звёзда» на круглом столе «Феминизм и книгоиздание: новая этика» Мария Нестеренко, филолог, автор сайта «Горький», редактор фем-серии издательства Commonplace, которая поступила в докторантуру Тартуского университета. А ещё навязывается Галина Рымбу – «поэтесса, критикесса, кураторка, философиня, феминистка» (Украина). Ну, даже любопытно стало, чего пишет-то философиня?

за ширмой этой вот поэтики

я говорю я говорю

как будто бы шумерские кирпичики

на жаре скоблю

рифму скорблю не ожидая

ты будешь самый утопист

на солнечном плато сияя

а воздух весел и лучист…

 

И прочая откровенная белиберда! Зачем это? Для кого? Некоторые студенты нагло пропустили занятия на выставке, хотя я их проводил впрямую по расписанию, но ведь спад интереса к литературным мероприятиям после этого можно понять: попадёт неиспорченная девушка с журфака на такую встречу и – что? Как ей дальше про современную литературу рассказывать? Виктор Кирюшин, побывавший на стенде Союза писателей России, вспомнил, что 5 сентября – день рождения графа Алексея Константиновича Толстого, русского поэта, прозаика, драматурга и привёл его слова: «Тяжело не упасть в такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самоё честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!» (А.К. Толстой "Князь Серебряный"). Оказывается, мало что изменилось – только усугубилось!

Провели встречу на стенде Союза писателей России, где представлены молодёжные номера «Нашего современника» и «Дня литературы», произведения так называемых «новых традиционалистов» и хорошие книги русских писателей. Не хочу впопыхах кого-то сравнивать и рекламировать, но перекошенность литературного процесса, организуемого Роспечатью – видна  с первого взгляда. Например,  каждый год проводится конкурс «Лучшая книга года» в 10 номинациях, на сайте выложены претенденты на звание лучшей прозы года, они просто заведомо известны, представляют одно издательство и даже – одну редакцию-монополиста на всю «новую прозу: Рубанов А. Финист – ясный сокол: роман. АСТ: Редакция Елены Шубиной – книга и без того получила недавно премию «Большая книга» и Водолазкин Е. Брисбен: роман. АСТ: Редакция Елены Шубиной, которая опять выдвинута на БК книгу. За что – совершенно непонятно! Натурально, в номинации «Проза года» был отмечен роман «Брисбен» Водолазкина. В "Дне литературы" вышла статья студентки-второкурсницы МГИК (литературное творчество) Анастасии Кобозевой об этой  скучной книге, которая уже объявлена бестселлером. С ходу! Это только у нас в России возможно – без читательского интереса бестселлером называть да «Большую книгу» обязательно давать. https://denliteraturi.ru/article/4229

Настя глянула шорт-лист БК, решила ознакомиться с неизменным победителем и – ужаснулась. Написала честно, порой излишне дотошно – как, за ЭТО? Статью начали читать, горячо обсуждать, но потом пошло невероятное – кто-то просто сорвал работу сайта на манер украинских ботов. Пришлось редактору газеты под напором «поклонников» Водолазкина смещать страницу в безопасное место: вот что бабки делают! Понятно, что здесь не только нравы питерского болота, но элементарно – деньги! Ну, ладно "Лавр". Потом странный и неинтересный "Авиатор" – опять БК, теперь эта лабуда с незапоминающимся названием. Откуда название австралийского города? – объяснение элементарное: попасть туда стремилась мать героя: «Говоря о городе своей мечты, мать назвала Брисбен. Когда её спросили, почему именно этот город, ответила просто: красиво звучит… Годы спустя, когда Глеб уже заканчивал школу, Ирина на сэкономленные деньги хотела купить себе путевку в Австралию. Её вызвали на парткомовскую комиссию, которая должна была разрешить ей поездку, точнее, как выяснилось, – не разрешить». Как можно на «сэкономленные деньги» слетать в какую даль – и сегодня не объяснить. Да оно и не надо – главное, премию получить…

В номинации «Поэзия года» победил сборник стихов и поэм Дмитрия Воденникова «Небесная лиса». Ну, чего бы ни написал – ведущий поэт, даже если ведёт в болото обывательщины и антипоэзии:

…Полетим на юг Москвы посмотреть 

как там Оленька здоровая живет,

полетим с тобой на запад посмотреть 

как там Ирочка счастливая живет,

и на север полетим посмотреть,

как там Сеня с Сашей в Питере живет,

Рома, Настенька и Светочка живет

(у меня уже такой большой живот,

что осталось только несколько минут) 

ну живут  и слава богу, что живут…

 

Да, животы у них большие – все гранты и премии сожрут и переварят! Это уже стало не издержками текущего литературно-издательского процесса и информационной политики, а – принципом, приметой времени. Но, несмотря на все эти горькие раздумья и критические замечания, выставка – это всё же праздник. В выходные дни на ней была особенно обширная программа, связанная с детской книгой – российской и итальянской почему-то. Для специалистов прошёл научно-практический семинар «Аналитика чтения и оценка читательских компетенций детей и подростков», а для родителей с детишками – интерактивные игры, викторины, встречи с авторами и иллюстраторами детских книг, сайтов и блогов.

Обширную программу подготовил стенд почетного гостя форума – Республики Беларусь, где сегодня – просто бум исторических и краеведческих изданий. Там прошли презентации продуманных государственных проектов, которые посвящены важным датам в истории страны: Году малой родины в Республике, 75-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков, – и совместных проектов писателей Белоруссии и России. В частности, гости смогут познакомиться и приобрести такие издания, как «Адреса русской литературы в Беларуси. Адреса белорусской литературы в России». Вот чего не хватает в России – продуманной государственной политики в сфере книгоиздания и писательской деятельности с наглядными плодами! И немудрено – откуда она возьмётся, коль всей этой сферой руководит министерство… связи, то есть технократы по давнему и странному решению высшей власти, которая не желает ничего пересматривать. Просто нет другой такой страны в Европе. Если это – особый путь России, то тогда лучше  в общем цивилизационном русле. Впрочем, о Белоруссии продолжим разговор на пленуме Союза писателей Беларуси и России в Могилёве 3-4 октября.

  

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии